Автор: Аминова Зульфира Фаритовна
Должность: преподавателя теоретических и методических основ музыкального образования
Учебное заведение: Государственного автономного профессионального общеобразовательного учреждения «Набережночелнинский педагогический колледж»
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование игровых технологий в развитии музыкально-ритмического слуха детей 5-6 лет в ДОО"
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГОСЛУХА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ДОО
Преподаватель теоретических и методических основ музыкального
образования Государственного автономного профессионального
общеобразовательного учреждения «Набережночелнинский
педагогический колледж» Аминова Зульфира Фаритовна
Дошкольное
детство - короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об
окружающей жизни. Безусловно, что развитие музыкально-ритмического
слуха
является
важным
вопросом
в
обучении
и
воспитании
детей
дошкольного возраста. А новые подходы к музыкальному образованию (в
соответствии с ФГОС ДО) требуют от педагогов использования наиболее
эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. И
чтобы учебная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво,
легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть,
понимать, педагог должен реализовывать поставленные задачи через игру –
ведущий вид деятельности дошкольников.
Актуальной проблемой остаётся использование игровых технологий с
целью повышения качества уровня педагогического процесса.
Мы решили изучить вопрос использования игровых технологий на
музыкальных занятиях в ДОО с целью развития музыкально-ритмического
слуха детей 5-6 лет. Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это
активный процесс. Ведь ритм – одно из выразительных средств в музыке,
передающее
её
содержание
и
являющееся
основой
эмоциональной
отзывчивости на музыку.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность
ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих
движениях,
музицировании,
пении
и
т.д.
Игровая
деятельность
дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена
на достижение результата, а не на сам процесс.
Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть
таким,
чтобы
у
детей
сохранялось
соответствующее
эмоциональное
настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в
ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Новые
подходы
к
музыкальному
образованию
потребовали
использования
абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в
развитии музыкальности детей., в частности, музыкально-ритмического
слуха.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так
как в игре у ребенка формируются воображение и символическая функция
сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на
другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются
навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в
коллективную деятельность и общение. . Карл Орф, немецкий композитор и
педагог, уделявший ритмическому воспитанию особое внимание, доказал,
что развитие чувства ритма происходит через:
- движение
- речь
- музицирование с инструментами.
Игровые технологии, способствующие развитию музыкально-
ритмического слуха включают в себя:
Дидактические игры
Пальчиковые игры
логоритмические
речевые
игры со звучащими жестами
Работа по развитию музыкально-ритмического слуха у старших
дошкольников включает в себя решение педагогом следующих задач:
1.
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и
выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;
2.
развивать музыкальные способности (эмоциональная
отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
3.
учить определять музыкальные жанры, виды ритмики (игра,
пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и
низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно
громкая и тихая музыка);
4.
формировать красивую осанку, учить выразительным,
пластичным движениям;
5.
развивать творческие способности.
Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое
музыкальное
занятие
как
его
неотъемлемая
часть.Одним
из
рекомендованных пособий по развитию музыкально-ритмического слуха у
дошкольников
является
программа
«Этот
удивительный
ритм»
И.
Каплуновой, И. Новоскольцевой. Она помогает музыкальным руководителям
развить в 4-7 лет ребёнке чувство ритма. Для лучшего усвоения каждая
предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в
течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на
четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе.
На
современном
этапе
существует
множество
разнообразных
программ, нацеленных на развитие музыкально-ритмического слуха у детей
посредством игровых технологий.
Мы изучили разнообразные музыкальные игры, а также практические
разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по музыкальному
воспитанию
детей
дошкольного
возраста
по
развитию
музыкально-
ритмического слуха у старших дошкольников через использование игровых
технологий.
Хороших результатов по развитию музыкально-ритмического слуха
можно добиться только при совместной работе педагогов. А ещё при условии
взаимодействия с родителями. Идеальная ситуация, когда с ребенком
занимаются комплексным развитием дома, в том числе и ритмическим
развитием. Дошкольное учреждение помогает родителям: предлагает беседы,
консультации, родители вместе с детьми мастерят инструменты для оркестра,
разучивают песни, танцы, играют на инструментах.
Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Музыкальная
игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста
среди всех видов музыкальной деятельности. Мы убедились в эффективности
различных игровых технологий, направленных на развитие музыкально-
ритмического слуха у старших дошкольников.