Автор: Ушакова Анна Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 р.п. Хор
Населённый пункт: поселок Хор, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Алгоритм подготовки учащихся к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по технологии
Раздел: среднее образование
Выступление на МО учителей технологии 25.03.2020
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления звучит
следующим образом «
Алгоритм подготовки учащихся к муниципальному
и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по
технологии»
Но
прежде чем перейти к основной теме моего выступления, я хочу подвести
итоги участия моих учеников в олимпиадном движении по технологии в
школе и в районе и в крае за последние годы.
В нашей школе предмет технология – один из самых популярных. Как видно
из таблицы, представленной на слайде, количество ребят, участников
олимпиады, растет год от года, т.е. в каждой параллели у меня стабильно по
4-5 участников и соответственно есть из кого выбрать. К участию допускаем
всех желающих.
Количество участников районного этапа также стабильно-постоянно (2-3
человека
ежегодно).
В
основном
они
становятся
победителями
или
призерами муниципального этапа.
Мои ученицы вот уже на протяжении 5 лет являются участниками
регионального этапа олимпиады, который проходит в г. Комсомольске-на-
Амуре.
Два последних года девочки Ли Юлиана и Загарий Виктория занимают
призовые места.
Остановлюсь немного на проведении регионального этапа. В этом году
команда от нашего района состояла из трех человек – это ученицы Хорской
второй и Хорской третьей школ. Наша команда выступила достойно, Вика
Загарий была третьей, Муравьева Снежанна и Смаль Алина заняли 7 место
каждая в своей возрастной категории. Причем в каждой группе было по 18
участниц. Т.е. все девочки оказались в первой половине рейтинговой
таблицы. Проекты наших учениц были высоко оценены членами жюри.
Проект Загарий Виктории «Универсальный сундучок для хранения игрушек»
набрал наибольшее количество баллов в своей возрастной категории.
Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо:
во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие
пытливых, ищущих, увлеченных школьников.
(И такие дети в школах
есть!). Первым помощником в работе с одаренными детьми мне стал Центр
поддержки одаренных детей в Хабаровском крае. Именно здесь можно найти
все нормативные документы, требования, методические рекомендации.
При подготовке учащихся к олимпиаде, я провожу с ними работу по
следующим направлениям:
- консультативная помощь «учитель-ученик» (беседы,
консультации, показы, объяснения);
- групповая работа (работа над творческими проектами, участие в
выставках, конкурсах и марафонах)
- массовая работа (школьная олимпиада, школьная научно-
практическая конференция, предметные недели технологии). такие
как:Международная олимпиада по технологии для девочек, конкурс-игра по
технологии для мальчиков и девочек «Молоток»);
Итак, с чего же начать:
1.Определение контингента учащихся, имеющих высокую мотивацию к
изучению предмета.
Делать это нужно как можно раньше, лучше с 5-6 класса. Ученику ваш
предмет должен быть интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это
могут быть не самые сильные ученики, но интересующиеся определённой
областью знаний.
2.Создание для учащихся развивающей среды, которая включает их
работу на внеурочных занятиях, индивидуальных и групповых консультаций,
использование
Электронных
образовательных
ресурсов
(Российская
электронная школа).
3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.
Задания собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню
сложности.
Важно не только решать олимпиадный материал,
но и
анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть
понятна ребёнку и не должна повториться в будущем.
4.Активная работа по опережающему обучению.
Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности,
которые невозможно разбирать на уроках, вовлекаю детей в систему
внеурочных занятий, где применяю метод работы в разновозрастных группах
(9 классы; 7-8 классы, 5-6 классы).
5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся с
пособиями, научной литературой, сайтами для подготовки к олимпиадам. В
этом случае учитель выступает как тьютор, определяя для учащихся
наибоилее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как
без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а
самостоятельная подготовка к ним требует от учащихся организованности,
самодисциплины и сильной мотивации.
6. Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, определение
траектории его движения к знаниям, подбор нужной сложности заданий,
определяющих его активное развитие.
7.Использование
полученных
знаний
в
жизни,
практико-
ориентированный подход.
Дети активно запоминают полученные знания, если находят им применение в
своей жизни. Для этого максимально используется их жизненный опыт, а так
же лабораторные экспонаты, муляжи, коллекции, гербарии и другие средства
наглядности.
8. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы
учащихся, их требования при подготовке в определённое учебное заведение,
развитие интереса к будущей профессии.
9.Использование принципа «От простого к сложному».
Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный
материал, а для этого развивать у учащихся способности структурировать,
обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.
Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает хороший
эффект:
- мотивирует ученика к активной подготовке к олимпиаде,
- обеспечивает вариативное повторение и углубление учебного материала,
- формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских
и творческих,
-
помогает
организовывать
самостоятельную
деятельность
одаренных
школьников.
Созданная творческая группа, команда школьников, готовящихся к
олимпиадам, позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах,
психологическую
подготовку
новых
участников
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке
младших
могут
взять
на себя старшие
(обучая
других,
они будут
совершенствовать
и
свои
знания)
- работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов) Метод
заключается в том, чтобы создать вокруг школьника такую обстановку, чтобы
он не зазубривал знания, а неназойливо напитывался ими как огурец,
помещённый в банку, напитывается рассолом.
«Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им
или не хочется, они всё равно станут солёными…» В.Ф.Шаталов
Олимпиада по технологии интересна тем, что её итоги подводятся
по результатам трёх туров., соответственно и готовить школьников нужно по
трем направлениям.
Первый тур теоретический - «Тестирование» -
позволяет
определить уровень теоретической подготовки учащегося. Конечно, на
уроках невозможно подготовить учащегося к этому испытанию, поэтому
необходимы дополнительные занятия, консультации, тренинги. Требуется
постоянный контакт ученика с учителем, совместная деятельность по
индивидуальному плану.
Мне данную проблему помогает решать курс
внеурочной
деятельности
«Технология
моды»,
где
учащиеся
совершенствуют свои навыки, полученные на уроках технологии.
Темы для занятий я беру из методических рекомендаций по подготовке к
школьному и муниципальному этапу. Всего там представлено 23 темы.
Отрабатывая
каждую,
мы
стараемся
составить
либо
таблицу,
либо
интеллектуальную карту, чтобы систематизировать изученный материал. На
индивидуальных
занятиях
мы
работаем
со
справочной
литературой,
разбираем решение задач.
Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования,
который моделирует ситуацию олимпиадного состязания и позволяет
скорректировать дальнейшую подготовку.
Тестовые задания собираются в течение многих лет, классифицируются по
уровню сложности. Важно не только решать олимпиадный материал, но и
анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть
понятна ребёнку и не должна повториться в будущем. Обычно тест девчонки
проходят парами и потом осуществляют взаимопроверку с последующим
разбором ошибок.
С этого года на региональном этапе уже введено
новшество, тесты состояли из двух частей. 10 вопросов были общими для
мальчиков и девочек и 15 вопросов – специальная часть. В следующем году,
как сказали нам члены жюри, разрыв в тестовой части между мальчиками и
девочками еще уменьшится.
Второй тур олимпиады – практический. Хорошо, если ученик
успел на уроке хотя бы примерно разобраться с технологией изготовления
каких-либо изделий и познакомился с приёмами работы инструментами, но
нарабатывать навыки приходится в дополнительное время.
И в решении этой проблемы могут вновь быть полезны внеурочные занятия.
Для этого подбирать будущее изделие с учащимся следует таким образом,
чтобы в процессе его изготовления он закрепил знания и навыки, полученные
на уроке технологии.
Так как второй тур состоит из двух испытаний «Моделирование» и
«технология выполнения швейного изделия», то и здесь существует
определенный план от простого к сложному – от выполнения образцов швов
до создания швейных узлов, швейных изделия. Также собраны образцы
олимпиадных заданий, выполняя которые девочки нарабатывают свой опыт.
Для обучения детей моделированию, я для себя выбрала следующие приемы:
просмотр видеоуроков в интернете, программы по моделированию онлайн,
составление каждой ученицей собственного банка моделей (тетрадь с
выполненным моделированием юбок, платьев, блуз по всем требованиям
олимпиад). Разбираем каждую модель либо индивидуально, либо в группе.
Так же использую взаимопроверку.
Третий тур - «Творческий проект» – это очень трудоёмкий процесс,
и в выполнении творческого проекта важны все составляющие. В работе над
творческими проектами мне также помогают внеурочные занятия.
Ну а теперь несколько слов о творческом проекте
При выборе ученицей темы творческого проекта я придерживаюсь
следующих принципов:
- заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по
этой теме;
- проект должен раскрыть сильные стороны учащегося, его творческие
способности;
- большое значение имеет оригинальность идеи;
- важна социальная и практическая значимость творческого проекта;
- доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных,
физических, интеллектуальных особенностей и способностей;
- соответствие материально-технической базы мастерской.
Хочется отметить, что со следующего года тема творческих проектов будет
единой.
Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному.
Иногда я с учащимся подолгу рассуждаю, какая тема будет выигрышной и
порой на это уходит много времени.
Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за
отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной
записки, качеству изготовленного изделия, и, конечно, защите проекта
Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который
сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его проект самый
лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.
Разумеется, внеурочная деятельность — это не панацея, но он
хороший помощник при подготовке к олимпиаде по технологии, хотя
приходится искать и другие формы индивидуальной работы с одарёнными
учащимися при подготовке к серьёзным стартам. Это индивидуальные
консультации, беседы (которые не обязательно посвящать только предмету
технологии),
репетиции
защиты
творческого
проекта,
а
в
целом
психологическая подготовка учащегося.
Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на особенности подготовки
творческих проектов к защите на олимпиадах по технологии.
Учитель технологии, помогающий школьнику выполнять творческий
проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию,
и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться
материалом, размещённым на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на
который при защите отводиться не более 7 минут. При создании
мультимедийной
презентации
необходимо
добиться
максимальной
информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты, и
прозрачности предъявляемого материала.
Существуют
детально
разработанные
рекомендации
по
созданию
презентаций на все случаи жизни:
* над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели?
Громоздкие и невнятные фразы следует безжалостно
изымать из
презентации. Любая фраза должна быть информативна и обходима для
комментарий конкретного слайда.
*
перегруженность
и
мелкий
шрифт
тяжелы
для
восприятия,
недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и
плохо подготовлено.
* пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки на одну фразу,
оптимально – одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от
доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально.
* каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам – в
конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели. В
докладе нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами –
время дорого.
К презентациям мультимедийного типа можно отнести следующие
требования:
* количество слайдов –до 13
* оптимальное число строк на слайде - от 6 до 11.
* в тексте и формулах рекомендуется применять шрифт Аrial или Тimes.
* вся презентация выполняется в одной цветовой гамме обычно на базе
одного шаблона.
* необходимо выдерживать единый стиль представления формации.
* на слайде целесообразно размещать подробную информацию, а словесный
комментарий
должен
быть
направлен
на
выявление
технических
противоречий,
обоснование
конструкторских
решений
и
выбор
технологических приёмов.
* не следует многократно использовать эффекты анимации. Это достаточно
примитивный прием. Члены жюри могут чувствовать себя неуютно от того,
что этим их хотят заинтересовать, дополнительные эффекты не должны
превращаться в самоцель, следует свести к минимуму и использовать только
для привлечения внимание к ключевым моментам защиты.
* звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на
передний план и заслонять полезную информацию: этапы разработки и
изготовления изделия.
Учет разработанных выше рекомендации при разработке презентации
позволит автору проекта претендовать на высокую оценку доклада на
защите, а это не маловажно.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно
расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться
авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик
стремиться не подвести своего учителя и достигает высоких результатов.