Автор: Голоскевич Лариса Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
Населённый пункт: с.п.Нижнесортымский Сургутского района ХМАО-Югры
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Формирование УУД при изучении темы "Местоимение"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Автор работы: учитель русского языка и литературы Голоскевич Лариса
Константиновна
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: Возвратное местоимение себя.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: Обеспечение в ходе урока усвоения особенностей использования в речи
возвратного местоимения СЕБЯ.
Задачи:
- усвоить особенности использования возвратного местоимения;
-развивать у школьников навыки определения признаков местоимений;
- формировать умение различать разряды личных местоимений и возвратного
местоимения себя;
-давать объективную оценку своей работе на уроке;
- формировать УУД
-воспитывать у обучающихся бережное отношение к речи.
Цель: научить ребят наблюдать, анализировать, делать выводы и
самостоятельно решать проблемы. Средство: открывать знания вместе с детьми.
^ Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания, духовно-
нравственное
воспитание
^ I.
Организационный
момент.
Приветствие.
II. Проверка
домашнего задания.
^ 1.Фронтальный опрос:
– Что называется местоимением?
- Назовите личные местоим.
- Как пишутся местоимения с
^ Регулятивные,
познавательные
коммуникативные
УУД, личностные
результаты, ТОУУ
1 Выступать перед
аудиторией
предлогами?
- Когда к личным местоимениям 3 л.
прибавляется н?
- Отгадайте, что это за местоимения.
1. В каком местоимении два звука, но
одна буква? (Я). 2. Какие два
местоимения мешают движению по
дорогам? (Я-мы). 3. Первый слог –
личное местоимение, второй – звук,
который издает лягушка. Вместе – овощ.
(Ты-ква)
2. – Поставьте местоимения в нужном
падеже: (Индив. задание)
Я грущу по (вы) вас, тоскуешь по (мы)
нас, скучаю по (вы) вас.
3.
«Я – редактор»
Оставшись одна, Тетка ложилась на
матрасик. Грусть подкрадывалась к
Тетке незаметно и овладела Теткою
постепенно. В Теткином воображении
появились какие-то неясные фигуры.
(А.Чехов)
– Назовите речевой недочёт в тексте.
Как его можно избежать?
Отредактировать текст, записать.
– Каким стал текст?
сверстников.
^ III.
Орфографическая
пятиминутка.
Появился у него, летит надо мной,
проявлять заботу обо мне, думать о
ней, прибыл ко мне, развеваться над
нами, трава подо мной, объясниться с
ним, сожалеть о нём, подарил им,
скучаю по вас, рассказал о себе.
– Что общего во всех записанных
словосочетаниях?
– Какую орфографическую задачу
Познавательные
УУД
1. Анализировать,
сравнивать,
классифицировать,
делать выводы.
решали при написании этих
местоимений?
– Где возникали трудности?
– Устно укажите начальную форму
местоимений.
– У всех ли местоимений получилось
образовать начальную форму?
^ IV. Введение в
тему и постановка
учебной проблемы.
1. – Выпишите это местоимение.
– На кого (что) оно указывает? На какой
вопрос отвечает?
– Как называется это местоимение?
– Сформулируйте тему урока.
^ 2. Упр. 477– наблюдение над
изменением местоимения себя.
В чём особенность возвратного
местоимения
существительного
себя
?
Почему так называется? Как оно
изменяется? Где употребляется?)
Вопросы нужно зафиксировать на доске
.
– Проверьте себя, прочитав ключевые
слова темы в конце
§ 56.
Регулятивные УУД
1. Высказывать
предположения на
основе наблюдений.
2. Формулировать
вопрос (проблему)
урока.
3. Планировать
деятельность на уроке.
^ V. Открытие
новых знаний.
Решение проблемы.
1. Упр. 478 – наблюдение над
предложнопадежными формами
возвратного местоимения-
существительного себя. Выполняется
по заданиям к упражнению.
– Сделайте вывод: как связано
возвратное местоимение себя с другими
словами, как называется орфограмма в
слове и между словами? (Орфограмма-
пробел.)
2. Упр. 479 – изучающее чтение текста
Регулятивные УУД
1. Искать пути
решения проблемы.
2. Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Познавательные
УУД
1. Анализировать,
и выявление новой информации
– На какие вопросы, поставленные в
начале урока, вы нашли ответы?
– Сформулируйте основную мысль,
ответив на этот вопрос.
^ 3. Чтение определения в рамке
послестр.80.
– В чём главная особенность
возвратного местоимения себя?
сравнивать, делать
выводы
2. Находить в тексте
информацию,
необходимую для
решения учебных
задач.
3. Самостоятельно
выбирать разные виды
чтения (изучающего,
детального).
^ VI. Развитие
учебноязыковых,
речевых и
правописных
умений.
Упр. 480 – развивается умение находить
местоимения, определять их начальную
форму и грамматические признаки;
выявлять особенность их употребления
в речи.
– На какой вопрос урока мы нашли ответ
в этом упражнении?
Определите падеж местоимения себя.
Быть требовательным к себе,
брать ответственность на себя,
поставить перед собой цель,
винить в неудачах, прежде всего
себя,
меньше всего думать о себе,
следить за собой,
отдавать себе отчет в своих
поступках,
владеть собой.
Какой вывод можно сделать? (нет
Им.п.)
Запись под диктовку:
Задание – объяснить самостоятельно или
Познавательные
УУД
1. Владеть приёмами
отбора и
систематизации
материала.
2. Анализировать,
сравнивать,
устанавливать
сходства и различия,
группировать.
Коммуникативные
УУД
1. Свободно излагать
свои мысли в устной и
письменной форме.
2. Создавать устные и
письменные тексты
заданного стиля и типа
с учётом замысла,
ситуации общения.
Личностные
результаты
Осознавать ценность
языка как
национально-
культурного
феномена.
с помощью учителя значение
записанных слов и выражений:
^ Себялюбец, читать про себя, владеть
собой, выходить из себя, судить по себе,
не похож на себя, себе на уме.
- подберите синоним к слову себялюбец
(эгоист)
^ VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Проверьте себя, ответив на вопросы,
поставленные в начале урока. (Они
записаны на доске.)
– Какие ещё появились вопросы? Что
оказалось трудным? А что интересным?
– С какими трудностями столкнулись? С
чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать
ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по
желанию, т.к. изучался новый материал).
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и
результаты своей
деятельности.
2. Вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности работы.
Дом. задание
Написать мини-сочинение, используя
словосочетания, которые прозвучали на
уроке.