Напоминание

«Внеклассная работа по физической культуре в школе»


Автор: Наталья Анатольевна Фирсова
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Пречистенская средняя школа им. И.И. Цапова"
Населённый пункт: с. Пречистое, Гагаринского района, Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: «Внеклассная работа по физической культуре в школе»
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

с. Пречистое , Гагаринский район, Смоленская область

Выступление на РМО учителей физической культуры

«Внеклассная работа по физической культурев школе»

Автор :

учитель физической

культуры высшей категории

Фирсова Наталья Анатольевна

С. Пречистое

2019 г.

Внеклассная работа по физической культурев школе

Введение.

В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие

затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как:

ухудшение здоровья детей в процессе обучения;

недостаточная двигательная активность;

увеличение числа обучающихся, имеющие вредные привычки;

отсутствие приоритета здорового образа жизни.

Актуальность опыта заключается в том, что только на трех уроках в

неделю физической культуры нельзя решить проблему физического

воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного

развития растущего оргазма. Урок физической культуры, хотя и является

основной формой занятий, физическими упражнениями обеспечивает 13 –

15% недельной двигательной активности учеников. Примерная норма

двигательной активности учеников 5 – 8 классов составляет 10 – 12 часов в

неделю. И только организация полноценной внеклассной работы по

физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не

только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать

скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические

качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления

здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в

коллективе, команде.

Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в

себе, волю, успешно учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях,

достойно служат в рядах Российской армии, участвовали в военных

действиях, где физическая подготовленность порой становилась гарантией

жизни.

Цели и задачи.

Внеклассное и общешкольное направление физического воспитания

входит в систему внеурочных занятий школьников физическими

упражнениями и направлены на решение педагогических задач. Имеет место

своеобразие в организации внеурочных занятий. Школьнику предоставляется

свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне

урочного расписания, в свободное для учащихся время.

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится

ограниченное количество времени. Поэтому для физического

совершенствования обучающихся и их спортивной подготовки широко

используются внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое

содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более

успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время

имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии

учителя физической культуры, тренера.

3. Побудить обучающихся к активным самостоятельным занятиям

физической культурой и спортом.

4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика.

5. Развить необходимые физические качества.

6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой

спортивной классификации.

7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический

коллектив, родителей, общественные организации.

При этом должно быть осуществлено повышение здоровья

школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого

уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной

воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков

занятий физическими упражнениями, правилами врачебно – педагогического

контроля спортсмена.

Важным в решении задач физического воспитания школьников

является обучение школьников умениям самостоятельно и систематически

заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный

режим.

В Законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте»

отмечена необходимость непрерывности и последовательности физического

воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их

жизнедеятельности.

Организация внеурочных форм занятий физическими упражнениями

регулируется информационными материалами Министерства образования

Российской Федерации, Министерства здравоохранения. К таким

документам относятся школьная программа по физическому воспитанию,

программы по внеклассной спортивной работе, Положение о коллективе

физической культуры, а также методические письма по организации

процесса физического воспитания учащихся. При этом определяется, что

систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания

школьников составляют уроки физической культуры, физкультурно-

оздоровительные мероприятия в режиме дня, обязательные для школы

формы внеклассной спортивно-массовой работы, спортивно-массовая работа

по месту жительства, внешкольная спортивная работа.

Действенность системы физического воспитания в школе

обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры как

ведущей формы занятий физическими упражнениями обучающихся.

В организации двигательного режима ученика, класса, школы большое

значение имеют рациональный объем физкультурно-оздоровительной и

спортивно-массовой работы, широкое привлечение учащихся во внеурочные

занятия физической культурой и спортом, туризмом. Внедрение физических

упражнений в повседневную жизнь школьников, регулярное осуществление

врачебно-педагогического контроля за здоровьем, физическим развитием и

двигательной подготовленностью учащихся способствуют полноценному

решению задач физического воспитания. Комплексное воздействие на

школьников различных форм занятий физическими упражнениями должно

обеспечить воспитание всесторонне развитых людей.

Основным организационно-педагогическим принципом физического

воспитания школьников является индивидуальное и дифференцированное

применение средств физической культуры и спорта в занятиях с учащимися

разного пола и возраста.

За организацию физического воспитания в школе несет от-

ветственность директор. Он обеспечивает необходимые условия для

физического воспитания школьников и осуществляет контроль за работой в

этом направлении. На директора школы возлагается обязанность по

организации регулярных медицинских осмотров обучающихся.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе,

организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми,

учитель физической культуры, классные руководители и учителя,

воспитатели групп (классов) продленного дня, выполняя свои служебные

обязанности, информируют директора о выполненной работе, советуются о

планах на будущее.

Для непосредственной организации физкультурно-оздоровительной

работы в школе создается коллектив физической культуры, который

действует согласно Положению о коллективе.

Коллектив физической культуры школы организует свою работу на

основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы,

самодеятельности учащихся в тесном контакте с врачом и общественными

организациями.

Общую ответственность за организацию и работу коллектива

физической культуры несет директор школы. Методическую помощь в

деятельности коллектива обеспечивает учитель физической культуры,

организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Школьный коллектив физической культуры совместно с учителями:

использует для пропаганды спортивные праздники;

создает уголок (стенд) физической культуры, размещает

иллюстрированные и другие материалы;

организует беседы о значении физической культуры и спорта,

правилах гигиены, режиме дня, двигательной активности, привлекая

для этого педагогов, родителей учащихся, медицинский персонал

школы;

обеспечивает судейство спортивных соревнований силами

школьников и учителей; помогает учителю физической культуры в

определении результатов соревнований;

содействует благоустройству спортивных сооружений, обеспечивает

сохранность спортивного оборудования и инвентаря;

разрабатывает спортивную эмблему школы, образцы спортивной

формы, спортивный флаг.

участвует в проведении гимнастики до уроков, подвижной

перемены, Дней здоровья

Члены коллектива физической культуры школы обязаны успешно

сочетать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и

спортом.

Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом

призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения,

полученные школьниками на уроках, содействовать их подготовке к сдаче

учебных нормативов, повышать спортивные достижения на основе

требований спортивной классификации.

Формы внеклассных занятий физической культурой и спортом:

реализуются в группах общей физической подготовки, в спортивных

секциях, туристическая работа и др.

Занятия в группах общей физической подготовки (ОФП). Они

направлены на разностороннее физическое развитие учеников, повышение

уровня физической подготовленности и здоровья, выполнение нормативных

требований программы, на ликвидацию пробелов в знаниях учебного

материала программы. Занятия строятся по типу уроков физической

культуры и проводятся во второй половине дня. Учитывая, что

наполняемость группы не должна превышать 15 человек, при однородном со-

ставе школьников физиологическая нагрузка на каждого ученика должна

быть высокой.

Занятия в спортивных секциях организуются после уроков и

проводятся учителем физической культуры, старшими учениками (по

спортивным играм), имеющими подготовку в объеме инструктора по спорту,

и под контролем педагога. Работа строится на добровольном участии

учеников в занятиях при их широкой самодеятельности под общим

руководством школьного коллектива физической культуры. Различные

вопросы функционирования секции должны решаться и обеспечиваться

самими школьниками посредством направляющих советов педагога. Имеет

место организация занятий в смешанных возрастных группах школьников. В

этом случае младшие ученики учатся у старших школьников.

Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными

действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнова-

ниях.Тренировки проводятся на основе учебного плана работы секции 2 раза

в неделю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость

занятий, постоянство состава группы, команды.

В настоящее время в школе составляется единое расписание учебной и

внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников

интересной познавательной деятельностью, двигательными действиями в

целях всестороннего развития.

Формами общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы

являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников

«Веселые старты», массовые соревнования «Старты надежд», разные

внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и др.

Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оз-

доровительную направленность, способствовать повышению двигательного

режима учеников. В программу дня здоровья и спорта включают: 1)

подвижные и спортивные игры; 2) соревнования по программе «Старты на-

дежд»; 3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние

дистанции), прыгуна, метателя; 4) физкультурные и спортивные развлечения,

аттракционы; 5) игры на местности, туристические походы с местом сбора на

школьной площадке; 6) показательные спортивные выступления.

Организуют дни здоровья и спорта один раз в триместр. Ученики

принимают активное участие в их подготовке и проведении. Школьный

коллектив физической культуры назначает актив в помощь учителю

физической культуры: инструкторов и судей по спорту, физоргов, членов

совета коллектива физической культуры (комиссия по массовой физической

культуре и комиссия по спортивным мероприятиям). Участвуют в этом деле

все учителя школы.

Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю

работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.

День здоровья и спорта проводят одновременно для всех классов или

отдельно для 1—4, 5—8, 9—11 классов. Продолжительность его не должна

превышать для обучающихся начальной школы 3 часа, средних классов — 4

часа, старших классов — 4—5 часов. Необходимо, чтобы о проведении дня

здоровья и спорта были своевременно оповещены обучающиеся и учителя,

родители учеников, общественные организации школьников. Важно при этом

четко наладить взаимодействие работников школы в осуществлении

намеченной программы.

Игра «Зарница» . Она популярна среди детей и так же, как туризм,

способствуют приобретению прикладных навыков в действиях на местности.

Это необходимо, особенно юношам..

Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания,

формирования здорового образа жизни школьников, повышения

двигательной активности, спортивных достижений учеников и выполнения

требований Единой Всероссийской спортивной классификации

Соревнования «Веселые старты» способствуют широкому

привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми,

различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания),

содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего

учебного года и организуются между командами классов между учениками 1

—2, 3—4 классов. Важно, чтобы школьники, участвующие в соревнованиях

«Веселые старты», хорошо знали правила подвижных игр, условия вы-

полнения различных физических упражнений, были подготовлены к

проявлению физических качеств. Подготовка школьников осуществляется на

уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках.

Руководит соревнованиями школьный коллектив физической

культуры. При этом действуют общие правилу проведения школьных

спортивных соревнований.

Спортивные соревнования «Старты надежд». Спортивные

соревнования организуются под девизом: «Чемпион школы», «Лучший

спортсмен», «Команда—чемпион» (в возрастной группе). Они проводятся с

целью привлечения мальчиков и девочек, юношей и девушек к

систематическим и результативным занятиям спортом.

Соревнования «Старты надежд» ставят задачей выявление чемпиона —

спортивной личности ученика (команды учеников) и выделение его (их) как

спортивно развитой здоровой особи человека.

Соревнования могут предусматривать выполнение упражнений,

входящих в комплекс ГТО и школьную программу по физической культуре.

Учитываются традиции школы, возможности и интересы учащихся.

Программу таких соревнований определяет СКФ школы.

В соревнованиях принимают участие школьники, допущенные врачом

к занятиям физической культурой. Ученики, отнесенные по состоянию

здоровья к подготовительной группе, принимают участие в видах

упражнений, разрешенных врачом. Школьники, освобожденные от уроков

физической культуры и участия в соревнованиях, привлекаются к их

организации и судейству.

Общешкольные спортивные соревнования. Проводятся по

упражнениям общей физической подготовке, видам спорта

(классификационные соревнования), соревнования на первенство школы,

соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность

занятий учеников физической культурой и спортом, стимулируют их

дальнейшее физическое совершенствование.

Правильно подготовленные, хорошо проведенные спортивные

соревнования в школе содействуют развитию интереса учеников к урокам

физической культуры, занятиям физическими упражнениями дома, в

спортивных секциях.

На каждое соревнование составляется положение о спортивных

соревнованиях. Оно является главным документом, на основе которого

организуются соревнования. Положение содержит следующие разделы: 1.

Цель, задачи и характер соревнований. 2. Время и место проведения. 3.

Участники соревнований. Сроки представления заявок на соревнования. 4.

Руководство соревнованиями. 5. Программа. 6. Порядок и условия выявления

личных мест и команд победителей. 7. Награждение. 8. Форма участников. 9.

Документация соревнований. Положение подготавливается учителем

физической культуры и утверждается директором школы.

Школьные спортивные соревнования должны отвечать требованиям

массовости и проводиться при объективном и грамотном судействе. Следует

тщательно подготавливать места проведения соревнований, украшать их

лозунгами, плакатами, вымпелами. На соревнованиях у учеников должно

быть создано радостное, приподнятое настроение. Дети должны приходить

на соревнования, как на праздник.

Задачи, поставленные педагогом, определяют виды соревнований в

школе. Так, имеют место спортивные соревнования на первенство класса,

школы; отборочные, показательные, классификационные соревнования.

Наиболее распространенными и массовыми являются соревнования по видам

спорта, культивируемым в школе.

При проведении дней здоровья и спорта, открытии спартакиады

школы, праздника начала учебного года, на спортивном вечере проводят

показательные соревнования (выступления), в которых принимают участие

технически хорошо подготовленные ученики.

По системе зачета соревнования бывают личные, лично-командные,

командные. Лично-командные и командные соревнования наиболее

приемлемы для школы, так как дают возможность выявить как личный

результат школьника-спортсмена, так и лучшую команду, занявшую

призовое место.

В школе могут проводиться закрытые соревнования (для учеников

одной школы), открытые соревнования, в которых принимают участие

ученики близлежащих школ, товарищеские соревнования между классами,

сборными командами нескольких классов разных школ, матчевые встречи.

Организационно – методическое обеспечение.

Внеклассная работа по физической культуре в нашей школе

проводится на основании календарного плана спортивно – массовых

мероприятий на учебный год и плана по организации физического

воспитания обучающихся.

К работе с обучающимися привлекается весь педагогический

коллектив и родители. Организатор внеклассной и воспитательной работы,

ученики дежурного класса проводят зарядку до занятий и подвижные

перемены. Инструктора –общественники проводят соревнования для

младших школьников «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная

семья»,подвижные игры на свежем воздухе. Постоянно действуют

спортивные секции по баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике,

настольному теннису для среднего и старшего возраста. Для обучающихся 1-

4 классов – секция ОФП с элементами единоборств.

В школе сложилась система соревнований, которые планируются с

учётом календаря районных и областных соревнований. Традиционными и

наиболее любимыми учениками стали «Весёлые старты»,туристический слёт,

игра «Зарница». Большую помощь в подготовке и проведении «Зарницы»

оказывает ДОСААФ.

Совместно с администрацией сельского Совета ежегодно проводятся

товарищеские встречи по футболу, волейболу, настольному теннису с

учащимися школы и молодежью села. Учащиеся с удовольствием посещают

совместные тренировки со взрослыми волейболистами и футболистами. Всё

это позволяет юношам и девушкам совершенствовать своё спортивное

мастерство.

Обучающиеся школы регулярно принимают участие в районных и

областных соревнованиях, товарищеских встречах и добиваются хороших

результатов.

Заключение.

Основной идеей опыта является через организацию внеклассной

работы привить обучающимся любовь к физической культуре и спорту,

навыки самостоятельных занятий, здорового образа жизни, добиться высоких

спортивных результатов, привить любовь к профессии учителя физической

культуры, тренера.



В раздел образования