Напоминание

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в рамках ФГОС


Автор: Ежова Елена Николаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических и вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Системно-деятельностный подход на уроках музыки в рамках ФГОС
Тема: Системно-деятельностный подход на уроках музыки в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




«Системно-деятельностный подход на уроках музыки

в рамках ФГОС»

Ежова Елена Николаевна, преподаватель музыкально-теоретических и вокально-

хоровых дисциплин ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Тезисы.

Современна школа – это новый подход к пониманию образовательных

результатов.

Актуальность

нашей

темы

обусловлена

обновлением

содержания

обучения,

формирования

у

школьников

приемов

самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.

Согласно

требованиям

федерального

государственного

образовательного

стандарта,

в

основе

которого

лежит

системно-

деятельностный подход, формирование готовности к саморазвитию и

активности учебно-познавательной деятельности учащихся, является

первостепенным в процессе обучения. Проблема заключается в том, что

реализация системно-деятельностного подхода на уроке заставляет учителя

перестроить

свою

деятельность,

уйти

от

привычного

объяснения

и

предоставить обучающимся самостоятельно открыть для себя новые знания и

освоить их. Зачастую, учителя не готовы к такому переосмыслению подачи

материала.

Разработкой вопросов, касающихся мотивационной сферы занимались

такие ученые, методисты, психологи как: Лев Семенович ВыгОтский,

Василий Васильевич Давыдов, Леонид Владимирович Занков, Даниил

Борисович Эльконин и другие. На современном этапе данным вопросом

занимаются: София Израилевна Горлицкая, Владимир Ильич Загвязинский,

Андрей Викторович Хуторской и другие.

Системно-деятельностный

подход

это

организация

процесса

обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в

максимальной

степени

самостоятельной

познавательной

деятельности

учащегося. Системно-деятельностный подход включает в себя развивающие

приемы

обучения,

семинары,

учебные

проекты,

что

способствует

формированию

их

активной

и

самостоятельной

позиции

в

учении,

готовности к саморазвитию.

Условиями успешности системно-деятельностного подхода становятся:

1)

личный интерес учащегося;

2)

четкость и конкретность постановки цели проекта;

3)

определение планируемых результатов;

4)

констатация исходных данных.

Музыка,

как

учебный

предмет,

обладает

значительным

воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной

организации, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. В

основу

урока

музыки

должна

быть

положена

учебно-познавательная

деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного

восприятия музыки.

Организуя на уроке работу с применением системно-деятельностного

подхода важно соблюсти несколько условий:

1.

тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2.

проблема, предлагаемая ученикам, должна ориентировать на

привлечение фактов из смежных областей и разнообразных источников

информации;

3.

необходимо вовлечь в работу всех обучающих класса.

При

написании

работы,

нами

было

проведено

опытно-

экспериментальное исследование с группами детей 4 классов «Средней

общеобразовательной школы № 4». На первом этапе перед нами встала

задача выявить у учащихся уровень сформированности мотивации к учению,

который показал степень заинтересованности ребят в уроках музыки.

Нами была проведена диагностика по методике Натальи Георгиевны

Лускановой. Основной целью было проверить, действительно ли методы и

приёмы системно-деятельностного подхода будут успешны для повышения

уровня мотивации к учению, и соответственно, повышения интереса к

урокам музыки через активные формы деятельности на уроке.

Диагностика показала: что у большинства учащихся низкий уровень

общего отношения к обучению.

В экспериментальной группе 72%, в

контрольной - 67%. В основном преобладают мотивы ожидания одобрения и

избегания неприятностей. Познавательный мотив, который выражается в

том, что ученику интересно узнать что-то новое, присутствует лишь у

некоторых учащихся.

Приведу несколько примеров из практики. Первое задание - «Оратор»,

в нём следовало за 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение

этой темы просто необходимо. Поначалу это задание вызвало насмешки,

потом же, оказалось, что самое трудное это начать. На протяжении практики

данный приём применялся перед изучением новой темы и, когда на

последнем уроке учащимся было предложено обосновать важность данной

темы, то ответить вызвались несколько человек.

Прием «Свои примеры». Перед изучением новой темы, учащимся

давалось домашнее задание принести музыкальный материал, который бы

раскрывал данную тему, но не входит в программу по предмету «Музыка».

Были неожиданные примеры, когда ребята, обосновывали, что данное

произведение раскрывает тему: например, «Героическая тема в музыке» -

ребата посчитали, «Кукушка» Виктора Цоя и «Вперёд Россия» Олега

Газманова полностью раскрывают тему и мы с ними согласились.

Приём «Открытое домашнее задание» заинтересовал учащихся, так как

он связан с практическими интересами. Им было предложено подготовить

сообщение о своем любимом исполнителе или о музыкальной группе –

отметим, что данное задание было выполнено практически всеми, самое

главное, что каждый стремился представить свою работу перед всем классом.

Ребята рассказали о Дрэйке, о Басте, о нашей челнинской группе Чаян-

Фэмели и о других. Мы с ребятами выяснили, что большинство современных

музыкантов,

рэперов

закончили

музыкальные

школы

и

даже

консерваторию. Их музыка также начиналась с познания Баха, Бетховена,

Чайковского.

Приём

«Верные-неверные

утверждения».

Учащиеся

выбирали

«верные» по их мнению утверждения, полагаясь на собственный опыт.

Например, нами этот приём был использован при изучении темы «Музыка

«лёгкая» и «серьёзная».

Учащиеся утверждали, что легкая музыка – это поп-музыка или

современная музыка. Мы спросили, может ли быть музыка Баха легкой? Все

однозначно ответили - нет. Мы привели в пример «Шутку» Баха, и

выяснилось, что она воспринимается легко, просто, запоминается мотив. В

конце урока, мы с ребятами выяснили, что легкая музыка, это не обязательно

современная, это может быть и старинная, классическая музыка, но которая

воспринимается легко. Или, это может быть современная музыка, но

воспринимаемая серьезно, как например песня Басты – «Сансара», или песня

«Герои нашего времени» группы Каспийский груз.

В процессе опытно-экспериментального исследования самое приятное

было то, что в классе стали работать все. Можно сказать с уверенностью, что

если бы мы работали с ними дольше, то результат был бы более

существенный. Для оценки результативности опытно-экспериментальной

работы проводилась повторная диагностика, результаты которой показали

общую

положительную

динамику

в

экспериментальной

группе.

В

контрольной группе изменения небольшие, вызваны они, скорее всего,

заинтересованностью новым учителем, формой подачи материала, так как

проводились не только стандартные уроки, но и урок-игра, урок в форме

музыкальной гостиной. Таким образом, можно говорить об эффективности,

проводимой нами, формирующей работы.

Обобщая результаты исследования, мы можем сказать, что применяя

методы и приёмы системно-деятельностного подхода можно повысить

мотивацию учения, следовательно, повысить интерес к урокам музыки;

формировать

развитие

общих

способностей,

развивать

у

учащихся

эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения и творческий

потенциал через активные формы деятельности на уроке.



В раздел образования