Автор: Наталья Анатольевна Фирсова
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Пречистенская средняя школа им. И.И. Цапова"
Населённый пункт: с. Пречистое, Гагаринского района, Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: «Внеклассная работа по физической культуре в школе»
Раздел: полное образование
МБОУ «Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
с. Пречистое , Гагаринский район, Смоленская область
Выступление на РМО учителей физической культуры
«Внеклассная работа по физической культурев школе»
Автор :
учитель физической
культуры высшей категории
Фирсова Наталья Анатольевна
С. Пречистое
2019 г.
Внеклассная работа по физической культурев школе
Введение.
В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие
затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как:
ухудшение здоровья детей в процессе обучения;
недостаточная двигательная активность;
увеличение числа обучающихся, имеющие вредные привычки;
отсутствие приоритета здорового образа жизни.
Актуальность опыта заключается в том, что только на трех уроках в
неделю физической культуры нельзя решить проблему физического
воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного
развития растущего оргазма. Урок физической культуры, хотя и является
основной формой занятий, физическими упражнениями обеспечивает 13 –
15% недельной двигательной активности учеников. Примерная норма
двигательной активности учеников 5 – 8 классов составляет 10 – 12 часов в
неделю. И только организация полноценной внеклассной работы по
физической культуре поможет решить эту проблему.
Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не
только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать
скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические
качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления
здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в
коллективе, команде.
Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в
себе, волю, успешно учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях,
достойно служат в рядах Российской армии, участвовали в военных
действиях, где физическая подготовленность порой становилась гарантией
жизни.
Цели и задачи.
Внеклассное и общешкольное направление физического воспитания
входит в систему внеурочных занятий школьников физическими
упражнениями и направлены на решение педагогических задач. Имеет место
своеобразие в организации внеурочных занятий. Школьнику предоставляется
свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне
урочного расписания, в свободное для учащихся время.
В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится
ограниченное количество времени. Поэтому для физического
совершенствования обучающихся и их спортивной подготовки широко
используются внеурочные формы занятий физическими упражнениями.
Внеурочные формы занятий школьников составляют особое
содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более
успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время
имеют свои специфические особенности.
Такими задачами являются следующие:
1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.
2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии
учителя физической культуры, тренера.
3. Побудить обучающихся к активным самостоятельным занятиям
физической культурой и спортом.
4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика.
5. Развить необходимые физические качества.
6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой
спортивной классификации.
7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический
коллектив, родителей, общественные организации.
При этом должно быть осуществлено повышение здоровья
школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого
уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной
воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков
занятий физическими упражнениями, правилами врачебно – педагогического
контроля спортсмена.
Важным в решении задач физического воспитания школьников
является обучение школьников умениям самостоятельно и систематически
заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный
режим.
В Законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте»
отмечена необходимость непрерывности и последовательности физического
воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их
жизнедеятельности.
Организация внеурочных форм занятий физическими упражнениями
регулируется информационными материалами Министерства образования
Российской Федерации, Министерства здравоохранения. К таким
документам относятся школьная программа по физическому воспитанию,
программы по внеклассной спортивной работе, Положение о коллективе
физической культуры, а также методические письма по организации
процесса физического воспитания учащихся. При этом определяется, что
систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания
школьников составляют уроки физической культуры, физкультурно-
оздоровительные мероприятия в режиме дня, обязательные для школы
формы внеклассной спортивно-массовой работы, спортивно-массовая работа
по месту жительства, внешкольная спортивная работа.
Действенность системы физического воспитания в школе
обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры как
ведущей формы занятий физическими упражнениями обучающихся.
В организации двигательного режима ученика, класса, школы большое
значение имеют рациональный объем физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы, широкое привлечение учащихся во внеурочные
занятия физической культурой и спортом, туризмом. Внедрение физических
упражнений в повседневную жизнь школьников, регулярное осуществление
врачебно-педагогического контроля за здоровьем, физическим развитием и
двигательной подготовленностью учащихся способствуют полноценному
решению задач физического воспитания. Комплексное воздействие на
школьников различных форм занятий физическими упражнениями должно
обеспечить воспитание всесторонне развитых людей.
Основным организационно-педагогическим принципом физического
воспитания школьников является индивидуальное и дифференцированное
применение средств физической культуры и спорта в занятиях с учащимися
разного пола и возраста.
За организацию физического воспитания в школе несет от-
ветственность директор. Он обеспечивает необходимые условия для
физического воспитания школьников и осуществляет контроль за работой в
этом направлении. На директора школы возлагается обязанность по
организации регулярных медицинских осмотров обучающихся.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе,
организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми,
учитель физической культуры, классные руководители и учителя,
воспитатели групп (классов) продленного дня, выполняя свои служебные
обязанности, информируют директора о выполненной работе, советуются о
планах на будущее.
Для непосредственной организации физкультурно-оздоровительной
работы в школе создается коллектив физической культуры, который
действует согласно Положению о коллективе.
Коллектив физической культуры школы организует свою работу на
основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы,
самодеятельности учащихся в тесном контакте с врачом и общественными
организациями.
Общую ответственность за организацию и работу коллектива
физической культуры несет директор школы. Методическую помощь в
деятельности коллектива обеспечивает учитель физической культуры,
организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Школьный коллектив физической культуры совместно с учителями:
использует для пропаганды спортивные праздники;
создает уголок (стенд) физической культуры, размещает
иллюстрированные и другие материалы;
организует беседы о значении физической культуры и спорта,
правилах гигиены, режиме дня, двигательной активности, привлекая
для этого педагогов, родителей учащихся, медицинский персонал
школы;
обеспечивает судейство спортивных соревнований силами
школьников и учителей; помогает учителю физической культуры в
определении результатов соревнований;
содействует благоустройству спортивных сооружений, обеспечивает
сохранность спортивного оборудования и инвентаря;
разрабатывает спортивную эмблему школы, образцы спортивной
формы, спортивный флаг.
участвует в проведении гимнастики до уроков, подвижной
перемены, Дней здоровья
Члены коллектива физической культуры школы обязаны успешно
сочетать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и
спортом.
Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом
призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения,
полученные школьниками на уроках, содействовать их подготовке к сдаче
учебных нормативов, повышать спортивные достижения на основе
требований спортивной классификации.
Формы внеклассных занятий физической культурой и спортом:
реализуются в группах общей физической подготовки, в спортивных
секциях, туристическая работа и др.
Занятия в группах общей физической подготовки (ОФП). Они
направлены на разностороннее физическое развитие учеников, повышение
уровня физической подготовленности и здоровья, выполнение нормативных
требований программы, на ликвидацию пробелов в знаниях учебного
материала программы. Занятия строятся по типу уроков физической
культуры и проводятся во второй половине дня. Учитывая, что
наполняемость группы не должна превышать 15 человек, при однородном со-
ставе школьников физиологическая нагрузка на каждого ученика должна
быть высокой.
Занятия в спортивных секциях организуются после уроков и
проводятся учителем физической культуры, старшими учениками (по
спортивным играм), имеющими подготовку в объеме инструктора по спорту,
и под контролем педагога. Работа строится на добровольном участии
учеников в занятиях при их широкой самодеятельности под общим
руководством школьного коллектива физической культуры. Различные
вопросы функционирования секции должны решаться и обеспечиваться
самими школьниками посредством направляющих советов педагога. Имеет
место организация занятий в смешанных возрастных группах школьников. В
этом случае младшие ученики учатся у старших школьников.
Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными
действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнова-
ниях.Тренировки проводятся на основе учебного плана работы секции 2 раза
в неделю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость
занятий, постоянство состава группы, команды.
В настоящее время в школе составляется единое расписание учебной и
внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников
интересной познавательной деятельностью, двигательными действиями в
целях всестороннего развития.
Формами общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы
являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников
«Веселые старты», массовые соревнования «Старты надежд», разные
внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и др.
Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оз-
доровительную направленность, способствовать повышению двигательного
режима учеников. В программу дня здоровья и спорта включают: 1)
подвижные и спортивные игры; 2) соревнования по программе «Старты на-
дежд»; 3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние
дистанции), прыгуна, метателя; 4) физкультурные и спортивные развлечения,
аттракционы; 5) игры на местности, туристические походы с местом сбора на
школьной площадке; 6) показательные спортивные выступления.
Организуют дни здоровья и спорта один раз в триместр. Ученики
принимают активное участие в их подготовке и проведении. Школьный
коллектив физической культуры назначает актив в помощь учителю
физической культуры: инструкторов и судей по спорту, физоргов, членов
совета коллектива физической культуры (комиссия по массовой физической
культуре и комиссия по спортивным мероприятиям). Участвуют в этом деле
все учителя школы.
Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю
работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.
День здоровья и спорта проводят одновременно для всех классов или
отдельно для 1—4, 5—8, 9—11 классов. Продолжительность его не должна
превышать для обучающихся начальной школы 3 часа, средних классов — 4
часа, старших классов — 4—5 часов. Необходимо, чтобы о проведении дня
здоровья и спорта были своевременно оповещены обучающиеся и учителя,
родители учеников, общественные организации школьников. Важно при этом
четко наладить взаимодействие работников школы в осуществлении
намеченной программы.
Игра «Зарница» . Она популярна среди детей и так же, как туризм,
способствуют приобретению прикладных навыков в действиях на местности.
Это необходимо, особенно юношам..
Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания,
формирования здорового образа жизни школьников, повышения
двигательной активности, спортивных достижений учеников и выполнения
требований Единой Всероссийской спортивной классификации
Соревнования «Веселые старты» способствуют широкому
привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми,
различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания),
содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего
учебного года и организуются между командами классов между учениками 1
—2, 3—4 классов. Важно, чтобы школьники, участвующие в соревнованиях
«Веселые старты», хорошо знали правила подвижных игр, условия вы-
полнения различных физических упражнений, были подготовлены к
проявлению физических качеств. Подготовка школьников осуществляется на
уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках.
Руководит соревнованиями школьный коллектив физической
культуры. При этом действуют общие правилу проведения школьных
спортивных соревнований.
Спортивные соревнования «Старты надежд». Спортивные
соревнования организуются под девизом: «Чемпион школы», «Лучший
спортсмен», «Команда—чемпион» (в возрастной группе). Они проводятся с
целью привлечения мальчиков и девочек, юношей и девушек к
систематическим и результативным занятиям спортом.
Соревнования «Старты надежд» ставят задачей выявление чемпиона —
спортивной личности ученика (команды учеников) и выделение его (их) как
спортивно развитой здоровой особи человека.
Соревнования могут предусматривать выполнение упражнений,
входящих в комплекс ГТО и школьную программу по физической культуре.
Учитываются традиции школы, возможности и интересы учащихся.
Программу таких соревнований определяет СКФ школы.
В соревнованиях принимают участие школьники, допущенные врачом
к занятиям физической культурой. Ученики, отнесенные по состоянию
здоровья к подготовительной группе, принимают участие в видах
упражнений, разрешенных врачом. Школьники, освобожденные от уроков
физической культуры и участия в соревнованиях, привлекаются к их
организации и судейству.
Общешкольные спортивные соревнования. Проводятся по
упражнениям общей физической подготовке, видам спорта
(классификационные соревнования), соревнования на первенство школы,
соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность
занятий учеников физической культурой и спортом, стимулируют их
дальнейшее физическое совершенствование.
Правильно подготовленные, хорошо проведенные спортивные
соревнования в школе содействуют развитию интереса учеников к урокам
физической культуры, занятиям физическими упражнениями дома, в
спортивных секциях.
На каждое соревнование составляется положение о спортивных
соревнованиях. Оно является главным документом, на основе которого
организуются соревнования. Положение содержит следующие разделы: 1.
Цель, задачи и характер соревнований. 2. Время и место проведения. 3.
Участники соревнований. Сроки представления заявок на соревнования. 4.
Руководство соревнованиями. 5. Программа. 6. Порядок и условия выявления
личных мест и команд победителей. 7. Награждение. 8. Форма участников. 9.
Документация соревнований. Положение подготавливается учителем
физической культуры и утверждается директором школы.
Школьные спортивные соревнования должны отвечать требованиям
массовости и проводиться при объективном и грамотном судействе. Следует
тщательно подготавливать места проведения соревнований, украшать их
лозунгами, плакатами, вымпелами. На соревнованиях у учеников должно
быть создано радостное, приподнятое настроение. Дети должны приходить
на соревнования, как на праздник.
Задачи, поставленные педагогом, определяют виды соревнований в
школе. Так, имеют место спортивные соревнования на первенство класса,
школы; отборочные, показательные, классификационные соревнования.
Наиболее распространенными и массовыми являются соревнования по видам
спорта, культивируемым в школе.
При проведении дней здоровья и спорта, открытии спартакиады
школы, праздника начала учебного года, на спортивном вечере проводят
показательные соревнования (выступления), в которых принимают участие
технически хорошо подготовленные ученики.
По системе зачета соревнования бывают личные, лично-командные,
командные. Лично-командные и командные соревнования наиболее
приемлемы для школы, так как дают возможность выявить как личный
результат школьника-спортсмена, так и лучшую команду, занявшую
призовое место.
В школе могут проводиться закрытые соревнования (для учеников
одной школы), открытые соревнования, в которых принимают участие
ученики близлежащих школ, товарищеские соревнования между классами,
сборными командами нескольких классов разных школ, матчевые встречи.
Организационно – методическое обеспечение.
Внеклассная работа по физической культуре в нашей школе
проводится на основании календарного плана спортивно – массовых
мероприятий на учебный год и плана по организации физического
воспитания обучающихся.
К работе с обучающимися привлекается весь педагогический
коллектив и родители. Организатор внеклассной и воспитательной работы,
ученики дежурного класса проводят зарядку до занятий и подвижные
перемены. Инструктора –общественники проводят соревнования для
младших школьников «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная
семья»,подвижные игры на свежем воздухе. Постоянно действуют
спортивные секции по баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике,
настольному теннису для среднего и старшего возраста. Для обучающихся 1-
4 классов – секция ОФП с элементами единоборств.
В школе сложилась система соревнований, которые планируются с
учётом календаря районных и областных соревнований. Традиционными и
наиболее любимыми учениками стали «Весёлые старты»,туристический слёт,
игра «Зарница». Большую помощь в подготовке и проведении «Зарницы»
оказывает ДОСААФ.
Совместно с администрацией сельского Совета ежегодно проводятся
товарищеские встречи по футболу, волейболу, настольному теннису с
учащимися школы и молодежью села. Учащиеся с удовольствием посещают
совместные тренировки со взрослыми волейболистами и футболистами. Всё
это позволяет юношам и девушкам совершенствовать своё спортивное
мастерство.
Обучающиеся школы регулярно принимают участие в районных и
областных соревнованиях, товарищеских встречах и добиваются хороших
результатов.
Заключение.
Основной идеей опыта является через организацию внеклассной
работы привить обучающимся любовь к физической культуре и спорту,
навыки самостоятельных занятий, здорового образа жизни, добиться высоких
спортивных результатов, привить любовь к профессии учителя физической
культуры, тренера.