Авторы: Варданян Анна Ониковна, Химич Людмила Сергеевна
Должность: старший воспитатель, зам.директора
Учебное заведение: МБДОУ г.Калуги ЦРР
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание условий длф формирование математических представлений у воспитанников посредством технологии ментальной арифметики
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка – детский сад» города Калуги
НСП «Акварель»
Методические рекомендации по
формированию элементарных
математических представлений у детей
дошкольного возраста, посредством
технологии ментальной арифметики.
Формирование элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста.
Освоенные математические представления, логико-математические
средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.)
составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот
опыт является началом познания окружающей действительности, первым
вхождением в мир математики.
Результатами освоения являются общее развитие познавательных
процессов. Способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации и
классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять
закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются
возможностью самостоятельно познавать мир.
Целью и результатом педагогического содействия математическому
развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-
творческих способностей детей через освоение ими логико-математических
представлений и способов познания.
Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с
учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей
детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной
деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве.
Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа
преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и
начальной школьной ступенях образования.
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста
являются:
1.
развитие у детей логико-математических представлений (представлений о
математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах,
числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
2.
развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания
математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,
группировка, упорядочение, разбиение;
3.
освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания
математического содержания (воссоздание, экспериментирование,
моделирование, трансформация);
4.
развитие у детей логических способов познания математических свойств и
отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение,
классификация, сериация)';
5.
овладение детьми математическими способами познания действительности:
счет, измерение, простейшие вычисления;
6.
развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости,
смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных
решений задач;
7.
развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение
словаря ребенка;
8.
развитие активности и инициативности детей;
9.
воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности,
ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации
движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Развитие ребенка начинается буквально с первых дней его жизни. По мере
взросления ему необходимо профессиональное влияние педагогов, которые
смогут правильно оценить потенциал малыша и направить его в
созидательное русло. Ментальная арифметика является одной из самых
молодых и перспективных методик детского образования. Она способна
развить умственные способности ребенка настолько, что любые
арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в
уме. Что же такое ментальная арифметика: очередная бизнес-идея или
полезная программа обучения?
История
Новаторская методика была придумана турком Шеном. В основу ее положен
древний абакус – счеты, придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад.
Позже японцами они были не раз усовершенствованы, и сегодня мы
пользуемся технической доработкой абакуса – калькулятором. Однако
устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным
для детей. Их использование в образовательном процессе и способствовало
формированию новой программы, которая получила название «ментальная
арифметика», или «менар». Впервые она была запущена в 1993 году в Азии.
В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в
50 странах, которые обучают устному счету. Наиболее активными в этом
плане являются школы США, Австрии, Канады, Австралии, Таиланда, Китая
и Ближнего Востока. Открываются специализированные центры в России,
Казахстане и в Киргизии. Так, уже высоких результатов и оценок родителей
достигла ментальная арифметика в Астане и Москве.
Зачем это нужно ребенку?
Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество,
восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой, мы
«включаем» правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа
обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей
ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном
процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах
обеими руками. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки
быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических
способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные
процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.
Как работает Абакус?
Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух
этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для
этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий
мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря
абакусу дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а
также вычислять квадратный и кубический корень. На втором этапе
программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне.
Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к
счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает
цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить
предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно
проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с
воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а
процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек
счетов.
Возраст
В период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие
мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно
осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты
рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки,
осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В
этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция
работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному
дальнейшему обучению.
Цели и результаты
Главными целями менара являются концентрация внимания, развитие
фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения,
слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном
достижении целей ребенок может выполнять сложные арифметические
задания в уме. Например, осуществлять сложение 10-значных чисел за
несколько секунд, а также решать более сложные вычислительные задачи
быстрее калькулятора. Программа не только охватывает математическую
область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах. Она
придает ему уверенность, дает возможность справляться с несколькими
делами одновременно.
Можно ли заниматься дома
Ментальная арифметика в домашних условиях — вполне реальное занятие.
Для этого нужны счетысоробан, рабочие тетради и взрослый, который будет
эту идею поддерживать. У методики масса своих особенностей, поэтому для
начала освоить ментальный счет должен сам родитель. Несмотря на
естественную конкуренцию и развитие отношений в группе, дети
соревнуются не друг с другом. Единственный человек, с которым они ведут
спор — они сами. Сегодня они выполнили один объем работы, завтра
сделают больше. Так они учатся ставить цели и добиваться их. А также
формируют понимание, что сравнивать себя с другими — это пустое занятие.
Мы никогда не станем кем-то. Только собой. У каждого из нас свой
неповторимый рисунок жизни, и важно следовать своему заданному курсу.
Школы
Сегодня по всему миру у тысячи частных образовательных детских центров в
систему включена ментальная арифметика. Обучение (занятия всех
ступеней) обычно продолжается от двух до трех лет. Помимо этапов
методики освоения менара, различают 10 уровней, каждый из них ученик
проходит за 2-3 месяца. Безусловно, в разных школах программа строится
индивидуально. Но все же существуют общие правила. Группы формируются
по возрасту учеников. Так, например, выделяют три основных вида: kinder,
kids и junior. Занятия ведут опытные и квалифицированные педагоги-
психологи, которые прошли соответствующую подготовку и аттестацию.