Автор: Баракова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чернопенская СОШ
Населённый пункт: П.Сухоногово, Костромская обл.,Костромской р-н.
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 1 классе.
Тема: Профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 1
Дата: 10.03.2020 г.
Учитель: Баракова М.Н.
Тема урока: Профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?»,
«что делал?»
Тип учебного занятия: развитие речи,
учебное занятие по
изучению нового
материала.
Цель: познакомиться с понятием профессия; познакомиться со словами, отвечающи-
ми на вопросы «что делать?», «что сделать?»
Задачи: создать условия для усвоения понятия профессия; создать условия для полу-
чения возможности научиться различать слова, называющие действия, задавать к ним
вопросы.
Планируемые результаты:
Познавательные: уяснение представления о профессиях ; освоение навыка находить
слова, называющие действия.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, соблюдать
грамматические нормы произношения.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.
Ход урока:
1.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности:
Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей полёт! (слайд 1)
На сегодняшнем уроке
Мы отправимся в полет,
А поможет в этом деле,
Нам – волшебный самолет.
В самолете пассажиры необычные летят,
Они варят, они лечат, учат строят и творят.
С ними вместе мы на остров
Интересный попадем,
Много нового узнаем о профессиях на нем,
Мы ответим на вопросы: кто? что делает? Зачем?,
Поиграем и попишем трудности преодолев. (слайд 2)
(Знакомство с самолётом). (слайд 3)
-Вот мы видим наш самолёт.
-Садитесь поудобнее!
-Сегодня я стюардесса авиакомпании «Русский язык». (слайд 4)
-Мы летим первым классом.
-Познакомлю вас с правилами нашего полёта:
(звук1)-самолёт взлетает
(звук 2)-этот звук означает. Что надо обратить внимание на осанку.
-обратите внимание, что кроме нас в салоне самолёта ещё летят гости, а с ними мы
познакомимся чуть позже.
-желаю всем удачного полёта.Наш самолёт взлетает!
-сейчас я познакомлю вас с экипажем. (слайд 5)
-как вы думаете кто управляет самолётом?
-а знаете ли вы, чем отличается значение слов «пилот» и «лётчик» ?
-пилот-управляет пассажирским самолётом
-лётчик-управляет военным самолётом
-кто же у нас за штурвалом?
2.
Минутка чистописания:
-Ребята, а кто управляет самолетом?
- Пилот с помощью самолета рисует в небе красивые линии и ведет аккуратные записи
в специальном журнале – бортовом.
- Представим себе виражи, которые может совершать спортивный самолёт
(упр. 2,стр.58)
- Представляете, как это сложно? Сейчас вы будете пилотами своих мыслей, своих
ручек.
- Но сначала вспомните правила посадки при письме:
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я берусь.
- Откройте свои бортовые тетради, пропишите аккуратно линии по 5 на двух строчках.
Линию нужно писать за один приём, не отрывая ручки от листа тетради. Следите за
точками пересечения петель с линиями рабочей строки.
- Подчеркните удавшуюся линию.
- При написании каких букв нам пригодятся эти элементы?
- Напишите по одной такой букве на строке.
3. Актуализация знаний учащихся. Побуждение к осознанию темы и целей урока.
Подсказка для определения целей. Мотивация на успех. Формулирование темы и
целей урока:
-чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, надо разгадать шифрограмму, которую
только что получил наш пилот! (слайд 6)
-у вас на листочках даны слова, надо соединить первые буквы каждого слова и
прочитать получившееся слово.
Профессия (слайд 7)
4.
Изучение новых знаний и способов действий:
Речевое общение:
1. Работа по учебнику:
Послушайте разговор ребят (упражнение 1, стр.56).
(Учитель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».)
Какие профессии упоминают ребята?
(Лётчик, милиционер, повар, инженер.)
Чем занимаются представители этих профессий?
-какие ещё профессии знаете?
-чем занимаются представители профессий со слайда на экране? (слайд 8)
-какая же профессия самая важная, почему?
-какой же вывод можно сделать?
(Все профессии важны! Все профессии нужны!) (слайд 10)
2.Физкультминутка:
«Пилоты»
Мы отважные пилоты. ,
Водим в небе самолеты.
Над родной землей летаем,
Обгоняя птичьи стаи.
Хоть взлетаем высоко –
Приземляемся легко!
3 . С л о в а р н о - о р ф о г р а ф и ч е с к а я р а б о т а :
- с к а ж и т е п о ж а л у й с т а , т а к п р е д с т а в и т е л и к а к о й п р о ф е с с и и
с е г о д н я с н а м и л е т я т в с а м о л ё т е ?
( у ч и т е л я )
- к т о ж е т а к о й у ч и т е л ь ?
- т о л к о в а н и е э т о г о с л о в а м о ж н о н а й т и в т о л к о в о м с л о в а р е .
( у ч и т е л ь п о к а з ы в а е т с л о в а р ь и ч и т а е т т о л к о в а н и е с л о в а )
( с л а й д 1 1 )
З н а к о м с т в о со словом «учитель».
-Сколько букв в слове?
-А сколько звуков?
-Назовите безударный гласный.
-Запишите слово «учитель» в тетрадь и подчеркните букву, правописание которой
надо запомнить.
(запись в тетрадь)
-Профессий очень много, и с некоторыми вы уже познакомились. Но есть одно
правило для всех профессий.
-Как вы думаете, что означают выражения
-«спустя рукава», «засучив рукава»?
-Зародились эти выражения в те далёкие времена, когда русские носили одежду с
очень длинными рукавами: у мужчин - до 95 см, а у женщин - до 40 см.
(слайд 12)
-В одежде с такими рукавами работать было очень неудобно. Чтобы дело
спорилось, рукава надо было засучить. Народ это приметил и стал говорить о
людях, которые работают лениво, что они работают спустя рукава. Об умелом же
работнике и сейчас говорят, что он работает «засучив рукава».
В ы в о д : чтобы стать хорошим специалистом, надо много знать и уметь, а для
этого необходимо хорошо учиться.
5.
Закрепление новых знаний и способов действий:
Можно сразу и учиться, и мечтать!
Каждый может дело выбирать.
И такое выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Все профессии важны, Все профессии нужны.
(Ученик читает следующий отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у
вас?» учебник стр.58 №3.)
-Прочитайте выделенные слова.
-Какой вопрос к ним вы зададите?
-Выберите вопрос к ним с доски из предложенных:
-(кто? Что? Какой? Что делает?)
- Эту «тайну языка» вы откроете во второй части нашего урока.
(Раскрытие новой «тайны языка», с. 58.)
-Приведите примеры слов, отвечающих на все вопросы, о которых вы узнали.
(Называют по цепочке слово и вопрос к нему.)
6. Работа в парах
.
(слайд 13)
-Сейчас вы попробуете воспользоваться этой тайной и найдёте ответы на вопро-
сы.
(в конвертах у детей, в каждой паре, вопросы и ответы.нужно найти пару и соста-
вить)
-Повторение правил работы в паре. (слайд 14)
-Прочитайте, полученные пары. (проверка по слайду 15)
Физкультминутка «Игра в профессии»
(слайд 16)
Если хочешь стать маляром — делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора урок нам продолжать.
6.
Итог урока:
-наш полёт окончен. Спасибо что летели вместе с нами!
-самолёт совершил посадку.
-похлопаем друг другу! ( слайд 18)
7.Рефлексия: (слайд 19)
-с какими словами познакомились?Какую роль в нашей речи играют слова –названия
действий? Где мы можем применять эти знания?
8.Оцените своё настроение в конце урока:
Раскрасьте полученный самолётик в один из цветов, который более точно отра-
жает ваше настроение от урока.
(слайд 19)
Приклейте этот самолётик на облако .
9. Д.з. (по желанию)
-Для тех, кто желает и кому интересно, можно дома, с родителями, решить кроссворд
на карточке, она у вас в конверте на парте.
МБОУ «
Чернопенская средняя общеобразовательная школа
»
Конспект урока русского языка
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 1
Учитель: Баракова М.Н.
Дата: 10.03.2020 г.