Авторы: Телегина Наталья Алексеевна, Щелкина Кристина Викторовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназии № 631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио ученика как технология аутентичного оценивания
Раздел: начальное образование
Портфолио ученика как технология аутентичного
оценивания
Телегина Н.А., Щелкина К.В.
учитель начальных классов гимназии № 631
Что представляет собой портфолио? Каковы преимущества данной формы
оценки? В педагогической литературе встречаются различные определения портфолио:
1. Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника
в определенный период его обучения.
2. Коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его результаты,
но и усилия, приложенные к их достижению.
Портфолио относится к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, что
очень важно, так как результаты ребенка сравниваются не с результатами
одноклассников, а с его собственными. При этом необходимо фиксировать прогресс
ребенка в достижении результатов. Это касается как учебной, так и внеучебной
деятельности.
Портфолио выступает как средство мотивации личностного развития, а его
основная задача – выявление и развитие индивидуальных творческих способностей
ребенка.
В соответствии с ФГОС к числу планируемых результатов освоения основной
образовательной программы отнесены и личностные результаты – готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидульно-личностные позиции, социальные компетенции.
В совместном творчестве родились рубрики портфолио:
«Знакомьтесь, это я!»
«Мое имя»
«Моя семья»
«Мой город»
«Мои любимые школьные предметы»
«Работы, которыми я горжусь»
«Мои достижения»
«Мир моих увлечений»
Мы не останавливались на достигнутом, а пробовали, искали и другие пути развития
системы портфолио в нашей начальной школе. Так, когда в продаже появились альбомы
«Я-первоклассник», «Начальная школа», мы пробовали внедрить их и обнаружили как
плюсы, так и минусы работы с данными портфолио.
Плюсы увидели в том, что на заполнение и ведение этих портфолио требуется
гораздо меньше времени и усилий, что особенно актуально для первоклассников, так как
данные альбомы содержат готовые страницы.
А минусы , в частности, в том, что ученик получает меньше возможностей для
проявления творческих способностей, будучи ограниченным строгими рамками.
Позже мы пробовали ввести и предметные портфолио.
Предмет
Продукты учебной деятельности
Русский язык
Срезовые и контрольные работы, тесты, сертификаты участника в
предметных олимпиадах и конкурсах
Литературное
чтение
Результаты анализа техники чтения, оценка читательского
кругозора, (копия библиотечной карточки, результаты книжной
викторины), образцы иллюстраций к литературным викторинам
Математика
Срезовые и контрольные работы, тесты, оценка нестандартных
задач, головоломок, сертификат участия в олимпиадах
Окружающий
мир
Результаты участия в экологических проектах, описание
наблюдения, естественно-научного опыта, подготовленные
рефераты
В настоящее время, получила распространение и электронная версия портфолио.
Оформляется эта версия в виде:
Электронных таблиц с приложением отсканированных документов,
подтверждающих наличие тех или иных наработок и достижений;
Электронных файлов с работами учащихся.
Плюсы электронной версии в том, что она технологичнее и занимает
меньший объем для хранения. Минус в том, что младший школьник не сможет
заполнять такой портфолио без помощи взрослых.
Следует заметить, что нет и не может быть строгого списка наименований и
количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Он может
корректироваться в зависимости от интересов конкретного ребенка. Должна
приветствоваться и поощряться любая инициатива, предлагающая новые
элементы.
Кроме того, состав портфолио напрямую зависит от конкретных
педагогических целей. На данном этапе одной из основных целей мы видим в
использовании портфолио с точки зрения оценивания процесса обучения и его
результатов. Мы решили отказаться от огромного количества творческих работ в
портфолио, а в основном акцент делаем на размещении тех работ, которые
помогут ребенку наблюдать свой рост, свои достижения.
«Так я писал раньше – так я пишу теперь»;
«График роста скорости чтения»;
«Листы самоконтроля» с описанием того, что учащийся не понимает по
определенной теме, в какой нуждается помощи;
Описание практических ситуаций, в которых учащийся проявил свои
способности;
Грамоты за творческие работы, которые помогаю ребенку гордиться своими
достижениями;
«Звездная страничка»;
«Карта успехов».
По окончании 1 класса ребенок получает «Карту успехов», в которой
наиболее полно отражен уровень сформированности личностных,
метапредметных и предметных навыков. Проанализировав результаты своих
достижений по «карте успехов» в каждой из учебных областей, ребенок может, с
помощью взрослых, улучшить свои результаты.
Главная роль учителей и родителей в данном процессе – помочь ребенку
обнаружить и зафиксировать малейший успех. В соответствии ФГОС начально
общего образования особенно актуально умение ребенка оценивать свою
деятельность, включая осознание своих возможностей в учении, способности
адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть
свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
В ходе работы мы убедились, что портфолио является не только
современной, эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
Поддерживать учебную мотивацию школьников;
Поощрять их активность и самостоятельность;
Расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
Содействовать индивидуализации образования школьников;
Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации;
Обеспечивать преемственность начального общего и основного общего
образования.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой
представления индивидуальной направленности учебных достижений
конкретного ученика, способствующей, в совокупности с традиционными
способами оценивания, максимально объективно оценить успехи учащегося,
формой, отвечающей задачам со
временного образования.