Напоминание

"Активизация познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"


Автор: Иванова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Голынковская СШ"
Населённый пункт: пгт Голынки Руднянский район, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Голынковская средняя школа»

«Активизация познавательной деятельности

младших школьников путём использования современных

образовательных технологий на уроках окружающего мира»

Выполнила:

Иванова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Голынковская СШ»

Смоленская область

1

Содержание

Введение...............................................................................................................3-4

§1. Сущность понятия «познавательная деятельность»............................5-6

§ 2. Ситуации, активизирующие деятельность обучающихся__________7

§3.Уровни познавательной активности____________________________8_

§4. Активизация познавательной деятельности младших школьников путём

использования современных образовательных технологий на уроках

окружающего мира.____________________________________________9-24

Список литературы______________________________________________25

2

Введение

Актуальность темы определяется тем, что в современном обществе целью

модернизации российского образования является достижение нового качества, которое

бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. За последнее

десятилетие мир разительно переменился: количество информации возросло в десятки

раз. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не

умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объем

информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и

сотрудничество. А значит, задачей учителя является такое построение учебного

процесса, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся,

выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой.

Необходимо научить учащихся связывать различные части информации между собой,

научиться рассматривать и осмысливать новые идеи и знания в соответствующем

контексте.

Познавательный интерес – это одно из важнейших психических качеств. Он

является ведущим фактором понимания детьми необходимости изучения того или

иного материала. Если познавательный интерес не сформирован достаточно прочно,

то усвоение программного материала вызывает у школьников определенные

трудности. Преодоление этих трудностей должно осуществляться уже в начальном

курсе обучения. Этим обусловлена, в частности, проблема поиска путей

активизации познавательной деятельности младших школьников.

Идея активизации обучения получила свое развитие в трудах Ф. К. Дистервега. В

поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский

методист А. Я. Герд. Разработкой методов активного обучения занимались Н. Б.

Истомина, Г. П. Карчёва, И. В. Куписевич, В. И. Оконь, В. З. Половцев, С. Т.

Шацкий, Г. И. Щукина, Г. Т. Ягодовский и др.

В работах этих авторов указывается, что младший школьный возраст является

весьма благоприятным для развития учебно-познавательной деятельности. Именно

в начальных классах у детей происходит смена основного вида деятельности с игры

на учебу, в наибольшей степени проявляется интерес к познанию всего нового,

3

происходит интенсивное развитие таких качеств личности как внимание, память и

мышление.

Однако используя лишь традиционные методы и средства обучения, не всегда

возможно осуществить достаточное развитие познавательных качеств личности.

Возникает проблема поиска новых методов и средств активизации познавательной

деятельности младших школьников.

Возможности для решения этой проблемы предоставляют уроки окружающего

мира. При изучении данной дисциплины можно использовать различные формы и

методы работы, способствующие развитию познавательных процессов: памяти,

внимания, мышления.

Главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов,

условий и приемов обучения, целью которых является активизация познавательной

деятельности учащихся в процессе обучения. Одна из важнейших проблем дидактики

– проблема активизации учебно-познавательной деятельности – остается актуальной

как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения

находится эффективность осуществления всего образовательного процесса,

деятельность преподавателя и учащегося, а, следовательно, и результат обучения в

целом.

4

§1. Сущность понятия «познавательная деятельность».

Одной из ведущих форм деятельности ребенка является познавательная деятельность,

которая стимулирует учебную деятельность на основе учебно-познавательного

интереса. Учебно-познавательная деятельность – это совокупность учебной и

познавательной деятельности. Чтобы разобраться, что же такое учебно-познавательная

деятельность, приведем несколько различных трактовок понятий «деятельность»,

«познавательная деятельность», «учебная деятельность» и «учебно-познавательная

деятельность» с целью раскрытия данных понятий и принятия наиболее точного

определения учебно-познавательной деятельности в рамках данного исследования.

В «Большом психологическом словаре» деятельность – это активное взаимодействие с

окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как

субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои

потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости

внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается

жизненная необходимость в возникновении психических форм управления

практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического

мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном

этапе, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также

путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе.

Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой,

присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Если сравнивать понятия «познавательная деятельность» и «деятельность» можно

сделать вывод, что понятие «познавательная деятельность» расширяет первоначальное

понятие деятельности. Деятельность становиться не просто взаимодействием человека

с окружающей средой, а выступает как осознанное взаимодействие с окружающим

миром с использованием психических процессов. Перейдем к следующему понятию

5

«учебная деятельность». Понятие «учебная деятельность» появилось в

психологопедагогической литературе сравнительно не так давно в связи с разработкой

и исследованием критериев качественной характеристики знаний детей младшего

школьного возраста (научности, системности, обобщенности, прочности знаний и т.д.)

и возникшей в связи с этим необходимостью рассмотрения целостной учебной

деятельности, включающей в себя не только знания, умения и навыки, стоящие за

ними приёмы, действия и операции учащихся с учебным материалом, но и принятие

учеником учебной задачи, осуществление им самоконтроля, самооценки.

Умение учиться – это умение самостоятельно решать учебную задачу, достигать

поставленной цели на уроке, но, это невозможно без осознанного принятия и

творческого выполнения учебной деятельности с обязательной рефлексией

деятельности, самоанализом и самооценкой степени успешности собственных

действий. Исходя из рассмотренных понятий «учебная деятельность» можно сделать

вывод, что учебная деятельность – это целенаправленная деятельность, которая

направлена на решение учебной задачи и приобретение знаний, опыта.

6

§2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся

В педагогической практике используются различные пути

активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм,

методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших

ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в

которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и учителям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- заниматься обучением отстающих;

- объяснять более слабым учащимся непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи

(проблемы);

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и

практических действий;

- решать познавательные задачи путем комплексного применения

известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в

виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем

собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется

отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и

самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

7

§ 3. Уровни познавательной активности

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно

характеризуется активностью.

Первый уровень активности - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить

и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот

уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием

у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень активности - интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого

содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть

способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий,

которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца,

при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень активности - творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть

глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели

новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося,

упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные

интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени

рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и

новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности

личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого

принципа обучения.

8

§4.

Активизация

познавательного

интереса

младших

школьников

путём

использования

современных

образовательных

технологий

на

уроках

окружающего мира

Значение уроков по ознакомлению с окружающим миром для развития школьников

вытекает из особенностей этого предмета. Можно назвать ряд специфических

функций, которые определяют значение «Окружающего мира» как учебного предмета.

– ученики приобщаются к общественному опыту и культуре, усваивают систем

ценностных отношений к среде обитания;

— у ребёнка начинают формироваться его новый социальный статус и новые

социальные роли (ученик, школьник, член коллектива и др.);

— обеспечивается успешное развитие всех психических процессов, прежде всего

восприятия, мышления, воображения, речи, от которых непосредственно зависит

успешное обучение;

— создаются условия для более плавного и целесообразного формирования

нравственно-этических норм и установок с учётом их психологических предпосылок.

Дети очень любят уроки «Окружающего мира», потому что на них можно «поиграть»,

«поговорить, о чём хочешь», «узнать много нового о природе, о людях».

Действительно, эти уроки очень интересны ребёнку младшего школьного возраста, так

как на них «говорят обо всём на свете»: о животных и растениях, о нём самом, о маме,

бабушке и народов разных стран.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных

сторон личности ребёнка, и прежде всего его интеллекта. Школьники становятся

активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу

наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества

учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость

состоит в том, что учение, направлено не только на восприятие учебного материала, но

и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности.

9

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в

их применении.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и

учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество

подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его

атмосферой. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе

становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения

самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать

гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного

ученика

должны

быть

сформированы

универсальные

учебные

действия,

обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Во всех программах курса «Окружающий мир» для начальной школы авторами даётся

общая целевая установка не только на формирование знаний о природе и обществе, но

и на развитие ценностного отношения к миру. Для детей младшего школьного

возраста принять объект как ценность означает:

- обнаружить его присутствие в окружающем мире и ощутить свою причастность к

нему;

- признать право на его существование, уважать его «интересы»;

- проявлять осторожность в обращении с «другим», помочь ему по мере своих сил.

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить

объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. В своей

работе я использую следующие типы уроков окружающего мира:

- урок-наблюдение

- урок-поиск

- урок-дискуссия

- урок-практикум

- урок-игра

- урок творчества.

Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным методом

обучения, который отражает его специфику.

10

Для создания условий активизации познавательной деятельности учащихся с

помощью современных образовательных технологий на уроках окружающего мира,

решаю следующие задачи:

1.

Создание на уроке условий для формирования у учеников приёмов учебной

деятельности.

2.

Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность

на уроке.

3.

Учёт индивидуальных способностей каждого учащегося.

4.

Выявление условий для успешного развития познавательной активности

обучающихся.

Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я

опираюсь лишь на некоторые из них:

1.

Технология личностно – ориентированного образования.

2.

Технология использования игровых методов.

3.

Метод проектов.

4.

Здоровьесберегающие технологии.

5.

Технология развития критического мышления.

6.

Информационно – коммуникационные технологии.

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и

использовать комбинацию из нескольких методов. Но успех зависит от системности и

соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных

форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности

учащихся. И она реализуется через систему учебной деятельности, методическую

работу. К активным методам обучения относят метод создания проблемных ситуаций.

Сущность его состоит в том, что знания не предлагаются учащимся в готовом виде

(путём прямого объяснения и иллюстраций). Дети приобретают эти знания в процессе

обсуждения противоречий заложенных в ситуации. Конечно, младшие школьники

11

рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для

них этот путь наиболее интересен и продуктивен.

На своих уроках предлагаю детям проблемную ситуацию (проблемный вопрос),

доступную и учитывающую уровень их развития. Формулирую проблему, затем

предлагаю детям высказать предположения (гипотезы) и организую процесс их

доказательства. Школьники обсуждают различные характеристики, которые могут

стать доказательством правильности (неправильности) выдвинутой гипотезы.

Многочисленные исследования учёных, опыт работы учителей свидетельствуют, что

проблемное обучение способствует развитию, формированию познавательной

деятельности, интереса к учению.

Вот несколько проблемных ситуаций, которые я использую на уроках «Окружающего

мира».

Во 2-м классе предлагаю обсудить, кто из двоих детей правильно ответил на вопрос

«Что такое природа? Что относится к природе?».

Никита сказал: «К природе относятся разные растения и животные: птицы, рыбы,

насекомые, деревья, цветы».

Настя не согласилась с Никитой: «К природе относятся не только растения и

животные. Небо, солнце, земля, камни, снег и дождь – тоже природа. Природа – это

всё, что не сделал человек».

В чём состоит проблемность данной ситуации? Какие умственные действия должны

совершить школьники, чтобы ответить на вопрос? Во–первых, нужно

проанализировать ответы Никиты и Насти и выделить в них общее и различное. Во–

вторых, каждый ученик должен сформулировать своё предположение – ответ на этот

вопрос. В–третьих, от него требуется сравнить своё высказывание с другими и

установить общие черты всех высказываний. Общее и будет истинным. Далее надо

привести доказательства, которые подтвердят истинность высказывания.

Хорошим средством активизации познавательной деятельности является

использование различных заданий на заполнение таблиц, схем, выполнение

графических рисунков и т.п. Это даёт возможность проверить, как дети используют

12

знания в нестандартных учебных ситуациях, а школьникам обобщить свои

представления и выразить их в связной речи.

На своих уроках «Окружающего мира» я использую ещё один метод активизации

познавательной деятельности – это логические задачи. Они помогают уходить от

прямых, репродуктивных вопросов, не требующих раздумья, напряжения мысли, и

предусматривают только работу памяти. Сравните два вида заданий. В одном случае

применяю метод прямого вопроса, а в другом — метод логических задач.

Вопросы

Логические задачи

1.Как называется

дерево, которое

зацветает весной

первым?

О каком дереве можно сказать так: пушинки свои

первой распустила, запахом медовым пчёл

приманила?

2.Как человек

использует иву?

Нет другого дерева, которое приносило бы

больше пользы, потому что, чем больше её

рубишь, тем больше она разрастается. Ни одна

хорошая корзина не обходится без ветвей этого

дерева.

3.Где живут

бобры, зачем они

строят свои

жилища?

Этих животных называют самыми искусными

гидростроителями, так ка они строят плотины.

4.Какие птицы

прилетают

весной первыми?

Этих птиц трактористы называют «ревизорами»,

они чинно и важно вышагивают за трактором и

подбирают червячков.

13

Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность,

смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые

объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы»,

«Поле чудес» и др.

Тест «Человек и его здоровье»

1. Во время дальней прогулки ты натер ногу. Как облегчить боль?

а) подержать ногу в воде;

б) помазать больное место йодом;

в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.

(правильный ответ — в)

2. Отвар какой травы пьют при бессоннице?

а) валерианы;

б) одуванчика;

в) полыни.

(правильный ответ — а)

Тест «Животные — живые существа, организмы».

1. Какая птица умело подражает голосам других птиц?

а) кукушка;

б) трясогузка;

в) скворец.

(правильный ответ — в)

Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания,

потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы

окружающего мира. Также использую на уроках творческие задания, связанные с

продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие

тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными

структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю

организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.

14

В начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны усвоить

основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и

экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой

задачей современного процесса обучения и воспитания.

Игровая деятельность. Дидактическую ценность для изучения природы на

уроках окружающего мира имеют лишь теигры, в которых ребенок действительно

сталкивается

с

теми

проблемами,

которые

имеются

в

реальных

природных

условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной

ситуации, поведения в ней и принятия решения. Приведу примеры некоторых игр из

своей практики.

Игра «Знаем, знаем”

Дети становятся в круг, стоящий в центре описывает насекомое, зверя или птицу.

Участники игры протягивают руки вперед и говорят: “Знаем, знаем”. Участник,

стоящий в центре дотрагивается до руки одного из играющих, тот должен назвать

насекомое, зверя или птицу. Если отвечающий ошибается, ведущий подходит к

другому. Давший правильный ответ, становится на место ведущего.

Игра «Типография»

В игре участвуют две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из

букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я.Я читаю загадку, а ребята, отгадав ее, стараются

быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается

команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее

число очков.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица . . . . (Грач)

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес . . . . (Павлин)

На одной ноге стоит,

Ночь, как смоль, черным черна.

15

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это . . . . (Цапля)

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает . . . . (Сова)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец

Прилетай скорее, . . . . (Скворец)

Игра «Ну-ка, прочитай!»

Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся

названия птиц, их строение.

Ход игры: Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом

горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это

сделает быстрее.

д

и

б

к

е

б

р

и

ш

г

а

ш

л

к

л

о

з

у

д

я

н

б

а

о

л

д

а

и

н

к

к

а

г

р

л

к

н

у

р

о

п

о

а

н

ы

с

и

м

о

р

л

у

м

с

р

я

п

у

к

и

п

о

в

т

и

о

к

щ

ь

т

к

ь

у

в

х

к

щ

б

е

ф

а

г

ш

б

о

ф

а

ш

л

б

д

е

з

я

п

и

с

з

я

к

у

с

ш

е

п

ю

ч

б

е

н

а

б

г

т

ю

н

л

о

т

к

к

л

э

в

а

г

о

а

р

э

ш

в

г

у

л

б

и

в

х

е

р

а

в

с

х

а

к

с

у

т

16

Проектная

деятельность

как

средство

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

рассматривается

как

составная

часть

современных

педагогических технологий.

Он позволяет повысить познавательный интерес к предмету, способствует

повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Проектная деятельность

ставит каждого ученика в позицию активного участника,

даёт возможность

реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт

к сплочению класса, развитию

коммуникативных навыков. При этом создаётся

обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело и

берёт на себя ответственность за производимое действие. Опыт работы показывает,

что учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как есть

возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. При изучении курса

особую роль играют проекты, созданные с использованием ИКТ. Например, в 1

классе можно организовать проект «Что я умею?», «Моё дерево», «Как мы изучаем

природу?»

Изучая раздел «Эта удивительная природа», мои учащиеся составили и защитили

мини-проекты

«Красная

книга»

(слайд

6,7),

«Разнообразие

природы

родного

края»(слайд 8,9).

Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя –

активизация познавательной деятельности. Кроме того, позволяет формировать

личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе,

анализировать результаты своей деятельности.(слайд 10)

Групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма активизации

познавательной деятельности учащихся. У нее очень много положительных сторон:

способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности,

взаимопомощи;

повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную

активность, самостоятельность;

расширяет межличностные отношения детей.

Групповую форму работы я использую при закреплении, повторении, обобщении

пройденного.

17

Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для

более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми,

были разработаны «Правила работы в группе».

Правила работы в группе.

Дружно – негрузно,

А врозь – хоть брось.

1.

Перед работой выберите старшего, прочитайте план работы, договоритесь,

кто, что будет делать.

2.

Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не

отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать

помощь, выполнять указания старшего.

3.

Работать по плану.

4.

Задание выполнять добросовестно.

5.

Каждый из группы должен уметь защищать общее дело.

Примечание.

За нарушение правил работы с группы снимаются очки.

Например, при изучении темы «Дикие животные» я использовала групповую

форму

работы.

Класс

был

разделен

на

3

группы.

Учащиеся

это

сделали

самостоятельно, выбрав развертку с животным.Сначала каждый из учеников создал

своего животного. Затем каждая из групп самостоятельно изучала часть нового

материала и готовила сообщение по плану всему классу.

По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняю,

уточняю излагаемый материал.

Для поддержания познавательного интереса на уроках использую технологию

развития критического мышления.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить

учащегося самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать

информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

18

Критическое мышление – это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

принимать независимые продуманные решения.

Роль учителя в технологии развития критического мышления: направляет усилия

учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения, создает условия,

побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность

самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации

внутри уже существующих

Например, при изучении темы «Весна» дети дома подбирают пословицы и

поговорки о весне. В классе составляется список «известной информации» -

составляется кластер. Затем проводится чтение с пометками в учебнике ( инсерт ),

обсуждение прочитанного. В конце урока составляли дети каждый свой синквейн,

например:

Весна

Ранняя, долгожданная

Просыпается, приходит, радует

У Весны тёплые ноги.

Радость. (Алексахина Алёна))

Весна

Солнечная, теплая

Приходит, звенит, играет

Пришла весна – тут уж не до сна.

Веселье. (Гасан Арина)

Составленные детьми синквейны, их творческие работы, доклады хранятся в личном

Портфолио ученика.

По теме «Природные зоны. Тундра» на этапе осмысления после чтения текста по ходу

обсуждения можно также составить кластер. После разгадывания кроссворда получается

ключевое слово, которое является темой урока «Зона тундры».

19

Нам нужно составить план изучения тундры.

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе

изучения этой зоны?

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая

свой ответ, описывают заданную тему.

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме)

нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их

достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Например: «Окружающий мир,» 3класс, тема «Почва».

- Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я

буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с

утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… норы животных, живущих в почве, разрушают её?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва и камень родственники?

… почва – наша кормилица?

Компьютерные технологии я рассматриваю, как ещё одно мощное средство

активизации познавательной деятельности учащихся.

Не секрет, что уроки окружающего мира в большей степени, чем другие

предметы, требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его

неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более

качественно и эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими

глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные

путешествия хоть на край света.

20

Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к

современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к

новой форме оценки знаний.

Всё это помогает привлечь внимание и вызвать интерес ученика на уроке, а это очень

важно в начальной школе. Важно сохранить желание, с которым дети идут в школу на

все годы обучения. ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные

фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Труд, затраченный на

управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, повышает

качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать

трудности, вносит радость в жизнь ребёнка.

К активным методам обучения относят метод создания проблемных ситуаций.

Сущность его состоит в том, что знания не предлагаются учащимся в готовом виде

(путём прямого объяснения и иллюстраций). Дети приобретают эти знания в процессе

обсуждения противоречий заложенных в ситуации. Конечно, младшие школьники

рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для

них этот путь наиболее интересен и продуктивен.

Практика работы показывает, что дети младшего школьного возраста по природе

своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных

исследовательских делах. Использование данного метода в учебном процессе

современной школы находит всё большее применение. В процессе урока предлагаю

детям задания, включающие их в самостоятельный творческий, исследовательский

поиск. Данная деятельность способствует развитию познавательной активности

школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Наблюдение

– это самый популярный и доступный метод исследования. В процессе этой работы

дети учатся наблюдать, сравнивать, выделять главное и второстепенное, делать

схемы, задавать вопросы, отбирать нужный материал, работать с дополнительной

литературой, видеть проблему и решать её, выявляя причину и следствие.

Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности,

увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей.

21

Пропедевтическая работа на уроке проводится следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством

учителя;

- уроком-исследованием (в начале урока постановка проблемы, а поиск решения

осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее идёт поиск решений

самостоятельно);

- кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями.

Большой интерес в процессе обучения для детей представляют игры. Это и игры-

исследования, ролевые игры, игры – путешествия в новые страны, которые

способствуют развитию воображения учащихся, творческого мышления. При

введении нового на уроке использую игровые моменты, предлагая сказочного героя,

который поможет задать вопрос, изучить что-то, рассмотреть, исследовать и описать.

С целью активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках

провожу работу с загадками, ребусами, шарадами, кроссвордами, логическими

заданиями. Важное место занимают логические задачи на разных этапах урока. Это

упражнения на сообразительность, на проверку использовать имеющиеся знания в

нестандартной ситуации. При решении логической задачи учащиеся сравнивают,

обобщают, делают выводы и анализируют.

Предмет «Окружающий мир» содержит широкое поле деятельности для

реализации Здоровьесберегающих технологий.

В его составе изучаются большие разделы «Здоровье и безопасность» во 2 классе и

«Мы и наше здоровье» в 3 классе. Так, по теме «Режим дня» дети рассказывают о

своем распорядке дня, сравнивают его с днем своих одноклассников и делают выводы

о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил.

Учащиеся приходят к осознанию соблюдения данных правил, так как они являются

основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Такие уроки не только дают

конкретные сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно

важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки.

22

Сам материал уроков «Окружающего мира» позволяет говорить о правилах личной

гигиены, о профилактике простудных заболеваний, о правильном питании, о

лекарственных растениях и т.д.

Не меньшее внимание уделяется и темам «Безопасность на дорогах», «Домашние

опасности», «Лесные опасности», «Экология», «Животный и растительный мир».

Уроки по данным темам часто проходят в нетрадиционной форме: уроки -

путешествие, уроки- экскурсии, уроки-КВНы, что дает возможность каждому ученику

принимать участие в достижении цели урока. Такие уроки не только дают конкретные

сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные

гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников

доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам. Применяя

такой метод, обязательно учитывается возраст учащихся. Важно не допускать

переутомления школьников, направляя их действия, контролируя нагрузку.

23

Заключение

Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною

в системе приемы и формы активизации познавательной деятельности учащихся на

уроках окружающего мира эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда

используешь их в совокупности. Применение новых образовательных технологий –

дело многотрудное, однако это путь творчества и развития,

как Учителя, так и

Ученика.

Использование современных образовательных технологий для активизации

познавательной деятельности школьников оживляет процесс обучения, углубляет

процесс познания.

У учащихся вырабатывается личностный подход к получению знаний, который ведёт

к созданию в классе атмосферы доброжелательности, побуждающей к откровенным

размышлениям.

24

Список литературы

1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.

Коджаспиров, М., ИКЦ “МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”.

2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика,

1982.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном

процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А.

Болотов, Л.С.Глебова и др. – М., Большая Российская энциклопедия, 2003.

4. Джозеф Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. – ИСАР –

Дальний Восток, 1999.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников:

Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.

6. Журналы “Начальная школа”: № 1, 8, 12/1987, № 2/1998, З 5/1999, № 5/2000, №

4/2001.

7. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям. — Тула, 1968.

8. Гарин С., Новиков С.Х. Человек-листочек. Энциклопедические игры, конкурсы,

викторины. — Хабаровск, 1998.

9. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителей. — М.: Просвещение,

1982.

Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев,

С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003. – 278 с.

25



В раздел образования