Напоминание

"Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе по программе Школа России"


Автор: Шабанова Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа#5"
Населённый пункт: г Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе по программе Школа России"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие познавательных процессов

школьников на уроках математики

.

Математика в начальных классах является основным учебным предметом

,

Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий

,

,

,

овладевают умениями и навыками в области счета

письма

речи без чего

.

невозможно успешное обучение в школе Велико воспитательное значение

:

математики

она

открывает

младшим школьникам дидактические

игры

.

,

,

,

занимательного характера Как известно знания полученные без интереса не

.

становятся полезными Поэтому одной из труднейших и важнейших задач

,

.

дидактики как была так и остается проблема воспитания интереса к учению

.

С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе

В частности

понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому

,

.

предмету

как математика

Этот предмет воспринимается учащимися как

.

скучный и совсем не интересный В связи с этим учителями ведется поиск

,

эффективных форм и методов обучения математике которые способствовали

,

бы активизации

учебной деятельности

формированию познавательного

.

,

интереса

В

связи

с

тем

что

приоритетным

направлением

новых

,

образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала

актуальной

задачей

становится

обеспечение

развития

универсальных

.

учебных действий

Цель

исследования

обосновать

эффективность

использования

дидактических игр и заданий в работе учителя начальных классов

для

формирования

и

развития

познавательного

интереса

у

учащихся

к

.

математике

Объект

исследования

процесс

развития

познавательного

.

интереса

у

младших

школьников

на

уроках

математики

Предмет

исследования

развитие познавательного интереса у младших школьников

на

уроках математики средствами использования

дидактических игр и

.

:

заданий Гипотеза исследования состоит в следующем повышению уровня

познавательного интереса к урокам математики у младших школьников

способствует включение в процесс обучения систематически проводимых

.

разнообразных дидактических игр и заданий

:

Задачи

изучить

теоретические

основы

формирования

и

развития

;

познавательного

интереса

младших

школьников

выявить

особенности

.

использования дидактических игр и заданий на уроках математики

Познавательный

интерес

избирательная

направленность

личности

на

.

предметы и явления окружающие действительность

Эта направленность

,

,

характеризуется

постоянным стремлением к

познанию к

новым

более

.

,

полным и глубоким знаниям

Систематически укрепляясь

и развиваясь

познавательный интерес становится основой положительного отношения к

.

.

учению

Познавательный

интерес

носит

поисковый

характер

Под его

,

влиянием у человека постоянно возникают вопросы ответы на которые он сам

.

постоянно и активно ищет

При этом поисковая деятельность школьника

,

,

совершается с увлечением он испытывает эмоциональный подъем радость от

.

удачи Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и

,

результат

деятельности

но и на

протекание

психических процессов

,

,

,

,

мышления

воображения

памяти

внимания

которые

под

влиянием

познавательного

интереса

приобретают

особую

активность

и

.

направленность Познавательный интерес

это один из важнейших для нас

.

мотивов

учения

школьников

Под

влиянием познавательного

интереса

.

учебная

работа даже у

слабых учеников

протекает

более продуктивно

Познавательный

интерес

при

правильной

педагогической

организации

деятельности

учащихся

и

систематической

и

целенаправленной

воспитательной деятельности может

и должен стать

устойчивой чертой

.

личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие

Познавательный интерес выступает

перед нами и как сильное средство

.

– ”

обучения

Классическая педагогика прошлого утверждала

Смертельный

«

”.

-

,

грех учителя

быть

скучным

Когда ребенок занимается из под палки он

,

доставляет учителю массу хлопот и огорчений когда же дети занимаются с

,

-

.

охотой

то дело идет

совсем по другому

Активизация

познавательной

деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только

,

.

трудна

но практически и невозможна

Вот почему в процессе обучения

,

необходимо

систематически

возбуждать

развивать

и

укреплять

,

познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения и как стойкую

,

,

черту

личности

и

как

мощное

средство

воспитывающего

обучения

.

повышения его качества Познавательный интерес направлен не только на

,

,

процесс познания но и на результат его а это всегда связано со стремлением

,

,

,

к цели с реализацией ее преодолением трудностей с волевым напряжением

.

,

и усилием Познавательный интерес

не враг волевого усилия а верный его

.

союзник

Еще Ян Амос

Каменский призывал сделать

труд школьника источником

.

умственного удовлетворения и душевной радости И здесь на первое место

.

выступает познавательный интерес

В наши дни тема не перестала быть

.

актуальной

Ведь

именно познавательный интерес

способствует

снятию

,

,

психологических нагрузок в учении а значит

и сохранности здоровья у

,

.

учащихся

способствует

предупреждению отставания

в

учении

Каждый

,

учитель

должен

разработать

для

себя

систему

приёмов

и

методов

.

направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика А

.

это невозможно без

развития познавательного интереса

Нельзя научить

,

.

младшего школьника если ему не интересно Когда у ребёнка глаза горят от

.

познания нового

готова почва для его дальнейшего роста и прогресса

Чтобы ребенок

успешно освоил начальную программу

математического

,

.

образования

он

должен

мыслить

Поэтому

развитию познавательных

,

способностей детей я подчиняю не только содержание но и методы учебной

.

,

работы Свои уроки стремлюсь строить так чтобы дети могли расширить свой

,

,

,

кругозор развивать любознательность и пытливость тренировать внимание

,

,

.

воображение

память

мышление

Все эти познавательные

процессы под

влиянием познавательного интереса

приобретают

особую активность

и

.

направленность

Внимание

,

Внимание служит основой развития других познавательных процессов так

,

.

.

"

”,

,

как по словам К Д Ушинского

это дверь

через которую проходит все что

”.

только входит в душу человека из внешнего мира

Нет ни одной умственной

,

работы которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения

.

в виде произвольного внимания Для мобилизации внимания провожу устный

.

счет с элементами игры

С

целью дальнейшего

совершенствования

и

отработки

устойчивости

,

,

внимания

увеличения

его

объема

и

развития

воображения

учащиеся

,

выполняют задания на пересчет предметов

изображенных неоднократно

,

пересекающимися контурами

что затрудняет его выполнение и поэтому

.

требует

еще большей сосредоточенности

При выполнении заданий под

"

”,

общим названием

Лабиринты

выполнение которых требует

не только

,

,

сосредоточенности внимания

но и умения выполнять часть работы в уме

.

совершенствуется

мыслительная

деятельность

Степень

сложности

этих

(

1).

заданий постепенно повышается от класса к классу Приложение

Восприятие

,

-

,

Восприятие более чем какой либо другой познавательный процесс связан с

,

,

,

,

,

другими процессами в частности с воображением памятью мышлением и

.

поэтому большую часть

заданий направлено на развитие этих понятий

,

Например при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся я

. "

” –

1-

предлагаю использовать цветные карандаши

Раскрась цветок

ученики

го

,

класса решают выражения

и каждый ответ закрашивают соответствующим

.

цветом

Затем

находят

эти

ответы

на

рисунке

и

раскрашивают

.

соответствующими

цветами

Зрительное

восприятие

дополняется

.

.

двигательным Задания усложняются по мере взросления учащихся Также я

предлагаю ребятам выполнить аппликацию из набора геометрических фигур

(

2).

Приложение

Воображение

.

1-

С восприятием тесно связан другой процесс

воображение учащихся К

му

.

классу у детей появляются элементы произвольного воображения В процессе

создания

мысленных образов

ребенок опирается

на имеющиеся

у

него

.

представления

Создание

же

новых

образов

в

сознании

идет

за

счет

,

.

расширения

представлений

их

преобразования

и

комбинирования

Я

использую задания на преобразования и перестроения геометрических фигур

,

,

,

.

и предметов которые выложены например из счетных палочек или спичек

.

Они интересны и эффективны для развития воображения

Проводимый в

процессе

поиска

решения

мысленный

анализ

выложенных

вариантов

,

способствует развитию воображения детей формирует умение представлять

(

2).

возможные изменения в фигуре Приложение

Память

Большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие

.

-

памяти у учащихся В курсе математики разработана система содержательно

,

,

,

логических

заданий

направленная

на

развитие

зрительной

слуховой

-

-

.

наглядно образной и словесно логической памяти у детей

В задания на

"

развитие произвольной памяти в свою работу я включаю такие игры Цепочка

”, "

” (

3).

слов

Лишнее слово

Приложение

Мышление

Современное содержание математического образования направлено главным

,

образом на интеллектуальное развитие младших школьников формирование

.

,

культуры и самостоятельности мышления Я убедилась в том что наилучшее

,

.

.

иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение т е логические

,

.

средства исследования способствующие развитию мыслительных операций

Достаточная

подготовленность

к

мыслительной

деятельности

снимает

,

.

психологические

нагрузки

в

учении

предупреждает

неуспеваемость

.

Мышление базируется на знаниях ребенка

Приведу примеры заданий на

,

развитие мышления которые мы успешно выполняем на уроках математики с

:

,

,

(

4).

учащимися задачи на смекалку кроссворды ребусы Приложение

Пути развития познавательного интереса младших школьников на уроках

математики

,

,

Познавательный интерес как и мотив деятельности школьника развивается и

,

,

.

,

формируется в деятельности и прежде всего в учении Основные каналы по

:

)

которым идет формирование познавательных интересов а само содержание

;

)

учебных

предметов

обладает

этой

возможностью

б

определенная

.

организация познавательной деятельности учащихся

,

Первое что является предметом познавательного интереса для школьников

.

,

это новые знания о мире Второе определенная организация познавательной

,

деятельности

учащихся

осуществляется

путем

организации

учебной

.

деятельности

Новый неизвестный материал

,

Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся

заставляет

.

.

удивляться

Удивление

сильный

стимул

познания

Первоклассники

,

удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур

их свойствам и

.

,

,

взаимосвязям Это удивление подкрепляется и позже когда ученики узнают

-

,

,

,

,

что числа не только что то измеряют сравнивают вычисляют но даже рисуют

,

,

,

,

.

проектируют

сочиняют

играют

делают умозаключения выводы Всё время

нельзя

поддерживать

познавательный

интерес

только

новыми

яркими

.

,

фактами Чтобы возбудить желание учиться я развиваю потребность ученика

,

,

заниматься познавательной деятельностью а это значит что в самом процессе

подвожу

школьников

к

осознанию

привлекательных

сторон

этой

,

деятельности чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные

.

,

заряды интереса Через самостоятельную работу организованную с особым

,

,

интересом прокладываю путь к познанию к желанию достичь результата

.

самому

Проблемное обучение

Проблемное

обучение

позволяет

формировать

познавательные

интересы

.

учащихся В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос

.

тема Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе

(

,

,

является

учебные

проблемы

проблемная

задача

проблемное

задание

).

.

проблемный вопрос

Каждая учебная проблема подразумевает противоречие

,

Я считаю что именно противоречие между познавательными и практическими

,

,

задачами которые выдвигаются самим ходом обучения и наличным уровнем

,

,

,

знаний

умений и навыков учащихся

уровнем их умственного развития

.

служит движущей силой обучения

Творческая работа

,

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся которые связаны с

,

,

работой

воображения

углубленной

мысли

с

активным оперированием

.

знаниями и умениями и использованием геометрического материала

Я

,

считаю что включение учащегося в творческую деятельность

основной путь

.

развития

ребенка

Прочные

знания

учащиеся

приобретают

в

процессе

,

активной познавательной деятельности важнейшей предпосылкой которой

.

является интерес

Использование занимательного и игрового материала

Одним

из

средств

формирования

познавательного

интереса

является

.

.

.

"

"

занимательность С И Ожегов толкует слово занимательный как способный

,

”.

.

.

занять внимание

воображение

Еще К

Д Ушинский советовал включать

,

элементы занимательности игровые моменты в учебный труд учащихся для

,

.

,

того чтобы процесс познания стал более продуктивным Работая учителем я

,

пришла к выводу что в процессе игры на уроке математики дети незаметно

,

для себя выполняют различные упражнения где им приходится сравнивать

,

,

множества

выполнять арифметические действия

тренироваться в устном

,

.

,

счете

решать задачи Игра ставит ученика в условия поиска

пробуждает

,

,

,

интерес к победе

а отсюда

стремление быть

быстрыми

собранными

.

.

,

находчивыми и т п

Ученик

работает

с

интересом

если он выполняет

.

посильное для него задание

.

,

,

Сказки

верные спутники малышей Они учат детей добру учат общаться

.

.

сопереживать и т д Я включаю сказки в уроки математики при повторении и

.

-

закреплении

изученной

темы

Наиболее

интересно

проходят

уроки

(

,

,

.

.).

,

праздники

КВН Клуб знатоков

Праздник числа и т д

Таким образом

разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам

.

,

математики Дети очень любознательны и многие из них приходят в школу с

.

,

большим желанием учиться Но чтобы это желание быстро не угасло нужно

,

,

сделать все возможное чтобы они смогли проявить свои способности а для

.

этого необходимо умелое руководство со стороны учителя

Устойчивость

интереса

залог положительного и активного отношения детей к обучению в

,

.

школе основа полноценного усвоения знаний

Заключение

,

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон но

любое исследование рассматривает

интерес

как часть

общей проблемы

.

воспитания и развития

Познавательный интерес можно рассматривать

с

:

,

,

разных сторон как мотив учения как устойчивую черту личности как сильное

.

средство обучения

Для того чтобы активизировать учебную деятельность

,

школьника

нужно

систематически

возбуждать

развивать

и

укреплять

,

,

познавательный интерес и как мотив и как стойкую черту личности и как

.

мощное средство обучения

.

Существует

четыре

уровня

развития

познавательного

интереса

Это

,

,

любознательность

любопытство познавательный интерес и теоретический

.

,

интерес

Учителю нужно

уметь

определять

на

какой

стадии

развития

,

познавательный

интерес

у

отдельных

учащихся

для

того

чтобы

.

способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту

,

Мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением каждый урок для них

,

.

открытие нового еще не познанного Я стремлюсь в своей работе к созданию

,

,

условий

обеспечивающих

ребёнку

успех

в

учебной

работе

ощущение

,

.

радости на пути продвижения от незнания к знанию от неумения к умению

Список использованной литературы

1.

.

.,

.

.,

.

. «

Веревко С А

Губанова

Е В

Кучеряева Л А

Реализация

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

»:

. -

.:

«

», 2011.

образования

Учебное пособие

С ГАОУ ДПО СарИПКи ПРО

2.

.

.

//

. – 2004. – №5

Бахир В К Развивающее обучение

Начальная школа

3.

.

.

:

-

Букатов

В М

Педагогические

таинства

дидактических

игр

Учебно

/

.

.

. –

.:

-

методическое пособие

В М Букатов

М Московский психолого социальный

:

, 2005.

институт Флинта

4.

.

Вайс В Перспективное планирование воспитательной работы в начальной

//

. – 2005.

школе

Воспитание школьников

5.

-

.

.,

.

.

:

. -

Вайндорф Сысоева М Е Крившенко Л П Педагогика Краткий курс лекций

.:

-

, 2004.

М Юрайт Издат

6.

.

.

//

.

., 2005, №11

Гаврилычева Г Ф Развитие самостоятельности у детей

Нач шк

7.

.

.

Горенков

Е М Технологические особенности совместной деятельности

.

.

//

.

учителя и учащихся в дидактической системе Л В Занкова

Начальная школа

– 2004. – № 2

8.

.

.,

Далингер

В А

Самостоятельная

деятельность

учащихся

основа

. //

, №6, 2004.

развивающего обучения

Математика в школе

9.

.

.,

.

.

Демидова С И Денищева Л О Самостоятельность учащихся при обучении

. –

.:

, 2005.

математике

М Просвещение

10.

.

.,

.

.

-

//

Дрозд В Л Урбан М А От маленьких проблем

к большим открытиям

. – 2005. – № 5.

Начальная школа



В раздел образования