Напоминание

"Использование и охрана воды"


Автор: Сальникова Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-Лопушская СОШ им.Н.М.Грибачева
Населённый пункт: Выгоничского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка урока окружающего мира
Тема: "Использование и охрана воды"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Использование и охрана воды.

Цель урока:

познакомить учеников с богатством природы – водой, значением в жизни

человека и необходимостью в её охране.

Задачи:

Обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта

детей обобщить знания учащихся о том, какими свойствами

обладает вода.

Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД

(целеполагание,

планирование),

коммуникативных

УУД

(правильное

построение

речевых

высказываний,

согласование

действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие

внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и

делать

выводы);

развитие

психических

процессов:

памяти,

мышления,

воображения,

внимания,

восприятия; развитие

эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного

отношения к миру природы, осознанию своей значимости в

решении

экологических

проблем; воспитание

усидчивости,

аккуратности, любознательностьи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, “Тесты к учебнику для 2

класса” Е.М. Тихомирова; презентация “Про воду…”, запись «Шум дождя»

В. А. Моцарта.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вы пришли сюда …(учиться)

Не лениться, а …(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)

Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

II. Актуализация знаний.

- Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому

существу. Как вы думаете, о чём я говорю? (Это воздух. Земля или вода.

Еда.)

- Верно всё, о чём вы сказали, а название этого ценного, незаменимого

вещества «спряталось» в музыке австрийского композитора Вольфганга

Амадея Моцарта. Про это вещество он сказал на языке музыки.

Звучит музыкаМоцарта.

А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “…….

у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой

наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для

жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”.

О чём идёт речь? Почему вы так решили? Давайте проверим, правильно ли

вы угадали?

Вставка фильма о воде.

Вы рассуждали правильно. Молодцы!

III. Постановка учебной задачи.

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть

всюду, только в разных количествах и состояниях.

Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

IV. Работа по теме урока.

- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?

На доска появляются таблички

Мы знаем

-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?

Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний.

Мы узнаем

1.О значении воды для растений, животных, человека.

2. О распространении воды в природе.

3.

О проблемах загрязнения и охраны воды.

Итак, начинаем…

1.Где мы используем воду?

(ответы детей) – хозяйственные нужды,

укрепление здоровья, удобная дорога, для получения электричества.

-Какое значение вода имеет для растений, животных и человека.

Слайд 1.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а

часть содержится в пище).

Слайд 2.

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из

них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не

было воды, не было бы ничего живого.

Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.

(На доске карточка со словами Вода – это )

- Значит, вода – это…( Вода – это жизнь.)

- Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым. Значит

вода – это здоровье).

По рекам, океанам ходят лодки и корабли, везут грузы и перевозят

пассажиров. Она удобная дорога.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства

– ничего не сделать без воды.

На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода

– друг и помощник человека.

- Итак, выполнили первый пункт плана?

2.Распространение воды в природе.

-Что у меня в руках? (глобус – уменьшенная модель земного шара)

- Какого цвета на нашей планете больше? А почему? (Это вода. )

-Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать

вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на

нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством

голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть

моря и озера — это все водные запасы Земли.

Слайд 3.

Чтобы понять, сколько воды на Земном шаре, проделаем практическую

работу в парах (раскрашивание).

- разделите круг на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть

коричневым.

-Вот сколько на нашей планете воды, ребята!

А где ещё соержится вода?

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно

помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу.

Вода содержится во всех частях растений.

В теле животных вода составляет больше половины массы.

Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3

состоит из воды.

В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.

Под землей так же есть вода.

Огромное скопление льда находится у Северного и Южного

полюсов.

В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода.

В теле животных вода составляет больше половины массы

Слайд 4.

Физкультминутка

Имитация стилей плавания

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно,

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег,

Обтерлись полотенцем

Так, чтоб каждый был сухой

И отправились домой.

-А если воды так много, то почему стоит вопрос её охраны ?

3. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима

пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много.

Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

Слайд 5.

- Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны

расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)

- Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.

Слайд 6.

Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям,

животным, человеку.

Человек бросает мусор, моет машины.

- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая,

например, на нашей Десне? Уважаемые исследователи, вносите свои

предложения.

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.

По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.

Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и

ставить их на берегу.

Не уничтожать растения и обитателей водоемов.

Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

- Надеюсь, вы так и будете поступать. И тогда, мы все сможем любоваться

красотой воды.

Презентация о красоте воды

Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней.

Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?

VI. Итоговое обобщение.

У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И

хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком -

Так надо им и быть!

У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа

– вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?

Перед вами настолах лежат капельки воды, нарисуйте в виде улыбки на

ней, свое настроение от урока, а теперь я предлагаю вам устроить теплый

летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на

тучке написана тема урока)



В раздел образования