Автор: Фирсова Наталья Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Пречистое,Гагаринский район ,Смоленская область
Наименование материала: программа
Тема: Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
Гагаринский район, Смоленская область
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________________Е.В. Макаренкова
Утверждаю
директор МБОУ «Пречистенская
средняя школа»
__________________Н.В. Мелентьева
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической
культуры и во внеурочное время
Учитель физической культуры
высшей категории
Фирсова Наталья Анатольевна
С. Пречистое
2018 г.
Паспорт программы
Наименование програм-
мы
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучаю-
щихся на уроках физической культуры и во внеу-
рочное время
Основание для разра-
ботки программы
Федерального Закона «Об образовании в Россий-
ской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвер-
жденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г.
№1897.
Устав школы.
Разработчики програм-
мы
Учитель высшей категории Фирсова Наталья Анато-
льевна
Цель программы
создание условий для выявления, поддержки и раз-
вития физических качеств обучающихся через предмет
«Физическая культура », создание условий для саморе-
ализации способностей обучающихся через занятия
физкультурой и спортом.
Задачи программы
1. создание системы целенаправленного выявления
детей с высоким уровнем двигательного и физи-
ческого потенциала;
2. создание системы стимулирования деятельности
обучающихся;
3. вовлечение обучающихся в систему дополни-
тельного образования;
4. расширение возможностей для участия школьни-
ков в соревнованиях, турнирах и конкурсах
различного уровня.
Исполнители основных
мероприятий
Учитель высшей категории Фирсова Наталья Анато-
льевна
Учитель Королев Сергей Владимирович
Участники программы
Обучающиеся 1-11 классов
Система организации
контроля за ходом реали-
зации Программы
Общий контроль за реализацией Программы осуще-
ствляет администрация школы.
Куратор Программы - зам.директора по УВР Макарен-
кова Е.В.
Время реализации про-
2017-2025 г.г.
граммы
Этапы реализации про-
граммы
1 этап – подготовительный 2017-2018 г;
2 этап – практический, включающий реализацию, ана-
лиз и обобщение результатов повседневной работы
2018-2024 г;
3 этап – завершающий, включающий анализ результа-
тивности работы, определение новых задач, способных
совершенствовать пути достижения целей 2025 г.
Основные направления
реализации программы
выявление физических способностей обучаю-
щихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных пе-
дагогических технологий для развития способ-
ностей обучающихся;
использование активных форм и методов органи-
зации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных
на поддержку одаренных обучающихся при вы-
страивании индивидуальной траектории разви-
тия обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и вне-
классной деятельности обучающихся, которая
позволит школьникам демонстрировать свои до-
стижения на соревнованиях, турнирах и конкур-
сах различного уровня.
Основные применяе-
мые педагогические тех-
нологии
1.
Технология проблемного обучения;
2.
Технология обучения в малых группах;
3.
Технология проектного обучения;
4.
Технология личностно-ориентированного обуче-
ния
Формы работы по выявле-
нию и развитию творче-
ских способностей обуча-
ющихся
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процес-
са;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной
направленности;
проектная деятельность;
игровые технологии ;
предметные олимпиады , конкурсы, выполнение
норм ГТО;
работа в малых группах;
спортивные секции;
задания творческого и нестандартного характера;
соревнования, турниры и конкурсы различно-
го уровня.
Ожидаемые результаты
реализации программы
Ожидаемые результаты
формирование системы работы с одарёнными обу-
чающимися;
формирование банка, технологий и программ для
ранней диагностики способных и одарённых детей.
-выработка стратегии и тактики функционального,
педагогического,
социально-психологического
и
научно-методического обеспечения для изучения и
развития способных и одарённых детей школы.
повышение качества образования, индивидуализа-
ция обучения и воспитания.
увеличение количества обучающихся, принявших
участие в соревнованиях , турнирах, предметных
олимпиадах, конкурсах, фестивалях ГТО;
повышение показателей успешности обучающихся
в конкурсах различного уровня.
изменение показателей социального статуса, соци-
ального интеллекта и успеваемости.
расширение диапазона мероприятий для раскрытия
способностей обучающихся;
нормативное и методическое обеспечение деятель-
ности,
направленной на работу с одаренными
детьми.
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творче-
ской и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных
условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способ-
ностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных
технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности
для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих
конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана на основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года №273ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Рос-
сийской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития физических ка-
честв обучающихся через предмет «Физическая культура », создание условий для
самореализации способностей обучающихся через занятия физкультурой и спор-
том.
Задачи:
1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем
двигательного и физического потенциала;
2. создание системы стимулирования деятельности обучающихся;
3. вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
4. расширение возможностей для участия школьников в соревнованиях, турни-
рах и конкурсах различного уровня.
Основные направления реализации программы
выявление физических способностей обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для
развития способностей обучающихся;
использование активных форм и методов организации образовательного
процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных
обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обу-
чающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучаю-
щихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на
соревнованиях, турнирах и конкурсах различного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявле-
нию и развитию способностей:
принцип доверия и поддержки;
принцип добровольности;
принцип индивидуальности;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип привлекательности результатов;
принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию физических способностей обуча-
ющихся:
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной направленности;
проектная деятельность;
игровые технологии ;
предметные олимпиады , конкурсы, выполнение норм ГТО;
работа в малых группах;
спортивные секции;
задания творческого и нестандартного характера;
соревнования, турниры и конкурсы различного уровня.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на
самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой культуры здорового образа жизни;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и физических качествобучаю-
щихся.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
1.
Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступно-
сти, информативной емкости.
2.
Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению
физических качеств; банка данных талантливых детей.
3.
Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собесе-
дования.
II.Развитие физических качеств:
1.
привлечение обучающихся к проведению школьных соревнований, турни-
ров, конкурсов и олимпиад.
2.
использование в практике работы с одаренными детьми следующих прие-
мов:
проекты по физической культуре и формированию ЗОЖ;
составление и внедрение в жизнь школы комплексов УГГ и ОРУ;
выполнение проблемных поисковых работ;
выступления в лекторских группах;
назначение ответственными за проведение групповых и коллективных
работ;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий;
интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей физической деятельности.
1.
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся
(молнии-объявления).
2.
Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родитель-
ских собраниях.
План мероприятий по выполнению программы
№ п/
п
Наименование мероприятия
Учебный год
2017-2018
2018-2019
2019-2020
1.
1 Разработка программы работы
с одаренными детьми в сфере
физического воспитания
+
+
+
2.
Разработка и утверждение доку-
ментальной базы
+
+
+
3.
Участие в школьных, районных
и региональных олимпиадах
+
+
+
4.
Участие в школьных, районных
и региональных соревнованиях
+
+
+
5.
Организация внеклассной рабо-
ты по развитию одарённых де-
тей
+
+
+
6.
Участие в конкурсах «Зарница»,
«А у нас есть спортсмен !»
«Лучший спортсмен школы»,
«Мы всех быстрей!»
+
+
+
7.
Организация в каникулярные
дни тренировочных занятий, со-
ревнований для одаренных де-
тей
+
+
+
8.
Участие в конкурсах исследова-
тельских работ
+
+
+
9.
Разработка методических мате-
риалов исследовательских ра-
бот одаренных детей
+
+
+
10
.
Проведение собраний, круглых
столов, мероприятий с родите-
лями одарённых детей
+
+
+
11
.
Подведение итогов реализации
программы за уч. год
+
+
+
План работы с одарёнными детьми
№
мероприятия
сроки
1
Составление и уточнение списков
учащихся, успешных в освоении
видов физкультурно-спортивной
деятельности
сентябрь
2
Создание банка данных одарён-
ных детей физкультурно-спортив-
ной направленности
Сентябрь-октябрь
3
Организация системы дополни-
тельного образования физ-
сентябрь
культурно-спортивной направлен-
ности
4
Организация и проведение I тура
(школьных) соревнований и
Олимпиады по физической
культуре
В течение года согласно плана
5
Подготовка учащихся к участию
во II туре (городских) соревнова-
ний и Олимпиады по физической
культуре
В течение года согласно плана
6
Подготовка учащихся к участию в
III туре (региональных) соревно-
ваний и Олимпиады по физиче-
ской культуре
В течение года согласно плана
7
Подготовка учащихся к участию
в IV туре (всероссийских) со-
ревнований и Олимпиады по фи-
зической культуре
8
Участие в семинаре для учителей
школы по вопросам организации
научноисследовательской работы
с учащимися
Октябрь
9
Организация работы одарённых
учащихся
В течение года
10
Методическая помощь учителям
физической культуры в работе с
одарёнными учащимися
В течение года
11
Создание банка данных результа-
тов работы одарённых детей
В течение года
12
Организация и проведение допол-
нительных занятий с одарёнными
детьми
В течение года
13
Проведение предметной декады с
активным участием одарённых
детей
Декабрь
14
Взаимодействие с организациями
и объединениями по вопросам ра-
боты с одарёнными детьми
В течение года
15
Подведение итогов работы с
одарёнными детьми
Апрель-май
16
Поощрение и стимулирование
одарённых учащихся
Апрель-май
Ожидаемые результаты
формирование системы работы с одарёнными обучающимися;
формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способ-
ных и одарённых детей.
-выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-
психологического и научно-методического обеспечения для изучения и разви-
тия способных и одарённых детей школы.
повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
увеличение количества обучающихся, принявших участие в соревнованиях, тур-
нирах, предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях ГТО;
повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного
уровня.
изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успева-
емости.
расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающих-
ся;
нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на рабо-
ту с одаренными детьми;