Напоминание

Рабочая программа по литературе 6 класс


Автор: Карлинская Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Житнянская СОШ"
Населённый пункт: п. Житня, Почепский район, Брянская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по литературе 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Житнянская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» «Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель ШМО

Заместитель по УВР

Директор школы

_______/ Мишина И.П./ _______/Охрименко Е.А,/ ______/ Будина О.Н./

Протокол №_____ от

«____»________2020г. Приказ №_____ от

«____»__________2020г.

«____»_________2020г.

Рабочая программа

по литературе

для 6 класса

Программу разработала

Карлинская Светлана

Владимировна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Житнянская СОШ»

на 2020-2021 учебный год

1

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе требований к

результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ

«Житнянская СОШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному

плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2020-

2021 учебный год.

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе

1. Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО.

3. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный

государственный образовательный стандарт основного общего образования».

4. Авторской программы. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под

редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций.

– М.: Просвещение, 2016.

5. Основной образовательной программы МБОУ « Житнянская СОШ».

6. Учебника Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Авт.-сост.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М: Просвещение, 2016.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми,

электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем

учебников и учебных

пособий

на 2020-2021 учебный год для реализации

основной

образовательной программы основного общего образования МБОУ «Житнянская СОШ».

В учебном плане учреждения на изучение литературы в 6 классе выделяется 105

часов (3 часов в неделю, 35 учебных недель).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

в 6 классе

(Личностные, метапредметные и предметные результаты)

В результате освоения учащимися учебного предмета «Литература» в 6 классе

будут достигнуты следующие результаты:

Личностные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе:

В результате изучения учебного предмета «Литература» ученик научится:

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- оценивать свои и чужие поступки.

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих

способностей и моральных качеств личности;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои

взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

- ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2

- планировать пути достижения цели;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю

и не умею?»);

- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать условия выполнения учебной задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели;

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как

выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

- аргументировать свою точку зрения;

- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила

русского речевого этикета и др.

Ученик получит возможность научиться:

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и

оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в учебнике ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной

организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным

основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным

основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения:

Ученик научится:

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать

фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно

понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,

современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано

3

формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных

форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики,

проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного

текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты

в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и

диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов:

Вид работ

Количество

Контрольная работа

4

Сочинения

8

Уроков развития речи

13

Уроков внеклассного чтения

12

Проектов (мини-проектов)

8

Содержание учебного предмета «Литература»

6 класс

(105 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Художественное произведение. Содержание

и

форма. Автор и герой. Отношение автора

к

герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(4

ч)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки,

масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового

фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки – малые жанры устного народного творчества.

Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой

и переносный смысл пословиц

и

поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры

фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение

исторических событий

и

вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости),

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (1

ч)

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и

хвастовством,

Особенности литературного языка XVIII

столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (49 ч)

Иван Андреевич Крылов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца.

Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в

достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца»

и неумелого хвастуна.

Басня «Осел и Соловей»

- комическое изображение невежественного судьи, глухого к

произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

Ли

цейские

годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.

Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация

как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные

особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка,

колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла,

нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от

лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации

повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции

повести.

«Дубровский».

И

зображение русского барства. Дубровский-старший

и

Троекуров. Протест

Владимира Дубровского против беззакония

и

несправедливости. Бунт крестьян.

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая

история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное

послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические

годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком ... », «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с

миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,

амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация

(начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

5

«Бежин луг».

Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы

мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин

природы в рассказе.

Теория

литературы.

Пейзаж,

портретная

характеристика

персонажей

(развитие

представлений).

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

«Листья», «Неохотно и несмело ...

».

Передача сложных, переходных состояний природы,

запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и

конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся ... ». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный

полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила ...

»,

«Еще майская ночь», «Учись у

них - у дуба, у березы ...

».

Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как

воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее

утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как

естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и

музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие

представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога».

Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и

материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание

реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа

(начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша».

Гордость

писателя

за

народ,

его

трудолюбие,

талантливость,

патриотизм.

Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной

этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования

(начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий».

Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.

Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

«Пересолил», «Лошадиная фамилия», др. (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.Л. Полонский «По горам две хмурых тучи ... », «Посмотри, какая мгла... »; Е.А.

Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ...

»,

«

Чудный град ...

»;

А.К. Толстой «Где гнутся

над омутом лозы ...

».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной

природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие

представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26 ч)

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание

рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

6

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок».

Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П.

Платонова.

Теория

литературы.

Символическое

содержание

пейзажных

образов

(начальное

представление).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота

главных героев. Отношение автора к героям. (для внеклассного чтения)

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя

(развитие представлений).

Произведения о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша,

дороги Смоленщины ... »; Д.С. Самойлов «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о

солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и

обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос

стихотворения (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев.

Краткий рассказ о

писателе (детство, юность, начало

творческого пути).

«Конь с розовой гривой».

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и

самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования

народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-

повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало

творческого пути).

«Уроки французского».

Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний,

нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная

щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nонятий). Герой-повествователь (развитие

понятия).

Родная природа в русской поэзии XX века.

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном ... »; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и

дали ... », «Пороша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие ... » (2ч)

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX

века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.

Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Человек и природа в «тихой» лирике

Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

7

Рассказы «Чудик»

и

«Кpuтики».

Особенности

шукшинских

героев

-

«чудиков»,

правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ

«странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность

обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад»,

«путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда ... », «Каким бы малым ни был мой народ ... ». Родина как

источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы,

символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока

живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 ч)

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот.

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в

«Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба,

преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея.

Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем, «Одиссея» -

песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый

мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и

приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста.

Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка».

Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и

своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное

достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной,

«простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами.

Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

8

«Маленький принц»

как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном

отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение

всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Итоговые уроки по результатам изучения курса4 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

6 КЛАСС

Составлено на основе авторской программы Литература. Рабочие

программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной.

5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных

организаций. - М.: Просвещение, 2016.

По учебнику Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных

организаций. В 2 ч. / Авт.-сост.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М: Просвещение, 2016.

(3 часа в неделю, итого 105 часов)

контрольных работ – 4

уроков развития речи – 13

сочинений – 8

уроков внеклассного чтения – 12

9

10

п/п

Тема урока

К-

во

ч

I четверть

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Введение. Художественное произведение. Содержание

и

форма. Автор и герой. Прототип.

Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3+1 ч р.р.)

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового

фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.

1

3

Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.

1

4

Внеклассное чтение. Загадки - малые жанры устного народного творчества.

Краткость и простота. Афористичность загадок.

1

5

Р.р. В чем красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)

6

Из древнерусской литературы. Русская летопись. «Повесть временных лет», «Сказание о

белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописях.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (1 ч)

7

Русские басни. И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и

безделья. Особенности литературного языка ХVIII столетия.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века (40 ч + 9 ч р.р.)

8

Р.р. Русские басни.

1

9

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И.И. Пущину».Светлое чувство

дружбы – помощь в суровых испытаниях.

1

10

А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит

стихотворения. Антитеза.

1

11

Р.р. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека, природы и жизни.

Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения.

1

12

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в

лирике Пушкина.

1

13

Р.р. А.С.Пушкин. Двусложные размеры стиха.

1

14

А.С. Пушкин. «Дубровский». История создания романа. Дубровский- старший и Троекуров.

1

15

«Дубровский»: бунт крестьян. Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар

в Кистенёвке».

1

16

«Дубровский»: история любви. Романтическая история любви Владимира и Маши.

Авторское отношение к героям.

1

17

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Образ Владимира Дубровского.

1

18

«Дубровский»: композиция романа.

1

19

Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

20

А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка».

Сюжет и герои повести. Особенности композиции.

1

21

Контрольная работа № 1 за I четверть.

1

22-

23

Р.р. Русские басни.

2

24

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И.И. Пущину».Светлое чувство

дружбы – помощь в суровых испытаниях.

1

25

А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит

стихотворения. Антитеза.

1

II четверть

26

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Повести Белкина»: проблемы и герои

1

27

М.Ю. Лермонтов. О поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к

оставляемой им Родине.

1

28

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

1

29

М.Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный приём стихотворения.

Тема одиночества и изгнанничества.

1

30

М.Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком…». Тема красоты, гармонии человека с миром.

Особенности выражения темы одиночества.

1

31

Р.р. М.Ю. Лермонтов. Лирика. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

32

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.

Лермонтова.

1

33

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

1

34

И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы крестьянских детей. Духовный мир мальчиков.

1

35

И.С. Тургенев. «Бежин луг»: картины природы.

1

36

Внеклассное чтение. И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок

охотника».

1

37

Ф.И. Тютчев. Рассказ о поэте. «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных

состояний природы.

1

38

Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и

коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

1

39

Ф.И. Тютчев. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

1

40

А.А. Фет. Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как

воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

1

41

А.А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

1

42

А.А. Фет. «Учись у них — у дуба, у березы…». Природа как естественный мир истинной

красоты

1

43

Р.р. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и

А.А. Фета

1

44

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «Железная дорога»: автор и народ. Картины подневольного

труда.

1

45

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Роль

пейзажа. Значение эпиграфа.

1

46

Контрольная работа № 2 за II четверть по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева,

А.А. Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова

1

47

Н.С. Лесков. Рассказ о писателе. «Левша»: народ и власть. Гордость писателя за народ, его

трудолюбие, талантливость, патриотизм.

1

48

Н. С.Лесков. «Левша». Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой

слов, народной этимологией. Понятие об иронии.

1

49

Р.р. Н.С. Лесков. «Левша». Подготовка к домашнему сочинению.

1

III четверть

50

Внеклассное чтение. Н.С. Лесков. «Человек на часах». Нравственные проблемы в рассказе и

пути их решения.

1

51

А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Система образов

рассказа. Разоблачение лицемерия.

1

52

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь героев и

художественная деталь как источники юмора.

1

53

Внеклассное чтение. А.П. Чехов. «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и другие рассказы.

1

54

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...».

1

55

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.Е. Баратынский. «Весна, весна! Как

воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

1

56

Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»;

Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…».

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (23 ч + 3 ч р.р.)

57

А.И.Куприн. Рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа.

Образ главного героя. Герой и его прототип.

1

12

58

А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям.

Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе.

1

59

А.С. Грин. Рассказ писателе. «Алые паруса»: мечта и действительность. Жестокая реальность

и романтическая мечта в повести.

1

60

А.С. Грин. «Алые паруса»: Ассоль и Грей. Душевная чистота главных героев. Отношение

автора к героям.

1

61

А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке.

Прекрасное вокруг нас.

1

62

Внеклассное чтение. А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др. «Ни на

кого не похожие» герои А. П.Платонова.

1

63

Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги

Смоленщины...» Скорбная память о павших на полях сражений.

1

64

Д. С. Самойлов. Рассказ по поэте-фронтовике. «Сороковые». Образы и картины военного

времени.

1

65

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Изображение

быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

1

66

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Юмор в

рассказе.

1

67

Р.р. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Подготовка к сжатому изложению с

изменением лица рассказчика.

1

68

В.Г. Распутин. Рассказ о писателе. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.

Герой рассказа и его сверстники.

1

69

В.Г. Распутин. «Уроки французского»: стойкость главного героя.

1

70

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни

мальчика.

1

71

Писатели улыбаются. В.М. Шукшин. Слово о писателе «Критики»: образ «странного» героя.

1

72

Внеклассное чтение. В.М. Шукшин. «Чудик», «Срезал».

1

73

Ф. Искандер. Рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на

формирование детского характера.

1

74

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.

1

75

Р.р. Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера

(по выбору)

1

76

Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за ок-

ном...»;

1

77

С. Есенин. Рассказ о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Поэтизация родной

природы.

1

78

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу стихотворения.

1

79

Н.М. Рубцов. Рассказ о поэте. «Звезда полей». Тема родины в стихотворении.

1

80

Внеклассное чтение. Н.М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в

«тихой» лирике Рубцова.

1

81

Р.р. Урок-праздник. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков

1

82

Контрольная работа № 3 за III четверть по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, А.П.

Платонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина.

1

IV четверть

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч)

83

Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Л ю бовь к малой родине, верность

традициям народа.

1

84

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был

мой народ...». Тема бессмертия народа.

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17ч )

85

Из зарубежной литературы. Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла:

«Скотный двор царя Авгия».

1

86

Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла.

1

13

87

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции.

1

88

Геродот. Слово о писателе. «Легенда об Арионе».

1

89

Гомер. Рассказ о писателе. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

1

90

Гомер. «Одиссея» героическая эпическая поэма.

1

91

Внеклассное чтение. Гомер. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных

героях.

1

92

Внеклассное чтение. М. Сервантес Сааведра. О писателе.«Дон Кихот»: жизнь героя в

воображаемом мире.

1

93

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. Образ Дульсинеи Тобосской.

1

94

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Образ Санчо Пансы.

1

95

«Дон Кихот»: вечные образы в искусстве. Дон Кихот как «вечный образ» мировой

литературы.

1

96

Ф.Шиллер. Рассказ о писателе. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести.

1

97

П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Превосходство естественной

жизни над цивилизованной.

1

98

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблема чести и предательства.

1

99

А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц»: дети и взрослые.

1

100

А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц» как философская сказка.

1

101

Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. О писателе.«Маленький принц»: вечные истины в

сказке.

1

102

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

1

103

Анализ контрольной работы

1

104

-

105

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Выявление уровня

литературного развития учащихся. Задание для летнего чтения.

2

14



В раздел образования