Напоминание

рисование "Путешествие в гжель".


Автор: Андырева Надежда Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Березники Пермский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: рисование "Путешествие в гжель".
Раздел: начальное образование





Назад




Cценарий урока изо "Путешествие в Гжель" (2 класс)

Cценарий содержит описание урока изо "Путешествие в Гжель". Форма уро-

ка - путешествие. Основная форма деятельности - групповая. Основные мето-

ды - частично-поисковые, активизирующие мыслительную деятельность.

Конспект урока изобразительного искусства для 2-го класса.

Программа: В.С.Кузин «Изобразительное искусство».

Раздел: «Декоративно-прикладное искусство».

Тема урока: «Народные промыслы России. Гжель».

Задачи урока:

1.

Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика»,

научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской

росписи.

2.

Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма в технике

гжельского орнамента.

3.

Показать возможности синего цвета (повторение материала из раздела

«Цветоведение»).

4.

Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

5.

Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к

декоративно-прикладному искусству.

Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор и

экран). Музыкальный центр.

Парты расставлены для групповой работы («вагончики» на 6 мест). Каждый

«вагончик» имеет номер в виде таблички в форме разных геометрических

фигур. На столах – баночки с водой, альбомные листы.

Раздаточный дидактический материал:

Билеты (на каждую из групп готовятся билеты в форме определенной гео-

метрической фигуры; билеты окрашены в разные оттенки синего цвета; на

обратной стороне билетов – буквы, из которых можно сложить слово

«Гжель».

Памятки «Правила сотрудничества в группе».

Памятки «Особенности гжельской росписи».

Конверты с фотографиями изделий различных народных промыслов –

Хохломы, Дымкова, Городца, Гжели.

Конверты с деталями для конструирования орнамента.

Плакаты формата А3 с контуром гжельского фарфорового чайника.

Альбомные листы с контуром кумгана.

Ход урока.

«Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что высаживать яблоки

в отравленную почву».

Ш.А. Амонашвили.

Организационный момент.

Дети входят в класс под переливчатые звуки колокольчиков. При входе в

класс каждый ребенок получает билет – карточку синего цвета различной

формы. У каждого ребенка в руках багаж – краски и кисти. Дети встают по-

лукругом у доски.

Слайд №1 – веселый паровозик.

Учитель:

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в

увлекательное путешествие по родной стране на волшебном поезде. Ваш

багаж для путешествия – кисти и краски. У каждого из вас есть билет на

поезд и сейчас вы займете места в вагонах. Номер вагона – табличка с гео-

метрической фигурой – такой же, как форма билетов у вас в руках. Зани-

майте свои места. Мы скоро отправляемся!

Дети занимают места, делятся таким образом на группы.

И так, в путь!

Звучит гудок паровоза. Стук колес.

Введение в тему урока.

Слайд №2– вид из окна поезда.

Учитель:

Мы с вами держим путь в старинный город мастеров. А чтобы узнать, в

какой именно, вы должны пройти первое испытание – расположите ваши

билеты в порядке усиления цвета. Что это значит? (от светлого оттенка к

темному). Работая в группе, не забывайте о правилах сотрудничества.

Слайд №3– квадраты разного оттенка синего цвета (при правильном располо-

жении складывается слово «Гжель»)

Одна из групп работает у интерактивной доски – выполняет аналогичное за-

дание.

Учитель:

Молодцы! А теперь обратите внимание на то, какое слово сложилось из

ваших волшебных билетов?

Дети:

Гжель.

Слайд №4– надпись «Гжель» с использованием элементов росписи.

Музыка фоном.

Учитель:

Верно, Гжель. Это и есть место, куда мы направляемся. Гжель – это

древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготав-

ливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. Само на-

звание села говорит о многом. Посмотрите внимательно на слово. Из ка-

ких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих?

Дети:

Слово состоит из звонких согласных звуков.

Учитель:

Верно. Звуки слова звенят также, как и знаменитых гжельский фарфор.

Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель»,

«жечь».

Рассказ учителя о гжельском народном промысле (знакомство с новым мате-

риалом).

Слайд №5– фото изделий Гжели.

Музыка фоном.

Рассказ сопровождается фотографиями изделий Гжели, фотографиями масте-

ров за работой.

Изучение отличительных особенностей гжельской росписи. Повторение ма-

териала из раздела «Цветоведение».

Учитель:

У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать

его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут ваши волшеб-

ные билет. Посмотрите на их цвет, вспомните фотографии изделий Гжели

и скажите мне – в чем эта особенность?

Дети:

Узоры выполнены синей краской.

На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему? (ответы де-

тей).

Слайд №6 – пейзажи с акцентом на синий цвет.

Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и

голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.

Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет ча-

сто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках,

сказках. Вы дома должны были подобрать примеры из русского фолькло-

ра с упоминанием синего цвета (Ответы детей)

(«собираю разбираю васильковые цветы», «за синие горы», «синий лен» и

пр.).

Слайд №7– цветовой спектр.

Учитель:

Вспомним цветоведение. Давайте дадим характеристику синего цвета

(цветовой спектр). (Ответы детей)

Основной, холодный, сближенный с голубым и фиолетовым, контрастный

оранжевому.

Первичное закрепление полученных знаний.

Слайд №8 – фото изделий разных промыслов, витрина для размещения изде-

лий гжели.

Учитель:

Вы уже достаточно знаете о Гжели, чтобы самостоятельно отличить ее из-

делия от других народных промыслов. Ваше следующее задание – из

предложенных фотографий ваши группы должны выбрать те, на которых

изображен гжельский фарфор (пакет №2). 2 человека выполняют это зада-

ние у интерактивной доски. Время на выполнение задание – 2 минуты. По

результатам работы вы должны обосновать свой выбор.

Выступления групп.

Практическая работа – тренировочные упражнения по развитию кистевого

письма.

Учитель:

Пришло время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия на-

родных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу ки-

стью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это

требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не

сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется вы-

брасывать. Будьте внимательны и аккуратны.

Подготовка руки к работе. Пальчиковая гимнастика.

Слайд №9 – примеры орнамента кантов.

Начнем с рисования кантов. Эти узоры используются для украшения кра-

ев изделий.

Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное вы-

полнение учащимися.

Слайд №10 – примеры орнамента.

Основной элемент гжельской росписи – сказочный цветок. Украшает

центр изделий. Для завершенности орнамента украшается тонкими завит-

ками – усиками.

Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное вы-

полнение учащимися.

Слайд №11 – примеры орнамента.

Листья и ягоды. Как дополнение основного элемента.

Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное вы-

полнение учащимися.

Сами придумайте и нарисуйте элемент гжельской росписи.

Подведем итог работе: основные приемы росписи – свободный мазок,

примакивание, тычки и прокрутки. Базовый цвет для орнамента – синий.

Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов

композиции.

Слайд №12 – правила композиции.

Учитель:

Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого

письма. Но для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узо-

ры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? Расположение рисун-

ка на изделии. Правила композиции несложны: крупные элементы (основ-

ные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Кант –

по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону,

их не должно быть слишком много или слишком мало. Выполните следую-

щее задание в группах – украсьте кувшин элементами росписи (мозаика в

конверте №3). Время выполнения задания – 3 минуты. В качестве подсказки

пользуйтесь карточкой – правила композиции.

Слайд №13– контур кувшина и детали для моделирования орнамента.

Дети выполняют задания в группах. 3 человека – у интерактивной доски.

доски. Проверка и словесная оценка созданных орнаментов.

Творческое домашнее задание.

Учитель:

Мы с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из

поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь

сувениры – белоснежные гжельские кумганы (кувшины). Но это лишь за-

готовки. Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь

приемами кистевого письма и законами составления композиции.

Подведение итогов урока. Рефлексия.



В раздел образования