Автор: Лыжина Надежда Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Мурманска №7
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для позитивной социализации воспитанников в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
«Создание условий для позитивной социализации воспитанников в
дошкольной образовательной организации»
Лыжина Надежда Васильевна,
старший воспитатель МБДОУ г. Мурманска №7
Вся нормативно-правовая база в сфере образования указывает на то, что
основой
современной
образовательной
политики
государства
является
социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.
Социальное партнерство - механизм саморазвития, самоорганизации и
адаптации образования к современным социально-экономическим условиям.
Перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации
дошкольного образования как института социального развития ребенка.
Переход
к
личностно-развивающей
модели
общения
педагога
с
детьми
обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия
дошкольной
организации
в
микро-
и
макросоциуме
с
целью
создания
условий для позитивной социализации воспитанников.
Социализация
является
важным
условием
гармоничного
развития
ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом.
Освоение
ребенком
культуры,
общечеловеческого
опыта
невозможно
без
взаимодействия и общения с другими людьми.
Современный детский сад должен стать центром социального действия, в
котором
идет
ежедневная
совместная
работа
детей
и
взрослых.
Это
предполагает
взаимодействие
дошкольной
организации
с
учреждениями
социума.
Важно также понимать, что эффективность данной работы должна
оцениваться не по количеству учреждений, участвующих в этой работе или
по количеству проведенных мероприятий, а по показателям личностного
развития
и
роста
всех
участников
образовательного
процесса.
Только
в
условиях
согласованности
и
сочетания
действий
социума
создаются
оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
МБДОУ Г. Мурманска №7 расположено в центральном округе города, что
обуславливает
шаговую
доступность
от
многих
учреждений
культуры,
образования, здравоохранения, имеющих свои интересы в образовательной
сфере.
И,
четко
осознавая
миссию
дошкольной
организации,
цели
ее
развития,
мы
привлекаем
социальных
партнеров
для
их
достижения,
постепенно расширяя наши связи. Но это не является самоцелью, а лишь
условием повышения качества образования.
В настоящее время мы взаимодействуем с разными
социальными
партнерами
на
основании
двусторонних
договоров
о
сотрудничестве
и
содержательных
планов
через
разные
формы
и
виды
совместной
деятельности.
Результат
сотрудничества,
прежде
всего,
направлен
на
социально-коммуникативное развитие воспитанников.
Работу по данному направлению мы начинаем с раннего возраста, не
замыкая
круг
общения
детей
групповым
пространством.
Малыши
путешествуют по всему детскому саду как индивидуально, так и небольшими
подгруппами
со
взрослыми,
которые
наряду
в
педагогами
группы,
сопровождают
процесс
адаптации.
На
своем
пути
они
наблюдают
за
общением детей разных возрастов, могут задержаться в заинтересовавшем их
помещении и поиграть, общаются с сотрудниками, не относящимися к их
микросоциуму.
Такая
безбарьерность
среды
способствует
легкому
протеканию процесса адаптации.
Начиная со средней группы, процесс социализации выходит за пределы
дошкольной организации и к нему подключаются наши партнеры. Одной из
первых для воспитанников открывает дверь Мурманская областная детско-
юношеская
библиотека. Организованная
деятельность позволяет
ребенку
получать
и
активно
усваивать
информацию
о
мире
людей,
предметов,
явлений и т.д.
В процессе обеспечения доступа ребенка к объективной и всесторонней
информации о мире в доступной и безопасной для него форме, активно
решаются задачи социализации. Ребенок имеет возможность действовать в
новой предметно-пространственной среде, расширять опыт, как социального
взаимодействия, так и социального поведения.
В старшем дошкольном возрасте в процесс социализации включается
Мурманский художественный музей через реализацию совместного проекта
«Мурманские
художники
для
детей»,
в
процессе
которого
художники
проводят мастер-классы, творческие встречи, экскурсии в свои мастерские.
Новое социокультурное пространство
является для детей местом познания
культурного
наследия
общества,
частью
которого
они
являются,
приобретения
правил и норм поведения, ценностных ориентаций.
Программа сотрудничества с Мурманским областным театром кукол
направлена
на развитие
у
воспитанников
индивидуальности,
личной
культуры,
социа льно-коммуникативных
с п о с о б н о с т е й ,
навыков
саморегруляции и самоконтроля, согласованных действий в группе.
В Мурманской областной филармонии дети приобретают социально-
исторический опыт в процессе
знакомства с бытом коренного населения
Кольского полуострова и овладевают секретами поморского рукоделия.
Особое внимание мы уделяем детям, которые испытывают затруднения в
процессе
социализации
и
коммуникации.
Совместно
с
Мурманским
океанариумом,
реализуем
проект,
целью
которого
являются
позитивная
социализация
и
эмоционально-личностное
развитие
воспитанников
посредством общения с морскими ластоногими, ведь всем известен факт
благотворного влияния общения с животными. Интересно наблюдать,
как
раскрываются замкнутые, малоактивные дети и уравновешивается поведение
у гиперактивных детей.
Реализация
совместных
проектов
является
одной
из
самых
продуктивных
форм
работы,
направленной
на
решение
вопросов
социализации.
Проекты
предполагает
активное
участие
со
стороны
родителей, вовлечение которых в совместную деятельность, является важным
условием успешной социализации
ребенка-дошкольника.
Являясь
социальным
институтом
воспитания,
семья
осуществляет
социализацию
ребенка
наиболее
естественно
и
безболезненно
через
преемственность поколений.
Опыт
показывает,
что
участие детей
в
совместных
мероприятиях
с
привлечением
социальных
партнеров
делает
их
более
открытыми,
активными,
способствуют
обогащению
эмоциональной
сферы,
активному
развитию
познавательного
интереса,
физических
качеств,
укреплению
здоровья, совершенствованию коммуникативных навыков и умений,
что, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного
социального и личностного развития ребенка.