Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО "Центр "Надежда"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Общие характеристики агрессивного поведения несовершеннолетних
Раздел: полное образование
Общие характеристики агрессивного поведения
несовершеннолетних
Агрессивные
подростки
при
всем
своем
различии
личностных
характеристик и особенностей поведения, обладают некоторыми общими
чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций,
их
примитивность,
отсутствие
увлечений,
узость
интеллектуального
развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость
нравственных
представлений.
Им
присуща
эмоциональная
грубость,
озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.
У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально
положительная,
либо
максимально
отрицательная),
повышенная
тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм,
неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных
механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе
с
тем
среди
агрессивных
подростков,
встречаются
и
дети
хорошо
интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает
средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности,
взрослости.
1
Основные проблемы подросткового возраста в основном связаны
с общением - проблемы лидерства, возможность быть авторитетом,
потребность в признании. Неумение решать эти проблемы – причина
недисциплинированности,
конформности,
одиночества,
асоциального
поведения. Неспособность к общению определяется в этом возрасте тем,
что подросток еще не адекватен в оценке другого человека, хочет поставить
себя выше собеседника, самоутвердиться любым способом.
Помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков должна
быть направлена на развитие социального интеллекта, признание чужого
и собственного «Я» ценностями наивысшей значимости, на практическое
решение проблем межличностного общения. А также позволить подросткам
реализовать
прогрессирующую
в
данном
возрасте
потребность
в
самопознании.
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых
выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между
членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл
насилия», Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые
«практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая
методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику
1
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
разрешения конфликтов у родителей. Достоверно установлено, что жестокое
обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его
поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию
склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую
агрессию в жизненный стиль личности.
На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности
семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений
между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у
которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны,
сравнительно
более
склонны
к
агрессивному
поведению.
Подростки
получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они
учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей
(например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего,
окажутся отверженными большинством в классе
С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди
других агрессивных сверстников.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться
родителями,
педагогами,
психологами
и
обществом
в
целом
при
взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить,
чем потом корректировать агрессивное поведение.
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения
становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации
привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса,
внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь — собственных
родителей. Игнорирование актов агрессивного поведения как способ
предупреждения
и
«снятия»
агрессии
вызывает
сомнение
и
даже
настораживает.
Обыденный
психолого-педагогический
опыт,
практика
психологического консультирования и некоторые специальные исследования
показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато
опасными
последствиями
и
может
вести
к
дальнейшей
эскалации
агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения
личности.
Очевидно,
это
связано
с
тем,
что
если
родителями
проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости
его
круга
общения
на
семью,
оно
действительно
останется
не
подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то
оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения
подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть
найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения
сверстниками
агрессии
против
«неправильных
(не
справедливых)
действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной в подростковом
возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные
нормы и правила «на прочность» и через это определять границы
допустимого в своем поведении, — отсутствие реакции взрослых на акты
агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным
подкреплением агрессии.
Активное
наказание
также
рассматривается
в
качестве
способа
торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные
таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут
проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа
индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-
педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в
поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и
осуществляться
воспитательно-профилактическая
работа
по
предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих
проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и
адекватная
воспитательно-коррекционная
работа
дают
шанс
предотвратить
десоциализацию
подростков.
Несвоевременное
обнаружение
начальных
признаков
отклоняющегося
поведения
и
проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к
быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо
научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с
другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути
решения конфликтов.