Напоминание

Из опыта работы по профилактики ПДД


Автор: Светлана Ивановна Тихомирова
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №57 «Рябинка»
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Об организации работы по профилактике детского дорожно транспортного травматизма
Тема: Из опыта работы по профилактики ПДД
Раздел: дошкольное образование





Назад




Об организации работы по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма.

Из опыта работы заведующего МБДОУ №57 «Рябинка» г. Калуги С. И. Тихомировой

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Реалии сегодняшней жизни – дороги, транспорт. Интенсивность транспортных потоков на

улицах быстро возрастают, скорость, движения будет увеличиваться в дальнейшем. Данные

статистики о ДТП с участием дошкольников, отсутствие системы обучения детей дошкольного

возраста правилам дорожного движения направляют работу дошкольного учреждения на поиск

более совершенных, новых подходов в решении данного вопроса. Ежегодно на дорогах нашей

страны происходит множество ДТП, в которых погибают десятки детей, сотни, получают травмы

и ранения.

А ведь дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Для них

дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение

обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует

абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Проблема обучения детей

безопасному поведению отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую

остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа

автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного

движения.

Об актуальности и усилении работы по профилактике дорожно-транспортного

травматизма, свидетельствует и требования нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 192ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О

безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020

годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г.

№ 864;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ

Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России

14.11.2013 № 30384);

В статье 29 п.1 закона РФ «О безопасности дорожного движения» отмечено, что: «Обучение

граждан Правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах возложено на организации,

осуществляющие образовательную деятельность». В связи с вышеизложенным мы приняли

решение

об организации работы по профилактике детского – дорожно – транспортного

травматизма в соответствии с современными требованиями. Свою работу начали с пересмотра

программно – методического обеспечения. Анализ показал, что недостаточно методического

материала в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования

по обучению детей правилам дорожного движения.

Было принято управленческое решение обновить содержания работы с детьми по данному

направлению за счёт внедрения инновационного учебно – методического комплекта под

редакцией Любовь Матвеевны Клариной, Анны Александровны Прилуцкой «Дети и дорога:

основа безопасности», которое

представляет собой совокупность учебно- методических

материалов по обучению дошкольников с 3 до 7 лет безопасному участию в дорожном движении.

Пособие разработано с учетом основных положений Федеральных законов.

В

пособии

представлен

материал,

отражающий

современные

подходы

к

обеспечению

эффективного обучения дошкольников безопасному поведению на улицах и дорогах. Даны

рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей по отбору содержания, методов и форм работы

с дошкольниками для всех возрастных категорий, описаны образовательные ситуации, которые

могут быть включены в образовательный процесс ДОУ для формирования у детей навыков

экспериментальной деятельности по выявлению свойств объектов и закономерности явлений,

лежащих в основе правил безопасного поведения (пешехода, пассажира, водителя); ситуации,

связанные с движением транспорта, с работой машин и механизмов на улицах городов, на детских

площадках.

Данный учебно – методический комплект был предложен педагогическому коллективу к

изучению. Педагоги при обсуждении его на педагогическом совете высказывали положительные

мнения о его содержании и предложили включить методический комплект в образовательную

программу.

Вместе с тем, мы понимали, что во вторую часть программы, формируемую участниками

образовательных отношений, можно включать авторские, парциальные программы. Было принято

решение о разработке парциальной программы на основе рабочего комплекта «Дети и дорога.

Основы безопасности».

Был издан приказ о создании творческой группы, в котором определены сроки составления

программы, ответственные лица. Контроль за исполнением приказа возложен на руководителя.

На педагогическом совете творческая группа презентовала парциальную программу «Ребёнок и

дорога».

Для того, чтобы получить внешнюю оценку

уровня методической разработки и

профессиональную компетентность разработчиков Программы, мы обратились к руководителю

магистерской программы «Методическое сопровождение в дошкольном образовании» Института

педагогики КГУ им К.Э. Циолковского, члена- корреспондента Академии педагогических и

социальных наук, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Наталье

Александровне Гущиной, которая в свой рецензии

отметила, что программа способствует

обновлению воспитательных функций в работе с детьми дошкольного возраста в свете

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

дошкольного

образования

и

достоинством представленной разработки является то, что дидактические вопросы нашли

отражение в соответствующих структурных элементах, проблемы целеполагания воплощены в

методической разработке в полном объёме.

Для введения в практику работы образовательного учреждения нового содержания в программу

мы поставили перед собой цель: создание условий для работы по профилактике детского –

дорожно – транспортного травматизма посредством внедрения парциальной программы «Ребёнок

и дорога».

Для достижения цели решались следующие задачи:

Создать условия, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам

дорожного движения и формированию у них необходимых умений и навыков, выработки

положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, посредством их обучения

методике проведения занятий и других видов деятельности по привитии ребёнку приёмов его

безопасного поведения на дороге;

Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного

движения:

Активизировать

пропагандистскую

деятельность

по

правилам

дорожного

движения

и

безопасному поведению на дороге с привлечением социума.

Остановлюсь на характеристике результатов, полученных в ходе реализации поставленных

задач.

Для решения первой задачи в образовательном учреждении разработаны локальные акты:

Положение «Об организации профилактической работы по детскому дорожно –

транспортному травматизму»;

- Приказы:

«О внесении изменений в приказ «Об утверждении ООП ДО» в часть,

формируемую

участниками образовательных отношений»;

« О мерах по предупреждению дорожно- транспортного травматизма среди детей»;

«Об

утверждении

правил

«По

обеспечению

безопасности

передвижения

по

дорогам

организованных групп детей»;

«О проведении мониторинга «Создание

условий для организации работы по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма.

Понимая, что только организовав оптимальные педагогические условия, возможно обеспечить

эффективность работы по формированию культуры безопасности. В образовательном учреждении

создана предметно-пространственная среда:

оборудованы уголки по безопасности движения,

изготовлены стенды, макеты улиц, перекрестков, светофоров, полифункциональные ширмы по

ПДД, сделана уличная разметка перекрёста с установкой дорожных знаков и светофора,

приобретены пособия и атрибуты для занятий с дошкольниками (модульные машины пожарная и

скорая, демонстрационное оборудование- дорожные знаки, различные дидактические игры по

ПДД, электронные пособия «Осторожно, улица!», «Юные пешеходы», видео-приложение

«Светофор спешит на помощь», «Советы тётушки Совы», аудио- приложения.

Об успешной работе по второй задачи: «Повысить уровень профессиональной компетентности

педагогов, посредством их обучения методике проведения занятий и других видов деятельности

по привитию ребёнку приёмов его безопасного поведения на дороге» свидетельствует

следующее:

- 5 педагогов из 11 прошли подготовку в ГБУДО Калужской области «Областной центр

дополнительного образования детей им. Юрия Алексеевича Гагарина на базе лаборатории

безопасности; два педагога прошли специализированные дистанционные курсы;

-трансляция педагогического опыта на городском семинаре «Здоровьесберегающие технологии в

образовательном процессе ДОУ» (показ 3-х открытых мероприятий, выступление старшего

воспитателя);

- разработка тематических и методических пособий, конспектов по проведению НОД,

праздников, викторин, досугов, театрализованных представлений, игр и др.);

- результативное участие в профессиональных и творческих конкурсах разного уровня всех

участников педагогического процесса: дети, педагоги, родители, такие как : грамота победителя

Всероссийской акции «Безопасность детей на дороге», диплом победителя Всероссийской

викторины «Азбука дорожного движения», победитель Всероссийского конкурса «Безопасная

дорога детям» и многие другие;

- оформление информационного кейса, в котором обобщён опыт работы педагогического

коллектива по следующим направлениям программы:

Правила безопасного поведения пешеходов .

Правила безопасного поведения пассажиров.

Правила безопасного поведения водителей.

Правила безопасного поведения, чтобы не потеряться. Что делать если потерялся.

3 задача: «Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников

дорожного движения».

Так как семья является субъектом образования, мы очень тесно взаимодействуем с родителями

воспитанников.

Следует отметить, что родители стали активнее участвовать в работе по

пропаганде ПДД за счёт различных мероприятий собраний, мастер – классов, брифингов с

участием представителей ГИБДД, совместных игровых программ, выставок-конкурсов творческих

работ (рисунки, поделки).

Родители наших воспитанников создают социальные ролики, которые используются нами в

практической деятельности.

4 задача: «Активизировать пропагандистскую деятельность по правилам дорожного движения и

безопасному поведению на дороге с привлечением социума».

Для более эффективной работы установлено взаимодействие с социальными партнёрами: ГБУДО

Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49», МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги,

отдел пропаганды ГИБДД г. Калуги.

В целях формирования навыков безопасного поведения детей в дорожной среде дошкольное

учреждение с

2017

года участвует

в реализации

Федерального проекта

«Лаборатория

безопасности». Данный проект реализуется в рамках исполнения поручения Президента РФ

Владимира Владимировича Путина по итогам заседания президиума Государственного совета.

Его

организаторами

выступают

Госавтоинспекция

МВД

России,

Российский

союз

автостраховщиков

при

информационной

поддержке

экспертного

центра

«Движение

без

опасности». В рамках реализации совместного плана работы отряд ЮИД школы № 49 проводит

мероприятия с воспитанниками в игровой, познавательной форме. Руководитель городского

отряда ЮИД «Галактический патруль» Моисеева Евгения Михайловна организовала выступление

юных инспекторов движение перед воспитанниками нашего ДОУ. На базе образовательного

учреждения проходили обучающие мероприятия совместно с отделом пропаганды ГИБДД в

рамках Федеральных акций «Пристегнись», «Однозначно», в которых воспитанники принимали

активное участие.

За период реализации программы отмечается положительная динамика достижения детей

дошкольного возраста в области безопасного поведения на дороге, например, успехи в:

- адекватной ориентировке в ситуациях, которые могут представлять опасность для самого

ребенка как пешехода, пассажира, водителя;

- способности распознавать опасные ситуации, анализировать, в чем состоит опасность, кому она

угрожает;

- выполнение правил безопасного поведения в игровой ситуации;

_ - нахождение способов, позволяющих выйти из опасной ситуации с наименьшими потерями.

Таким образом, организация работы по профилактике детского

дорожно-транспортного

травматизма позволила повысить качество образовательного процесса, профессиональную

компетентность педагогов, способствовала эффективному взаимодействию с социальными

партнерами.

Важно отметить то, что с участием воспитанников ДОУ не зарегистрировано случаев ДТП.

Перспективу развития в данном направлении видим в следующем:

- дальнейшее пополнение Информационного кейса;

- оборудовании уличного автогородка для отработки практических навыков и умений;

- Введение в практику работы ежегодного проведения совместно с родителями и социальными

партнёрами фестиваля «Мы за безопасность».

В заключение и хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона,

который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое

изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном

образовании не просто дань моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Мы идём к цели – свести к минимуму детский дорожно-транспортный травматизм и сделать наш

регион территорией, где детям живется безопасно.



В раздел образования