Напоминание

Необходимость и значение формирования в дошкольном возрасте знаний о временах года.


Автор: Олексенко Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: село Красная Поляна, Черноморский район, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Необходимость и значение формирования в дошкольном возрасте знаний о временах года.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ПОЛЯНОЧКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Необходимость и значение формирования в

дошкольном возрасте знаний о временах года.

Подготовил воспитатель:

Олексенко В.М.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри

каждого сезона непосредственно влияют на развитие детей, вызывают у них

желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за

яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети

хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию,

могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли

лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для

развития логического мышления и речи.

Значение ознакомления с природой в дошкольные годы заключается в

том, что позволяет решать по отношению к детям многообразные

воспитательные задачи. Особенно следует рассмотреть значение

ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе.

В физическом совершенствовании детей природа имеет особое значение.

Выдающиеся педагоги прошлого не мыслили воспитание здорового ребенка

вне природы. Французский просветитель Жан Жак Руссо считал, что

воспитание здорового малыша можно осуществить лишь в сельской

местности, на лоне природы . Известный русский педагог Елизавета

Ивановна Тихеева называла природу основным доктором маленьких детей .

Действительно, их пребывание на свежем воздухе, особенно в парке, лесу,

роще, где воздух особенно чист, благоприятно влияет на дыхательную

систему. Движения на свежем воздухе - подвижные игры, посильный труд,

зарядка, - обогащают кровь кислородом, улучшают обмен веществ в

организме. Ощущение простора, красоты поднимает настроение, создают

бодрость, эмоциональный подъем и этим укрепляют нервную систему детей.

Такая часть природоведческой работы, как ознакомление с временами

года, содействует расширению знаний детей (они узнают о природных

явлениях, свойственных различным сезонам, особенностях протекания

каждого сезона в родном крае, изменениях в жизни животных и растений,

неживой природе). Обогащается словарь, так как речь детей накапливает не

только существительные, но и глаголы: «растет», «цветет», «созревает» и

другие. Это дает возможность совершенствовать речь воспитанников,

формировать умение говорить образно.

Ознакомление с сезонными изменениями в природе положительно влияет

и на развитие всех психических процессов дошкольников: не только

ощущений и восприятия, но и памяти, мышления, воображения, внимания,

содействует развитию наблюдательности, любознательности и

познавательных интересов (дети с большим интересом рассматривают

бабочек, гусениц и все, что встречается им на прогулке, а это рождает

множество вопросов). Как отмечал великий русский педагог Константин

Дмитриевич Ушинский, такой интерес является воротами для всего, что

входит в душу ребенка .

В любое время года есть возможность привлекать детей к посильной

работе по уходу за растениями и животными, - это позволяет решать задачи

трудового воспитания в дошкольном возрасте. Ребята посезонно трудятся в

уголке природы (поливают комнатные растения, рыхлят почву в цветочных

вазонах, опрыскивают цветы, ухаживают за декоративными животными) и на

земельном участке дошкольного учреждения (плодово-ягодном саду,

цветнике, огороде). Это позволяет привить им несложные трудовые умения и

навыки, самостоятельность и настойчивость в достижении результата

работы, трудолюбие, умение трудиться в коллективе сверстников.

Знакомя с изменениями, происходящими в живой и неживой природе в

различные времена года, взрослые формируют у воспитанников любовь,

бережное отношение к природе, стремление преувеличивать ее богатства.

Советский писатель Л. Леонов отмечал, что любить природу - значит любить

Родину . Любовь к природе формируется у маленьких детей в процессе ее

познания и в этом заключается взаимосвязь морального воспитания с

умственным. Прививая детям любовь к родной природе, воспитатель

закладывает основу для формирования у них любви к Родине, на базе чего

развиваются патриотические чувства. Николай Добролюбов писал, что в

первом своем проявлении патриотизм даже не имеет другой формы, как

пристрастия к полям, родным горам .

Педагогическая работа по ознакомлению с сезонными изменениями в

природе неотделима и от элементарного экологического образования -

привития дошкольникам гуманного отношения к ней, стремления создавать

ее красоту. Сознательное, обдуманное отношение каждого ребенка к

объектам природы достигается путем объяснения им существующих в

природе взаимосвязей и взаимозависимостей . Нельзя просто запретить

воспитанникам рвать цветы, ходить по зеленым газонам, так как при этом

они не поймут отрицательного содержания своих поступков, - необходимо

объяснить существующую при этом экологическую цепочку связей. Важен и

пример самого воспитателя: его доброе слово, жест, взгляд, обращенный к

растению или животному, воспитывают ребенка порой не меньше, чем слова.

Нельзя переоценить влияние педагогической работы по ознакомлению с

сезонами года на эстетическое воспитание детей. Нет ничего богаче,

разнообразнее и интереснее, чем природа. Елизавета Ивановна Тихеева

писала, что природа – самый высокий эстет, который представляет формы,

цвета, материалы в том гармоническом соотношении, в той вечной красоте,

которые ей только доступны . Последовательница К.Д. Ушинского,

Елизавета Николаевна Водовозова, отмечала, что эстетические чувства

ребенка легче всего развиваются при наличии у них возможности часто

видеть и наблюдать растения, животных, картины и явления природы .

Однако без воспитателя дети не всегда могут оценить и даже просто увидеть

гармонию природы в различные сезоны. Только систематическая

педагогическая работа по формированию у дошкольников умения видеть

красоту в осеннем листопаде, падающих снежинках зимой, молодой траве и

первоцветах весной, пышных цветах и разнотравье летом и т.п. поможет

привить дошкольникам истинное чувство красоты. Работа по ознакомлению

с временами года раскрывает широкие возможности для воспитания у

дошкольников желания создавать прекрасное, например, когда дети

высаживают комнатные растения в цветочные вазоны, рассаду на клумбу.

При этом они учатся украшать землю, видят результаты своей работы.



В раздел образования