Автор: Сальникова Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-Лопушская СОШ им.Н.М.Грибачева
Населённый пункт: Выгоничского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка урока окружающего мира
Тема: "Использование и охрана воды"
Раздел: начальное образование
Тема: Использование и охрана воды.
Цель урока:
познакомить учеников с богатством природы – водой, значением в жизни
человека и необходимостью в её охране.
Задачи:
Обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта
детей обобщить знания учащихся о том, какими свойствами
обладает вода.
Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД
(целеполагание,
планирование),
коммуникативных
УУД
(правильное
построение
речевых
высказываний,
согласование
действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие
внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и
делать
выводы);
развитие
психических
процессов:
памяти,
мышления,
воображения,
внимания,
восприятия; развитие
эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного
отношения к миру природы, осознанию своей значимости в
решении
экологических
проблем; воспитание
усидчивости,
аккуратности, любознательностьи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, “Тесты к учебнику для 2
класса” Е.М. Тихомирова; презентация “Про воду…”, запись «Шум дождя»
В. А. Моцарта.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
II. Актуализация знаний.
- Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому
существу. Как вы думаете, о чём я говорю? (Это воздух. Земля или вода.
Еда.)
- Верно всё, о чём вы сказали, а название этого ценного, незаменимого
вещества «спряталось» в музыке австрийского композитора Вольфганга
Амадея Моцарта. Про это вещество он сказал на языке музыки.
Звучит музыкаМоцарта.
А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “…….
у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”.
О чём идёт речь? Почему вы так решили? Давайте проверим, правильно ли
вы угадали?
Вставка фильма о воде.
Вы рассуждали правильно. Молодцы!
III. Постановка учебной задачи.
- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть
всюду, только в разных количествах и состояниях.
Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
IV. Работа по теме урока.
- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?
На доска появляются таблички
Мы знаем
-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?
Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний.
Мы узнаем
1.О значении воды для растений, животных, человека.
2. О распространении воды в природе.
3.
О проблемах загрязнения и охраны воды.
Итак, начинаем…
1.Где мы используем воду?
(ответы детей) – хозяйственные нужды,
укрепление здоровья, удобная дорога, для получения электричества.
-Какое значение вода имеет для растений, животных и человека.
Слайд 1.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а
часть содержится в пище).
Слайд 2.
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из
них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не
было воды, не было бы ничего живого.
Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.
(На доске карточка со словами Вода – это )
- Значит, вода – это…( Вода – это жизнь.)
- Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым. Значит
вода – это здоровье).
По рекам, океанам ходят лодки и корабли, везут грузы и перевозят
пассажиров. Она удобная дорога.
Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства
– ничего не сделать без воды.
На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода
– друг и помощник человека.
- Итак, выполнили первый пункт плана?
2.Распространение воды в природе.
-Что у меня в руках? (глобус – уменьшенная модель земного шара)
- Какого цвета на нашей планете больше? А почему? (Это вода. )
-Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать
вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на
нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством
голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть
моря и озера — это все водные запасы Земли.
Слайд 3.
Чтобы понять, сколько воды на Земном шаре, проделаем практическую
работу в парах (раскрашивание).
- разделите круг на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть
коричневым.
-Вот сколько на нашей планете воды, ребята!
А где ещё соержится вода?
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно
помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу.
Вода содержится во всех частях растений.
В теле животных вода составляет больше половины массы.
Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3
состоит из воды.
В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.
Под землей так же есть вода.
Огромное скопление льда находится у Северного и Южного
полюсов.
В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода.
В теле животных вода составляет больше половины массы
Слайд 4.
Физкультминутка
Имитация стилей плавания
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
-А если воды так много, то почему стоит вопрос её охраны ?
3. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима
пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много.
Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.
Слайд 5.
- Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны
расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)
- Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.
Слайд 6.
Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям,
животным, человеку.
Человек бросает мусор, моет машины.
- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая,
например, на нашей Десне? Уважаемые исследователи, вносите свои
предложения.
(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)
Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и
ставить их на берегу.
Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
- Надеюсь, вы так и будете поступать. И тогда, мы все сможем любоваться
красотой воды.
Презентация о красоте воды
Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней.
Рефлексия учебной деятельности
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?
VI. Итоговое обобщение.
У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И
хочется закончить призывом!
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком -
Так надо им и быть!
У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа
– вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?
Перед вами настолах лежат капельки воды, нарисуйте в виде улыбки на
ней, свое настроение от урока, а теперь я предлагаю вам устроить теплый
летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на
тучке написана тема урока)