Напоминание

"Создание условий для позитивной социализации воспитанников в дошкольной образовательной организации"


Автор: Лыжина Надежда Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Мурманска №7
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для позитивной социализации воспитанников в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий для позитивной социализации воспитанников в

дошкольной образовательной организации»

Лыжина Надежда Васильевна,

старший воспитатель МБДОУ г. Мурманска №7

Вся нормативно-правовая база в сфере образования указывает на то, что

основой

современной

образовательной

политики

государства

является

социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Социальное партнерство - механизм саморазвития, самоорганизации и

адаптации образования к современным социально-экономическим условиям.

Перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации

дошкольного образования как института социального развития ребенка.

Переход

к

личностно-развивающей

модели

общения

педагога

с

детьми

обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия

дошкольной

организации

в

микро-

и

макросоциуме

с

целью

создания

условий для позитивной социализации воспитанников.

Социализация

является

важным

условием

гармоничного

развития

ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом.

Освоение

ребенком

культуры,

общечеловеческого

опыта

невозможно

без

взаимодействия и общения с другими людьми.

Современный детский сад должен стать центром социального действия, в

котором

идет

ежедневная

совместная

работа

детей

и

взрослых.

Это

предполагает

взаимодействие

дошкольной

организации

с

учреждениями

социума.

Важно также понимать, что эффективность данной работы должна

оцениваться не по количеству учреждений, участвующих в этой работе или

по количеству проведенных мероприятий, а по показателям личностного

развития

и

роста

всех

участников

образовательного

процесса.

Только

в

условиях

согласованности

и

сочетания

действий

социума

создаются

оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

МБДОУ Г. Мурманска №7 расположено в центральном округе города, что

обуславливает

шаговую

доступность

от

многих

учреждений

культуры,

образования, здравоохранения, имеющих свои интересы в образовательной

сфере.

И,

четко

осознавая

миссию

дошкольной

организации,

цели

ее

развития,

мы

привлекаем

социальных

партнеров

для

их

достижения,

постепенно расширяя наши связи. Но это не является самоцелью, а лишь

условием повышения качества образования.

В настоящее время мы взаимодействуем с разными

социальными

партнерами

на

основании

двусторонних

договоров

о

сотрудничестве

и

содержательных

планов

через

разные

формы

и

виды

совместной

деятельности.

Результат

сотрудничества,

прежде

всего,

направлен

на

социально-коммуникативное развитие воспитанников.

Работу по данному направлению мы начинаем с раннего возраста, не

замыкая

круг

общения

детей

групповым

пространством.

Малыши

путешествуют по всему детскому саду как индивидуально, так и небольшими

подгруппами

со

взрослыми,

которые

наряду

в

педагогами

группы,

сопровождают

процесс

адаптации.

На

своем

пути

они

наблюдают

за

общением детей разных возрастов, могут задержаться в заинтересовавшем их

помещении и поиграть, общаются с сотрудниками, не относящимися к их

микросоциуму.

Такая

безбарьерность

среды

способствует

легкому

протеканию процесса адаптации.

Начиная со средней группы, процесс социализации выходит за пределы

дошкольной организации и к нему подключаются наши партнеры. Одной из

первых для воспитанников открывает дверь Мурманская областная детско-

юношеская

библиотека. Организованная

деятельность позволяет

ребенку

получать

и

активно

усваивать

информацию

о

мире

людей,

предметов,

явлений и т.д.

В процессе обеспечения доступа ребенка к объективной и всесторонней

информации о мире в доступной и безопасной для него форме, активно

решаются задачи социализации. Ребенок имеет возможность действовать в

новой предметно-пространственной среде, расширять опыт, как социального

взаимодействия, так и социального поведения.

В старшем дошкольном возрасте в процесс социализации включается

Мурманский художественный музей через реализацию совместного проекта

«Мурманские

художники

для

детей»,

в

процессе

которого

художники

проводят мастер-классы, творческие встречи, экскурсии в свои мастерские.

Новое социокультурное пространство

является для детей местом познания

культурного

наследия

общества,

частью

которого

они

являются,

приобретения

правил и норм поведения, ценностных ориентаций.

Программа сотрудничества с Мурманским областным театром кукол

направлена

на развитие

у

воспитанников

индивидуальности,

личной

культуры,

социа льно-коммуникативных

с п о с о б н о с т е й ,

навыков

саморегруляции и самоконтроля, согласованных действий в группе.

В Мурманской областной филармонии дети приобретают социально-

исторический опыт в процессе

знакомства с бытом коренного населения

Кольского полуострова и овладевают секретами поморского рукоделия.

Особое внимание мы уделяем детям, которые испытывают затруднения в

процессе

социализации

и

коммуникации.

Совместно

с

Мурманским

океанариумом,

реализуем

проект,

целью

которого

являются

позитивная

социализация

и

эмоционально-личностное

развитие

воспитанников

посредством общения с морскими ластоногими, ведь всем известен факт

благотворного влияния общения с животными. Интересно наблюдать,

как

раскрываются замкнутые, малоактивные дети и уравновешивается поведение

у гиперактивных детей.

Реализация

совместных

проектов

является

одной

из

самых

продуктивных

форм

работы,

направленной

на

решение

вопросов

социализации.

Проекты

предполагает

активное

участие

со

стороны

родителей, вовлечение которых в совместную деятельность, является важным

условием успешной социализации

ребенка-дошкольника.

Являясь

социальным

институтом

воспитания,

семья

осуществляет

социализацию

ребенка

наиболее

естественно

и

безболезненно

через

преемственность поколений.

Опыт

показывает,

что

участие детей

в

совместных

мероприятиях

с

привлечением

социальных

партнеров

делает

их

более

открытыми,

активными,

способствуют

обогащению

эмоциональной

сферы,

активному

развитию

познавательного

интереса,

физических

качеств,

укреплению

здоровья, совершенствованию коммуникативных навыков и умений,

что, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного

социального и личностного развития ребенка.



В раздел образования