Автор: Юнусова Клара Мухаметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 47
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие выразительности речи у детей с ОНР через режиссерские игры»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие выразительности речи у детей с ОНР
через режиссерские игры»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни. Именно в
этот период начинается период социализации, устанавливается связь ребенка
с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Закладывается фундамент здоровья.
Программа «Развитие» Л.А.Венгера, по которой работает наше дошкольное
образовательное учреждение, направлена на развитие способностей у детей в
процессе
специфических
дошкольных
видов
деятельности.
Большей
индивидуализации работы воспитателя способствует разделение программы
на обязательные и дополнительные разделы. Одним из дополнительных
разделов является режиссерская игра. В данной программе развитие речи
детей осуществляется по двум основным направлениям:
1. Ознакомление с художественной литературой. Одна из основных
линий работы по данному направлению – это развитие эмоциональной
отзывчивости
на
произведения
художественной
литературы,
поэтому
необходимо обращать особое внимание на их проживание и понимание, что
может быть достигнуто как путем обсуждения прочитанного, так и путем
выразительного чтения детьми отдельных произведений, их разыгрывания в
играх- драматизациях. Сохраняют свое значение и другие формы работы с
художественным
произведением:
просмотр
диа-
и
видеофильмов,
разучивание стихотворений, чтение по ролям и т.д.;
2. Освоение специальных средств литературно- речевой деятельности.
Это направление работы предполагает ознакомление детей со средствами
художественной
выразительности,
овладение
ими
лексической
и
грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.
Обучая
ребенка
родной
речи,
взрослые
одновременно
способствуют
развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного
обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.
В системе обучения детей с ОНР учитываются особенности речевого
общения дошкольников, используется режиссерская игра и продуктивные
виды деятельности с целью формирования мотивации овладения речевыми
средствами. Режиссерские игры имеют важнейшее значение для речевого
развития
ребенка,
выступают
связующим
звеном
в
отношении
к
познаваемому.
Основными практическими задачами коррекции и развития речи старших
дошкольников с речевыми нарушениями через режиссерские игры в ДОУ
являются:
- воспитывать интонационную выразительность речи;
- воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями
общения;
- формировать эмоциональную, развернутую связную речь;
- активизировать словарь детей;
- работать над речевым дыханием.
Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса,
высота тона, темп, ритм и тембр - сами по себе, вне языка ничего не
обозначают, но без них не может существовать речь: из звуков речи
составляются слова, интонация придает смысл предложению. В науке о
языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения
и,
следовательно,
о
просодемах.
Некоторые
просодемы
легко
охарактеризовать. Например,
темп речи
зависит от того, быстро или
медленно
мы
проговариваем
ударные
слоги
в
словах.
Речь
детей,
страдающих
скороговоркой,
легко
нормализуется,
если
их
научат
протягивать ударные слоги в словах. Можно также показать просодему –
различие высоты тона звука. Для этого просто нужно сопоставлять
интонации
двух
однословных
предложений
–
повествовательного
и
вопросительного: «Да?» - «Да». В вопросительном предложении гласный
ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в
повествовательном.
Просодему
силы
голоса
можно
определить
как
«громко», «тише» и «тихо». Но вот просодема тембра голоса (тембр в
значении «эмоциональная выразительность») – выражение голосом радости,
горя, досады, гнева, ликования и т.д. не поддается описанию. Воспитатель
может только произнести ее
и предложить детям имитировать свое
произношение. От того, как ребенок произносит звуки речи, какие из
возможных просодем выберет (тихо - громко, быстро - медленно, изобразит
тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его
связной речи, ее эмоциональная окраска.
Понимание и использование детьми старшего дошкольного возраста
языковых
средств
выразительности
–
это
важнейшие
условия
для
дальнейшего своевременного интеллектуального, речевого, литературного и
художественного
развития.
В
старшем
дошкольном
возрасте
также
складываются идеальные условия для успешного овладения ребенком
средствами языковой выразительности. Задача взрослого научить ребенка
понимать и создавать некоторые средства выразительности – совпадает с
желанием ребенка сделать свою роль выразительной, чтобы полно и понятно
изложить содержание, быть понятым, получить удовлетворение от речевого
общения. Выразительность речи возникает тогда, когда ребенок хочет
передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения.
Выразительность речи зависит от правильного дыхания, силы голоса, четкой
дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания.
Прежде чем перейти к рекомендациям по организации режиссерской игры
следует дать некоторые определения.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные
группы: режиссерские игры и игры – драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой и театр на
фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а
создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него,
изображает его интонацию, мимику.
Игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя
роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок
в этом случае действует сам, используя свои средства выразительности –
интонацию, мимику. Пантомимику.
Л.В.Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:
- Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки
и поделки, главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали
помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их
действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается
интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что
создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
- Стенд – книжка. Динамику, последовательность событий изображают при
помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда –
книжки
ведущий
демонстрирует
различные
сюжеты,
изображающие
события, встречи.
- Фланелеграф. Картинки и персонажи выставляются на экран. Удерживает
их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо
фланели
можно
использовать
кусочки
бархатной
бумаги.
Рисунки
подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются
самостоятельно.
Пухова Татьяна Ивановна дает следующее определение режиссерской
игры: «Режиссерская игра – это разновидность самостоятельной сюжетной
игры, в процессе которой ребенок управляет действиями персонажей,
которые используются в роли людей или предметов».
Е.Е.Кравцова выделяет четыре момента, характерные для режиссерской
игры дошкольника:
1. Ребенок сам создает сюжет.
2. Ребенок сам придумывает, что будет обозначать предмет.
3. Продумывает перемещения в пространстве, как режиссер организует
представление.
4. Ребенок исполняет все роли или сопровождает игру «дикторским
текстом».
С возрастом сюжеты игр становятся все сложнее, и игра может перейти
собственному
литературному
творчеству
ребенка.
Все
действия
в
режиссерской игре сопровождаются речью, а потом и заменяются ею
(Кравцова Е.Е.,1996).
Непременным условием для успешной работы по данному разделу является
рассказывание детям сказок, которые разыгрывались раньше, и будут
разыгрываться в старшем дошкольном возрасте. Желательно создать в
группе отдельные уголки или отгороженные места, где бы ребенок мог
уединиться с игрушками – персонажами сказок и разыграть сказку по
собственному усмотрению, а не обязательно по каноническому сюжету.
Первый этап работы (сентябрь- начало октября). В сентябре мы заранее
вывешиваем плакат – объявление о времени прихода в группу кукольника,
читаем его детям. Я сообщаю о том, какая сказка будет показана на спектакле
настольного театра. Очень важно, чтобы педагог сам «образцово» сыграл
роль кукольника и выразительно продемонстрировал детям способ его
работы. Я, в роли кукольника, отбираю необходимый реквизит и в указанное
время прихожу в группу с чемоданчиком, в котором сложено все, что
необходимо для показа сказки. Представляюсь детям как кукольник,
рассказываю о себе, обещаю сначала показать детям, как готовится
кукольный спектакль, а потом показать им сказку. Затем демонстрирую
содержание чемоданчика; ставя на столик ширму, объясняю, зачем она
нужна. Я показываю, как открывается занавес и, при открытом занавесе
расставляю игрушки, планируя при этом ход игры – спектакля. Например: «
Здесь был домик козы. Она запретила детям открывать дверь, и спела им
свою песенку. Здесь был лес, где жил волк. Тут печка, в которую спрятался
самый маленький козленок, когда козлята отрыли дверь…» и т.п. Расставив
игрушки, я прошу подойти и посмотреть на сцену со стороны места
кукольника. Затем дети рассаживаются на свои места, занавес закрывается.
Кукольник звонит в колокольчик, и детям показывают ребенка. На первом
этапе мною ведется работа по обогащению словарного запаса ребенка
новыми понятиями, терминами, я демонстрирую выразительность речи,
показывая образец интонации, темпа, ритма речи. Во время беседы
кукольника до спектакля задаю детям вопросы, активизируя речевое общение
и вызывая тем самым детей на диалог.
Дальнейшая работа (октябрь – январь) ведется с детьми индивидуально. Я
предоставляю каждому ребенку возможность побывать в роли кукольника,
проводя его не только через этап показа спектакля, но и его подготовки. На
этом этапе воспитатель при подготовке спектакля помогает ребенку, но не
вмешивается, когда ребенок выбирает сказку, которую он будет разыгрывать,
лишь бы были наготове нужные для ее показа игрушки и атрибуты. Когда
ребенок сообщает, что спектакль подготовлен, я присаживаюсь рядом с
куклами на стульчик в «зрительном зале» и спектакль начинается. Очень
важно, чтобы взрослый только в игровой форме помогал кукольнику,
действуя от имени зрителя. Например, если ребенок забыл открыть занавес, я
голосом зрителя тихо говорю: «Я ничего не вижу, когда же откроется
занавес?». Индивидуальная работа с ребенком позволяет нам до показа
спектакля оказывать коррекционную помощь детям с ОНР(в тесном
сотрудничестве
и
по
рекомендациям
логопеда).
Мною
проводятся
упражнения на развитие речевого дыхания: «Понюхаем цветы», «Ракета»,
«Насос».
Также
я
организую
работу
по
выработке
интонации,
эмоционального окрашивания речи: «Повтори за мной», «Скажем весело –
грустно», «Эхо» (тихо - громко). Упражнения на изменение тембра голоса –
выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования не поддается
описанию. Воспитатель может только произнести фразу и предложить детям
имитировать свое произношение.
На втором этапе работы (январь – май) на спектакль в качестве
зрителя(кроме кукол) приглашается еще один ребенок из группы, который
сначала смотрит показ сказки, а потом меняется местами с первым ребенком,
показывая свой спектакль. Умение ориентироваться на зрителя представляет
собой качественный скачок. Он виден по трем показателям: а) кукольник
ищет взглядом зрителя; б) он начинает использовать художественную речь;
в) ребенок в случае затруднений устраивает антракт (закрывает занавес). В
конце года дети могут самостоятельно подготовить спектакль и показать
сказку зрителям – приглашенным детям (до 4 человек) или близким
взрослым.
На
втором
этапе
работы
происходит
формирование
эмоциональной, развернутой связной речи. Участие в спектакле требует от
детей использования разнообразных и богатых языковых средств, сложных
по структуре и правильно грамматически оформленных конструкций. У
ребенка с нарушениями речи отрабатывается возможность произвольно
изменять темп речи, высоту, силу голоса, использовать различные виды
интонации для того, чтобы как можно более точно передать характер того
или иного персонажа.
Участие ребенка в кукольных постановках, творческий характер его
деятельности,
привлекательность
этой
деятельности,
открывают
для
дошкольника новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее
неизведанное,
возможности
становиться
сильным
и
прикладывать
необходимые усилия, которые направлены на преодоление трудностей,
обусловленных
речевой
патологией.
Такая
деятельность
укрепляет
положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достигнутых успехов, изменяет характер влияния
нарушений речевой деятельности на деятельность в целом.
Литература.
1. Дневник воспитателя: развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред.
О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и
Д»,2001.
2. Знакомимся с программой «Развитие»: Пособия для воспитателей и
родителей.
Под
ред.
О.М.Дьяченко,
Н.С.Денисенковой.
–
М.:
ООО
Издательство ГНОМ и Д»,2001.
3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение,1982.
4. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и
материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. – М.: ООО
«Издательство ГНОМ и Д»,2000.
5. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения). – М.: Новая
школа,1995.
6. Пухова Т.И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в
«семью»
у
дошкольников.
–
Москва
–
Обнинск:
Издательство
«Принтер»,2000.
7. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных
учреждений. Старшая группа. Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Гном – Пресс,
2000.
8. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных
учреждений. Подготовительная к школе группа. Изд.2 – е, испр. И доп. Под
ред. О.М.Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.
9.
Фомичева
Г.А.,
Федоренко
Л.П.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного возраста. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1984.