Автор: Смирнова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ
В
наши
дни
растет
число
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со
стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов
В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая
направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются
организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу.
Дети с ОВЗ инертны, мало эмоциональны, поэтому взрослым необходимо
создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой
деятельности. Этой цели служит игра. Она является основным видом
деятельности детей с ОВЗ. Игровая деятельность имеет огромное значение
для
формирования
отношений
в
детском
коллективе,
формирования
самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования
стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое
развитие ребенка, на становление его личности
У детей с ОВЗ необходимо развивать наглядные формы мышления,
используя для этого специальные дидактические игры, сюжетно-ролевые
игры, упражнения и практические проблемные ситуации.
Развитие игры проходит несколько этапов:
- первый этап заключается в совместной игре с взрослым;
- на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут
переносить полученные знания на другие предметы;
- на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует
действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.
Педагог играют важную роль в развитии таких детей. При обучении
игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный
подход к каждому ребенку.
Большое значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование
четкого
представления
о
предметах
ближайшего
окружения,
нужно
сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни
человека.
Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и
закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые
игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.
Обучить ребенка с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это очень
сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может
управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для
начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить
куклу, помыть посуду и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать
все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая разнообразием
действий
Сюжетно-ролевые
игры
–
это
наиболее
важный
инструмент,
помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в
различных местах и ситуациях.
Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых
игр, да и взрослый вместе с ребенком всегда может придумать новую,
интересную и актуальную в данный момент.
В сюжетно-ролевые игры ребенок может играть с ребятами или
один, направляемый педагогами, которые должны помочь задать тематику
игры, продемонстрировать нужные действия, показать, что нужно делать.
Взрослый должен направлять действия детей речью, показать как правильно,
исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком
(управляя его руками)
Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной
игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться.
Очень
важно,
чтобы
во
время
игры
у
ребенка
возникали
положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно чаще хвалить,
когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание
играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда
дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать
помощь взрослого
При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все
чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения,
навыки.
Научить ребенка быть открытым этому миру, общаться, познакомить
его с различными жизненными ситуациями помогут сюжетно-ролевые
игры, в процессе которых он сможет побыть героем тех жизненных
ситуаций, которые ожидают его в будущем.
Выполнение
определенной
роли
ставит
ребенка
перед
необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано
ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок
встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах
одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей.
Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как
важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка
была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только
правила поведения, но и их значение для установления и поддержания
положительных
взаимоотношений
с
другими
людьми.
Осознается
необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное
подчинение им .
Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой
деятельности взрослых. Если первоначально в выборе роли главное место
занимает ее внешняя привлекательность: одежда, предметы, то в процессе
игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что
воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую
составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая
моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда
опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего
дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так
как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о
них наиболее полное представление.
Постепенно дети начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых
сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные
сюжеты. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и
социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством
детского воображения.
Игра,
являясь
отражением
социальной
жизни,
оказывает
существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.
При непосредственном руководстве педагога в играх формируются
навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь
друг другу.
Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые
взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается
другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с
товарищами.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы
обучения, но она их дополняет, позволяя более эффективно достигать
поставленной цели и задачи занятия .
Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что:
- в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь
детей с ОВЗ;
- формируется правильное отношение к явлениям общественной
жизни, природе, предметам окружающего мира;
- систематизируются
и углубляются знания
о людях разных
профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру,
формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином»
своей деятельности;
- сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а
сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.
- только та игра, которая захватывает ребёнка с ОВЗ, развивает его
мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства.
Список используемой литературы
1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология.
- 2001. - №3. - С. 10-17
2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи.
Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //
Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.
4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004. - 272
5.
Зворыгина
Е.
В.
Первые
сюжетные
игры
малышей.
М:
Просвещение. 1988 г.
6. МЕДВЕДЕВА Е.А, ЛЕВЧЕНКО И.Ю., КОМИССАРОВА Л.Н.,
ДОБРОВОЛЬСКАЯ
Т.А.
АРТПЕДАГОГИКА
И
АРТТЕРАПИЯ
В
СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕД. И
ВЫСШ. ПЕД. УЧЕБ. ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АКАДЕМИЯ, 2001. - 246 C.
7.
Малер
А.Р.
Социальное
воспитание
и
обучение
детей
с
отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.