Напоминание

Консультация для педагогов "Музыкально-предметно пространственная среда ДОУ"


Автор: Гончарова Людмила Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОАУ
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для педагогов "Музыкально-предметно пространственная среда ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Музыкальная предметно-

пространственная среда ДОУ»

Подготовила

музыкальный руководитель

Гончарова Л. Н.

г.Оренбург 2020

Консультация для педагогов

«Музыкальная предметно-пространственная

среда ДОУ.»

«Таланты создавать нельзя, но

можно создавать почву, на которой

особенно успешно они произрастают»

Г. Нейгауз.

План

1. Требования к организации предметно- пространственной музыкальной среды.

2. Классификация оборудования музыкальных зон.

3. Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.

4. Работа с родителями.

5. Заключение

6. Памятка воспитателю по организации музыкальной предметно-

пространственной среды в группах ДОУ.

7.Литература

Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ре

бёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие

музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и,

конечно, от грамотно организованной предметно – пространственной

среды ДОУ.

Требования к организации предметно-пространственной

музыкальной среды.

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом

но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальным

и игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельн

ая творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специаль

ной предметнопространственной среды. Хорошо организованная музыкальная ср

еда способствует поддержанию эмоционального состояния детей и их

эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятель

ности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, посо

бия .Они успешно используются детьми в их самостоятельных и специально

организованных музыкально-творческих проявлениях.

Предметная

среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально

дидактическими материалами. При создании предметно-пространственной

среды необходимо учитывать и половозрастные особенности

дошкольников.

Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и

преобразовании предметно-пространственной среды в группе,

а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от

оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность,

простота, привлекательность, доступность, а также достаточное

количество ассортимента инструментов, дидактических пособий,

демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Используется следующее музыкальное оборудование:

-музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;

-детские музыкальные инструменты;

-музыкальная игрушка;

-музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольное

специальное оборудование к ним;

-оборудование художественно –театральной деятельности;

-атрибуты и костюмы.

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника

является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного

дидактического материала. С его помощью возможно решать

разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной

для дошкольника игровой форме.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к

самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время

от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия

в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для

детей, хранение.

2. Разнообразие оборудования.

3. Учёт возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий,

находящихся там.

5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Структура музыкальной среды может быть представлена в виде

модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддер-живает у детей

живой интерес. Она должна быть организована таким

образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды

музыкальной деятельности и были созданы условия для активного

взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами.

Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности

одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование,

предусматривающее полную или частичную трансформацию игровых

модулей, мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку

детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего

дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для старшего – иметь

дидактическую направленность. Предметная среда должна быть сомасштабна

глазу, действиям руки, росту ребёнка.

Мини-центры оформляются одном стиле, с использованием

материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

2. Классификация оборудования музыкальных зон.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки,

иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п.

Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой

ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

- с хроматическим рядом, диатоническим

пентатоническим рядом (пианино, металлофон,

аккордеон, флейта и др.) ;

- с фиксированной мелодией (шарманки,

органчики) ;

- с одним фиксированным звуком (дудки) :

- шумовые (бубны, погремушки, барабаны,

маракасы и др.)

3. Музыкально-дидактические игры и

пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного

обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития

сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты

(чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и

видеокассеты, видеодиски .

3. Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.

Перечень материалов для детей 2- 4 лет (1, 2 младшие группы ДОУ)

1.Музыкальные инструменты и игрушки:

а) неозвученные (балалайки с неиграющими струнами, пианино

с немой клавиатурой, гармошки, дудочки, баянчики с растягивающимися мехами,

звуковые книжки и картинки, игрушечный магнитофон);

б) озвученные: с нефиксированным звуком (погремушки, бубны, барабаны,

музыкальные молоточки, куклы-неваляшки);

- издающие звук только одной высоты (дудочки, свистульки);

-с фиксированным звуком или мелодией (органчики, музыкальные

шкатулки, шарманки, неваляшки и проч.);

-образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик,

зайка и т. п.) ;

- с диатоническим или хроматическим звукорядом (пианино, колокольчики).

2 Пособия:

-музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде

большого альбома или отдельные красочные иллюстрации;

- музыкально-дидактические игры:

«Где мои детки?», « Чудесный мешочек»,

«Подумай и отгадай», «Птица и птенчики», «Курица и цыплята», «Кто в домике

живет?», Найди игрушку» и п.

- ИКТ: «Эмоциональные грибочки», «Кубик».

-атрибуты к музыкальным подвижным играм;

-флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние

листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;

-ширма настольная с перчаточными игрушками;

- набор программных аудиозаписей;

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы ДОУ)

В музыкальной зоне для детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей

группы перечисленные выше, а также дополнительно:

1. Музыкальные инструменты и игрушки звучащие и шумовые ( для творческого

музицирования):

а) неозвученные: музыкальные лесенки и звуковые книжки; игрушечный

магнитофон;

б) озвученные:

-ударные деревянные ложки, музыкальные молоточки, деревянные палочки;

-шумовые инструменты для детского оркестра;

- самодельные музыкальные инструменты;

-металлофон - во второй половине учебного года;

2. Пособия:

-альбомы: «Музыкальные инструменты», «Настроение в музыке», книжки-

малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;и пр.;

- музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу»,

«Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др. ;

-ИКТ : «Эмоциональные грибочки», «Кубик»;

-арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и

петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;

-фланелеграф или магнитная доска;

-музыкальные лесенки : трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых

находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

-ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным

импровизациям по сезону;

-ширма настольная и набор игрушек;

- аудиокассеты, набор программных аудиозаписей;

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы ДОУ) :

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

1. Музыкальные инструменты и игрушки звучащие и шумовые ( для творческого

музицирования):

а) неозвученные: музыкальные лесенки и звуковые книжки; игрушечный

магнитофон;

б) озвученны: погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;

-музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком

(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) ;

-музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ;

2. Пособия:

-иллюстрации по теме «Времена года»; иллюстрации из «Музыкального букваря»;

портреты композиторов;

- детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

-музыкально-дидактические игры: «В лесу»,

«Буратино и Мальвина», « Прогулка», « К нам

гости пришли», «Наш оркестр», «Что делают

дети?», «Гусеница», « Ступеньки» и т д.

- ИКТ : «Эмоциональные грибочки», «Детские

музыкальные инструменты», «Дятел»,

«Построения», « Весенние чудеса» и т д.

-атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу»,

«Ворон», «Кот и мыши» и др.) ;

-ширмы: настольная и ширма по росту детей;

- атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым

народным танцам;

-разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций

за ширмой и другие атрибуты;

-атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы

и т. д.) ;

- набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы ДОУ)

1. Музыкальные инструменты:

а) неозвученные:

музыкальные лесенки и звуковые книжки;

б) озвученные:

- ударные ( ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, металлофон, ксилофон,

треугольники, музыкальные молоточки, маракасы, бубны, колокольчики);

- ударно – клавишные (пианино, рояль);

- духовые ( флейты, дудочки, гармоника духовая «Симона»);

- струнные (арфа);

- набор самодельных музыкальных инструментов для шумового оркестра;

2. Пособия:

-иллюстрации по теме «Времена года»;

- иллюстрации к пособию «Музыкальный букварь»;

-альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в

которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных

произведениях и полюбившихся песнях;

-альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные

инструменты», «Инструменты оркестра», «Композиторы»; «Танцы народов мира»

и т. п. ;

-графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с

разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при

слушании произведений;

-музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

- музыкально-дидактические игры:

Звуковысотное восприятие:

«Высокая лестница»,« Угадай колокольчик», « Музыкальное лото»,

«Ступеньки», «Домик- ширма», «Что делают дети?»

Ритмическое восприятие:

«Узнай и сложи попевку», « Ритмические кубики», «Учитесь танцевать»,

«Придумай свой ритм».

Тембровое восприятие

«Узнай инструмент», «Музыкальные загадки», «Музыкальные инструменты»,

Развитие слухового внимания, музыкальной памяти

«Волшебный волчок», «Бабочки на лугу» , «Назови композитора», «Волшебная

шкатулка», « Волшебный волчок» ,« Ученый кузнечик», «Сколько нас поёт?»

«Громко-тихо запоем»;

- ИКТ: «Герои книг», « Осенние чудеса», «Зимние чудеса», «Помоги связисту»,

«Про Армию», « Про космос», « Помоги фотографу», « Что такое пауза».

-атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.

п.) ;

-атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым

народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным

импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные

перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки,

разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

-аудиозаписи народной, классической и современной музыки, музыкальные сказки

и оперы.

4. Работа с родителями.

Родители не всегда заботятся о создании условий для художественного

развития своего ребёнка вообще и музыкального развития в частности,

не ощущают «дозу» художественно-музыкальных впечатлений, их

эмоционально-эстетической

окрашенности,

не

знают

возможности

своих

детей. В связи с этим педагогическим коллективам дошкольных учреждений

необходимо активизировать свою работу по пропаганде среди родителей

вопросов музыкально-эстетического воспитания.

Ежегодно в годовой план должны включаться тематические консультации для род

ителей, такие как «Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельно

сти в семье», «Детская музыкальная игрушка», «Какие детские музыкальные инстр

ументы нужны вашему ребёнку», «Праздники и развлечения в семье»,

«День рождения вашего ребёнка», «Песни в вашем доме», «Как организовать

просмотр детских телепередач» и т.д.

Целесообразно сопровождать

такие

консультации

выставками

соответствующего содержания, предлагать вниманию родителей папки-

передвижки, литератур по данному вопросу.

Кроме консультаций можно использовать такие формы работы с родителями,

как родительское собрание (посвящённое данной теме), открытое музыкальное

занятие, мастер-класс по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из

инструментов из «бросового» материала.

ПАМЯТКА

воспитателю по организации

предметно-

пространственной среды в группах ДОУ

*самостоятельная музыкальная деятельность требует создан

ия в

нешних

условий, определенной материальной среды; детям важн

о иметь свой

«музыкальный уголок», он помещается в наиболее от

даленном месте, т. к. пение,

игра на инструментах создают дополнительную с

луховую нагрузку;

например, в группе можно поставить шкаф с музыка

ль

ными пособиями,

от

делив его легкой, складывающейся ширмой; в передней, около

одно

й

из свободных стен, расположить стол с музыкальными инструментами, а

над ним повесить портрет известного композитора; наконец, музыкальный

уголок можно организовать в небольшом помещении около группы, дети

могут музицировать и в смежной спальне, где имеется свободное от кроватей

место;

* в каждой возрастной группе (начиная со второй младшей) нужно создавать

условия для самостоятельной музыкальной деятельности; с этой целью

в групповую комнату вносят различные музыкальные игрушки и

инструменты, пособия; их размещают в группе по назначению:

музыкально – дидактические игры там, где настольно – печатные игры,

атрибуты и шапочки – в физкультурном уголке, игрушки и инструменты –

в игровом уголке;

* для музыкальной деятельности детей в групповой комнате необходимо

поставить небольшой шкафчик для хранения игрушек, музыкальных

инструментов, дидактических пособий, а также выделить место для

музыкального центра и столика со стульчиками для того, чтобы дети могли игра

ть на музыкальных инструментах, пользоваться пособиями;

*с новыми пособиями дети знакомятся на занятиях, а уже потом вносятся

в группу; в течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь

приносят, чтобы поддержать у детей интерес к ним, желание с ними

действовать; содержание уголка для самостоятельной музыкальной деятельности

должно меняться каждые 2 месяца;

* в группе должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных

инструментов, 2-3 дидактические игры, несколько игрушек – самоделок,

аудиокассеты с любимыми песнями, музыкальными сказками и

инсценировками;

* за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает

воспитатель; повседневная работа с детьми, знание их интересов и

способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу

качественно и ответственно; музыкальный руководитель обеспечивает

на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной

деятельности; совместно продумывается планирование работы,

организации зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная

предметно-пространственная среда, а для развития личности дошкольников

рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий

реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием

творчества детей в музыкальной деятельности.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения

детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его

доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли

эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей

деятельности .Ребёнок и взрослый действуют вместе - им обоим должно

быть комфортно в музыкальной среде.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми

прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического

отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда

вызывает у детей чувство радости, восторга, создаёт эмоционально –

положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание

посещать его. Так детский сад становится своеобразным «мостиком

творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

Им должно быть комфортно в музыкальной среде.

Как показывают материалы диагностики, созданная система условий,

средств и форм организации самостоятельной деятельности детей

обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников

ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА

-Белякова А.В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ Музыкальный руководитель –

ноябрь-декабрь 2006 стр.14-15.

-Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному

воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

-Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического

процесса. Составитель Л.Ф. Островская –М., «Просвещение» 1987 г.

-Костина Э.П. Камертон: программа муз. образования детей раннего

и дошк. возраста –М., «Просвещение» 2004 г.

-Матвиенко Е.Ю Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ. . –-«Музыкальная палитра»

№1/2011 стр. 9-12.

-Зорка Л.К. –Оборудование музыкальных уголков.

«Музыкальный руководитель» апрель 2010 стр. 16-17.

-Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования

детей дошкольного возраста - «ДЕТСТВО –ПРЕСС» 2005 г.

-Мерзлякова С.И. Самостоятельная музыкальная деятельность.

-«Музыкальный руководитель» №2/2012 стр. 8-11.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Гончарова. Л. Н.

г. Оренбург 2020 г.



В раздел образования