Напоминание

"Использование игровых технологий в развитии музыкально-ритмического слуха детей 5-6 лет в ДОО"


Автор: Аминова Зульфира Фаритовна
Должность: преподавателя теоретических и методических основ музыкального образования
Учебное заведение: Государственного автономного профессионального общеобразовательного учреждения «Набережночелнинский педагогический колледж»
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование игровых технологий в развитии музыкально-ритмического слуха детей 5-6 лет в ДОО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГОСЛУХА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ДОО

Преподаватель теоретических и методических основ музыкального

образования Государственного автономного профессионального

общеобразовательного учреждения «Набережночелнинский

педагогический колледж» Аминова Зульфира Фаритовна

Дошкольное

детство - короткий, но важный период становления

личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об

окружающей жизни. Безусловно, что развитие музыкально-ритмического

слуха

является

важным

вопросом

в

обучении

и

воспитании

детей

дошкольного возраста. А новые подходы к музыкальному образованию (в

соответствии с ФГОС ДО) требуют от педагогов использования наиболее

эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. И

чтобы учебная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво,

легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть,

понимать, педагог должен реализовывать поставленные задачи через игру –

ведущий вид деятельности дошкольников.

Актуальной проблемой остаётся использование игровых технологий с

целью повышения качества уровня педагогического процесса.

Мы решили изучить вопрос использования игровых технологий на

музыкальных занятиях в ДОО с целью развития музыкально-ритмического

слуха детей 5-6 лет. Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это

активный процесс. Ведь ритм – одно из выразительных средств в музыке,

передающее

её

содержание

и

являющееся

основой

эмоциональной

отзывчивости на музыку.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность

ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих

движениях,

музицировании,

пении

и

т.д.

Игровая

деятельность

дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена

на достижение результата, а не на сам процесс.

Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть

таким,

чтобы

у

детей

сохранялось

соответствующее

эмоциональное

настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в

ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Новые

подходы

к

музыкальному

образованию

потребовали

использования

абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в

развитии музыкальности детей., в частности, музыкально-ритмического

слуха.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так

как в игре у ребенка формируются воображение и символическая функция

сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на

другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются

навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в

коллективную деятельность и общение. . Карл Орф, немецкий композитор и

педагог, уделявший ритмическому воспитанию особое внимание, доказал,

что развитие чувства ритма происходит через:

- движение

- речь

- музицирование с инструментами.

Игровые технологии, способствующие развитию музыкально-

ритмического слуха включают в себя:

Дидактические игры

Пальчиковые игры

логоритмические

речевые

игры со звучащими жестами

Работа по развитию музыкально-ритмического слуха у старших

дошкольников включает в себя решение педагогом следующих задач:

1.

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и

выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;

2.

развивать музыкальные способности (эмоциональная

отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

3.

учить определять музыкальные жанры, виды ритмики (игра,

пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и

низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно

громкая и тихая музыка);

4.

формировать красивую осанку, учить выразительным,

пластичным движениям;

5.

развивать творческие способности.

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое

музыкальное

занятие

как

его

неотъемлемая

часть.Одним

из

рекомендованных пособий по развитию музыкально-ритмического слуха у

дошкольников

является

программа

«Этот

удивительный

ритм»

И.

Каплуновой, И. Новоскольцевой. Она помогает музыкальным руководителям

развить в 4-7 лет ребёнке чувство ритма. Для лучшего усвоения каждая

предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в

течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на

четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе.

На

современном

этапе

существует

множество

разнообразных

программ, нацеленных на развитие музыкально-ритмического слуха у детей

посредством игровых технологий.

Мы изучили разнообразные музыкальные игры, а также практические

разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по музыкальному

воспитанию

детей

дошкольного

возраста

по

развитию

музыкально-

ритмического слуха у старших дошкольников через использование игровых

технологий.

Хороших результатов по развитию музыкально-ритмического слуха

можно добиться только при совместной работе педагогов. А ещё при условии

взаимодействия с родителями. Идеальная ситуация, когда с ребенком

занимаются комплексным развитием дома, в том числе и ритмическим

развитием. Дошкольное учреждение помогает родителям: предлагает беседы,

консультации, родители вместе с детьми мастерят инструменты для оркестра,

разучивают песни, танцы, играют на инструментах.

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Музыкальная

игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста

среди всех видов музыкальной деятельности. Мы убедились в эффективности

различных игровых технологий, направленных на развитие музыкально-

ритмического слуха у старших дошкольников.



В раздел образования