Автор: Решавская Ольга Рэмовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья "Успешный диалог с родителями - основа образовательного процесса в детском театральном коллективе"
Тема: Работа с родителями учащихся детского театрального объединения
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Дом детского творчества «Олимп» Выборгского района
Авторская разработка
«Успешный диалог с родителями –
основа образовательного процесса
в детском театральном коллективе»
подготовила
Решавская Ольга Рэмовна
Педагог дополнительного образования
г. Санкт-Петербург
(город указывается по желанию)
2019
1
Успешный диалог с родителями – основа образовательного процесса
в детском театральном коллективе.
Дорогие коллеги!
С детьми я работаю уже больше 20 лет. А до этого в моей творческой
биографии было немало: замечательный самодеятельный коллектив (вокально-
инструментальный ансамбль), творческое образование (вокал и режиссура
драмы), многолетняя работа в музыкальном театре в качестве артистки хора и
солистки-вокалистки. Я очень хорошо знаю профессиональный театр, все его
закулисные тайны, все его плюсы и минусы. Беззаветно и бескорыстно любя
театр, я, тем не менее, не смогла в нем остаться (перестройка изменила судьбы
многих моих театральных коллег). И вот с февраля 1996 года я работаю
педагогом дополнительного образования театрального объединения. Мой
любимый театр помогает мне воспитывать детей. Каждый день я сталкиваюсь с
проблемами, которые тормозят образовательный процесс и забирают много
времени и энергии от моей основной работы. Об одной, на мой взгляд, едва ли
не самой важной проблеме, я бы хотела поговорить подробнее. Эта проблема –
работа с родителями.
Взаимоотношения родителей и педагога в системе дополнительного
образования в последнее время становятся камнем преткновения и мешают
работе
любого
детского
творческого
коллектива,
а
значит,
мешают
нормальному обучению, развитию и воспитанию детей. Но дело в том, что
каждый год на работу в систему дополнительного образования приходят
молодые,
талантливые,
одухотворенные,
но
неопытные
сотрудники,
и
открывают новые детские театры. К сожалению, не во всех учреждениях
молодому педагогу могут предоставить опытного наставника. И педагоги
сталкиваются с проблемой «родители - педагог» один на один, и учатся на
своих ошибках. Поэтому, редко кто из новичков остается в детском театре,
потому что эта профессия сложная и часто непредсказуемая. Одухотворенность
и талант не могут помочь преодолеть объективность. И люди теряются, а
иногда и ломаются, впадают в депрессию и уходят из профессии. А жаль! Вот
для таких, начинающих руководителей детских театральных объединений и
предназначается эта статья.
От родителей, а точнее, от их жизненной и гражданской позиции зависит
очень многое. И в большинстве случаев проблемы, которые создают родители
педагогу и детям, исходят от недопонимания. Попробуем разобраться в
ситуации и найти какой-то выход из неё, ведь родители – «официальные
представители» наших учеников и вряд ли следует проходить мимо наших
потенциальных помощников. Ведь родители играют огромную, а чаще всего
главную роль в становлении, обучении и развитии ребенка в любом детском
коллективе, и особенно в театральном.
В профессии детского театрального педагога много составляющих, без
которых она просто не реальна. И одна из составляющих – взаимопонимание и
сотрудничество с родителями. Но добиться этого непросто.
2
Попробуем осмыслить причинно-следственную связь специфического
поведения «официальных представителей» наших учеников, начинающих
артистов.
Схема взаимоотношений «родители - ребенок» в каждой семье своя.
Принципы, задачи и методы воспитания родители наследуют, в основном, от
своих родителей. Образовываться в данном вопросе они не стремятся – у кого-
то это не принято в семье, а кому-то это просто не приходит в голову, - и
поэтому имеют весьма смутное представление о специфике работы с детьми. А
отсюда – ошибки в общении с ребенком, а значит, и в воспитании.
Ребенок – это отдельный, сложный мир. Чем старше становится ребенок, тем
больше сложностей возникает в общении с ним. Понимая, что ситуация
принимает серьезный оборот, и, безумно любя своё чадо, родители ищут
всевозможные пути решения волнующих вопросов. И первым помощником они
видят школу. Бесспорно, школа во все времена была главным воспитателем
человека, и продолжает таковой оставаться. Но школа – это утром. А чем
занять ребенка после учебы в школе? И тут родители вспоминают об
учреждениях дополнительного образования, и начинают подбирать для своих
любимых детей «кружок». И выбирают театр.
Мотивации к выбору для ребенка творческого объединения зависят от задач,
которые родители пытаются решить. Выбор театрального объединения имеет
как правило одинаковые причины, а именно:
Я в молодости не реализовалась, так пусть хоть он!
Ребенок в театре – это модно!
Он такой артист! Пусть играет в театре!
Надо же его куда-нибудь «запихнуть»! У меня их пятеро – устала.
Мальчик соседский ходит в театральную студию. Пусть и наш
ходит – будем водить по очереди.
Согласитесь – мотивации наивные, потому что ни одна из них никоим
образом не преследует интересы ребенка. Прежде чем принять решение об
определении ребенка в театр, нужно очень подробно изучить требования
приема, посоветоваться с педиатром, с психологом, и ответить себе на главный
вопрос: что дадут занятия моему ребенку? Но, к сожалению, в нашей стране
природа театрального искусства понимается совершенно неверно. Возможно,
причиной этому служит огромный успешный опыт работы любительских
театров, которые в большом почете с незапамятных времен. Это традиция
многих столетий. В свое время любительские театры сыграли большую роль в
жизни нашей страны. Но любительский театр – это театр, где профессионально
играют непрофессионалы, т.е. взрослые люди, не имеющие актерского
образования. Это огромное счастье для человека – после работы на несколько
часов стать другим.
Детский театр – это совершенно другое, противоположное любительскому,
театральное искусство. Даже не искусство, а творчество! Дети не могут играть,
как артисты! У них нет ни образования, ни психофизической базы. И просто
странно и несерьезно требовать от детей мастерства и актерской игры! Это
3
знают психологи и опытные педагоги дополнительного образования. И
родительская мотивация здесь не причем. Актерская профессия – это прежде
всего жизненный опыт, а у детей его еще очень мало. Конечно, встречаются
дети с «внутренней сединой» но это скорее исключение. Но родители хотят
видеть ребенка артистом! Это забавно, и вызывает чувство гордости! И дети
«играют» на сцене. Играют так, как научил педагог, то есть, повторяют жесты и
интонации. Зрелище вызывает чувство уважения к детям и педагогу, который
смог сотворить такое чудо, но смотреть на это тяжело, потому что дети
неискренни, их сценическая работа идет не от них, не изнутри, а по наущению.
Такой спектакль отбирает у зрителей энергию. А главное сценическое
мастерство ребенка – это искренность! Тогда не заметны ни его мелкие
дефекты речи, ни его специфические особенности, ни его комплекция. Тогда он
интересен и убедителен на сцене.
Почему же так происходит? Да потому, что родители, не понимая сути
актерской профессии и не зная законов театра, неадекватно оценивают
возможности
своего
ребенка.
А
возможности
определяются
двумя
составляющими – здоровьем и актерскими способностями. Крепкое здоровье –
залог успехов в любом деле, а в актерском особенно. Но здесь нам – увы! –
похвалиться нечем. По статистике в настоящее время в России только 12 %
детей рождаются здоровыми. Актер должен быть всегда в полной готовности
выйти на площадку. А если ребенок имеет низкий иммунитет, часто болеет и
пропускает занятия, он не сможет быть в надлежащей форме. В театре
пропуски недопустимы, так как каждая репетиция неповторима. Если ребенок
пропустил хотя бы одно занятие, он уже выпадает из команды. Если ребенок
пропустил урок математики, возможно, ему поможет дополнительное занятие.
В театре дополнительных занятий не бывает. Театр – сиюминутное творчество.
Театр – это «здесь» и «сейчас».
Сейчас много говорят о детях с неврологическими проблемами, но почему-
то именно таких детей родители часто приводят в театр. Ну какой артист может
получиться из ребенка с синдромом дефицита внимания? По причине
неврологических проблем ребенок может иметь дефекты речи, нарушенную
координацию, отсутствие чувства ритма и нарушения музыкального слуха. Но
родители неумолимы: «Только в театр!». Кстати, иногда этот путь им
подсказывают неврологи!!! Это неверно и опасно – отдавать в театр
неврологического пациента. В театре ребенок испытывает сильнейшую
эмоциональную нагрузку.
Принцип занятий в театре – «возбуждение-
торможение» - хорош только для здоровых детей. Детям с неврологическими
проблемам (чаще всего это повреждения шейного отдела позвоночника)
показаны занятия арт-терапией. Но это уже епархия медиков, и дополнительное
образование здесь не причем.
Много лет назад в учреждения дополнительного образования принимали
детей только при наличии способностей, необходимых для успешных занятий.
Занимаясь с педагогом, одаренный ребенок мог осваивать азы творческой
профессии и готовиться к поступлению в колледж или ВУЗ по данному виду
4
искусства. Сегодня картина изменилась – в учреждения дополнительного
образования принимаются все желающие. Отсюда имеем результат – в театр
приходят дети с сомнительными способностями и слабым здоровьем. Конечно,
ребенок имеет свойство развиваться, скажете вы. Да, правильно, имеет. Но
развитие это будет весьма незначительным из-за перечисленных выше причин.
А результат с педагога требуют не только родители, но и система
дополнительного
образования,
памятуя
славные
советские
времена
и
ориентируясь на проекты для особо одаренных детей типа «Голос. Дети».
Диплом победителя – конечная цель! Без вариантов! Но как этого можно
достичь?
Конечно, грамотный и опытный педагог понимает, что с любым ребенком
можно работать и добиваться очень хороших результатов, ведь все дети разные,
и к каждому талантливый педагог всегда сможет подобрать ключик. Но есть
ещё одно препятствие на пути к успешному обучению – пропуски занятий. И не
по вине ребенка. Если ребенок старшего или среднего школьного возраста,
здесь все проще – покупка новых сапог или посещение родственников бывают
не так часто. А вот с младшими просто беда – тут пропуски один на одном. И
все по «уважительной» причине: не успела убрать квартиру, ребенка задержали
в школе, болеет младший, родительское собрание у старшего. Но что же делать
педагогу? Разве только написать и повесить на шею ребенку плакат - «Я ничего
не умею, потому что я не посещал занятия по уважительным причинам» - и
перечислить таковые. Родители в этом случае спокойны: «Ну подумаешь,
ничего страшного. Ребенок есть ребенок! Ошибся немножко – чепуха! Текст
забыл – ерунда!» Да, правильно. Но как быть с детьми, которые работают с
полной отдачей, которые не пропускают занятий, и которые любят беззаветно
театральное творчество. Эти дети не могут развиваться так как должны, потому
что им мешают неумелые и невнимательные прогульщики. И это ясно: в театре
все участники процесса взаимосвязаны. В результате на сцене мы видим не
захватывающее зрелище, а некое подобие спектакля, где кто-то работает
правильно, логично, понимает, что делает, не забывает текст, искренен и
поэтому интересен. А кто-то мечется по сцене с ужасом в глазах, задевает
декорации, выкидывает из текста самые важные смысловые куски, путает
мизансцены, мешая всем остальным, и нарушает таким образом темпо-ритм
спектакля.
Конечно,
те,
кто
подготовлен,
выручают:
прикрывают,
подсказывают, обыгрывают ненужные паузы. Но как же это тяжело! Они ведь
тоже дети.
Но это ещё не все проблемы. Видя, что ребенок на фоне других выглядит
непрезентабельно,
родители
начинают
предъявлять
претензии
педагогу.
Здоровье, пропуски, неврологическое нездоровье – какая ерунда! Педагог
должен научить! На то он и педагог. Начинаются негативные отзывы, жалобы
администрации, а иногда и война. По нынешним правилам родители стоят на
втором месте после президента, и все их жалобы неприкосновенны и
неоспоримы. И летят головы с плеч педагогов! Замечания, выговоры и даже
увольнения! И вот она - депрессия, и уход, а что в результате? Дети лишаются
5
возможности
заниматься
замечательным
театральным
творчеством
у
замечательных педагогов, и быть счастливыми. Кто же виноват? Ответ
напрашивается сам собой – конечно, родители! Не согласна! Родители не
ведают, что творят. Я думаю, что виноватых здесь нет, просто так
складываются обстоятельства и жизнь.
Все вышеописанные обстоятельства – неверная мотивация выбора
творческого
объединения,
непонимание
сути
театрального
искусства,
неадекватная
оценка
возможностей
ребенка,
несерьезное
отношение
к
посещению занятий - мешают работе педагога, нарушают систему и гармонию
образовательного процесса, а в конечном итоге наносят огромный вред
ребенку. И тем самым, все педагогические задачи – воспитание гармонично
развитого человека, способствование формированию личности, раскрытие
творческих
способностей,
воспитание
доброты,
ответственности,
нравственности – уже не могут быть выполнены.
Ситуация серьезная, прямо замкнутый круг! Как же быть? Как помочь
ребенку полноценно развиваться в детском театре? Как помочь родителям не
ждать результата, которого никогда не дождаться и не нервничать понапрасну?
Попытаемся сделать выводы из всего вышенаписанного:
Выбирая для ребенка театральный коллектив, родители преследуют
вполне правильную цель – развить ребенка посредством театрального
творчества, но, не зная специфики детского театра, сами себе отвечают на
все вопросы, и ждут результатов, которых их дети достичь не могут в
силу своих индивидуальных особенностей.
Некоторые родители пытаются навязать педагогу свою точку зрения и
свои методы работы, что противоречит не только логике, но и
гражданскому кодексу.
Родители не хотят вникать в процесс обучения, не хотят образовываться в
сфере театрального искусства в целом и детской театральной педагогики
в частности.
Возможно, не стоит осуждать «официальных представителей: они делают
ошибки, как все обычные люди. Только вот ошибки эти дорого обходятся
потом всей группе и педагогу. Каков же выход из ситуации, ведь с родителями
наших учеников мы работали, работаем и будем работать?
Во-первых, не все родители одинаковы. Среди них есть такие, которые
когда-то занимались в театральном коллективе, знают, сколько благ театр
может дать человеку, и как он может сделать его счастливым.
Во-вторых, есть серьезные, думающие родители, которые видят в ребенке
не объект любви, а субъект ответственности и совместного творчества и
личностного роста.
И тех, и других не так много, но достаточно, чтобы создать в объединении
крепкую команду помощников. И вместе, ненавязчиво, вежливо, постепенно
вводить остальных в мир детского театра, объясняя каждый шаг, отвечая на все
их вопросы. Не только от таланта и квалификации педагога, не только от
прекрасных руководителей учреждения дополнительного образования, не
6
только от количества денег, вкладываемых в детский коллектив и не только от
количества одаренных детей в группе, а именно от родителей в первую очередь
зависит успешное развитие детей в детском театральном коллективе. Если
родители вникают в работу и проблемы коллектива, помогают, поддерживают
детей и педагога, посещают спектакли, концерты и открытые занятия, на сцене
детского театра вырастают красивые, умные, любознательные и ответственные
люди, которые умеют учиться, любят жизнь и людей, и готовы бесконечно
трудиться, чтобы приносить пользу людям, способствовать процветанию своей
страны и быть счастливыми.
7