Напоминание

Музыкально-литературная гостиная "Вальс во временах года"


Автор: Удашова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Школа №5"
Населённый пункт: город Муравленко ЯНАО Тюменская область
Наименование материала: Интегрированное мероприятие музыка, литература, хореография, театр, история искусств.
Тема: Музыкально-литературная гостиная "Вальс во временах года"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Удашова Елена Николаевна

учитель хореографии

МБОУ «Школа № 5»

город Муравленко ЯНАО

Литературно-музыкальная гостиная «Вальс во временах года».

Целю этого мероприятия, является развитие, формирование, стимулирование

нравственного, этетического потенциала учеников гуманитарно-эстетического

класса в общеобразовательной школе.

Задачи:

- развитие интереса к искусству учеников гуманитарно-эстетического класса

общеобразовательной школы;

- формирование духовно - нравственных качеств личности;

- разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей,

создание условий для самореализации личности;

- формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной

жизни;

- формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников

средствами уроков литературы, истории, изобразительного искусства, музыки,

хореографии;

- приобщение родителей к деятельности учеников.

Мероприятие проводится во внеурочное время.

По

окончанию

реализации

мероприятия

учащиеся

гуманитарно-

этетических классов

будут знать:

- историю и теорию МХК;

-

основные

этапы

формирования

и

развития

хореографического

искусства,

включая нормы этикета;

будут уметь:

-

свободно

фантазировать,

развивать

заданные

и

собственные

образные

системы, переходить от образа к образу;

- ориентироваться в классическом, народно-сценическом, историко-бытовом, и

современных танцах;

-

применять знания

и умения, востребованные в повседневной творческой

жизни, позволяющие ориентироваться в окружающем мире;

будут иметь навыки:

- анализировать и применять полученные знания на практике.

Под мелодию вальса пары мальчик с мамой и девочка с папой танцуют вальс. В

конце танца мальчик берет девочку за руку, и они выходят на середину.

Звучит стихотворение о вальсе.

Мальчик: Уважаемые

гости!

Позвольте

приветствовать

вас

на

балу,

посвященном королю танцев всех времен и народов – вальсу!

Девочка: Вы говорите о торжестве. А что это за праздник?

Мальчик: Праздник музыки и грации, праздник женского изящества и мужского

рыцарства. Люди во все времена связывали танцы с торжеством, чаще всего с

радостным событием. А сегодня праздник особенный: день рождения Вальса.

Девочка:

Ой, как здорово! Сегодня день рождения Вальса. А сколько же ему

исполняется? Лет сто, наверное?

Мальчик: Вальс

нельзя

отнести

к

старинным

танцам.

По

сравнению

с

аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя

веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто.

Девочка:

Я то же кое что слышала о вальсе. Этот танец имеет длинную

историю. Первые упоминания о нем принадлежат к XII - XIII ст. В XVI ст. вальс

стал очень популярным в Франции, в залах королевских судов, где когда-то

устраивали танцы.

Мальчик: В1754 году в Германии появилась первая музыка, которая напоминала

современные вальсы и называлась “WALTZEN” (в переводе с немецкого -

“оборачиваться”).

Девочка:

“Дамы поднимали длинные платья так, чтобы не запутаться и не

наступить на них, и их несли, как ковер над землей”- так описывали тогдашний

вальс.

Мальчик: Танец

стал

очень

популярным

в

Вене.

Специально

для

него

открывались большие танцевальные залы, где могли одновременно танцевать

три тысячи пар!!!

Девочка: А я бы хотела узнать знают ли наши родители о вальсе?

Мальчик: Наши друзья одноклассники тоже могли бы рассказать многое о

вальсе.

Девочка: А давайте мы устроим небольшое соревнование между родителями и

детьми.

Ма л ьч и к : Ну

тогда

позвольте

провести

небольшой

турнир.

Сразу

предупреждаю: это всего лишь разминка. Готовы ли к турниру? Тогда начали!

Прошу вас мои друзья сказать имя человека, которого современники назвали

королем

вальса.

(Ответ:

Иоган

Штраус

–сын

австрийского

композитора,

дирижер, скрипач).

Девочка:

А

теперь

вы

уважаемые

родители

сообщите

нам,

пожалуйста,

наиболее известные произведения короля вальса. (Ответ: «Сказки Венского

леса», «На прекрасном голубом Дунае» - гимн г. Вены)

Мальчик: Вопрос мальчикам и девочкам: Когда в России состоялись первые

балы? (Ответ: Начало балам положил указ Петра1 «Об ассамблеях», 1718 год)

Девочка: Знают ли родители как приняли вальс в России? (ответа может и не

быть)

При первом появлении вальса в России Екатерина II и Павел I его не одобрили.

Павел, взойдя на престол, запретил специальным указом танцевать вальс в

России

до

самой

смерти

своей

жены.

Мария

Федоровна

умерла

только

в

тридцатом

году

девятнадцатого

века,

поэтому

до

этого

времени

дорога

к

русскому

двору

для

вальса

была

закрыта.

Сыновья

Марии

Федоровны

не

осмеливались ослушаться матери.

Мальчик: Зато после войны двенадцатого года на частных балах вальс стал

одним из самых любимых танцев. Он в особую моду был введен Венским

конгрессом в четырнадцатом году, на нем решалась судьба Европы. В Вену в то

время съехалось много людей: императоры и короли, писатели и журналисты,

целые европейские дворы, великосветские красавицы — они все вальсировали с

упоением.

Девочка: Мне кажется, что мы сейчас на уроках истории побывали.

Мальчик: Да, ведь с 1 сентября нас родители провожают в школу

получать

знания

и

учебный

год

не

стоит

на

месте

и

мы

врываемся

из

осени

в

заснеженную пору зимы.

Рассказывается стихотворение учеником о зиме

Звучит

музыка

вальс

Свиридова

«Метель»

Девочки

исполняют

танец

«Метель»

Девочка:

Вальс – танец, который знают все. Его танцуют на выпускных вечерах

и свадьбах, на знаменитых Венских балах и в сельских клубах

Мальчик: Вальс

-

один

из

самых

романтичных

и

любимых

танцев,

объединяющий поколения и погружающих нас в состояние некоторой эйфории.

Жанр

вальса

так

любят

многие

композиторы-песенники,

написавшие

свои

нетленные шедевры, которые не теряют своей популярности уже много лет –

«Майский вальс», «Вальс Победы», «Домбайский вальс»

Девочка:

Мне так кажется, что уже повеяло весной и сейчас вот-вот начнется

капель. Я хочу спросить у наших любимых мам и пап? А танцевали они вальс?

И когда они его танцевали? (Ответ: да на выпускном балу в 10 - 11 классе.)

Мальчик: Я бы очень хотел станцевать с мамой и потренироваться на будущее.

Девочка: Так что же ты стоишь, пригласи свою маму.

На вступление музыки «Выпускной»

мальчики и мамы выстраиваются на

танец, также становится учительская пара (папа и мама). Пары танцуют

вальс.

Девочка: А как же мы дети?

Мальчик: А мы дети цветы жизни.

Девочка: Цветы распускаются только летом.

(Дети читают стихотворения о цветах)

Цветики убогие

Северной весны,

Веете вы короткостью

Мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг

Крупных белых слез

Синий колокольчик

Спит в тени берез

Белая фиалка

Высится, стройна,

Белая ромашка

в зелени видна.

Здесь Иван-да-Марья,

Одуванчик там,

Желтенькие звезды

Всюду по лугам

Изредка меж листьев

Аленький намек

Словно мох бессмертный,

Иммортель-цветок

Белый, желтый, синий

В зелени полян

Скромный венчик небом

Обделенный стран.

Мальчик: Нет на земле языка сокровенней и более всего понятного сердцу, чем

язык

цветов.

Как

часто

один-единственный

цветок

может

стать

человеку

больше, чем самое красноречивое послание! Говорят, если даришь близкому

другу цветы, слов не надо: в цветах и чувства твои, и доброта, и все надежды

твои, и залог счастья.

Девочка:

Мы предлагаем желающим составить букеты из приготовленных

цветов.

(Толкователями могут быть дети читающие стихи о цветах)

Памятка для толкователя:

Роза – любовь и поклонение

Незабудка – память

Фиалка - скромность

Васильки – доверие

Лилия – чистота

Клевер – ожидание

Розы с миртами – супружество

(Дети берут со стола листочки, читая стихотворения поэтов о цветах)

Стихотворение И. П. Мятлева

Роза

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой.

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Стихотворение И. В. Бунина

Лилии

Темной ночью белых лилий

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Овевает их.

Ночьих чашечки закрыла,

Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты.

Стихотворение Р. Гамзактова

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог

В гордый час беды и неудачи

Виделя: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок.

Стихотворение В. Катаева

Подсолнух

В ежовых сотах,

Семечками полных,

Щитами листьев

Жесткий стан прикрыв

Над тыквами цветет

Король-подсолнух,

Зубцы короны к солнцу обратив

Стихотворение С. Есенина

У плетня заросшая крапива

Обрядились ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

( В конце дети становятся в исходное положение и исполняют вальс цветов).

Список литературы

1.

Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие.

— 2-е изд., пересмотр. — М.: Искусство, 1987. — 382 с.: рис.

2.

Соловьёв Н. Ф.,—. Штраус, Иоганн (сын) // Энциклопедический словарь

Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

3.

Ярон Г. М. О любимом жанре. — M.: Искусство, 1963. — 254 илл. СПб.,



В раздел образования