Автор: Внукова Ирина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Н.Н.Яковлева" г. Олекминск РС(Я)
Населённый пункт: г.Олекминск РС (Я)
Наименование материала: Программа профилактики
Тема: ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ Н.Н. ЯКОВЛЕВА»
Г. ОЛЕКМИНСКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Утверждаю_______________________
и.о.директора МБОУ «СОШ №1 им.Н. Н.Яковлева»
Н.И.Чемпосова
«____»___________2018г
ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Составители: Ершова Надежда Семеновна -
социальный педагог,
Ирина Николаевна Внукова –
педагог-психолог,
Татьяна Агафоновна Маркова –
Заместитель директора по ВР.
г. Олекминск.
Программа профилактики жестокого обращения с детьми содержит цели, задачи, направления, основные принципы, которыми
руководствуется школа в своей работе, включает в себя план мероприятий, направленных на предупреждение случаев жестокого
обращения с детьми.
Программа
профилактики жестокого обращения с детьми.
Цель программы:
1.
Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
2.
Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных
ситуациях.
Программа предусматривает решение школой следующих задач:
1. Защита обучающихся от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.
2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и
компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
4.
Сотрудничество
с
органами
опеки
и
попечительства,
правоохранительными
организациями,
организациями
здравоохранения, культуры и дополнительного образования с целью формирования
ответственной и способной к жизни в обществе личности.
Принципы ненасилия над детьми в воспитании:
1. Воспитывая детей, помогите им расти.
2. Не судите и не поучайте.
3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
4. Как стать своим и не нажить врагов.
Направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с детьми:
1. Право на жизнь - главное право человека.
2. Насилие в семье.
3. Насилие среди сверстников.
4. Насилие на улице.
5. Сексуальное насилие.
6. Психологическое насилие.
7. Физическое насилие.
8. Эмоциональное насилие.
Участники программы:
- педагогический коллектив,
- родительский коллектив,
- ученический коллектив
.
Сроки реализации программы: 2018-2023 г.г
Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;
- отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.
Риски:
1.Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучения школьника.
2.Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций социально-психологической службы
школы.
Недостаточная заинтересованность родителей показать ребенка специалисту, оказывающему лечебную помощь
детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье
.
Содержание программы:
Работа должна включать в себя следующие виды деятельности: диагностика, профилактика, коррекция.
1.
Диагностическая работа.
1 этап.
Проблемы в адаптации, а именно:
- трудности в обучении;
- неорганизованность;
- агрессия;
- неуравновешенность;
- неуверенность в себе;
- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- воровство и т.п.
Основным методом является экспертная оценка педагога-психолога, классных руководителей.
- наблюдением за поведением детей во время занятий.
-используя психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности (модифицированным
вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками и пр.).
2 этап. Выявление родителей, учеников, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или
психическое насилие.
- Опросник Басса-Дарки.
- «Социометрия»
- Анкетирование (тест Филиппса)
- Тест тип темперамента, определение самоотношения , диагностика коммуникативных способностей
-определение личностных особенностей Кеттелла
-самооценка психического состояния по Г.Айзенку
3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех
семьях, в которых заметны нарушения поведения детей
- опросник детско-родительского взаимодействия.
2.
Профилактическая работа
Система профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном
подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения
семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и
в первую очередь детей.
Первичная профилактика
- предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения,
выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для
эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.).
Вторичная профилактика
включает в себя
создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае
жестокого обращения для реагирования на случай.
В общем плане можно выделить несколько основных этапов организации выявления случая жестокого обращения
и планирования помощи пострадавшему ребенку.
1 этап:
прием информации
Собирать информацию о жестоком обращении с ребенком, которая может поступать из самых разных источников -
соседи, друзья, прохожие, поликлиники, полиции, органов социальной защиты, граждан и т.д. с целью
организации раннего выявления случаев жестокого обращения. Проведение информационной и образовательной
работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или
пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом
3 статьи 56 семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об
угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в
орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган
опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
2 этап:
расследование сигнала о случае жесткого обращения
на этом этапе необходимо проведение
предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика
ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.
После получения информации (сигнала) необходимо проведение проверки, целью которой является определить:
а) имел ли место случай жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье, с представлением
информации по результатам проверки в орган опеки и попечительства (или в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав).
3 этап: оценка безопасности ребенка. Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает
особое значение в ситуациях, когда ребёнок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в
условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребёнок
может серьёзно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребёнка оценивается по состоянию его
физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию
высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.
4 этап: Организация защиты ребёнка, пострадавшего от жестокого общения. Каждая
информация о случае жестокого обращения оценивается на предмет риска и безопасности
для ребёнка, а факт жестокого обращения расследуется.
После оценки риска принимается решение, остаётся ли ребёнок дома; необходима ли
выработка срочного плана безопасности для снижения риска, если он оценивается как
высокий, или ребёнка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее
учреждение, во временную семью или к родственникам, способным обеспечить
безопасность и заботиться о ребёнке.
5 этап: мониторинг динамики семейной ситуации
Отслеживать динамику работы с семьёй, что позволяет не работать в пустую, когда
принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план.
6 этап: завершение помощи.
По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление
профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга
является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач,
необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и
перспективах реабилитационной работы с семьей.
Третичная профилактика
Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое
обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической
реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств,
а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению
временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.
Коррекционная работа по защите детей от жестокого обращения.
- коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к школе;
- коррекционные занятия с учителями с целью оптимизации стиля общения с детьми;
- коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного
воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.
Коррекционная работа с родителями ведётся в следующих формах:
в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в
качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания
выступают учитель и педагог-психолог).
в форме анализа конкретной проблемной ситуации (социальный педагог, классный
руководитель, педагог- психолог);
в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной
компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (педагог-психолог).
Мероприятия с педагогическим коллективом.
Педагогические советы:
1.«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»
Семинары классных руководителей по темам:
1.
Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание
потребности в здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к
решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся
Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей
в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по
формированию ЗОЖ.
2.
Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие школы, семьи и социума по
профилактике девиантного поведения учащихся. Конструктивное партнерство
школы и семьи.
Совершенствование воспитательно-профилактической работы.
Цель: формирование у классных руководителей установки на применение
технологий педагогики поддержки в работе с «трудными» детьми и детьми «группы
риска».
3.
Культурологические проблемы современного образования.
Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей
в вопросах планирования и организации развивающего досуга учащихся.
Мероприятия с родителями.
-
индивидуальная консультация классного руководителя, социального педагога,
педагога-психолога;
-
заседание классного родительского комитета;
-
классное родительское собрание.
Примерная тематика классных родительских собраний:
Начальная школа:
1. Эмоциональное неблагополучие детей;
2. Особенности воспитания и родительские отношения;
3. Истоки домашнего воровства;
4. Поощрение и наказание;
5. Детская ложь и её истоки.
Вторая ступень обучения:
1.Психологические особенности детей подросткового возраста;
2.Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре;
3.«Культура» речи современного подростка;
4.Конфликты в семье и школе;
5.Досуг подростков.
Третья ступень обучения:
1.Психологические особенности раннего юношеского возраста;
План работы с обучающимися
школы по профилактике жестокого обращения с детьми.
№
п\
п
Мероприятие
Класс
Сроки
Ответственные
1.
Наблюдение за поведением ребенка во
время занятий
1-11
в течение
года
классные
руководители
2.
Формирование электронного банка
социально-незащищенных семей:
-Список неполных семей
-Список учащихся из неполных
семей
-Список малоимущих семей -Список
учащихся из малоимущих семей
-Список многодетных малоимущих семей
-Список учащихся из многодетных
малоимущих семей
-Список семей, имеющих детей-
инвалидов, проживающих на
территории города
-Список семей, являющихся
безработными
-Список опекунских и приемных семей
-Список семей, находящихся в социально-
опасном положении (СОП).
1-11
в течение
года
классные
руководители,
социальный
педагог
3.
Выявление семей, в которых дети могут
подвергаться жестокому обращению.
1-11
в течение
года
педагог-
психолог
социальный
педагог
4.
Составление социального паспорта школы.
1-11
в течение
года
социальный
педагог
5.
Диагностика:
- Опросник Басса-Дарки.
- «Социометрия»
- Анкетирование (тест Филиппса)
- Тест тип темперамента, определение
самоотношения , диагностика
коммуникативных способностей
-определение личностных особенностей
Кеттелла
-самооценка психического состояния по
Г.Айзенку
1-11
в течение
года
педагог-
психолог
Профилактическая работа с учащимися.
8.
Ежедневный контроль за посещением
учащимися школы и оперативное принятие
мер по выяснению причины пропуска
занятий.
1-11
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
9.
Контроль за занятостью учащихся во
внеурочное время.
1-11
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
10.
Посещение на дому учащихся, имеющих
проблему в семье. Изучение семейных
отношений.
1-11
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
11.
Индивидуальная работа с учащимися,
находящимися в «зоне риска».
1-11
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
12.
Анкетирование среди учащихся с целью
выявления случаев жестокого обращения.
1-11
1 раз в
четверть
педагог-
психолог
социальный
педагог
13.
Посещение семей учащихся с целью
выявления случаев жестокого обращения.
1-11
в
течение
года
классные
руководители
педагог-
психолог
социальный
педагог
14.
Организация встречи с участковыми
инспекторами службы по делам
несовершеннолетних.
1 раз в
полгода
социальный
педагог
15.
Проведение индивидуальной работы с
детьми, проявляющими агрессивность среди
сверстников, с семьями, где наблюдается
насилие над детьми.
в
течение
года
классные
руководители
педагог-
психолог
социальный
педагог
16.
Сотрудничество с КДН и ЗП, ПДН ОВД,
службами опеки в работе с
несовершеннолетними, молодежью по
профилактике семейного неблагополучия,
безнадзорности детей, правонарушений.
в
течение
года
социальный
педагог
Профилактическая работа с родителями по выявлению неблагополучия в семье
17.
Наблюдение за семьями и выявление
неблагополучия в семье.
1-11
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
18.
Выявление и учет семей, оказавшихся в
сложной жизненной ситуации.
1-11
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
19.
Контроль за своевременным оформлением
справок родителями на предоставление
бесплатного питания школьникам из
многодетных, малоимущих семей.
1-11
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
Коррекционная работа
20.
Создание системы сбора и анализа
информации, учета и контроля за решением
проблем социальной жизни детей,
находящихся в трудной жизненной
ситуации.
1-11
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
21.
Отслеживание детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации и применение
срочных мер для создания условий
жизнеобеспечения детей и подростков.
1-11
классы
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
22.
Работа с опекунами и приемными
родителями. Посещение на дому.
1-11
классы
в
течение
года
классные
руководители,
педагог-
психолог и
социальный
педагог
Мероприятия
23.
Акция «Собери ребенка в школу»
1-5
сентябрь
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
24.
Акция «Мешок добра»
Акция «Чистый лес»
1-11
10
сентября
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
25.
Классные часы «Конфликты и стратегия
выхода из них».
Конкурс «Мисс осень»
Концерт ко Дню учителя.
Общешкольное родительское собрание.
6-11
октябрь
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
26.
Классные часы «Я имею права»
День прав ребенка.
1-11
ноябрь
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
27.
Конкурс плакатов «Стоп, ВИЧ, СПИД!»
Акция «Подари Новый год ребенку»
8-9
декабрь
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
28.
Интерактивное занятие «Буллинг. Как
быть?»
вербальный буллинг (угрозы,
оскорбления, саркастические замечания,
унижение); физический (ребёнка могут
толкнуть, ударить); психологический
(психологическое давление, оказываемое
группой, игнорирование); вымогательство
(денег/порча имущества);
кибербуллинг (буллинг с использованием
социальных сетей); телефонный буллинг
5-8
март
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог.
29.
Интерактивное занятие с педагогами
«Воспитание без насилия»
педаго
гическ
ий
коллек
тив
август
педагог-
психолог
социальный
педагог.
30.
Проведение беседы с элементами тренинга
для родителей на тему: «Право ребёнка на
защиту от всех форм жестокого обращения»
родите
ли
по
запросу
классные
руководители,
педагог-
психолог
социальный
педагог
31.
Выставка книг по профилактике жестокого
поведения, конфликтности, а также о
толерантности, и добром и уважительном
отношении к другим людям
Сентябрь
Ноябрь
Май
педагог-
библиотекарь
32.
Беседы «Ваши права»
1-4
в течение
года
классные
руководители
33.
Изучение «Конвенции о правах ребёнка»,
«Декларации прав ребенка»
5-11
в течение
года
34.
Проведение урока «Международный день
детского телефона доверия»
1-11
17 мая
классные
руководители