Автор: Фролова Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Звёздочка"
Населённый пункт: П. Чамзинка
Наименование материала: статья
Тема: "Фольклор в жизни маленьких детей"
Раздел: дошкольное образование
Сообщение для
воспитателей на
тему:
“Фольклор в жизни
маленьких детей”.
Фольклор –
одно
из
действенных
и
ярких
средств
народной
педагогики,
таящий
огромные
дидактические
возможности.
Обогащение
педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации
воспитания
с
первых
лет
жизни
ребёнка.
Фольклор
содержит
множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их
возрастных возможностей усвоения текста.
Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое
отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и
интенсивностью социализации. Третий год жизни детей приносит новое,
имеет свои неповторимые особенности в общем развитии, и в методике
ознакомления с народной поэзией. К концу третьего года жизни у ребёнка
усиливается
произвольность
и
преднамеренность
поведения,
появляется
умение выполнять задания в русле заданной взрослым системы, наблюдается
усиленное
развитие
активных
ориентировочно
–
исследовательских
действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, а вместе
с
этим
и
понимание
простейших
причинно
–
следственных
связей
и
отношений. Всё это уже позволяет считать детей к концу третьего года жизни
младшими дошкольниками.
Народное
поэтическое
творчество
благодатно
для
занятий
в
ранний
период
детства.
Если
дети
первого
–
второго
года
жизни
в
основном
откликаются
на
ритм,
рифму,
игровые
приёмы
потешек,
песенок,
то
на
третьем
году
их,
как
правило,
увлекает
содержание
художественного
произведения, ход развёртывающихся событий, последовательность. У детей
возникает
не
только
способность,
но
и
потребность
понять
причину
и
следствие
описываемых
в
них
событий,
а
главное,
направленность
на
результат, способ его достижения.
Системный
подход
к
ознакомлению
с
окружающим,
как
показало
исследование
,
остаётся
действенным
на
третьем
году
жизни
детей,
приобретая новые характеристики. Если на втором году жизни дети познают
отдельные
действия
людей
в
различных
ситуациях
(бытовой,
игровой,
трудовой, художественной), то на третьем году начинают понимать их, как
различные
виды
деятельности человека,
направленной
на
отдельный
результат.
Обращаясь
к
предмету
нашего
исследования,
ещё
раз
подчеркнём:
именно
на
третьем
году
жизни
ребёнок
овладевает
способами
активной
ориентировки. Действия человека ребёнок начинает осознавать как виды
деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой), направленные
на результат. Именно это и составляет те базисные возможности, которые
позволяют
ребёнку
действовать
в
образном
плане.
Например,
как
дети
воспринимают потешку: « Собака на кухне пироги печёт, кот в углу сухари
толчёт, кошка в окошке платье шьёт, курочка в сапожках избушку метёт.»
Для ребёнка третьего года жизни этот текст звучит по-новому, несёт
дополнительную информацию. Если малыша двух лет забавлял сам процесс (
как кот сухари толчёт, а курочка метёт? ), то ребёнок трёхлетнего возраста
ориентируется уже на цели и результат действий персонажа: собака печёт,
чтобы накормить всех вкусными пирогами; кошка шьёт себе платье, чтобы
нарядиться; курочка метёт избушку, чтобы навести чистоту. Знакомясь с
профессиями в контексте этой потешки, дети так и воспринимают собаку
поваром, кошку портнихой, курочку – дворником.
Дети уже способны дорисовывать в своём воображении последствия
того содержания, которое дано в потешке, начинают ориентироваться на
результат действия персонажа. Это возможно потому, что воспринимается
действие по аналогии с действиями человека.
Народные
произведения,
адресованные
малышам,
обеспечивают
системный подход к ознакомлению с окружающими через приоритетную
ориентацию
на
человека
и
виды
его
деятельности.
Именно,
открытие
внутреннего
богатства
фольклорных
текстов
для
маленьких
приводит
к
выводу, как значимы народные произведения особенно сказки, в качестве
действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Первые
сказки
–
«Курочка
Ряба»,
«Репка»,
«Теремок»,
«Колобок»
-
понятны
ребёнку
потому,
что
их
герои
–
животные
разговаривают
и
действуют
как
люди:
выполняют
трудовые
действия
(сажают,
поливают
растения,
убирают
урожай);
бытовые
(убирают
дом,
пекут
пироги);
художественные (пляшут, поют); игровые (играют в прятки). Восприятие
литературы
опирается
уже
на
какие-то
формы
анализа
и
синтеза,
что
позволяет
ребёнку
третьего
года
жизни
понимать
произведение
более
объёмно, образно. Детей уже не удивляет поведение сороки – белобоки,
курочки – рябушечки, козы – дерезы, так как они представляют ситуацию, в
которой
действуют
персонажи,
сознательно
реагируют
на
описываемые
события.
Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек
и его жилище; человек и результаты его труда; человек и растительный мир.
Новым является то, что ребёнок в этот возрастной период начинает усваивать
условия жизни животных и их детёнышей более детально, воспринимает их
внешние
особенности
и
повадки.
Взрослые
животные
и
их
детёныши
ассоциируются «как мама и её детки».
Ещё
одна
особенность
третьего
года
жизни:
наряду
с
возникшей
способностью
образного
восприятия
у
детей
постепенно
формируется
реалистическое понимание действительности. Художественное произведение
помогает почувствовать реалистичное в повествовании (например, «Как у
котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые) и сказочные
(«Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился» и т.д.).
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых
они
видели
только
на
картинке
(с
лисой,
медведем,
белкой,
зайцем),
формирует
представления
о
диких
животных,
птицах
и
их
повадках.
Образный
язык
поэзии
помогает
ребёнку
открыть
для
себя
многое
и
в
чувствах
человека,
его
отношении
к
окружающему
миру,
поступкам
отдельных людей. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе»
и
«злое»,
противостоять
плохому,
активно
защищать
слабых,
проявлять
заботу, великодушие к природе.
Через сказку, потешку, песенки у малышей складываются более глубокие
представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковь, огурчик
в
их
представлении
уже
не
обыкновенный
предмет,
а
источник
труда
человека.
Появление
некоторых
обобщённых
знаний
о
предметах
и
явлениях
можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через
народные произведения. Постепенно ребёнок подводится к восприятию более
сложных
сюжетов,
у
него
возникает
чувство
сопереживания
к
герою
произведения.
Как
правило,
он
уже
может
дать
оценку
событиям,
описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их
последовательность, может рассказать, чем всё закончилось. Он начинает
понимать не только житейские обыденные ситуации, но и непредвиденные
ситуации сюжета, откликается на юмор, курьёзность некоторых ситуаций.
Сопоставляя
реальное
сказочное,
действительное
и
«понарошечное»,
смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.
Уже
в
младшем
дошкольном
возрасте
закладывается
тот
фундамент
познавательной
деятельности,
на
котором
будет
строиться
дальнейшее
достижение тайн природы и величие человеческого духа.
Третий год для ребёнка – это только начало творческого пути. И пусть
уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического
творчества.