Напоминание

Развитие речи у детей


Автор: Поникарова Ольга Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ТФ ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда»
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Развитие речи у детей
Тема: Развитие речи у детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

1.

Используйте каждый удобный момент для развития речи.

Для этого не обязательно выделять специальное время для занятий. Развитие речи

происходит постоянно и Вы можете заниматься с ребенком не отрываясь от

домашних дел, на прогулке и т .д.

Проговаривайте ВСЕ события, которые происходят с Вами и ребенком. Например,

Вы хотите предложить ребенку попить/пойти гулять/читать, играть и т.д. Сначала

спросите: «Ты хочешь пить компот?».

Дождитесь реакции.

Предложите ребенку напиток со словами: «Вот компот. Он вкусный. Сладкий.

Чашка какого цвета? (пауза, пусть ребенок ответит) Чашка красная».

Постарайтесь говорить как можно больше.

Возможно, надевая ребенку ботинки несколько раз в день Вам кажется глупым

снова и снова повторять одно и то же: «Что это у нас? [пауза, ждем реакции] Ботиночки.

Ботиночки надеваем на ножки. Где у Феди ножки? [пауза, ждем реакции] Правильно, вот

они! Ботиночки синие. Какого цвета ботиночки у Феди?». Проявляйте фантазию, каждый

предмет, событие или действие можно «обговорить» сотнями фраз. Кроме того, ребенку

важно многократное повторение (повторение – показатель стабильности окружающего

мира).

Формируйте мотивацию.

Ребенок не будет говорить, если у него не мотивации пользоваться словом. Важно

не предугадывать потребности и желания. Вы часто знаете, что хочет ребенок еще до того

момента, когда он ПОПЫТАЛСЯ обозначить свою потребность. Потерпите. Дождитесь

вербальной активности (любого звука, обозначающего потребность или желание) от

ребенка.

2.

Используйте прием непонимания.

Даже если Вы знаете, что просит ребенок, не спешите. Спросите: «Что ты хочешь?»

(как вариант эффективно сказать «Что ты хочешь, я не понимаю» или «Скажи словами, я

не понимаю»). Сделайте паузу (это вопрос довольно сложный и речевой реакции может не

последовать, зато будет, например, указательный жест). Далее сформулируйте в вопросе

просьбу ребенка: «Ты хочешь слоника/залезть на стул/почитать книжку?» Дождитесь

реакции (может быть, это ответ «да», кивок головой или другое). Выполните просьбу

ребенка, похвалите его: «Молодец, что сказал(а). А то я не знал(а), что тебе нужно. А так

ты сказал(а) и мы достали слоника».

3.

Не коверкайте слова, говорите правильно, простыми фразами.

Не используйте слова, которые употребляют Ваши дети. Например, ребенок

смотрит на картинку и говорит «Мууу». Он использует звукоподражание. Это очень

хорошо. Это важный этап развития речи. Но для стимуляции речевого развития нужно не

забывать и слова. Поэтому Вы должны похвалить ребенка и повторить новое слово:

«Молодец, правильно, коровка говорит «Мууу».

Говорите четко, с выразительными интонациями.

Старайтесь эмоционально окрашивать Вашу речь. Не бойтесь «переиграть».

Дополняйте свою речь выразительными средствами (мимика, пантомимика). Такая речь

лучше воспринимается ребенком.

Хвалите!

Хвалите за все! За попытку повторить за Вами слово, за речевую инициативу.



В раздел образования