Автор: Андырева Надежда Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Березники Пермский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: рисование "Путешествие в гжель".
Раздел: начальное образование
Cценарий урока изо "Путешествие в Гжель" (2 класс)
Cценарий содержит описание урока изо "Путешествие в Гжель". Форма уро-
ка - путешествие. Основная форма деятельности - групповая. Основные мето-
ды - частично-поисковые, активизирующие мыслительную деятельность.
Конспект урока изобразительного искусства для 2-го класса.
Программа: В.С.Кузин «Изобразительное искусство».
Раздел: «Декоративно-прикладное искусство».
Тема урока: «Народные промыслы России. Гжель».
Задачи урока:
1.
Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика»,
научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской
росписи.
2.
Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма в технике
гжельского орнамента.
3.
Показать возможности синего цвета (повторение материала из раздела
«Цветоведение»).
4.
Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
5.
Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к
декоративно-прикладному искусству.
Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор и
экран). Музыкальный центр.
Парты расставлены для групповой работы («вагончики» на 6 мест). Каждый
«вагончик» имеет номер в виде таблички в форме разных геометрических
фигур. На столах – баночки с водой, альбомные листы.
Раздаточный дидактический материал:
Билеты (на каждую из групп готовятся билеты в форме определенной гео-
метрической фигуры; билеты окрашены в разные оттенки синего цвета; на
обратной стороне билетов – буквы, из которых можно сложить слово
«Гжель».
Памятки «Правила сотрудничества в группе».
Памятки «Особенности гжельской росписи».
Конверты с фотографиями изделий различных народных промыслов –
Хохломы, Дымкова, Городца, Гжели.
Конверты с деталями для конструирования орнамента.
Плакаты формата А3 с контуром гжельского фарфорового чайника.
Альбомные листы с контуром кумгана.
Ход урока.
«Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что высаживать яблоки
в отравленную почву».
Ш.А. Амонашвили.
Организационный момент.
Дети входят в класс под переливчатые звуки колокольчиков. При входе в
класс каждый ребенок получает билет – карточку синего цвета различной
формы. У каждого ребенка в руках багаж – краски и кисти. Дети встают по-
лукругом у доски.
Слайд №1 – веселый паровозик.
Учитель:
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в
увлекательное путешествие по родной стране на волшебном поезде. Ваш
багаж для путешествия – кисти и краски. У каждого из вас есть билет на
поезд и сейчас вы займете места в вагонах. Номер вагона – табличка с гео-
метрической фигурой – такой же, как форма билетов у вас в руках. Зани-
майте свои места. Мы скоро отправляемся!
Дети занимают места, делятся таким образом на группы.
И так, в путь!
Звучит гудок паровоза. Стук колес.
Введение в тему урока.
Слайд №2– вид из окна поезда.
Учитель:
Мы с вами держим путь в старинный город мастеров. А чтобы узнать, в
какой именно, вы должны пройти первое испытание – расположите ваши
билеты в порядке усиления цвета. Что это значит? (от светлого оттенка к
темному). Работая в группе, не забывайте о правилах сотрудничества.
Слайд №3– квадраты разного оттенка синего цвета (при правильном располо-
жении складывается слово «Гжель»)
Одна из групп работает у интерактивной доски – выполняет аналогичное за-
дание.
Учитель:
Молодцы! А теперь обратите внимание на то, какое слово сложилось из
ваших волшебных билетов?
Дети:
Гжель.
Слайд №4– надпись «Гжель» с использованием элементов росписи.
Музыка фоном.
Учитель:
Верно, Гжель. Это и есть место, куда мы направляемся. Гжель – это
древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготав-
ливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. Само на-
звание села говорит о многом. Посмотрите внимательно на слово. Из ка-
ких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих?
Дети:
Слово состоит из звонких согласных звуков.
Учитель:
Верно. Звуки слова звенят также, как и знаменитых гжельский фарфор.
Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель»,
«жечь».
Рассказ учителя о гжельском народном промысле (знакомство с новым мате-
риалом).
Слайд №5– фото изделий Гжели.
Музыка фоном.
Рассказ сопровождается фотографиями изделий Гжели, фотографиями масте-
ров за работой.
Изучение отличительных особенностей гжельской росписи. Повторение ма-
териала из раздела «Цветоведение».
Учитель:
У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать
его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут ваши волшеб-
ные билет. Посмотрите на их цвет, вспомните фотографии изделий Гжели
и скажите мне – в чем эта особенность?
Дети:
Узоры выполнены синей краской.
На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему? (ответы де-
тей).
Слайд №6 – пейзажи с акцентом на синий цвет.
Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и
голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.
Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет ча-
сто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках,
сказках. Вы дома должны были подобрать примеры из русского фолькло-
ра с упоминанием синего цвета (Ответы детей)
(«собираю разбираю васильковые цветы», «за синие горы», «синий лен» и
пр.).
Слайд №7– цветовой спектр.
Учитель:
Вспомним цветоведение. Давайте дадим характеристику синего цвета
(цветовой спектр). (Ответы детей)
Основной, холодный, сближенный с голубым и фиолетовым, контрастный
оранжевому.
Первичное закрепление полученных знаний.
Слайд №8 – фото изделий разных промыслов, витрина для размещения изде-
лий гжели.
Учитель:
Вы уже достаточно знаете о Гжели, чтобы самостоятельно отличить ее из-
делия от других народных промыслов. Ваше следующее задание – из
предложенных фотографий ваши группы должны выбрать те, на которых
изображен гжельский фарфор (пакет №2). 2 человека выполняют это зада-
ние у интерактивной доски. Время на выполнение задание – 2 минуты. По
результатам работы вы должны обосновать свой выбор.
Выступления групп.
Практическая работа – тренировочные упражнения по развитию кистевого
письма.
Учитель:
Пришло время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия на-
родных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу ки-
стью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это
требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не
сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется вы-
брасывать. Будьте внимательны и аккуратны.
Подготовка руки к работе. Пальчиковая гимнастика.
Слайд №9 – примеры орнамента кантов.
Начнем с рисования кантов. Эти узоры используются для украшения кра-
ев изделий.
Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное вы-
полнение учащимися.
Слайд №10 – примеры орнамента.
Основной элемент гжельской росписи – сказочный цветок. Украшает
центр изделий. Для завершенности орнамента украшается тонкими завит-
ками – усиками.
Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное вы-
полнение учащимися.
Слайд №11 – примеры орнамента.
Листья и ягоды. Как дополнение основного элемента.
Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное вы-
полнение учащимися.
Сами придумайте и нарисуйте элемент гжельской росписи.
Подведем итог работе: основные приемы росписи – свободный мазок,
примакивание, тычки и прокрутки. Базовый цвет для орнамента – синий.
Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов
композиции.
Слайд №12 – правила композиции.
Учитель:
Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого
письма. Но для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узо-
ры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? Расположение рисун-
ка на изделии. Правила композиции несложны: крупные элементы (основ-
ные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Кант –
по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону,
их не должно быть слишком много или слишком мало. Выполните следую-
щее задание в группах – украсьте кувшин элементами росписи (мозаика в
конверте №3). Время выполнения задания – 3 минуты. В качестве подсказки
пользуйтесь карточкой – правила композиции.
Слайд №13– контур кувшина и детали для моделирования орнамента.
Дети выполняют задания в группах. 3 человека – у интерактивной доски.
доски. Проверка и словесная оценка созданных орнаментов.
Творческое домашнее задание.
Учитель:
Мы с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из
поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь
сувениры – белоснежные гжельские кумганы (кувшины). Но это лишь за-
готовки. Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь
приемами кистевого письма и законами составления композиции.
Подведение итогов урока. Рефлексия.