Напоминание

"Использование техники кинусайга для развития художественно - творческого потенциала дошкольников"


Автор: Меженько Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №1
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование техники кинусайга для развития художественно - творческого потенциала дошкольников"
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение Куйбышевского района – детский сад

комбинированного вида «Солнышко»

Программа кружка

«

»

Волшебные лоскутки

Разработала:

Ерёмина А.В.,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Куйбышев, 2015

Информационная карта

1.Учреждение: МКДОУ «Солнышко»

2.Название программы: «Волшебные лоскутки»

3.Ф.И.О., должность руководителя кружка: Ерёмина Анна Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

4. Тип программы: художественно-эстетическая

5.Вид программы: развивающая

6. Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование

7. Продолжительность освоения программы: 1год (1раз в неделю)

8. Количество участников: 10 человек

9. Возраст участников: 6-7 лет

10. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей, педагогов.

11. Форма организации: групповая

12. Продолжительность занятий - 25мин.

Пояснительная записка

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Сухомлинский В.А

Страна восходящего солнца – Япония, подарила всему миру известные чу-

деса как оригами, темари, икебана, бонсай, аниме, айкидо и многое другое. Жи-

тели страны восходящего солнца - тонкие ценители красоты во всех направлени-

ях. Они известны также своим бережным отношением ко всему, что их окружает.

В том числе часто и мастерски переделывают старые вещи в новые. Кусочки ки-

моно они не выбрасывают, а превращают в удивительные картины. Так в 1987

году родилась техника «кинусайга» - это особая лоскутная аппликация из старых

кимоно. Переделывают японцы настолько мастерски, что работы смотрятся не

как соединение разнородных лоскутков, а как вполне реалистичная картина или

даже фотография! Чаще всего изображены пейзажи, части домов и цветы.

«Кинусайга» напоминает одновременно много рукодельных техник: ло-

скутное шитье, батик, роспись, мозаику, аппликацию.

В европейском варианте искусство «кинусайга» носит более прикладной

характер. У нас его называют «пэчворк без иголки», потому что используют не

только для «живописных» картин и красочных панно, но и для декорирования

различных предметов обихода.

Актуальность использования техники «шитьё без иглы» в образователь-

ном процессе в первую очередь, конечно, связана с возможностью использова-

ния её как средство развития мелкой моторики рук, представления, воображения,

мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления,

развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную

координацию, творческие способности. Дети учатся оперировать палитрой цве-

тов, сочетать их между собой. Практические работы, связанные с обработкой

ткани, развивают глазомер. Качество работ из ткани во многом зависит от точно-

сти и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки, разметки.

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его паль-

цев». Иными словами – чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше гово-

рит и развивается ребенок.

Кроме того, большое значение приобретает соблюдение правил культуры

труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инстру-

ментам, приспособления и материалам.

В процессе занятий по рукоделию дети закрепляют навыки работы с нож-

ницами, стеком.

Работая в технике «шитьё без иглы», дошкольники практически не утом-

ляются, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяже-

нии всего времени отведенного для деятельности. Чем сильнее ребенок увлечен,

тем больше он сосредоточен, тем продуктивнее его труд и необычнее результат.

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические на-

выки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления работ в технике

«кинусайга» за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым обо-

рудованием для занятий совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир

искусства «кинусайга» с помощью исторических сведений и фактов.

В плане подготовки детей к школе работа с техникой «кинусайга» ценна

еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества де-

тей:

умение слушать воспитателя;

принимать умственную задачу и находить способ ее решения;

переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выпол-

нения;

развитие самоконтроля и самооценки;

осознание собственных познавательных процессов.

Цель программы

– развитие личности ребенка путем творческого самовы-

ражения через освоение техники «кинусайга».

:

Задачи программы

формирование интереса к творческой деятельности, художественного

вкуса, эстетического восприятия формы, цвета;

знакомство с разнообразными видами ручного рукоделия;

развитие мелкой моторики рук;

воспитание умения доводить начатое дело до конца, желание дарить

поделки, сделанные своими руками, близким людям.

,

:

Принципы лежащие в основе программы

1.

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствую-

щей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого по-

знавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети

усваивали знания постепенно.

3.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным,

увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять

предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изу-

чаемого материала по тематическим блокам.

5.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети

выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а

не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодей-

ствие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

:

Формы работы

• индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

• групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет опре-

деленное задание);

• коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции

дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

Научатся различным приемам работы с тканью;

Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия в технике «ки-

нусайга»;

У детей повысится уровень развития

внимания, памяти, мышления, про-

странственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художе-

ственного вкуса, творческих способностей и фантазии.

Познакомятся с искусством «кинусайга»;

Овладеют навыками культуры труда;

Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в

коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образова

-

:

тельной программы

- проведение мониторинга художественно-эстетического развития детей;

- проведение выставок работ в детском саду;

- участие в городских выставках;

- участие во всероссийских дистанционных конкурсах.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Теория

Практика

сентябрь

1.

Вводное занятие.

Ознакомление детей

с

режимом

работы

кружка,

содержани-

ем предстоящей ра-

боты. Техника без-

опасности при рабо-

те

с

режущими

инструментами

и

клеями.

Знакомство с детьми

―Круг общения. Зна-

комство с правилами

техники

безопасно-

сти.

2.

Как

появились

ткани?

История

возникновения

ткани.

Свойства

ткани.

Разнооб-

разие ткани, ее

виды.

Познакомить

детей

со свойствами ткани.

Рассказать о видах

ткани и уместности

ее применения для

конкретной поделки

Дети на практике зна-

комятся с видами тка-

ни и её свойствами

3.

Что такое кину-

сайга?

Познакомить детей с

историей

возникно-

вения техники кину-

сайга.

4.Вырезание шабло-

нов для поделок.

Познакомить детей с

правилами работы с

тканью,

правилами

разметки

шаблонов.

Рассказ о приборах и

инструментах,

ис-

пользуемых при ра-

боте. Совершенство-

вать навыки выреза-

ния; развивать мел-

кую моторику рук.

Дети самостоятельно

размечают детали и

вырезают шаблоны.

октябрь

Изготовление панно

«Котята»

(4 занятия).

Учить

детей

пра-

вильно

выполнять

поделки в нетради-

ционной аппликатив-

ной технике.

Дети

с

помощью

взрослого,

а

затем

самостоятельно

вы-

полняют

основные

этапы работы.

ноябрь

Изготовление панно

«Матрешка»

(4 занятия).

Закрепить

навыки

изготовления

поде-

лок в технике кину-

сайга. Использование

дополнительных ма-

териалов

декориро-

вания и составления

Дети самостоятельно

изготавливают панно,

декорируют изделие.

композиции.

декабрь

Изготовление елоч-

ных игрушек в стиле

«кинусайга»

Способы и правила

её составления. При-

менение

формы

в

композициях. Поня-

тие

“коллективная

творческая

работа”.

Правила работы кол-

лективом.

Коллективная работа.

Композиция из основ-

ных форм. Составле-

ние

композиции

из

форм. Задания дает

детям сам педагог, по

выполнению заданий

составляется коллек-

тивная работа. Кол-

лективное

составле-

ние

композиции

по

выбранной тематике.

январь

Коллективная рабо-

та. Композиция из

цветов. (панно в тех-

нике кинусайга)

(3 занятия)

Познакомить

с

основным понятием

“композиция”, спосо-

бами и правилами её

составления.

Развивать воображе-

ние;

воспитывать

эстетические

чув-

ства.

Коллективная работа.

Композиция из цве-

тов.

Преподаватель

дает задание коллек-

тивной работы. Дети

сами разбиваются на

группы,

выбирают

“ведущего” и выпол-

няют композицию.

февраль

Валентинка в техни-

ке кинусайга

(2 занятия)

Познакомить детей с

примерами

изготов-

ления

валентинки,

воспитывать желание

испытывать удоволь-

ствие от конечного

результата своей дея-

тельности.

Дети самостоятельно

разрабатывают

ди-

зайн своей валентин-

ки. Выполняют необ-

ходимые заготовки и

делают поделку.

Подарок маме

(2 занятия)

Познакомить

детей

с примерами оформ-

ления

праздничных

картин. Контролиро-

вать

выполнение

необходимых загото-

вок для картины. По-

мочь детям в сборке

всех

элементов

в

единую законченную

работу.

Дети самостоятельно

разрабатывают

ди-

зайн своей картины.

Выполняют

необхо-

димые

заготовки

и

изготавливают карти-

ну.

март

Оформление

фото

рамки

(4 занятия).

Знакомство с при-

мерами оформления

фото рамки в стиле

кинусайга. Просмотр

презентации

«Фото

рамка».

Развивать

творческое

вообра-

жение;

воспитывать

желание испытывать

удовольствие от ко-

нечного

результата

Дети

разрабатывают

дизайн фото рамки.

Делают эскиз. Само-

стоятельно выполня-

ют необходимые за-

готовки. Оформляют

фото рамку. Работа

выполняется индиви-

дуально.

своей

деятельности.

Помочь

детям

в

сборке всех элемен-

тов в единую закон-

ченную работу.

Воспитывать интерес

к

конструированию

из ткани.

апрель

Цикл творческих ра-

бот.

Коллективные ра-

боты с использова-

нием техники кину-

сайга

(4 занятия)

Помочь детям рас-

пределиться на груп-

пы и определиться с

темой работы. Разви-

вать

самостоятель-

ность в принятии ре-

шений и ответствен-

ность за общий ре-

зультат

работы.

Учить детей созда-

вать яркие образы из

материала

на

свое

усмотрение.

Разви-

вать мелкую мотори-

ку рук.

Дети

разрабатывают

дизайн

задуманной

работы.

Делают

эс-

киз.

Самостоятельно

выполняют необходи-

мые заготовки и со-

бирают в единое по-

лотно все элементы.

май

Оформление выстав-

ки работ

(4 занятия).

Вместе

с

детьми

оформить выполнен-

ные

ранее

работы

для выставки.

Развивать интерес к

изготовлению

поде-

лок в технике кину-

сайга.

Дети оформляют свои

работы для выставки.

План работы с педагогическим коллективом

Мероприятия

Цели

Консультация «Обучение детей ручно-

му художественному труду»

Формирование знаний о тех-

никах и методиках ручного

труда.

Консультация «Эстетическое воспита-

ние через декоративно-прикладное ис-

кусство»

Познакомить с основами де-

коративно-прикладного ис-

кусства

Консультация «Декоративно-приклад-

ное искусство как средство развития

творческих способностей детей»

Познакомить с основами де-

коративно-прикладного ис-

кусства

Консультация «Использование техни-

ки «кинусайга» в детском саду».

Формирование у коллег пред-

ставления о нетрадиционной

аппликативной технике изго-

товления поделок.

Практикум «Картины в технике «кину-

сайга»»

Познакомить коллег с техни-

кой «кинусайга» на практике

План работы с родителями

Мероприятия

Цели

Оснащение материально-техни-

ческой базы.

Обеспечить детей необходи-

мыми

материалами

и

инструментами для работы

Консультация «Развитие твор-

ческих способностей детей».

Познакомить

родителей

с

техникой «кинусайга»

Папки – передвижки «Развитие

мелкой моторики», «Развитие

воображения детей».

Познакомить

родителей

с

основными приемами разви-

тия мелкой моторики

Изготовление буклета «Волшеб-

ные лоскутки».

Расширить

представления

родителей о технике «кину-

сайга»

Индивидуальные консультации

для родителей.

Дать советы родителям по

развитию творчества детей.

Итоговые выставки

Показать родителям дости-

жения их детей.

.

Техническое оснащение занятий

1.

пенопластовые заготовки

2.

разнообразные ткани

3.

ножницы для разрезания ткани

4.

клей ПВА, которым ткань будет приклеиваться к поверхности пено-

пласта

5.

карандаш для нанесения рисунка

6.

стек (или любой похожий инструмент) для заправления краев ткани в

прорези.

:

Список литературы

Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009

Агишева Т.А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия разви-

тия, 2008.

Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО

Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.

Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. –

М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)

Р.Ф Таран Лоскутная фантазия. Художественная аппликация., АСТ –

Сталкер 2007г.

Джен Кренц Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Издатель-

ство Ниола – пресс 2007г.

«Дошкольное воспитание» - журнал. - 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008.

Горунович Е.А. Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего

возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду. - Минск,

1989.

Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.,- 2000.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М., - 2005.

Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. - М., -

2002 .

Куцакова Л.B. Конструирование и художественный труд в детском саду:

Программа и конспекты занятий. - М., - 2005.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании

изобразительной деятельности дошкольников. - М., - 2008.

Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на за-

нятиях по изобразительной деятельности”.- М., - 2008.

Шалаева Д.А. Энциклопедия поделок для детей. Москва, 2009.

Пенопласт берём мы в руки,

Чтобы не было нам скуки.

Начинаем рисовать,

А потом и вырезать

Делаем надрезы четко,

Чтоб работать было ловко.

Выбираем лоскутки

Очень нам они нужны

Начинаем протыкать,

Рисунок надо заполнять.

Протыкаем аккуратно,

Чтобы было всем приятно

На картинку посмотреть,

Чтоб сказали молодец!

Вот работа и готова

Всем приятного просмотра!



В раздел образования