Напоминание

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ


Автор: Внукова Ирина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Н.Н.Яковлева" г. Олекминск РС(Я)
Населённый пункт: г.Олекминск РС (Я)
Наименование материала: Программа профилактики
Тема: ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ Н.Н. ЯКОВЛЕВА»

Г. ОЛЕКМИНСКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Утверждаю_______________________

и.о.директора МБОУ «СОШ №1 им.Н. Н.Яковлева»

Н.И.Чемпосова

«____»___________2018г

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Составители: Ершова Надежда Семеновна -

социальный педагог,

Ирина Николаевна Внукова –

педагог-психолог,

Татьяна Агафоновна Маркова –

Заместитель директора по ВР.

г. Олекминск.

Программа профилактики жестокого обращения с детьми содержит цели, задачи, направления, основные принципы, которыми

руководствуется школа в своей работе, включает в себя план мероприятий, направленных на предупреждение случаев жестокого

обращения с детьми.

Программа

профилактики жестокого обращения с детьми.

Цель программы:

1.

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.

2.

Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных

ситуациях.

Программа предусматривает решение школой следующих задач:

1. Защита обучающихся от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.

2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.

3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и

компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

4.

Сотрудничество

с

органами

опеки

и

попечительства,

правоохранительными

организациями,

организациями

здравоохранения, культуры и дополнительного образования с целью формирования

ответственной и способной к жизни в обществе личности.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

1. Воспитывая детей, помогите им расти.

2. Не судите и не поучайте.

3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.

4. Как стать своим и не нажить врагов.

Направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с детьми:

1. Право на жизнь - главное право человека.

2. Насилие в семье.

3. Насилие среди сверстников.

4. Насилие на улице.

5. Сексуальное насилие.

6. Психологическое насилие.

7. Физическое насилие.

8. Эмоциональное насилие.

Участники программы:

- педагогический коллектив,

- родительский коллектив,

- ученический коллектив

.

Сроки реализации программы: 2018-2023 г.г

Ожидаемые результаты реализации программы:

- формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;

- отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

Риски:

1.Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучения школьника.

2.Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций социально-психологической службы

школы.

Недостаточная заинтересованность родителей показать ребенка специалисту, оказывающему лечебную помощь

детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье

.

Содержание программы:

Работа должна включать в себя следующие виды деятельности: диагностика, профилактика, коррекция.

1.

Диагностическая работа.

1 этап.

Проблемы в адаптации, а именно:

- трудности в обучении;

- неорганизованность;

- агрессия;

- неуравновешенность;

- неуверенность в себе;

- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

- воровство и т.п.

Основным методом является экспертная оценка педагога-психолога, классных руководителей.

- наблюдением за поведением детей во время занятий.

-используя психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности (модифицированным

вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками и пр.).

2 этап. Выявление родителей, учеников, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или

психическое насилие.

- Опросник Басса-Дарки.

- «Социометрия»

- Анкетирование (тест Филиппса)

- Тест тип темперамента, определение самоотношения , диагностика коммуникативных способностей

-определение личностных особенностей Кеттелла

-самооценка психического состояния по Г.Айзенку

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех

семьях, в которых заметны нарушения поведения детей

- опросник детско-родительского взаимодействия.

2.

Профилактическая работа

Система профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном

подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения

семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и

в первую очередь детей.

Первичная профилактика

- предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения,

выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для

эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.).

Вторичная профилактика

включает в себя

создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае

жестокого обращения для реагирования на случай.

В общем плане можно выделить несколько основных этапов организации выявления случая жестокого обращения

и планирования помощи пострадавшему ребенку.

1 этап:

прием информации

Собирать информацию о жестоком обращении с ребенком, которая может поступать из самых разных источников -

соседи, друзья, прохожие, поликлиники, полиции, органов социальной защиты, граждан и т.д. с целью

организации раннего выявления случаев жестокого обращения. Проведение информационной и образовательной

работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или

пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом

3 статьи 56 семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об

угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в

орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган

опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

2 этап:

расследование сигнала о случае жесткого обращения

на этом этапе необходимо проведение

предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика

ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.

После получения информации (сигнала) необходимо проведение проверки, целью которой является определить:

а) имел ли место случай жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье, с представлением

информации по результатам проверки в орган опеки и попечительства (или в комиссию по делам

несовершеннолетних и защите их прав).

3 этап: оценка безопасности ребенка. Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает

особое значение в ситуациях, когда ребёнок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в

условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребёнок

может серьёзно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребёнка оценивается по состоянию его

физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию

высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.

4 этап: Организация защиты ребёнка, пострадавшего от жестокого общения. Каждая

информация о случае жестокого обращения оценивается на предмет риска и безопасности

для ребёнка, а факт жестокого обращения расследуется.

После оценки риска принимается решение, остаётся ли ребёнок дома; необходима ли

выработка срочного плана безопасности для снижения риска, если он оценивается как

высокий, или ребёнка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее

учреждение, во временную семью или к родственникам, способным обеспечить

безопасность и заботиться о ребёнке.

5 этап: мониторинг динамики семейной ситуации

Отслеживать динамику работы с семьёй, что позволяет не работать в пустую, когда

принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план.

6 этап: завершение помощи.

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление

профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга

является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач,

необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и

перспективах реабилитационной работы с семьей.

Третичная профилактика

Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое

обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической

реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств,

а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению

временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.

Коррекционная работа по защите детей от жестокого обращения.

- коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к школе;

- коррекционные занятия с учителями с целью оптимизации стиля общения с детьми;

- коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного

воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.

Коррекционная работа с родителями ведётся в следующих формах:

в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в

качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания

выступают учитель и педагог-психолог).

в форме анализа конкретной проблемной ситуации (социальный педагог, классный

руководитель, педагог- психолог);

в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной

компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (педагог-психолог).

Мероприятия с педагогическим коллективом.

Педагогические советы:

1.«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Семинары классных руководителей по темам:

1.

Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание

потребности в здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к

решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся

Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей

в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по

формированию ЗОЖ.

2.

Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие школы, семьи и социума по

профилактике девиантного поведения учащихся. Конструктивное партнерство

школы и семьи.

Совершенствование воспитательно-профилактической работы.

Цель: формирование у классных руководителей установки на применение

технологий педагогики поддержки в работе с «трудными» детьми и детьми «группы

риска».

3.

Культурологические проблемы современного образования.

Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей

в вопросах планирования и организации развивающего досуга учащихся.

Мероприятия с родителями.

-

индивидуальная консультация классного руководителя, социального педагога,

педагога-психолога;

-

заседание классного родительского комитета;

-

классное родительское собрание.

Примерная тематика классных родительских собраний:

Начальная школа:

1. Эмоциональное неблагополучие детей;

2. Особенности воспитания и родительские отношения;

3. Истоки домашнего воровства;

4. Поощрение и наказание;

5. Детская ложь и её истоки.

Вторая ступень обучения:

1.Психологические особенности детей подросткового возраста;

2.Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре;

3.«Культура» речи современного подростка;

4.Конфликты в семье и школе;

5.Досуг подростков.

Третья ступень обучения:

1.Психологические особенности раннего юношеского возраста;

План работы с обучающимися

школы по профилактике жестокого обращения с детьми.

п\

п

Мероприятие

Класс

Сроки

Ответственные

1.

Наблюдение за поведением ребенка во

время занятий

1-11

в течение

года

классные

руководители

2.

Формирование электронного банка

социально-незащищенных семей:

-Список неполных семей

-Список учащихся из неполных

семей

-Список малоимущих семей -Список

учащихся из малоимущих семей

-Список многодетных малоимущих семей

-Список учащихся из многодетных

малоимущих семей

-Список семей, имеющих детей-

инвалидов, проживающих на

территории города

-Список семей, являющихся

безработными

-Список опекунских и приемных семей

-Список семей, находящихся в социально-

опасном положении (СОП).

1-11

в течение

года

классные

руководители,

социальный

педагог

3.

Выявление семей, в которых дети могут

подвергаться жестокому обращению.

1-11

в течение

года

педагог-

психолог

социальный

педагог

4.

Составление социального паспорта школы.

1-11

в течение

года

социальный

педагог

5.

Диагностика:

- Опросник Басса-Дарки.

- «Социометрия»

- Анкетирование (тест Филиппса)

- Тест тип темперамента, определение

самоотношения , диагностика

коммуникативных способностей

-определение личностных особенностей

Кеттелла

-самооценка психического состояния по

Г.Айзенку

1-11

в течение

года

педагог-

психолог

Профилактическая работа с учащимися.

8.

Ежедневный контроль за посещением

учащимися школы и оперативное принятие

мер по выяснению причины пропуска

занятий.

1-11

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

9.

Контроль за занятостью учащихся во

внеурочное время.

1-11

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

10.

Посещение на дому учащихся, имеющих

проблему в семье. Изучение семейных

отношений.

1-11

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

11.

Индивидуальная работа с учащимися,

находящимися в «зоне риска».

1-11

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

12.

Анкетирование среди учащихся с целью

выявления случаев жестокого обращения.

1-11

1 раз в

четверть

педагог-

психолог

социальный

педагог

13.

Посещение семей учащихся с целью

выявления случаев жестокого обращения.

1-11

в

течение

года

классные

руководители

педагог-

психолог

социальный

педагог

14.

Организация встречи с участковыми

инспекторами службы по делам

несовершеннолетних.

1 раз в

полгода

социальный

педагог

15.

Проведение индивидуальной работы с

детьми, проявляющими агрессивность среди

сверстников, с семьями, где наблюдается

насилие над детьми.

в

течение

года

классные

руководители

педагог-

психолог

социальный

педагог

16.

Сотрудничество с КДН и ЗП, ПДН ОВД,

службами опеки в работе с

несовершеннолетними, молодежью по

профилактике семейного неблагополучия,

безнадзорности детей, правонарушений.

в

течение

года

социальный

педагог

Профилактическая работа с родителями по выявлению неблагополучия в семье

17.

Наблюдение за семьями и выявление

неблагополучия в семье.

1-11

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

18.

Выявление и учет семей, оказавшихся в

сложной жизненной ситуации.

1-11

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

19.

Контроль за своевременным оформлением

справок родителями на предоставление

бесплатного питания школьникам из

многодетных, малоимущих семей.

1-11

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

Коррекционная работа

20.

Создание системы сбора и анализа

информации, учета и контроля за решением

проблем социальной жизни детей,

находящихся в трудной жизненной

ситуации.

1-11

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

21.

Отслеживание детей, находящихся в

трудной жизненной ситуации и применение

срочных мер для создания условий

жизнеобеспечения детей и подростков.

1-11

классы

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

22.

Работа с опекунами и приемными

родителями. Посещение на дому.

1-11

классы

в

течение

года

классные

руководители,

педагог-

психолог и

социальный

педагог

Мероприятия

23.

Акция «Собери ребенка в школу»

1-5

сентябрь

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

24.

Акция «Мешок добра»

Акция «Чистый лес»

1-11

10

сентября

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

25.

Классные часы «Конфликты и стратегия

выхода из них».

Конкурс «Мисс осень»

Концерт ко Дню учителя.

Общешкольное родительское собрание.

6-11

октябрь

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

26.

Классные часы «Я имею права»

День прав ребенка.

1-11

ноябрь

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

27.

Конкурс плакатов «Стоп, ВИЧ, СПИД!»

Акция «Подари Новый год ребенку»

8-9

декабрь

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

28.

Интерактивное занятие «Буллинг. Как

быть?»

вербальный буллинг (угрозы,

оскорбления, саркастические замечания,

унижение); физический (ребёнка могут

толкнуть, ударить); психологический

(психологическое давление, оказываемое

группой, игнорирование); вымогательство

(денег/порча имущества);

кибербуллинг (буллинг с использованием

социальных сетей); телефонный буллинг

5-8

март

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог.

29.

Интерактивное занятие с педагогами

«Воспитание без насилия»

педаго

гическ

ий

коллек

тив

август

педагог-

психолог

социальный

педагог.

30.

Проведение беседы с элементами тренинга

для родителей на тему: «Право ребёнка на

защиту от всех форм жестокого обращения»

родите

ли

по

запросу

классные

руководители,

педагог-

психолог

социальный

педагог

31.

Выставка книг по профилактике жестокого

поведения, конфликтности, а также о

толерантности, и добром и уважительном

отношении к другим людям

Сентябрь

Ноябрь

Май

педагог-

библиотекарь

32.

Беседы «Ваши права»

1-4

в течение

года

классные

руководители

33.

Изучение «Конвенции о правах ребёнка»,

«Декларации прав ребенка»

5-11

в течение

года

34.

Проведение урока «Международный день

детского телефона доверия»

1-11

17 мая

классные

руководители



В раздел образования