Автор: Криворог Татьяна Петровна
Должность: воспиттель
Учебное заведение: ГБУСОН РО СРЦ
Населённый пункт: г. Цимлянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Компетенции и организация работы воспитателя, в период адаптации , в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Раздел: дополнительное образование
Компетенции и организация работы воспитателя, в период адаптации , в
условиях социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для
него среду и приспособление к ее условиям (adaptatio в переводе с латинского
– приспособление, приглаживание организма к новым условиям). Адаптация
является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам,
или к негативным (стресс) при этом выделяются два основных критерия
успешной
адаптации:
внутренний
комфорт
(эмоциональная
удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и
точно выполнять новые требования) это то, к чему стремятся все
специалисты реабилитационного центра.
Каждому, кто работает в реабилитационном центре, известно, что
первые дни, недели, а порой и месяцы, трудная пора для вновь поступивших
детей, т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Процесс этот
всегда сложен. Дети, поступающие к нам в СРЦ, не в состоянии выполнять
необходимые им социальные роли и функции, не имеют устойчивой связи с
окружающими. В социально-реабилитационном центре им предлагаются
иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие
ценностные ориентиры
1
. Ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий
социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и
опытом общения с людьми, не может в одночасье адаптироваться к
нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему норм и требований,
на основе которых строится жизнь в Центре. Характер и длительность
адаптационного периода зависит от многих обстоятельств и причин. Такие
ученые как Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-
Букова выделяют 3 фазы адаптационного процесса:
1
Остроухова, А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? // Обруч.– 2000. – 43.—с.22-29
.
I. Острая фаза или период дезадаптации. В первые дни попадания в
реабилитационный центр у ребенка начинается паника, ведь он попал из
семьи, где все понятно, знакомо (хоть и не благополучно), в казенное
учреждение, где все «не так». На этом этапе важно хоть немного
заинтересовать ребенка, дать ему новую среду обитания, новые впечатления,
то, что в большей степени удовлетворяет его интересам. Педагоги должны
обеспечить ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни.
Именно в первые дни, в период дезадаптации, нужно познакомить
несовершеннолетних с жизнью
центра, с Положением о правах и
обязанностях воспитанников, с правилами поведения в Центре, провести
экскурсию по зданию. Проводя экскурсию, воспитатель или социальный
педагог должны обратить внимание на то, какие возможности открываются
для ребенка: это и занятия спортом в тренажерном зале, хороший
современный инвентарь, и возможность отдохнуть и расслабиться в
сенсорной комнате, игровой с мягким диваном и новым телевизором, уютных
спальных
комнатах.
На
экскурсии
же
ребенок
увидит
мастерскую
инструктора по труду, а в ней выставку детских поделок., материал для
ручного
труда.
Интерес
несовершеннолетних
вызовут
яркие
информационные стенды на стенах. Ребенку покажут столовую и учебную
комнату, где они будут заниматься подготовкой уроков или занятиями по
интересам. В этот период, для сглаживания фазы дезадаптации, можно пойти
на определенные уступки и послабления для вновь поступивших детей.
Существуют три самых важных правила: нельзя брать чужое, нельзя обижать
слабого, нельзя уходить из центра не поставив в известность воспитателя, в
остальном же можно быть с детьми не такими строгими. Детям разрешается
обустроить
свою
тумбочку,
кровать,
повесить
любимые
плакаты
и
фотографии. Главное, чтобы ребенок пережил чувство своего собственного
дома, тогда у несовершеннолетнего появится доверие к окружающим, а у
воспитателя возможность корректировать его поведение.
Воспитатели не должны стараться сразу включить ребенка в бурную
деятельность, вовлечь в кружки и мероприятия. Сначала они просто
предложат ему присутствовать на занятии в роли зрителя, потом попросят
помочь в ответе на вопрос или оказать помощь в чем-то. Главное не давить на
ребенка.
А
постепенно,
осторожно
включать
его
в
деятельность
реабилитационного центра.
II. Подострая фаза или собственно адаптация. Ребенок осознает, где он
находится, понимает причины этого, происходит привыкание к новой жизни.
В реабилитационном центре необходимо преобладание спокойной, ровной,
доброжелательной атмосферы. Ее создает тон воспитателя, наличие у ребенка
своих вещей, одежды, обуви и своего личного места в центре. Учитывая то,
что дети – существа деятельные, их привлекают к переоборудованию
помещений, поручают им небольшой ремонт, перестановку мебели, чтобы
они почувствовали, что сами создают СВОЙ дом
2
.
На стадии адаптации ребенка уже можно включать в повседневную
жизнь центра, деятельность детского коллектива и начинать воздействовать
на его взаимоотношения с другими людьми, ценностные ориентиры,
включать в режим дня и мероприятия.
Проанализировав деятельность и трудности, с которыми сталкиваются
воспитанники в адаптационный период, можно определить для работы по
адаптации следующие направления:
1. Нравственное направление
Задачи:
-
Учить вести себя правильно в различных ситуациях
-
Формировать представления о семье, как о людях, которые живут
вместе и заботятся друг о друге
-
Познакомить с правилами этикета
-
Развивать культуру поведения и общения
-
Воспитывать уважение к взрослым и друг к другу
2
Теплюк, С. Н., Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2011. – 256с.
-
Развивать детей духовно
Реализуются задачи через тренинги, тестирование, анкетирование,
этические беседы, игры, занятия, решение ситуативных задач и связь с
русской православной церковью. Если удастся воспитателю завоевать
доверие
и
уважение
ребенка,
тогда
у
него
появится
возможность
корректировать
его
привычки,
менять
их
к
лучшему.
Нравственные
ориентиры у ребенка начнут меняться, если он будет доверять педагогу.
Работа в этом направлении, проводимая в адаптационный период, не только
поможет ребенку вписаться в новые условия жизни, но и социализироваться
вне стен учреждения.
2.Познавательное направление
Задачи:
-
Создать
условия
для
осознанного
включения
несовершеннолетних в учебную деятельность, позитивного отношения к
школе
-
Обучить несовершеннолетних рациональным приемам усвоения
знаний
-
Ликвидировать педагогическую запущенность
-
Развивать познавательные способности несовершеннолетних
-
Воспитывать ответственность по отношению к своему главному
труду-учебе
Чтобы расположить детей к обучению, воспитателям необходимо очень
осторожно использовать оценки их знаний и способностей. В первое время,
главным образом, поощрять прилежание, отношение к знаниям, а затем уже и
сами знания. Важно активно использовать педагогами создание ситуации
успеха, чтобы преодолеть стресс перед неудачей, боязнь ошибиться и быть
осмеянным. Одновременно на дополнительных занятиях, занятиях по
направлениям работы центра происходит коррекция логического мышления,
памяти, внимания, активного словаря. Это помогает детям чувствовать себя
уверенно не только в стенах учреждения, но и в школе.
3.Творческое направление
Задачи:
-
Увлечь детей занятиями творческой деятельностью
-
Научить приемам работы с бумагой, тестом, кистью, лентами и
тканью
-
Приобщать
несовершеннолетних
к
сценическому
искусству,
литературе, театру
-
Развивать
и
совершенствовать
движения,
мимику,
эмоциональную выразительность речи
-
Воспитывать
творческое
воображение,
повышать
у
детей
уверенность в себе
Работая по творческому направлению важно найти то, что ребенку по-
настоящему интересно Начинаются занятия с самого простого, ведь не у всех
есть способности и уровень развития детей разный. Если у ребенка не
получится, он замкнется и совсем откажется работать. Детей ни в коем
случае нельзя ни к чему принуждать, заставлять. Воспитатели не должны
превращать
занятия
в
«обязаловку»,
а
стараться
заинтересовать
несовершеннолетних, показать перспективы такой деятельности. Ребенок
должен видеть конечный результат.
Участие в праздничных мероприятиях поможет ребенку сблизиться с
коллективом, преодолеть стеснительность, замкнутость. В первое время
новичков не выставляют на первый план (если они сами не пожелают), иначе
в самый ответственный момент они могут не справиться с эмоциями и
адаптация существенно замедлится.
4.Коммуникативное направление
Задачи:
-
Создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и
уважения в коллективе
-
Обучать умению слушать и слышать других людей
-
Развивать речь детей, учить правильно излагать свои мысли
-
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
Общение со взрослыми, а особенно со сверстниками, в период
адаптации очень сложно для ребенка. Нередко для этой категории детей
характерен
срыв
коммуникативной
деятельности.
Хорошо,
когда
в
учреждении
есть
приемное
отделение,
где
ребенок
может
остаться
совершенно один в первое время. А если его нет? Уединение необходимо для
ребенка,
особенно
в
первые
дни,
он
таким
образом
сбрасывает
психологическую нагрузку, осмысливает новое течение своей жизни.
Особенно важно это для детей с аутичным типом поведения. В центре детям
в период адаптации нужно разрешить побыть одним в спальной комнате,
остаться одним в здании (под негласным наблюдением), когда остальные
уйдут на прогулку, они по одному смогут посетить сенсорную комнату или
просто посидят в одиночестве в комнате самоподготовки. Но увлекаться этим
нельзя, иначе ребенок предпочтет такой тип поведения, который удалит,
отстранит его от остальных детей.
Важно с самого начала расположить ребенка и к учреждению, и к
людям здесь работающим, и к остальным воспитанникам. Для этого в первые
дни пребывания ребенка в центре
необходимы проведение игры на
знакомство, экскурсия по зданию с представлением персонала, ребенок
просматривает
помещения, стенды на стенах...
Все это происходит в
спокойной, ровной, доброжелательной атмосфере и создает у ребенка
положительное отношение к новому месту жительства и новому коллективу.
5. Физическое направление
Задачи:
-
Выяснить уровень знаний детей о ЗОЖ и отношение к занятиям
физкультурой и вредным привычкам
-
Укрепить
и
сохранить
здоровье
несовершеннолетних
в
адаптационный период
-
Формировать двигательные умения и навыки, способствовать
профилактике гиподинамии
-
Познакомить
с
возможностями
базы
центра
для
занятий
физкультурой и спортом
-
Учить соблюдать правила личной гигиены, режим дня
В первые дни воспитатель узнает о пристрастиях ребенка, его
отношению к физическим нагрузкам, имеющихся вредных привычках.
Ребенка сразу же знакомят с возможностями базы центра для занятий
спортом. Но знакомство ведется очень осторожно, ребенку ничего не
навязывается, только предлагается.
Самое трудное в этом направлении научить детей подчиняться единому
режиму дня. Как уже говорилось ранее, во время адаптационного процесса
допускается послабление режима дня. Ребенку разрешается раньше или
позже лечь спать, пропустить зарядку, даже самоподготовкой он, если очень
хочет, может заняться в одиночестве, раньше или позже других детей.
Постепенно, со временем, «привилегии» сводятся к минимуму. Чем
правильней будет поставлена работа с ребенком, тем комфортней для него
переход к новым условиям, тем быстрей и легче он привыкнет к новому
режиму.
Не все дети сразу привыкают к питанию в центре. Для многих,
питавшихся лапшой быстрого приготовления, «всухомятку», непонятен суп,
гуляш и др. блюда, уже привычные другим детям. В период адаптации и
повар, и воспитатель к этому относятся снисходительно, и ненавязчиво, во
время приема пищи рассказывают о пользе тех или иных продуктов питания
и
блюд,
сбалансированном
питании,
воспитатели
даже
планируют
специальные занятия и беседы о правильном питании.
6.Трудовое направление
Задачи:
-
Создать условия для трудовой деятельности несовершеннолетних
-
Развивать
навыки
самообслуживающего,
ручного
труда
и
самоконтроля
-
Сформировать навыки ведения домашнего хозяйства
-
Воспитывать самостоятельность и ответственность
-
Формировать у ребенка чувство уважения к своему и чужому
труду
Привлечение
детей
к
труду
в
период
адаптации
идет
через
стимулирование
их на участие в трудовых делах. Важно, чтобы для
формирования трудовых навыков были созданы условия. В первый же день
ребенок знакомится с местом, где будут лежать его вещи и видит, что на
других полках порядок, в прачечной он видит, как удобно, и совсем не трудно
можно привести в порядок одежду. В трудовой деятельности воспитатель
выступает не в роли строгого учителя, а в роли доброго помощника.
Ненавязчиво, как бы между прочим, воспитатель помогает красиво заправить
кровать, сложить вещи в шкафу, пришить пуговицу и т.д., а ребенок уверен,
что у него все получается не хуже, чем у других
3
.
7. Правовое направление
Задачи:
-
Познакомить
с
правами
и
обязанностями
воспитанников,
правилами поведения, существующими в центре
-
Учить
самостоятельно получать
информацию на
правовых
стендах учреждения
-
Учить детей применять знание прав и обязанностей в жизни
-
Формировать у ребенка чувство уважения к самому себе, чувство
собственного достоинства, уверенности в своих возможностях
-
Воспитывать правовую культуру несовершеннолетних
В первый же день ребенок, поступивший в реабилитационный центр,
знакомится
с
Положением
о
правах
и
обязанностях
воспитанников,
Правилами поведения в центре, правовыми стендами учреждения, на
которых он может найти всю необходимую информацию об организациях,
занимающихся защитой прав детей, Детском телефоне доверия и др. Важно,
3
Филлипова, Г. Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. –М.: Изд-во института психотерапии, 2002. 51,С.120.
чтобы информация доводилась до детей постепенно, в доступной форме,
иначе, она просто не будет усваиваться. Нельзя сразу же требовать
беспрекословного выполнения всех требований, т.к. в одночасье ребенок не
способен освоить всю систему требований и норм, на основе которых
строится жизнь в реабилитационном центре, и адаптироваться к новой
жизни. Как уже говорилось ранее, некоторые правила можно упростить, или
временно исключить, если это не навредит ребенку.
Нередко сам ребенок демонстрирует полное пренебрежение ко всем
правилам и нормам, игнорирует любую просьбу, даже высказанную в
дружелюбной форме. Агрессию, чаще всего демонстрируют подростки, т.к.
на трудный переходный возраст накладывается
адаптационный период.
Адаптация
таких
детей
происходит
очень
сложно,
иногда
каких-то
результатов удается достичь только к концу срока пребывания. Таким детям
приходится уделять гораздо больше времени, чем другим, часто изолировать
от других детей, проводить индивидуальные занятия.
III. Фаза компенсации или период адаптированности. Этот период
наступает у всех в разное время. Кто-то из детей адаптируется очень быстро,
а для кого-то фаза компенсации не наступает вообще. Характер и
длительность
адаптационного
периода
зависят
от
ряда
причин
и
обстоятельств. Главная из них - наличие у ребенка способностей к адаптации
и
готовность
специалистов
и
учреждения
помочь
детям
во
время
адаптационного периода.
Алгоритм адаптирования для детского реабилитационного учреждения
с учетом потребностей и психологических особенностей воспитанников
представляет из себя несколько ступеней:
1 ступень «Ребенок + родители». Нельзя грубо и резко разрывать связь
ребенка с родственниками в первые дни. Как только ребенок поступает в
центр, ему очень корректно, никого не обвиняя и не оскорбляя, объясняют
причины этого. Если есть возможность, это происходит в присутствии
родителей. Если нет прямой угрозы для жизни и здоровья ребенка, родители
приходят к нему, общаются практически без ограничений, но под негласным
присмотром
специалиста.
Не
запрещается
общение
и
с
другими
родственниками. Исключение составляют лица в нетрезвом виде или
имеющие психические заболевания.
2 ступень «Ребенок + другие взрослые» Знакомство ребенка с
персоналом учреждения проводится всегда в спокойной доброжелательной
атмосфере.
Вначале
несовершеннолетний
видит
2-3
человек.
Затем,
постепенно, знакомится и с остальными. Каждый сотрудник объясняет, по
каким вопросам можно к нему обращаться, чем он может помочь. Ни в коем
случае нельзя противопоставлять себя родителям, или хотя бы дать понять,
что теперь вы их заменяете. Если появится конфликт «сотрудник СРЦ» и
«родители», ребенок адаптироваться не сможет, он не примет новых
взрослых, не будет им доверять, будет всеми силами стараться защитить и
оградить родителей, вплоть до проявлений агрессии и самовольного ухода. И
наоборот, если несовершеннолетний увидит, что у сотрудников учреждения
хорошие отношения с его родителями, он скорее примет новых людей и
успешней адаптируется.
3 ступень «Ребенок + окружение» (помещение, мебель, игрушки и др.)
В первую очередь, при знакомстве с учреждением, специалисты центра
знакомят ребенка с окружением, а не со сверстниками. Как уже говорилось
ранее, проводятся экскурсии, рассказывается история Центра, показывается
место в спальне, раздевалке и т.д. Все это делает один сотрудник, чаще всего
социальный педагог, без привлечения других детей. Новый коллектив
сверстников
больше
настораживает
ребенка,
особенно
малыша,
чем
интересует.
4 ступень «Ребенок + дети» Эта ступень самая последняя и к ней нельзя
переходить, минуя предыдущие. Даже, когда новичок уже в группе, с детьми,
воспитатель старается всегда быть с ним рядом, оградить его от излишнего
внимания сверстников. Только когда ребенок уже познакомился со взрослыми
и окружением, он начинает осваиваться в среде сверстников. Большим
недостатком будет являться отсутствие в центре приемного отделения. В
этом случае нет возможности
дать ребенку
пожить первое время вне
детского коллектива, но его нужно оградить от тесного взаимодействия со
сверстниками, и это уже облегчит процесс адаптации.
Выводы по первой главе:
Основная задача педагога в адаптационный период – формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен
увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека
(как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение
возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой,
ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу
.
Безусловно, в
проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю.
Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая
различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя
потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение
воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к
новым
условиям
и
те
самым
ускоряет
и
облегчает
протекание
адаптационного процесса.
3ц