Напоминание

Портфолио ученика как технология аутентичного оценивания


Авторы: Телегина Наталья Алексеевна, Щелкина Кристина Викторовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназии № 631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио ученика как технология аутентичного оценивания
Раздел: начальное образование





Назад




Портфолио ученика как технология аутентичного

оценивания

Телегина Н.А., Щелкина К.В.

учитель начальных классов гимназии № 631

Что представляет собой портфолио? Каковы преимущества данной формы

оценки? В педагогической литературе встречаются различные определения портфолио:

1. Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника

в определенный период его обучения.

2. Коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его результаты,

но и усилия, приложенные к их достижению.

Портфолио относится к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, что

очень важно, так как результаты ребенка сравниваются не с результатами

одноклассников, а с его собственными. При этом необходимо фиксировать прогресс

ребенка в достижении результатов. Это касается как учебной, так и внеучебной

деятельности.

Портфолио выступает как средство мотивации личностного развития, а его

основная задача – выявление и развитие индивидуальных творческих способностей

ребенка.

В соответствии с ФГОС к числу планируемых результатов освоения основной

образовательной программы отнесены и личностные результаты – готовность и

способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и

познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,

отражающие их индивидульно-личностные позиции, социальные компетенции.

В совместном творчестве родились рубрики портфолио:

«Знакомьтесь, это я!»

«Мое имя»

«Моя семья»

«Мой город»

«Мои любимые школьные предметы»

«Работы, которыми я горжусь»

«Мои достижения»

«Мир моих увлечений»

Мы не останавливались на достигнутом, а пробовали, искали и другие пути развития

системы портфолио в нашей начальной школе. Так, когда в продаже появились альбомы

«Я-первоклассник», «Начальная школа», мы пробовали внедрить их и обнаружили как

плюсы, так и минусы работы с данными портфолио.

Плюсы увидели в том, что на заполнение и ведение этих портфолио требуется

гораздо меньше времени и усилий, что особенно актуально для первоклассников, так как

данные альбомы содержат готовые страницы.

А минусы , в частности, в том, что ученик получает меньше возможностей для

проявления творческих способностей, будучи ограниченным строгими рамками.

Позже мы пробовали ввести и предметные портфолио.

Предмет

Продукты учебной деятельности

Русский язык

Срезовые и контрольные работы, тесты, сертификаты участника в

предметных олимпиадах и конкурсах

Литературное

чтение

Результаты анализа техники чтения, оценка читательского

кругозора, (копия библиотечной карточки, результаты книжной

викторины), образцы иллюстраций к литературным викторинам

Математика

Срезовые и контрольные работы, тесты, оценка нестандартных

задач, головоломок, сертификат участия в олимпиадах

Окружающий

мир

Результаты участия в экологических проектах, описание

наблюдения, естественно-научного опыта, подготовленные

рефераты

В настоящее время, получила распространение и электронная версия портфолио.

Оформляется эта версия в виде:

Электронных таблиц с приложением отсканированных документов,

подтверждающих наличие тех или иных наработок и достижений;

Электронных файлов с работами учащихся.

Плюсы электронной версии в том, что она технологичнее и занимает

меньший объем для хранения. Минус в том, что младший школьник не сможет

заполнять такой портфолио без помощи взрослых.

Следует заметить, что нет и не может быть строгого списка наименований и

количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Он может

корректироваться в зависимости от интересов конкретного ребенка. Должна

приветствоваться и поощряться любая инициатива, предлагающая новые

элементы.

Кроме того, состав портфолио напрямую зависит от конкретных

педагогических целей. На данном этапе одной из основных целей мы видим в

использовании портфолио с точки зрения оценивания процесса обучения и его

результатов. Мы решили отказаться от огромного количества творческих работ в

портфолио, а в основном акцент делаем на размещении тех работ, которые

помогут ребенку наблюдать свой рост, свои достижения.

«Так я писал раньше – так я пишу теперь»;

«График роста скорости чтения»;

«Листы самоконтроля» с описанием того, что учащийся не понимает по

определенной теме, в какой нуждается помощи;

Описание практических ситуаций, в которых учащийся проявил свои

способности;

Грамоты за творческие работы, которые помогаю ребенку гордиться своими

достижениями;

«Звездная страничка»;

«Карта успехов».

По окончании 1 класса ребенок получает «Карту успехов», в которой

наиболее полно отражен уровень сформированности личностных,

метапредметных и предметных навыков. Проанализировав результаты своих

достижений по «карте успехов» в каждой из учебных областей, ребенок может, с

помощью взрослых, улучшить свои результаты.

Главная роль учителей и родителей в данном процессе – помочь ребенку

обнаружить и зафиксировать малейший успех. В соответствии ФГОС начально

общего образования особенно актуально умение ребенка оценивать свою

деятельность, включая осознание своих возможностей в учении, способности

адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть

свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

В ходе работы мы убедились, что портфолио является не только

современной, эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные

педагогические задачи:

Поддерживать учебную мотивацию школьников;

Поощрять их активность и самостоятельность;

Расширять возможности обучения и самообучения;

Развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;

Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать

собственную учебную деятельность;

Содействовать индивидуализации образования школьников;

Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной

социализации;

Обеспечивать преемственность начального общего и основного общего

образования.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой

представления индивидуальной направленности учебных достижений

конкретного ученика, способствующей, в совокупности с традиционными

способами оценивания, максимально объективно оценить успехи учащегося,

формой, отвечающей задачам со

временного образования.



В раздел образования