Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ"


Автор: Смирнова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ

В

наши

дни

растет

число

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со

стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов

В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая

направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются

организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу.

Дети с ОВЗ инертны, мало эмоциональны, поэтому взрослым необходимо

создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой

деятельности. Этой цели служит игра. Она является основным видом

деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение

для

формирования

отношений

в

детском

коллективе,

формирования

самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования

стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое

развитие ребенка, на становление его личности

У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления,

используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые

игры, упражнения и практические проблемные ситуации.

Развитие игры проходит несколько этапов:

- первый этап заключается в совместной игре с взрослым;

- на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут

переносить полученные знания на другие предметы;

- на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует

действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.

Педагог играют важную роль в развитии таких детей. При обучении

игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный

подход к каждому ребенку.

Большое значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование

четкого

представления

о

предметах

ближайшего

окружения,

нужно

сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни

человека.

Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и

закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые

игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.

Обучить ребенка с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это очень

сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может

управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для

начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить

куклу, помыть посуду и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать

все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая разнообразием

действий

Сюжетно-ролевые

игры

это

наиболее

важный

инструмент,

помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в

различных местах и ситуациях.

Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых

игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую,

интересную и актуальную в данный момент.

В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или

один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику

игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать.

Взрослый должен направлять действия детей речью, показать как правильно,

исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком

(управляя его руками)

Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной

игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться.

Очень

важно,

чтобы

во

время

игры

у

ребенка

возникали

положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно чаще хвалить,

когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание

играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда

дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать

помощь взрослого

При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все

чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения,

навыки.

Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить

его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые

игры, в процессе которых он сможет побыть героем тех жизненных

ситуаций, которые ожидают его в будущем.

Выполнение

определенной

роли

ставит

ребенка

перед

необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано

ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок

встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах

одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей.

Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как

важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка

была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только

правила поведения, но и их значение для установления и поддержания

положительных

взаимоотношений

с

другими

людьми.

Осознается

необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное

подчинение им .

Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой

деятельности взрослых. Если первоначально в выборе роли главное место

занимает ее внешняя привлекательность: одежда, предметы, то в процессе

игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что

воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую

составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая

моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда

опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего

дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так

как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о

них наиболее полное представление.

Постепенно дети начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых

сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные

сюжеты. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и

социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством

детского воображения.

Игра,

являясь

отражением

социальной

жизни,

оказывает

существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

При непосредственном руководстве педагога в играх формируются

навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь

друг другу.

Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые

взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается

другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с

товарищами.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы

обучения, но она их дополняет, позволяя более эффективно достигать

поставленной цели и задачи занятия .

Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что:

- в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь

детей с ОВЗ;

- формируется правильное отношение к явлениям общественной

жизни, природе, предметам окружающего мира;

- систематизируются

и углубляются знания

о людях разных

профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру,

формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином»

своей деятельности;

- сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а

сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.

- только та игра, которая захватывает ребёнка с ОВЗ, развивает его

мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства.

Список используемой литературы

1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей

работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология.

- 2001. - №3. - С. 10-17

2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи.

Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //

Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.

4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное

пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004. - 272

5.

Зворыгина

Е.

В.

Первые

сюжетные

игры

малышей.

М:

Просвещение. 1988 г.

6. МЕДВЕДЕВА Е.А, ЛЕВЧЕНКО И.Ю., КОМИССАРОВА Л.Н.,

ДОБРОВОЛЬСКАЯ

Т.А.

АРТПЕДАГОГИКА

И

АРТТЕРАПИЯ

В

СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕД. И

ВЫСШ. ПЕД. УЧЕБ. ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АКАДЕМИЯ, 2001. - 246 C.

7.

Малер

А.Р.

Социальное

воспитание

и

обучение

детей

с

отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.



В раздел образования