Автор: Лопарева Наталья Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ Юмасинская СОШ
Населённый пункт: д.Юмас
Наименование материала: Программа по биологии
Тема: Программа по биологии 5-6 класс
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Программа
соответствует
требованиям
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в
учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия
жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный
статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса
биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС
второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы
по биологии
Рабочая программа по биологии построена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного
общего образования,
представленных в Федеральном образовательном
стандарте основного общего образования;
Примерной программы основного общего образования по биологии;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
Целью
реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и
достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования и основной образовательной программы основного общего
образования.
Задачами учебного предмета являются:
•
освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической
терминологии;
•
овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный
эксперимент;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с
объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос,
самостоятельная работа, тест, лабораторная работа, практическая работа.
Программа предмета “Биология ” рассчитана на пять лет. Общее количество часов на
уровне
основного
общего
образования
составляет
276
часов
со
следующим
распределением часов по классам: 5-й класс – 34 часа; 6-й класс – 34 часа; 7-й класс – 68
часов; 8 – й класс 70 часов; 9 – й класс 70 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2)
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник
научится
пользоваться
научными
методами
для
распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить
наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические
объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты.
Выпускник
овладеет
системой
биологических
знаний
–
понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни в быту;
•
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•
ориентироваться
в
системе
познавательных
ценностей
–
воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах
массовой
информации
и
Интернет-ресурсах,
критически
оценивать
полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
•
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях
и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Раздел 1. Живые организмы 5-7 классы.
Выпускник научится:
•
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
•
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
•
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов
и бактерий;
•
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных,
бактерий,
грибов)
на
основе
определения
их
принадлежности
к
определенной
систематической группе;
•
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
•
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений
и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
•
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
•
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
•
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),
процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
•
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
•
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
•
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
•
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
•
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними;
•
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
•
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
•
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее.
•
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
•
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое
сознание,
эмоционально-ценностное
отношение
к
объектам
живой
природы);
•
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
•
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
•
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Раздел 2. Человек и его здоровье. 8 класс.
Выпускник научится:
•
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных
для организма человека;
•
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей
среды, родства человека с животными;
•
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
•
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
•
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
•
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
•
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
•
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их
результаты;
•
знать
и
аргументировать
основные
принципы
здорового
образа
жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
•
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
•
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
•
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
•
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
•
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
•
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
•
находить
в
учебной,
научно-популярной
литературе,
Интернет-ресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
•
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
•
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и
его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
•
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями
строения
и
жизнедеятельности
организма
человека,
планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Раздел 3. Общие биологические закономерности. 9 класс.
Выпускник научится:
•
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
•
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
•
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
•
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
•
раскрывать
роль
биологии
в
практической
деятельности
людей;
роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
•
объяснять
общность
происхождения
и
эволюции
организмов
на
основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
•
объяснять
механизмы
наследственности
и
изменчивости,
возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
•
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
•
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
•
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
•
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
•
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
•
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
•
находить
в
учебной,
научно-популярной
литературе,
Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов,
рефератов;
•
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
•
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
•
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
•
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
•
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-
ценностное отношение к объектам живой природы);
•
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах
в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
•
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
5 класс «Живые организмы»
«Введение» 7 ч.
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий,
грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь
организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические
факторы и их влияние на живые организмы. Влияние человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника
наблюдений.
Глава 1 Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов 8 ч.
Устройство увеличительных приборов ( лупа, световой микроскоп). Клетка, ее строение :
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление
веществ в клетку, дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки..Понятие « ткань».
Демонстрации:
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы № 1- 2
1.
Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы
2.
Приготовление
препарата
и
рассматривание
под
микроскопом
движения
цитоплазмы в клетках листа элодеи
Глава 2. Многообразие организмов 19 ч.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные
грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана.
Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль
грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина,
головня, спорынья).
Лабораторные работы № 3 - 6
3. Особенности строения мукора и дрожжей
4. Строение зеленых водорослей
5. Строение мха, спороносящего хвоща и папоротника
6. Внешнее строение цветкового растения
6 класс «Живые организмы»
Глава 1. Жизнедеятельность организмов. 16 ч.
Обмен веществ- главный признак жизни.
Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Питание
бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и
всеядные животные. Хищные растения. Газообмен между организмом и окружающей
средой. Дыхание животных. Дыхание растений. Передвижение веществ в организмах.
Передвижение веществ у растений Передвижение веществ у животных. Освобождение
организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Выделение у
животных. Обобщающий урок.
Лабораторные работы № 1- 2
1.
Выделение углекислого газа при дыхании.
2.
Передвижение веществ по побегу растения.
Глава 2. Размножение, рост и развитие организмов. 5 ч.
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Половое размножение.
Рост и развитие-свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Влияние вредных
привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. Обобщающий урок.
Лабораторная работа № 3
3.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Глава 3. Регуляция жизнедеятельности организмов. 13 ч.
Способность организмов воспринимать воздействия внешние среды и реагировать на
них.
Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. Нейрогуморальная регуляция
жизнедеятельности многоклеточных
животных. Поведение организмов. Движение
организмов
Организм - единое целое. Обобщающий урок. Летние задания. Экскурсия « Весенние
явления в жизни растений и животных. Работа над проектами. Защита проектов.
Лабораторная работа №4
4.
Изучение реакции аквариумных рыб на раздражителей и формирование у них
рефлексов.
7 класс «Живые организмы»
Введение. Многообразие организмов, их классификация 3 ч.
Систематика органического мира. Вид – основная единица систематики.
Демонстрация: таблица «Царства живой природы»
Глава 1.Бактерии, грибы, лишайники.- 7 ч.
Бактерии - доядерные организмы. Грибы – царство живой природы. Лишайники –
комплексные симбиотические организмы.
Практическая работа: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Глава 2 .Многообразие растительного мира – 27 ч.
Водоросли- древние низшие растения
Первые наземные высшие растения.
Мхи – строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение.
Папоротники, строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение,
использование и охрана папоротников.
Семенные
растения,
особенности
строения
и
жизнедеятельность.
Многообразие
голосеменных, Хвойный лес как природное сообщество.
Покрытосеменные растения, особенности строения и процессов жизнедеятельности,
классификация покрытосеменных растений.
Лабораторные работы№ 1-9
1. Изучение внешнего строения водорослей.
2. Изучение внешнего строения мхов.
3. Изучение внешнего строения папоротников.
4. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
5. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
Глава 3. Многообразие животного мира- 24 ч.
Общие сведения о животном мире. Одноклеточные животные, особенности строения и
жизнедеятельности., меры предупреждения заболеваний, вызванных одноклеточными.
Многоклеточные животные, особенности строения, специализация клеток. Ткани, органы,
системы органов.
Кишечнополостные, особенности строения. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных.
Черви, многообразие червей, паразитические черви, меры предупреждения заражения
паразитическими червями.
Моллюски, особенности строения, промысловое значение, роль в природе и жизни
человека.
Членистоногие, особенности строения, Инстинкты. Членистоногие – возбудители и
переносчики болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений.
Практическое значение и охрана.
Хордовые, общая характеристика. Рыбы, многообразие рыб. Роль в природе, практическое
значение и охраны.
Земноводные
и
пресмыкающиеся.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности.
Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи.
Птицы, особенности строения, забота о потомстве, роль птиц в природе, практическое
значение, охрана птиц.
Млекопитающие, особенности строения, забота о потомстве. Животноводство, породы
млекопитающих. Практическое значение и охрана.
Лабораторные работы №6 - 7
6. Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.
7.
Изучение
и
выявление
особенностей
внешнего
и
внутреннего
строения
млекопитающих
Глава 4. Эволюция растений и животных и их охрана – 3ч.
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений.
Эволюция животного мира.
Глава 5. Экосистемы- 4ч.
Естественные и искусственные экосистемы. Экологические факторы. Цепи питания,
поток энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Межвидовые отношения.
Агроценозы.
8 класс «Человек и его здоровье»
Введение 3 ч.
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательства
животного происхождения человека.
Глава 1. Общий обзор организма 3 ч.
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. Ткани животных и человека.
Лабораторные работы №1
1.
Изучение микроскопического строения тканей.
Глава 2. Опора и движение 8 ч.
Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Мышцы человека. Работа мышц.
Нарушение осанки и плоскостопие. Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов и переломах костей. Развитие опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа № 2 - 3
2.
Микроскопическое строение кости.
3.
Утомление при статической и динамической работе.
Глава 3. Внутренняя среда организма 4 ч.
Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение 4 ч.
Органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения.
Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
органов. Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная работа №4
4.
Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Глава 5. Дыхание 4 ч.
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.
Первая помощь при поражении органов дыхания.
Глава 6. Питание 4 ч.
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение
пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой
полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
Пищеварение
в
желудке.
Регуляция
деятельности
пищеварительной
системы.
Пищеварение
в
кишечнике.
Всасывание
питательных
веществ.
Профилактика
заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии 4 ч
Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров,
углеводов. Нормы питания. Витамины.
Практическая работа№1
1.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Глава 8. Выделение продуктов обмена 2 ч.
Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Глава 9. Покровы тела человека 4 ч.
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных
процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Оказание первой помощи
при тепловом и солнечном ударах.
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 9ч.
Значение и строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга Отделы
головного мозга, их значение. Полушария большого мозга. Аналитико-синтетическая
функция коры больших полушарий. Вегетативная нервная система, строение и функции.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ,
росте и развитии организма.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы 5 ч.
Значение органов чувств и анализаторов. Достоверность получаемой информации. Орган
зрения и зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз. Органы слуха и
равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
Взаимодействие анализаторов
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 5 ч.
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Врожденные и приобретенные
программы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей
нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.
Глава 13. Человек и окружающая среда 7 ч.
Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека.
Здоровый образ жизни.
9 класс «Общие биологические закономерности»
Введение. Биология в системе наук 3 ч.
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы
изучения живых организмов
Глава 1. Основы цитологии — науки о клетке 13 ч.
Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение.
Химический состав
живых
организмов.
Особенности
химического
состава
живых
организмов.
Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов,
липидов, белков в организме. Клеточное строение
организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы.
Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,
вакуоли,
митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток
Лабораторная работа №1.
1.
Строение
эукариотических
клеток
у
растений,
животных,
грибов
и
прокариотических клеток у бактерий.
Глава 2.Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 6 ч.
Размножение, рост и развитие. Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и
бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение
Лабораторная работа №2
2.
Митоз в корешке лука.
Глава 3.Основы генетики 12 ч.
Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и
изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Лабораторные работы №3
3.
Описание фенотипов растений.
Практическая работа № 1 - 2
1-2 Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека 3 ч.
Методы изучения наследственности человека. Генотип и здоровье человека
Практическая работа № 3-4
3
Составление родословных.
4
Решение генетических задач
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии 4 ч.
Основы селекции. Методы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции
Биотехнология:
достижения
и
перспективы
развития.
Метод
культуры
тканей.
Клонирование
Лабораторные работы №4
4. Изучение приспособленности организмов к определённой среде обитания.
Глава 6. Эволюционное учение 7 ч.
Учение об эволюции органического мира Вид. Критерии Популяционная структура вида
Видообразование. Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы
эволюции Адаптация как результат естественного отбора.
Современные проблемы
эволюции.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле 5 ч.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как
результат эволюции История развития органического мира. Происхождение и развитие
жизни на Земле.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. 13 ч.
Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов
на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия
разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые
связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная
экосистема. В. И. Вернадский. —основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в
экосистемах. Обмен
веществ и превращения энергии — признак
живых организмов
Лабораторные работы №5-8
4.
Описание экологической ниши организма.
Тематическое планирование по биологии 5 класс
№
Тема
Кол-
во
часов
Практические
работы
Лабораторные
работы
1.
Введение. Биология как наука
5
2.
Клетка-основа строения и
жизнедеятельности организмов
9
3
3.
Многообразие организмов
20
4
Всего:
34
7
Тематическое планирование по биологии 6 класс
№
Тема
Кол-
во
Часов
Практические
работы
Лабораторные
работы
1.
Жизнедеятельность организмов
16
2.
Строение и многообразие
покрытосеменных растений
18
6
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№
п/п
Дата
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
план
факт
Введение. Биология как наука (5 часов)
1.
Биология – наука о живой
природе
Определять значение биологических знаний в
современной жизни.
Оценивать роль биологической науки в жизни
общества.
Устанавливать основные приемы работы с
учебником.
2.
Методы изучения
биологии
Определять методы биологических
исследований
3.
Как работают в
лаборатории
Соблюдать правила работы с лабораторным
оборудованием, правила работы в кабинете
биологии
4.
Разнообразие живой
природы
Систематизировать знания о многообразии
живых организмов.
Выделять существенные признаки отличия
живого от неживого
5.
Среды обитания
организмов
Устанавливать взаимосвязь между средой
обитания и приспособленностью организмов к
жизни в этой среде.
Соблюдать правила поведения в окружающей
среде
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (9часов)
6.
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1
«Устройство светового
микроскопа и приемы
работы с ним»
Научиться работать с лупой и микроскопом,
знать устройство микроскопа.
Соблюдать правила работы с микроскопом
7.
Химический состав
клетки. Неорганические
вещества
Объяснять роль минеральных веществ и воды,
входящих в состав клетки.
Научиться работать с лабораторным
оборудованием
8.
Органические вещества
Различать органические и неорганические
вещества, входящие в состав клетки.
Ставить биологические эксперименты по
изучению химического состава клетки.
Соблюдать правила работы с лабораторным
оборудованием
9.
Строение клетки
Выделять существенные признаки строения
клетки.
Различать на таблицах и микропрепаратах
части и органоиды клетки.
Сравнивать строение клеток разных
организмов.
Сформировать представление о единстве
живого
10.
Лабораторная работа №2
«Приготовление и
рассматривание препарата
кожицы чешуи лука под
микроскопом»
Научиться готовить микропрепараты.
Наблюдать части и органоиды клетки под
микроскопом, описывать и схематически
изображать их.
Научиться работать с микроскопом, знать его
устройство.
Соблюдать правила работы с микроскопом
11.
Пластиды. Хлоропласты.
Лабораторная работа №3
«Пластиды в клетках
плодов томатов, рябины,
шиповника»
Выделять существенные признаки строения
клетки.
Различать на таблицах и микропрепаратах
части и органоиды клетки.
12.
Жизнедеятельность
клетки
Выделять существенные признаки процессов
жизнедеятельности клетки.
Ставить биологические эксперименты по
изучению процессов жизнедеятельности
организмов и объяснять их результаты
13.
Деление клеток
Выделять существенные признаки процессов
жизнедеятельности клетки.
14.
Обобщение по теме:
Клетка-основа строения и
жизнедеятельности
организмов
Выделять существенные признаки строения
клетки и процессов жизнедеятельности клетки.
Многообразие организмов (20 часов)
15.
Характеристика царства
Бактерии
Выделять существенные признаки бактерий.
Распознавать бактерии на таблицах
16.
Роль бактерий в природе и
жизни человека
Объяснять роль бактерий в природе и жизни
человека
17.
Характеристика царства
растения
Выделять существенные признаки растений.
Различать на живых объектах высшие и низшие
растения, наиболее распространенные растения,
опасные для человека растения.
Сравнивать представителей высших и низших
растений, делать выводы на основе сравнения.
Выделять взаимосвязи между строением
растений и их местообитанием.
Объяснять роль различных растений в природе
и жизни человека.
Находить информацию о растениях в научно-
популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в
другую
18.
Водоросли
Выделять существенные признаки водорослей.
Различать на таблицах и гербарных образцах
представителей водорослей.
Освоить приемы работы с определителем.
Определять принадлежность водорослей к
систематическим группам (систематизировать)
19.
Многообразие
водорослей. Роль
водорослей в природе и
жизни человека.
Лабораторная работа №4
«Строение зелёных
водорослей»
Различать на таблицах и гербарных образцах
представителей водорослей.
Объяснять роль водорослей в природе и жизни
человека.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Научиться работать с лупой и микроскопом,
знать устройство микроскопа.
Соблюдать правила работы с микроскопом
20.
Высшие споровые
растения
Выделять существенные признаки высших
споровых растений.
Сравнивать представителей разных групп
растений, делать выводы на основе сравнения.
21.
Моховидные.
Выделять существенные признаки мхов.
Лабораторная работа №5
«Строение мха»
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей
моховидных.
Сравнивать представителей моховидных и
водорослей, определять черты сходства и
различия, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять значение мхов в природе и жизни
человека.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Научиться работать микроскопом, знать его
устройство.
Соблюдать правила работы с микроскопом
22.
Папоротниковидные
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей
папоротниковидных.
Сравнивать представителей
папоротниковидных и моховидных, определять
черты сходства и различия, делать выводы на
основе сравнения.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Научиться работать микроскопом, знать его
устройство.
Соблюдать правила работы с микроскопом
23.
Плауновидные.
Хвощевидные
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей
плауновидных и хвощевидных.
Сравнивать представителей
папоротниковидных, моховидных,
плауновидных и хвощевидных определять
черты сходства и различия, делать выводы на
основе сравнения.
Объяснять значение папоротников, плаунов и
хвощей в природе и жизни человека
24.
Голосеменные растения
Выделять существенные признаки
голосеменных растений.
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей
голосеменных растений.
Объяснять роль голосеменных в природе и
жизни человека
25.
Разнообразие хвойных
растений. Лабораторная
работа №6 «Строение
хвои и шишек хвойных
растений»
Освоить приемы работы с определителем.
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей хвойных.
Сравнивать представителей хвойных
определять черты сходства и различия, делать
выводы на основе сравнения.
26.
Покрытосеменные, или
Цветковые, растения
Выделять существенные признаки высших
семенных растений.
Различать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей
покрытосеменных растений.
Сравнивать представителей разных групп
растений, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль покрытосеменных в природе и
жизни человека.
Оценивать с эстетической точки зрения
представителей растительного мира.
Находить информацию о растениях в научно-
популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в
другую
27.
Характеристика царства
Животные
Выделять существенные признаки животных.
Сравнивать представителей разных групп
растений, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль различных животных в природе
и жизни человека.
Оценивать с эстетической точки зрения
представителей животного мира.
Находить информацию о животных в научно-
популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в
другую
28.
Характеристика царства
Грибы
Выделять существенные признаки строения и
жизнедеятельности грибов.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
29.
Многообразие грибов, их
роль в природе и жизни
человека. Лабораторная
работа №6 «Строение и
разнообразие шляпочных
грибов»
Выделять существенные признаки съедобных,
ядовитых и плесневых грибов.
Различать на живых объектах и таблицах
съедобные и ядовитые грибы.
Освоить приемы работы с определителями.
Освоить приемы оказания первой помощи при
отравлении ядовитыми грибами.
Объяснять роль грибов в природе и жизни
человека
30.
Грибы – паразиты
растений, животных и
человека
Определять паразитические виды грибов на
основе знания особенностей их строения и
жизнедеятельности.
Соблюдать меры предупреждения
распространения грибов-паразитов
31.
Лишайники –
комплексные
симбиотические
организмы
Выделять существенные признаки лишайников.
Распознавать лишайники на таблицах и
гербарном материале.
Объяснять роль лишайников в природе и
жизни человека
32.
Происхождение бактерий,
грибов, животных и
растений
Приводить доказательства родства, общности
происхождения
и
эволюции
растений
и
животных.
Приводить доказательства взаимосвязи разных
групп организмов с условиями среды.
Объяснять причины выхода растений на сушу.
Приводить доказательства эволюции растений:
от
одноклеточных
водорослей
до
покрытосеменных
33.
Обобщение по теме:
Многообразие организмов
Выделять
существенные
признаки
многообразия организмов
34.
Итоговое тестирование за
курс 5 класса
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс
№
п/п
Дата
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
план
факт
Жизнедеятельность организмов (16 часов)
1.
Обмен веществ – главный
признак жизни
Выделять существенные признаки обмена
веществ.
Обосновывать значение энергии для живых
организмов.
Доказывать родство и единство органического
мира.
2.
Питание бактерий, грибов
и животных
Выделять существенные признаки питания
организмов.
Объяснять роль питания в процессах обмена
веществ
3.
Питание бактерий и
грибов
Определять особенности питания бактерий и
грибов.
Объяснять роль бактерий и грибов в природе
4.
Питание животных.
Растительноядные
животные
Определять особенности питания и способы
добывания пищи растительноядными
животными
5.
Плотоядные и всеядные
животные
Определять особенности питания и добывания
пищи плотоядными и всеядными животными.
Различать животных по способам добывания
пищи.
6.
Почвенное питание
растений. Удобрения
Выделять существенные признаки почвенного
питания растений.
Объяснять необходимость восполнения запаса
питательных веществ в почве путем внесения
удобрений.
Оценивать вред, наносимый окружающей среде
использованием значительных доз удобрений.
Приводить доказательства необходимости
защиты окружающей среды, соблюдение
правил отношения к живой природе.
Ставить биологические эксперименты по
изучению почвенного питания растений и
объяснять их результаты.
7.
Фотосинтез
Выявлять приспособленность растений к
использованию света в процессе фотосинтеза.
Определять условия протекания фотосинтеза.
Объяснять значение фотосинтеза и роль
растений в природе и жизни человека.
Приводить доказательства необходимости
охраны воздуха от загрязнения.
8.
Дыхание растений
Выделять существенные признаки дыхания.
Объяснять роль дыхания в процессе обмена
веществ.
Объяснять роль кислорода в процессе дыхания.
Определять значение дыхания в жизни
организмов.
Применять знания о дыхании при
выращивании растений и хранении урожая.
Ставить биологические эксперименты по
изучению процесса дыхания растений и
объяснять их результаты.
9.
Дыхание животных
Выделять существенные признаки дыхания.
Объяснять роль дыхания в процессе обмена
веществ.
Объяснять роль кислорода в процессе дыхания.
Определять значение дыхания в жизни
организмов.
Определять черты сходства и различия в
процессе дыхания у растительных и животных
организмов.
10.
Передвижение веществ у
растений
Объяснять роль транспорта веществ в процессе
обмена веществ.
Объяснять значение проводящей функции
стебля.
Объяснять особенности передвижения воды,
минеральных и органических веществ в
растениях.
Ставить биологические эксперименты по
изучению процессов жизнедеятельности
организмов и объяснять их результаты.
Приводить доказательства необходимости
защиты растений от повреждений
11.
Передвижение веществ у
животных
Объяснять особенности передвижения веществ
в организме животных.
Определять значение передвижения веществ в
жизни организмов
12.
Выделение у растений
Определять существенные признаки выделения.
Объяснять роль выделения в процессе обмена
веществ.
Определять значение выделения в жизни
организмов
13.
Выделение у животных
Определять существенные признаки выделения.
Объяснять роль выделения в процессе обмена
веществ.
Определять значение выделения в жизни
организмов
14.
Размножение организмов
и его значение. Бесполое
размножение
Определять значение размножения в жизни
организмов.
Объяснять роль размножения.
Определять особенности бесполого
размножения.
Объяснять значение бесполого размножения.
Ставить биологические эксперименты по
изучению процессов вегетативного
размножения и объяснять их результаты.
15.
Половое размножение
Определять значение размножения в жизни
организмов.
Объяснять роль размножения.
Определять особенности полового
размножения.
16.
Рост и развитие –
свойства живых
организмов
Объяснять особенности процессов роста и
развития у растительных и животных
организмов.
Определять возраст деревьев по годичным
кольцам.
Проводить биологические исследования т
объяснять их результаты.
Проводить наблюдения за ростом и развитием
организмов
Строение и многообразие покрытосеменных растений (18 часов)
17.
Строение семян.
Лабораторная работа №1
«Строение семян
двудольных и
однодольных растений»
Выделять существенные признаки семени
двудольного и однодольного растения.
Сравнивать строение семени двудольных и
однодольных растений, находить черты
сходства и различия, делать выводы на основе
сравнения.
Различать на живых объектах, таблицах семена
двудольных и однодольных растений.
Составлять схему «Строение семени».
Освоить приемы работы с определителями.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты
18.
Виды корней и типы
корневых систем.
Лабораторная работа №2
«Стержневая и
мочковатая корневые
системы»
Определять виды корней и типы корневых
систем.
Объяснять взаимосвязь строения клеток
различных зон корня с выполняемыми ими
функциями.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Сравнивать увиденное под микроскопом с
приведенным в учебнике изображением
19.
Видоизменения корней
Объяснять взаимосвязь типа корневой системы
и видоизменения корней с условиями среды.
Различать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах видоизменения корней
20.
Побег и почки.
Лабораторная работа №3
«Строение почек».
Определять типы листорасположения.
Распознавать виды почек.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Сравнивать увиденное с приведенным в
учебнике изображением
21.
Строение стебля
Приводить примеры разнообразных стеблей.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Устанавливать взаимосвязь между строение
стебля и выполняемой им функцией
22.
Внешнее строение листа
Распознавать листья по форме.
Определять тип жилкования.
Различать листья простые и сложные,
черешковые и сидячие, листорасположение.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Сравнивать увиденное с приведенным в
учебнике изображением
23.
Клеточное строение
листа. Лабораторная
работа №4 «Листья
простые и сложные, их
жилкование и
листорасположение»
Устанавливать и объяснять связь особенностей
строения клеток с выполняемой ими функцией.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Сравнивать увиденное с приведенным в
учебнике изображением.
Научиться работать с микроскопом, знать его
устройство.
Соблюдать правила работы с микроскопом
24.
Видоизменения побегов.
Лабораторная работа №5
«Строение клубня и
луковицы»
Определять особенности видоизменения
побегов.
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах видоизмененные побеги.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Сравнивать увиденное с приведенным в
учебнике изображением.
25.
Строение и разнообразие
цветков. Лабораторная
работа №6 «Строение
цветка»
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах части цветка.
Определять двудомные и однодомные
растения.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Сравнивать увиденное с приведенным в
учебнике изображением.
26.
Соцветия
Определять виды соцветий.
Различать на живых объектах и таблицах
органы цветкового растения.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Сравнивать увиденное с приведенным в
учебнике изображением.
27.
Плоды
Определять типы плодов.
Проводить классификацию плодов.
Различать на живых объектах и таблицах
органы цветкового растения.
Проводить биологические исследования и
объяснять их результаты.
Объяснять взаимосвязь типа плодов со
способом распространения плодов и семян
28.
Размножение
покрытосеменных
растений
Объяснять роль опыления и оплодотворения в
образовании плодов и семян
29.
Классификация
покрытосеменных
растений
Выделять признаки двудольных и однодольных
растений.
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей классов и
семейств покрытосеменных растений.
Освоить приёмы работы с определителями.
Сравнивать представителей разных групп
растений, определять черты сходства и
различия, делать выводы на основе сравнения
30.
Класс Двудольные
Выделять признаки класса двудольных
растений и их основных семейств.
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей семейств
двудольных растений.
Различать на живых объектах и таблицах
наиболее распространенные растения, опасные
для человека растения.
Освоить приёмы работы с определителями.
Сравнивать представителей разных групп
растений, определять черты сходства и
различия, делать выводы на основе сравнения.
Оценивать с эстетической точки зрения
представителей растительного мира.
Находить информацию о растениях в научно-
популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и
оценивать её, переводить из одной формы в
другую
31.
Класс Однодольные
Распознавать на живых объектах, гербарном
материале и таблицах представителей семейств
однодольных растений.
Различать на живых объектах и таблицах
наиболее распространенные растения, опасные
для человека растения.
Сравнивать представителей разных групп
растений, определять черты сходства и
различия, делать выводы на основе сравнения.
Оценивать с эстетической точки зрения
представителей растительного мира.
Находить информацию о растениях в научно-
популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и
оценивать её, переводить из одной формы в
другую
32.
Обобщение по теме:
Многообразие живой
природы. Охрана природы
Находить информацию о растениях в научно-
популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и
оценивать её, переводить из одной формы в
другую
33.
Обобщение за курс 6
класса
Выделять существенные признаки
жизнедеятельности организмов и строении и
многообразии покрытосеменных растений
34.
Итоговое тестирование за
курс 6 класса