Автор: Шабанова Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа#5"
Населённый пункт: г Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе по программе Школа России"
Раздел: начальное образование
Развитие познавательных процессов
школьников на уроках математики
.
Математика в начальных классах является основным учебным предметом
,
Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий
,
,
,
овладевают умениями и навыками в области счета
письма
речи без чего
.
невозможно успешное обучение в школе Велико воспитательное значение
:
математики
она
открывает
младшим школьникам дидактические
игры
.
,
,
,
занимательного характера Как известно знания полученные без интереса не
.
становятся полезными Поэтому одной из труднейших и важнейших задач
,
.
дидактики как была так и остается проблема воспитания интереса к учению
.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе
В частности
понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому
,
.
предмету
как математика
Этот предмет воспринимается учащимися как
.
скучный и совсем не интересный В связи с этим учителями ведется поиск
,
эффективных форм и методов обучения математике которые способствовали
,
бы активизации
учебной деятельности
формированию познавательного
.
,
интереса
В
связи
с
тем
что
приоритетным
направлением
новых
,
образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала
актуальной
задачей
становится
обеспечение
развития
универсальных
.
учебных действий
–
Цель
исследования
обосновать
эффективность
использования
дидактических игр и заданий в работе учителя начальных классов
для
формирования
и
развития
познавательного
интереса
у
учащихся
к
.
–
математике
Объект
исследования
процесс
развития
познавательного
.
интереса
у
младших
школьников
на
уроках
математики
Предмет
–
исследования
развитие познавательного интереса у младших школьников
на
уроках математики средствами использования
дидактических игр и
.
:
заданий Гипотеза исследования состоит в следующем повышению уровня
познавательного интереса к урокам математики у младших школьников
способствует включение в процесс обучения систематически проводимых
.
разнообразных дидактических игр и заданий
:
Задачи
изучить
теоретические
основы
формирования
и
развития
;
познавательного
интереса
младших
школьников
выявить
особенности
.
использования дидактических игр и заданий на уроках математики
–
Познавательный
интерес
избирательная
направленность
личности
на
.
предметы и явления окружающие действительность
Эта направленность
,
,
характеризуется
постоянным стремлением к
познанию к
новым
более
.
,
полным и глубоким знаниям
Систематически укрепляясь
и развиваясь
познавательный интерес становится основой положительного отношения к
.
.
учению
Познавательный
интерес
носит
поисковый
характер
Под его
,
влиянием у человека постоянно возникают вопросы ответы на которые он сам
.
постоянно и активно ищет
При этом поисковая деятельность школьника
,
,
совершается с увлечением он испытывает эмоциональный подъем радость от
.
удачи Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и
,
–
результат
деятельности
но и на
протекание
психических процессов
,
,
,
,
мышления
воображения
памяти
внимания
которые
под
влиянием
познавательного
интереса
приобретают
особую
активность
и
.
–
направленность Познавательный интерес
это один из важнейших для нас
.
мотивов
учения
школьников
Под
влиянием познавательного
интереса
.
учебная
работа даже у
слабых учеников
протекает
более продуктивно
Познавательный
интерес
при
правильной
педагогической
организации
деятельности
учащихся
и
систематической
и
целенаправленной
воспитательной деятельности может
и должен стать
устойчивой чертой
.
личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие
Познавательный интерес выступает
перед нами и как сильное средство
.
– ”
обучения
Классическая педагогика прошлого утверждала
Смертельный
–
«
”.
-
,
грех учителя
быть
скучным
Когда ребенок занимается из под палки он
,
доставляет учителю массу хлопот и огорчений когда же дети занимаются с
,
-
.
охотой
то дело идет
совсем по другому
Активизация
познавательной
деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только
,
.
трудна
но практически и невозможна
Вот почему в процессе обучения
,
необходимо
систематически
возбуждать
развивать
и
укреплять
,
познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения и как стойкую
,
,
черту
личности
и
как
мощное
средство
воспитывающего
обучения
.
повышения его качества Познавательный интерес направлен не только на
,
,
процесс познания но и на результат его а это всегда связано со стремлением
,
,
,
к цели с реализацией ее преодолением трудностей с волевым напряжением
.
–
,
и усилием Познавательный интерес
не враг волевого усилия а верный его
.
союзник
Еще Ян Амос
Каменский призывал сделать
труд школьника источником
.
умственного удовлетворения и душевной радости И здесь на первое место
.
выступает познавательный интерес
В наши дни тема не перестала быть
.
актуальной
Ведь
именно познавательный интерес
способствует
снятию
,
,
психологических нагрузок в учении а значит
и сохранности здоровья у
,
.
учащихся
способствует
предупреждению отставания
в
учении
Каждый
,
учитель
должен
разработать
для
себя
систему
приёмов
и
методов
.
направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика А
.
это невозможно без
развития познавательного интереса
Нельзя научить
,
.
младшего школьника если ему не интересно Когда у ребёнка глаза горят от
–
.
познания нового
готова почва для его дальнейшего роста и прогресса
Чтобы ребенок
успешно освоил начальную программу
математического
,
.
образования
он
должен
мыслить
Поэтому
развитию познавательных
,
способностей детей я подчиняю не только содержание но и методы учебной
.
,
работы Свои уроки стремлюсь строить так чтобы дети могли расширить свой
,
,
,
кругозор развивать любознательность и пытливость тренировать внимание
,
,
.
воображение
память
мышление
Все эти познавательные
процессы под
влиянием познавательного интереса
приобретают
особую активность
и
.
направленность
Внимание
,
Внимание служит основой развития других познавательных процессов так
,
.
.
–
"
”,
,
как по словам К Д Ушинского
это дверь
через которую проходит все что
”.
только входит в душу человека из внешнего мира
Нет ни одной умственной
,
работы которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения
.
в виде произвольного внимания Для мобилизации внимания провожу устный
.
счет с элементами игры
С
целью дальнейшего
совершенствования
и
отработки
устойчивости
,
,
внимания
увеличения
его
объема
и
развития
воображения
учащиеся
,
выполняют задания на пересчет предметов
изображенных неоднократно
,
пересекающимися контурами
что затрудняет его выполнение и поэтому
.
требует
еще большей сосредоточенности
При выполнении заданий под
"
”,
общим названием
Лабиринты
выполнение которых требует
не только
,
,
сосредоточенности внимания
но и умения выполнять часть работы в уме
.
совершенствуется
мыслительная
деятельность
Степень
сложности
этих
(
1).
заданий постепенно повышается от класса к классу Приложение
Восприятие
,
-
,
Восприятие более чем какой либо другой познавательный процесс связан с
,
,
,
,
,
другими процессами в частности с воображением памятью мышлением и
.
поэтому большую часть
заданий направлено на развитие этих понятий
,
Например при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся я
. "
” –
1-
предлагаю использовать цветные карандаши
Раскрась цветок
ученики
го
,
класса решают выражения
и каждый ответ закрашивают соответствующим
.
цветом
Затем
находят
эти
ответы
на
рисунке
и
раскрашивают
.
соответствующими
цветами
Зрительное
восприятие
дополняется
.
.
двигательным Задания усложняются по мере взросления учащихся Также я
предлагаю ребятам выполнить аппликацию из набора геометрических фигур
(
2).
Приложение
Воображение
–
.
1-
С восприятием тесно связан другой процесс
воображение учащихся К
му
.
классу у детей появляются элементы произвольного воображения В процессе
создания
мысленных образов
ребенок опирается
на имеющиеся
у
него
.
представления
Создание
же
новых
образов
в
сознании
идет
за
счет
,
.
расширения
представлений
их
преобразования
и
комбинирования
Я
использую задания на преобразования и перестроения геометрических фигур
,
,
,
.
и предметов которые выложены например из счетных палочек или спичек
.
Они интересны и эффективны для развития воображения
Проводимый в
процессе
поиска
решения
мысленный
анализ
выложенных
вариантов
,
способствует развитию воображения детей формирует умение представлять
(
2).
возможные изменения в фигуре Приложение
Память
Большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие
.
-
памяти у учащихся В курсе математики разработана система содержательно
,
,
,
логических
заданий
направленная
на
развитие
зрительной
слуховой
-
-
.
наглядно образной и словесно логической памяти у детей
В задания на
"
развитие произвольной памяти в свою работу я включаю такие игры Цепочка
”, "
” (
3).
слов
Лишнее слово
Приложение
Мышление
Современное содержание математического образования направлено главным
,
образом на интеллектуальное развитие младших школьников формирование
.
,
культуры и самостоятельности мышления Я убедилась в том что наилучшее
,
.
.
иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение т е логические
,
.
средства исследования способствующие развитию мыслительных операций
Достаточная
подготовленность
к
мыслительной
деятельности
снимает
,
.
психологические
нагрузки
в
учении
предупреждает
неуспеваемость
.
Мышление базируется на знаниях ребенка
Приведу примеры заданий на
,
развитие мышления которые мы успешно выполняем на уроках математики с
:
,
,
(
4).
учащимися задачи на смекалку кроссворды ребусы Приложение
Пути развития познавательного интереса младших школьников на уроках
математики
,
,
Познавательный интерес как и мотив деятельности школьника развивается и
,
,
.
,
формируется в деятельности и прежде всего в учении Основные каналы по
:
)
которым идет формирование познавательных интересов а само содержание
;
)
учебных
предметов
обладает
этой
возможностью
б
определенная
.
организация познавательной деятельности учащихся
,
–
Первое что является предметом познавательного интереса для школьников
.
,
это новые знания о мире Второе определенная организация познавательной
,
деятельности
учащихся
осуществляется
путем
организации
учебной
.
деятельности
Новый неизвестный материал
,
Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся
заставляет
.
–
.
удивляться
Удивление
сильный
стимул
познания
Первоклассники
,
удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур
их свойствам и
.
,
,
взаимосвязям Это удивление подкрепляется и позже когда ученики узнают
-
,
,
,
,
что числа не только что то измеряют сравнивают вычисляют но даже рисуют
,
,
,
,
.
проектируют
сочиняют
играют
делают умозаключения выводы Всё время
нельзя
поддерживать
познавательный
интерес
только
новыми
яркими
.
,
фактами Чтобы возбудить желание учиться я развиваю потребность ученика
,
,
заниматься познавательной деятельностью а это значит что в самом процессе
подвожу
школьников
к
осознанию
привлекательных
сторон
этой
,
деятельности чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные
.
,
заряды интереса Через самостоятельную работу организованную с особым
,
,
интересом прокладываю путь к познанию к желанию достичь результата
.
самому
Проблемное обучение
Проблемное
обучение
позволяет
формировать
познавательные
интересы
.
–
учащихся В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос
.
тема Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе
(
,
,
является
учебные
проблемы
проблемная
задача
проблемное
задание
).
.
проблемный вопрос
Каждая учебная проблема подразумевает противоречие
,
Я считаю что именно противоречие между познавательными и практическими
,
,
задачами которые выдвигаются самим ходом обучения и наличным уровнем
,
,
,
знаний
умений и навыков учащихся
уровнем их умственного развития
.
служит движущей силой обучения
Творческая работа
,
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся которые связаны с
,
,
работой
воображения
углубленной
мысли
с
активным оперированием
.
знаниями и умениями и использованием геометрического материала
Я
,
–
считаю что включение учащегося в творческую деятельность
основной путь
.
развития
ребенка
Прочные
знания
учащиеся
приобретают
в
процессе
,
активной познавательной деятельности важнейшей предпосылкой которой
.
является интерес
Использование занимательного и игрового материала
Одним
из
средств
формирования
познавательного
интереса
является
.
.
.
"
”
"
занимательность С И Ожегов толкует слово занимательный как способный
,
”.
.
.
занять внимание
воображение
Еще К
Д Ушинский советовал включать
,
элементы занимательности игровые моменты в учебный труд учащихся для
,
.
,
того чтобы процесс познания стал более продуктивным Работая учителем я
,
пришла к выводу что в процессе игры на уроке математики дети незаметно
,
для себя выполняют различные упражнения где им приходится сравнивать
,
,
множества
выполнять арифметические действия
тренироваться в устном
,
.
,
счете
решать задачи Игра ставит ученика в условия поиска
пробуждает
,
–
,
,
интерес к победе
а отсюда
стремление быть
быстрыми
собранными
.
.
,
находчивыми и т п
Ученик
работает
с
интересом
если он выполняет
.
посильное для него задание
–
.
,
,
Сказки
верные спутники малышей Они учат детей добру учат общаться
.
.
сопереживать и т д Я включаю сказки в уроки математики при повторении и
.
-
закреплении
изученной
темы
Наиболее
интересно
проходят
уроки
(
,
,
.
.).
,
праздники
КВН Клуб знатоков
Праздник числа и т д
Таким образом
разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам
.
,
математики Дети очень любознательны и многие из них приходят в школу с
.
,
большим желанием учиться Но чтобы это желание быстро не угасло нужно
,
,
сделать все возможное чтобы они смогли проявить свои способности а для
.
этого необходимо умелое руководство со стороны учителя
Устойчивость
–
интереса
залог положительного и активного отношения детей к обучению в
,
.
школе основа полноценного усвоения знаний
Заключение
,
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон но
любое исследование рассматривает
интерес
как часть
общей проблемы
.
воспитания и развития
Познавательный интерес можно рассматривать
с
:
,
,
разных сторон как мотив учения как устойчивую черту личности как сильное
.
средство обучения
Для того чтобы активизировать учебную деятельность
,
школьника
нужно
систематически
возбуждать
развивать
и
укреплять
,
,
познавательный интерес и как мотив и как стойкую черту личности и как
.
мощное средство обучения
.
Существует
четыре
уровня
развития
познавательного
интереса
Это
,
,
любознательность
любопытство познавательный интерес и теоретический
.
,
интерес
Учителю нужно
уметь
определять
на
какой
стадии
развития
,
познавательный
интерес
у
отдельных
учащихся
для
того
чтобы
.
способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту
,
–
Мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением каждый урок для них
,
.
открытие нового еще не познанного Я стремлюсь в своей работе к созданию
,
,
условий
обеспечивающих
ребёнку
успех
в
учебной
работе
ощущение
,
.
радости на пути продвижения от незнания к знанию от неумения к умению
Список использованной литературы
1.
.
.,
.
.,
.
. «
Веревко С А
Губанова
Е В
Кучеряева Л А
Реализация
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
»:
. -
.:
«
», 2011.
образования
Учебное пособие
С ГАОУ ДПО СарИПКи ПРО
2.
.
.
//
. – 2004. – №5
Бахир В К Развивающее обучение
Начальная школа
3.
.
.
:
-
Букатов
В М
Педагогические
таинства
дидактических
игр
Учебно
/
.
.
. –
.:
-
методическое пособие
В М Букатов
М Московский психолого социальный
:
, 2005.
институт Флинта
4.
.
Вайс В Перспективное планирование воспитательной работы в начальной
//
. – 2005.
школе
Воспитание школьников
5.
-
.
.,
.
.
:
. -
Вайндорф Сысоева М Е Крившенко Л П Педагогика Краткий курс лекций
.:
-
, 2004.
М Юрайт Издат
6.
.
.
//
.
., 2005, №11
Гаврилычева Г Ф Развитие самостоятельности у детей
Нач шк
7.
.
.
Горенков
Е М Технологические особенности совместной деятельности
.
.
//
.
учителя и учащихся в дидактической системе Л В Занкова
Начальная школа
– 2004. – № 2
8.
.
.,
–
Далингер
В А
Самостоятельная
деятельность
учащихся
основа
. //
, №6, 2004.
развивающего обучения
Математика в школе
9.
.
.,
.
.
Демидова С И Денищева Л О Самостоятельность учащихся при обучении
. –
.:
, 2005.
математике
М Просвещение
10.
.
.,
.
.
-
//
Дрозд В Л Урбан М А От маленьких проблем
к большим открытиям
. – 2005. – № 5.
Начальная школа