Напоминание

"Фольклор в жизни маленьких детей"


Автор: Фролова Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Звёздочка"
Населённый пункт: П. Чамзинка
Наименование материала: статья
Тема: "Фольклор в жизни маленьких детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение для

воспитателей на

тему:

“Фольклор в жизни

маленьких детей”.

Фольклор

одно

из

действенных

и

ярких

средств

народной

педагогики,

таящий

огромные

дидактические

возможности.

Обогащение

педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации

воспитания

с

первых

лет

жизни

ребёнка.

Фольклор

содержит

множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их

возрастных возможностей усвоения текста.

Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое

отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и

интенсивностью социализации. Третий год жизни детей приносит новое,

имеет свои неповторимые особенности в общем развитии, и в методике

ознакомления с народной поэзией. К концу третьего года жизни у ребёнка

усиливается

произвольность

и

преднамеренность

поведения,

появляется

умение выполнять задания в русле заданной взрослым системы, наблюдается

усиленное

развитие

активных

ориентировочно

исследовательских

действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, а вместе

с

этим

и

понимание

простейших

причинно

следственных

связей

и

отношений. Всё это уже позволяет считать детей к концу третьего года жизни

младшими дошкольниками.

Народное

поэтическое

творчество

благодатно

для

занятий

в

ранний

период

детства.

Если

дети

первого

второго

года

жизни

в

основном

откликаются

на

ритм,

рифму,

игровые

приёмы

потешек,

песенок,

то

на

третьем

году

их,

как

правило,

увлекает

содержание

художественного

произведения, ход развёртывающихся событий, последовательность. У детей

возникает

не

только

способность,

но

и

потребность

понять

причину

и

следствие

описываемых

в

них

событий,

а

главное,

направленность

на

результат, способ его достижения.

Системный

подход

к

ознакомлению

с

окружающим,

как

показало

исследование

,

остаётся

действенным

на

третьем

году

жизни

детей,

приобретая новые характеристики. Если на втором году жизни дети познают

отдельные

действия

людей

в

различных

ситуациях

(бытовой,

игровой,

трудовой, художественной), то на третьем году начинают понимать их, как

различные

виды

деятельности человека,

направленной

на

отдельный

результат.

Обращаясь

к

предмету

нашего

исследования,

ещё

раз

подчеркнём:

именно

на

третьем

году

жизни

ребёнок

овладевает

способами

активной

ориентировки. Действия человека ребёнок начинает осознавать как виды

деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой), направленные

на результат. Именно это и составляет те базисные возможности, которые

позволяют

ребёнку

действовать

в

образном

плане.

Например,

как

дети

воспринимают потешку: « Собака на кухне пироги печёт, кот в углу сухари

толчёт, кошка в окошке платье шьёт, курочка в сапожках избушку метёт.»

Для ребёнка третьего года жизни этот текст звучит по-новому, несёт

дополнительную информацию. Если малыша двух лет забавлял сам процесс (

как кот сухари толчёт, а курочка метёт? ), то ребёнок трёхлетнего возраста

ориентируется уже на цели и результат действий персонажа: собака печёт,

чтобы накормить всех вкусными пирогами; кошка шьёт себе платье, чтобы

нарядиться; курочка метёт избушку, чтобы навести чистоту. Знакомясь с

профессиями в контексте этой потешки, дети так и воспринимают собаку

поваром, кошку портнихой, курочку – дворником.

Дети уже способны дорисовывать в своём воображении последствия

того содержания, которое дано в потешке, начинают ориентироваться на

результат действия персонажа. Это возможно потому, что воспринимается

действие по аналогии с действиями человека.

Народные

произведения,

адресованные

малышам,

обеспечивают

системный подход к ознакомлению с окружающими через приоритетную

ориентацию

на

человека

и

виды

его

деятельности.

Именно,

открытие

внутреннего

богатства

фольклорных

текстов

для

маленьких

приводит

к

выводу, как значимы народные произведения особенно сказки, в качестве

действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Первые

сказки

«Курочка

Ряба»,

«Репка»,

«Теремок»,

«Колобок»

-

понятны

ребёнку

потому,

что

их

герои

животные

разговаривают

и

действуют

как

люди:

выполняют

трудовые

действия

(сажают,

поливают

растения,

убирают

урожай);

бытовые

(убирают

дом,

пекут

пироги);

художественные (пляшут, поют); игровые (играют в прятки). Восприятие

литературы

опирается

уже

на

какие-то

формы

анализа

и

синтеза,

что

позволяет

ребёнку

третьего

года

жизни

понимать

произведение

более

объёмно, образно. Детей уже не удивляет поведение сороки – белобоки,

курочки – рябушечки, козы – дерезы, так как они представляют ситуацию, в

которой

действуют

персонажи,

сознательно

реагируют

на

описываемые

события.

Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек

и его жилище; человек и результаты его труда; человек и растительный мир.

Новым является то, что ребёнок в этот возрастной период начинает усваивать

условия жизни животных и их детёнышей более детально, воспринимает их

внешние

особенности

и

повадки.

Взрослые

животные

и

их

детёныши

ассоциируются «как мама и её детки».

Ещё

одна

особенность

третьего

года

жизни:

наряду

с

возникшей

способностью

образного

восприятия

у

детей

постепенно

формируется

реалистическое понимание действительности. Художественное произведение

помогает почувствовать реалистичное в повествовании (например, «Как у

котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые) и сказочные

(«Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился» и т.д.).

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых

они

видели

только

на

картинке

лисой,

медведем,

белкой,

зайцем),

формирует

представления

о

диких

животных,

птицах

и

их

повадках.

Образный

язык

поэзии

помогает

ребёнку

открыть

для

себя

многое

и

в

чувствах

человека,

его

отношении

к

окружающему

миру,

поступкам

отдельных людей. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе»

и

«злое»,

противостоять

плохому,

активно

защищать

слабых,

проявлять

заботу, великодушие к природе.

Через сказку, потешку, песенки у малышей складываются более глубокие

представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковь, огурчик

в

их

представлении

уже

не

обыкновенный

предмет,

а

источник

труда

человека.

Появление

некоторых

обобщённых

знаний

о

предметах

и

явлениях

можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через

народные произведения. Постепенно ребёнок подводится к восприятию более

сложных

сюжетов,

у

него

возникает

чувство

сопереживания

к

герою

произведения.

Как

правило,

он

уже

может

дать

оценку

событиям,

описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их

последовательность, может рассказать, чем всё закончилось. Он начинает

понимать не только житейские обыденные ситуации, но и непредвиденные

ситуации сюжета, откликается на юмор, курьёзность некоторых ситуаций.

Сопоставляя

реальное

сказочное,

действительное

и

«понарошечное»,

смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.

Уже

в

младшем

дошкольном

возрасте

закладывается

тот

фундамент

познавательной

деятельности,

на

котором

будет

строиться

дальнейшее

достижение тайн природы и величие человеческого духа.

Третий год для ребёнка – это только начало творческого пути. И пусть

уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического

творчества.



В раздел образования