Напоминание

Создание условий длф формирование математических представлений у воспитанников посредством технологии ментальной арифметики


Авторы: Варданян Анна Ониковна, Химич Людмила Сергеевна
Должность: старший воспитатель, зам.директора
Учебное заведение: МБДОУ г.Калуги ЦРР
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание условий длф формирование математических представлений у воспитанников посредством технологии ментальной арифметики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»

«Центр развития ребенка – детский сад» города Калуги

НСП «Акварель»

Методические рекомендации по

формированию элементарных

математических представлений у детей

дошкольного возраста, посредством

технологии ментальной арифметики.

Формирование элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста.

Освоенные математические представления, логико-математические

средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.)

составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот

опыт является началом познания окружающей действительности, первым

вхождением в мир математики.

Результатами освоения являются общее развитие познавательных

процессов. Способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации и

классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять

закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются

возможностью самостоятельно познавать мир.

Целью и результатом педагогического содействия математическому

развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-

творческих способностей детей через освоение ими логико-математических

представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с

учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей

детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной

деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве.

Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа

преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и

начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста

являются:

1.

развитие у детей логико-математических представлений (представлений о

математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах,

числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

2.

развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания

математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,

группировка, упорядочение, разбиение;

3.

освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания

математического содержания (воссоздание, экспериментирование,

моделирование, трансформация);

4.

развитие у детей логических способов познания математических свойств и

отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение,

классификация, сериация)';

5.

овладение детьми математическими способами познания действительности:

счет, измерение, простейшие вычисления;

6.

развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости,

смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных

решений задач;

7.

развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение

словаря ребенка;

8.

развитие активности и инициативности детей;

9.

воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности,

ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации

движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Развитие ребенка начинается буквально с первых дней его жизни. По мере

взросления ему необходимо профессиональное влияние педагогов, которые

смогут правильно оценить потенциал малыша и направить его в

созидательное русло. Ментальная арифметика является одной из самых

молодых и перспективных методик детского образования. Она способна

развить умственные способности ребенка настолько, что любые

арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в

уме. Что же такое ментальная арифметика: очередная бизнес-идея или

полезная программа обучения?

История

Новаторская методика была придумана турком Шеном. В основу ее положен

древний абакус – счеты, придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад.

Позже японцами они были не раз усовершенствованы, и сегодня мы

пользуемся технической доработкой абакуса – калькулятором. Однако

устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным

для детей. Их использование в образовательном процессе и способствовало

формированию новой программы, которая получила название «ментальная

арифметика», или «менар». Впервые она была запущена в 1993 году в Азии.

В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в

50 странах, которые обучают устному счету. Наиболее активными в этом

плане являются школы США, Австрии, Канады, Австралии, Таиланда, Китая

и Ближнего Востока. Открываются специализированные центры в России,

Казахстане и в Киргизии. Так, уже высоких результатов и оценок родителей

достигла ментальная арифметика в Астане и Москве.

Зачем это нужно ребенку?

Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество,

восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой, мы

«включаем» правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа

обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей

ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном

процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах

обеими руками. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки

быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических

способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные

процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Как работает Абакус?

Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух

этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для

этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий

мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря

абакусу дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а

также вычислять квадратный и кубический корень. На втором этапе

программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне.

Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к

счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает

цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить

предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно

проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с

воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а

процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек

счетов.

Возраст

В период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие

мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно

осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты

рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки,

осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В

этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция

работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному

дальнейшему обучению.

Цели и результаты

Главными целями менара являются концентрация внимания, развитие

фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения,

слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном

достижении целей ребенок может выполнять сложные арифметические

задания в уме. Например, осуществлять сложение 10-значных чисел за

несколько секунд, а также решать более сложные вычислительные задачи

быстрее калькулятора. Программа не только охватывает математическую

область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах. Она

придает ему уверенность, дает возможность справляться с несколькими

делами одновременно.

Можно ли заниматься дома

Ментальная арифметика в домашних условиях — вполне реальное занятие.

Для этого нужны счетысоробан, рабочие тетради и взрослый, который будет

эту идею поддерживать. У методики масса своих особенностей, поэтому для

начала освоить ментальный счет должен сам родитель. Несмотря на

естественную конкуренцию и развитие отношений в группе, дети

соревнуются не друг с другом. Единственный человек, с которым они ведут

спор — они сами. Сегодня они выполнили один объем работы, завтра

сделают больше. Так они учатся ставить цели и добиваться их. А также

формируют понимание, что сравнивать себя с другими — это пустое занятие.

Мы никогда не станем кем-то. Только собой. У каждого из нас свой

неповторимый рисунок жизни, и важно следовать своему заданному курсу.

Школы

Сегодня по всему миру у тысячи частных образовательных детских центров в

систему включена ментальная арифметика. Обучение (занятия всех

ступеней) обычно продолжается от двух до трех лет. Помимо этапов

методики освоения менара, различают 10 уровней, каждый из них ученик

проходит за 2-3 месяца. Безусловно, в разных школах программа строится

индивидуально. Но все же существуют общие правила. Группы формируются

по возрасту учеников. Так, например, выделяют три основных вида: kinder,

kids и junior. Занятия ведут опытные и квалифицированные педагоги-

психологи, которые прошли соответствующую подготовку и аттестацию.



В раздел образования