Автор: Гончарова Людмила Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОАУ
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для педагогов "Музыкально-предметно пространственная среда ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Музыкальная предметно-
пространственная среда ДОУ»
Подготовила
музыкальный руководитель
Гончарова Л. Н.
г.Оренбург 2020
Консультация для педагогов
«Музыкальная предметно-пространственная
среда ДОУ.»
«Таланты создавать нельзя, но
можно создавать почву, на которой
особенно успешно они произрастают»
Г. Нейгауз.
План
1. Требования к организации предметно- пространственной музыкальной среды.
2. Классификация оборудования музыкальных зон.
3. Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
4. Работа с родителями.
5. Заключение
6. Памятка воспитателю по организации музыкальной предметно-
пространственной среды в группах ДОУ.
7.Литература
Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ре
бёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие
музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и,
конечно, от грамотно организованной предметно – пространственной
среды ДОУ.
Требования к организации предметно-пространственной
музыкальной среды.
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом
но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальным
и игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельн
ая творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специаль
ной предметнопространственной среды. Хорошо организованная музыкальная ср
еда способствует поддержанию эмоционального состояния детей и их
эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятель
ности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, посо
бия .Они успешно используются детьми в их самостоятельных и специально
организованных музыкально-творческих проявлениях.
Предметная
среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально
дидактическими материалами. При создании предметно-пространственной
среды необходимо учитывать и половозрастные особенности
дошкольников.
Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и
преобразовании предметно-пространственной среды в группе,
а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от
оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность,
простота, привлекательность, доступность, а также достаточное
количество ассортимента инструментов, дидактических пособий,
демонстрационного материала, атрибутов и т.д.
Используется следующее музыкальное оборудование:
-музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;
-детские музыкальные инструменты;
-музыкальная игрушка;
-музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольное
специальное оборудование к ним;
-оборудование художественно –театральной деятельности;
-атрибуты и костюмы.
Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника
является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного
дидактического материала. С его помощью возможно решать
разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной
для дошкольника игровой форме.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к
самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время
от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия
в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для
детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учёт возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий,
находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Структура музыкальной среды может быть представлена в виде
модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддер-живает у детей
живой интерес. Она должна быть организована таким
образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды
музыкальной деятельности и были созданы условия для активного
взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами.
Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности
одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование,
предусматривающее полную или частичную трансформацию игровых
модулей, мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку
детей.
Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего
дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для старшего – иметь
дидактическую направленность. Предметная среда должна быть сомасштабна
глазу, действиям руки, росту ребёнка.
Мини-центры оформляются одном стиле, с использованием
материалов одной фактуры и цветовой гаммы.
2. Классификация оборудования музыкальных зон.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки,
иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п.
Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой
ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
- с хроматическим рядом, диатоническим
пентатоническим рядом (пианино, металлофон,
аккордеон, флейта и др.) ;
- с фиксированной мелодией (шарманки,
органчики) ;
- с одним фиксированным звуком (дудки) :
- шумовые (бубны, погремушки, барабаны,
маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и
пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного
обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития
сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты
(чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и
видеокассеты, видеодиски .
3. Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Перечень материалов для детей 2- 4 лет (1, 2 младшие группы ДОУ)
1.Музыкальные инструменты и игрушки:
а) неозвученные (балалайки с неиграющими струнами, пианино
с немой клавиатурой, гармошки, дудочки, баянчики с растягивающимися мехами,
звуковые книжки и картинки, игрушечный магнитофон);
б) озвученные: с нефиксированным звуком (погремушки, бубны, барабаны,
музыкальные молоточки, куклы-неваляшки);
- издающие звук только одной высоты (дудочки, свистульки);
-с фиксированным звуком или мелодией (органчики, музыкальные
шкатулки, шарманки, неваляшки и проч.);
-образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик,
зайка и т. п.) ;
- с диатоническим или хроматическим звукорядом (пианино, колокольчики).
2 Пособия:
-музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде
большого альбома или отдельные красочные иллюстрации;
- музыкально-дидактические игры:
«Где мои детки?», « Чудесный мешочек»,
«Подумай и отгадай», «Птица и птенчики», «Курица и цыплята», «Кто в домике
живет?», Найди игрушку» и п.
- ИКТ: «Эмоциональные грибочки», «Кубик».
-атрибуты к музыкальным подвижным играм;
-флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние
листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;
-ширма настольная с перчаточными игрушками;
- набор программных аудиозаписей;
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы ДОУ)
В музыкальной зоне для детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей
группы перечисленные выше, а также дополнительно:
1. Музыкальные инструменты и игрушки звучащие и шумовые ( для творческого
музицирования):
а) неозвученные: музыкальные лесенки и звуковые книжки; игрушечный
магнитофон;
б) озвученные:
-ударные деревянные ложки, музыкальные молоточки, деревянные палочки;
-шумовые инструменты для детского оркестра;
- самодельные музыкальные инструменты;
-металлофон - во второй половине учебного года;
2. Пособия:
-альбомы: «Музыкальные инструменты», «Настроение в музыке», книжки-
малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;и пр.;
- музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу»,
«Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др. ;
-ИКТ : «Эмоциональные грибочки», «Кубик»;
-арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и
петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;
-фланелеграф или магнитная доска;
-музыкальные лесенки : трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых
находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
-ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным
импровизациям по сезону;
-ширма настольная и набор игрушек;
- аудиокассеты, набор программных аудиозаписей;
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы ДОУ) :
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
1. Музыкальные инструменты и игрушки звучащие и шумовые ( для творческого
музицирования):
а) неозвученные: музыкальные лесенки и звуковые книжки; игрушечный
магнитофон;
б) озвученны: погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;
-музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком
(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) ;
-музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ;
2. Пособия:
-иллюстрации по теме «Времена года»; иллюстрации из «Музыкального букваря»;
портреты композиторов;
- детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
-музыкально-дидактические игры: «В лесу»,
«Буратино и Мальвина», « Прогулка», « К нам
гости пришли», «Наш оркестр», «Что делают
дети?», «Гусеница», « Ступеньки» и т д.
- ИКТ : «Эмоциональные грибочки», «Детские
музыкальные инструменты», «Дятел»,
«Построения», « Весенние чудеса» и т д.
-атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу»,
«Ворон», «Кот и мыши» и др.) ;
-ширмы: настольная и ширма по росту детей;
- атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым
народным танцам;
-разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций
за ширмой и другие атрибуты;
-атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы
и т. д.) ;
- набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы ДОУ)
1. Музыкальные инструменты:
а) неозвученные:
музыкальные лесенки и звуковые книжки;
б) озвученные:
- ударные ( ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, металлофон, ксилофон,
треугольники, музыкальные молоточки, маракасы, бубны, колокольчики);
- ударно – клавишные (пианино, рояль);
- духовые ( флейты, дудочки, гармоника духовая «Симона»);
- струнные (арфа);
- набор самодельных музыкальных инструментов для шумового оркестра;
2. Пособия:
-иллюстрации по теме «Времена года»;
- иллюстрации к пособию «Музыкальный букварь»;
-альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в
которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных
произведениях и полюбившихся песнях;
-альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные
инструменты», «Инструменты оркестра», «Композиторы»; «Танцы народов мира»
и т. п. ;
-графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с
разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при
слушании произведений;
-музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);
- музыкально-дидактические игры:
Звуковысотное восприятие:
«Высокая лестница»,« Угадай колокольчик», « Музыкальное лото»,
«Ступеньки», «Домик- ширма», «Что делают дети?»
Ритмическое восприятие:
«Узнай и сложи попевку», « Ритмические кубики», «Учитесь танцевать»,
«Придумай свой ритм».
Тембровое восприятие
«Узнай инструмент», «Музыкальные загадки», «Музыкальные инструменты»,
Развитие слухового внимания, музыкальной памяти
«Волшебный волчок», «Бабочки на лугу» , «Назови композитора», «Волшебная
шкатулка», « Волшебный волчок» ,« Ученый кузнечик», «Сколько нас поёт?»
«Громко-тихо запоем»;
- ИКТ: «Герои книг», « Осенние чудеса», «Зимние чудеса», «Помоги связисту»,
«Про Армию», « Про космос», « Помоги фотографу», « Что такое пауза».
-атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.
п.) ;
-атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым
народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным
импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные
перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки,
разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
-аудиозаписи народной, классической и современной музыки, музыкальные сказки
и оперы.
4. Работа с родителями.
Родители не всегда заботятся о создании условий для художественного
развития своего ребёнка вообще и музыкального развития в частности,
не ощущают «дозу» художественно-музыкальных впечатлений, их
эмоционально-эстетической
окрашенности,
не
знают
возможности
своих
детей. В связи с этим педагогическим коллективам дошкольных учреждений
необходимо активизировать свою работу по пропаганде среди родителей
вопросов музыкально-эстетического воспитания.
Ежегодно в годовой план должны включаться тематические консультации для род
ителей, такие как «Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельно
сти в семье», «Детская музыкальная игрушка», «Какие детские музыкальные инстр
ументы нужны вашему ребёнку», «Праздники и развлечения в семье»,
«День рождения вашего ребёнка», «Песни в вашем доме», «Как организовать
просмотр детских телепередач» и т.д.
Целесообразно сопровождать
такие
консультации
выставками
соответствующего содержания, предлагать вниманию родителей папки-
передвижки, литератур по данному вопросу.
Кроме консультаций можно использовать такие формы работы с родителями,
как родительское собрание (посвящённое данной теме), открытое музыкальное
занятие, мастер-класс по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из
инструментов из «бросового» материала.
ПАМЯТКА
воспитателю по организации
предметно-
пространственной среды в группах ДОУ
*самостоятельная музыкальная деятельность требует создан
ия в
нешних
условий, определенной материальной среды; детям важн
о иметь свой
«музыкальный уголок», он помещается в наиболее от
даленном месте, т. к. пение,
игра на инструментах создают дополнительную с
луховую нагрузку;
например, в группе можно поставить шкаф с музыка
ль
ными пособиями,
от
делив его легкой, складывающейся ширмой; в передней, около
одно
й
из свободных стен, расположить стол с музыкальными инструментами, а
над ним повесить портрет известного композитора; наконец, музыкальный
уголок можно организовать в небольшом помещении около группы, дети
могут музицировать и в смежной спальне, где имеется свободное от кроватей
место;
* в каждой возрастной группе (начиная со второй младшей) нужно создавать
условия для самостоятельной музыкальной деятельности; с этой целью
в групповую комнату вносят различные музыкальные игрушки и
инструменты, пособия; их размещают в группе по назначению:
музыкально – дидактические игры там, где настольно – печатные игры,
атрибуты и шапочки – в физкультурном уголке, игрушки и инструменты –
в игровом уголке;
* для музыкальной деятельности детей в групповой комнате необходимо
поставить небольшой шкафчик для хранения игрушек, музыкальных
инструментов, дидактических пособий, а также выделить место для
музыкального центра и столика со стульчиками для того, чтобы дети могли игра
ть на музыкальных инструментах, пользоваться пособиями;
*с новыми пособиями дети знакомятся на занятиях, а уже потом вносятся
в группу; в течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь
приносят, чтобы поддержать у детей интерес к ним, желание с ними
действовать; содержание уголка для самостоятельной музыкальной деятельности
должно меняться каждые 2 месяца;
* в группе должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных
инструментов, 2-3 дидактические игры, несколько игрушек – самоделок,
аудиокассеты с любимыми песнями, музыкальными сказками и
инсценировками;
* за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает
воспитатель; повседневная работа с детьми, знание их интересов и
способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу
качественно и ответственно; музыкальный руководитель обеспечивает
на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной
деятельности; совместно продумывается планирование работы,
организации зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная
предметно-пространственная среда, а для развития личности дошкольников
рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий
реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием
творчества детей в музыкальной деятельности.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения
детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его
доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли
эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей
деятельности .Ребёнок и взрослый действуют вместе - им обоим должно
быть комфортно в музыкальной среде.
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми
прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического
отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда
вызывает у детей чувство радости, восторга, создаёт эмоционально –
положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание
посещать его. Так детский сад становится своеобразным «мостиком
творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
Им должно быть комфортно в музыкальной среде.
Как показывают материалы диагностики, созданная система условий,
средств и форм организации самостоятельной деятельности детей
обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников
ДОУ.
ЛИТЕРАТУРА
-Белякова А.В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ Музыкальный руководитель –
ноябрь-декабрь 2006 стр.14-15.
-Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному
воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
-Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического
процесса. Составитель Л.Ф. Островская –М., «Просвещение» 1987 г.
-Костина Э.П. Камертон: программа муз. образования детей раннего
и дошк. возраста –М., «Просвещение» 2004 г.
-Матвиенко Е.Ю Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ. . –-«Музыкальная палитра»
№1/2011 стр. 9-12.
-Зорка Л.К. –Оборудование музыкальных уголков.
«Музыкальный руководитель» апрель 2010 стр. 16-17.
-Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования
детей дошкольного возраста - «ДЕТСТВО –ПРЕСС» 2005 г.
-Мерзлякова С.И. Самостоятельная музыкальная деятельность.
-«Музыкальный руководитель» №2/2012 стр. 8-11.
Подготовила:
музыкальный руководитель
Гончарова. Л. Н.
г. Оренбург 2020 г.