Автор: Олексенко Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: село Красная Поляна, Черноморский район, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Необходимость и значение формирования в дошкольном возрасте знаний о временах года.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ПОЛЯНОЧКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Необходимость и значение формирования в
дошкольном возрасте знаний о временах года.
Подготовил воспитатель:
Олексенко В.М.
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри
каждого сезона непосредственно влияют на развитие детей, вызывают у них
желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за
яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети
хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию,
могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли
лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для
развития логического мышления и речи.
Значение ознакомления с природой в дошкольные годы заключается в
том, что позволяет решать по отношению к детям многообразные
воспитательные задачи. Особенно следует рассмотреть значение
ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе.
В физическом совершенствовании детей природа имеет особое значение.
Выдающиеся педагоги прошлого не мыслили воспитание здорового ребенка
вне природы. Французский просветитель Жан Жак Руссо считал, что
воспитание здорового малыша можно осуществить лишь в сельской
местности, на лоне природы . Известный русский педагог Елизавета
Ивановна Тихеева называла природу основным доктором маленьких детей .
Действительно, их пребывание на свежем воздухе, особенно в парке, лесу,
роще, где воздух особенно чист, благоприятно влияет на дыхательную
систему. Движения на свежем воздухе - подвижные игры, посильный труд,
зарядка, - обогащают кровь кислородом, улучшают обмен веществ в
организме. Ощущение простора, красоты поднимает настроение, создают
бодрость, эмоциональный подъем и этим укрепляют нервную систему детей.
Такая часть природоведческой работы, как ознакомление с временами
года, содействует расширению знаний детей (они узнают о природных
явлениях, свойственных различным сезонам, особенностях протекания
каждого сезона в родном крае, изменениях в жизни животных и растений,
неживой природе). Обогащается словарь, так как речь детей накапливает не
только существительные, но и глаголы: «растет», «цветет», «созревает» и
другие. Это дает возможность совершенствовать речь воспитанников,
формировать умение говорить образно.
Ознакомление с сезонными изменениями в природе положительно влияет
и на развитие всех психических процессов дошкольников: не только
ощущений и восприятия, но и памяти, мышления, воображения, внимания,
содействует развитию наблюдательности, любознательности и
познавательных интересов (дети с большим интересом рассматривают
бабочек, гусениц и все, что встречается им на прогулке, а это рождает
множество вопросов). Как отмечал великий русский педагог Константин
Дмитриевич Ушинский, такой интерес является воротами для всего, что
входит в душу ребенка .
В любое время года есть возможность привлекать детей к посильной
работе по уходу за растениями и животными, - это позволяет решать задачи
трудового воспитания в дошкольном возрасте. Ребята посезонно трудятся в
уголке природы (поливают комнатные растения, рыхлят почву в цветочных
вазонах, опрыскивают цветы, ухаживают за декоративными животными) и на
земельном участке дошкольного учреждения (плодово-ягодном саду,
цветнике, огороде). Это позволяет привить им несложные трудовые умения и
навыки, самостоятельность и настойчивость в достижении результата
работы, трудолюбие, умение трудиться в коллективе сверстников.
Знакомя с изменениями, происходящими в живой и неживой природе в
различные времена года, взрослые формируют у воспитанников любовь,
бережное отношение к природе, стремление преувеличивать ее богатства.
Советский писатель Л. Леонов отмечал, что любить природу - значит любить
Родину . Любовь к природе формируется у маленьких детей в процессе ее
познания и в этом заключается взаимосвязь морального воспитания с
умственным. Прививая детям любовь к родной природе, воспитатель
закладывает основу для формирования у них любви к Родине, на базе чего
развиваются патриотические чувства. Николай Добролюбов писал, что в
первом своем проявлении патриотизм даже не имеет другой формы, как
пристрастия к полям, родным горам .
Педагогическая работа по ознакомлению с сезонными изменениями в
природе неотделима и от элементарного экологического образования -
привития дошкольникам гуманного отношения к ней, стремления создавать
ее красоту. Сознательное, обдуманное отношение каждого ребенка к
объектам природы достигается путем объяснения им существующих в
природе взаимосвязей и взаимозависимостей . Нельзя просто запретить
воспитанникам рвать цветы, ходить по зеленым газонам, так как при этом
они не поймут отрицательного содержания своих поступков, - необходимо
объяснить существующую при этом экологическую цепочку связей. Важен и
пример самого воспитателя: его доброе слово, жест, взгляд, обращенный к
растению или животному, воспитывают ребенка порой не меньше, чем слова.
Нельзя переоценить влияние педагогической работы по ознакомлению с
сезонами года на эстетическое воспитание детей. Нет ничего богаче,
разнообразнее и интереснее, чем природа. Елизавета Ивановна Тихеева
писала, что природа – самый высокий эстет, который представляет формы,
цвета, материалы в том гармоническом соотношении, в той вечной красоте,
которые ей только доступны . Последовательница К.Д. Ушинского,
Елизавета Николаевна Водовозова, отмечала, что эстетические чувства
ребенка легче всего развиваются при наличии у них возможности часто
видеть и наблюдать растения, животных, картины и явления природы .
Однако без воспитателя дети не всегда могут оценить и даже просто увидеть
гармонию природы в различные сезоны. Только систематическая
педагогическая работа по формированию у дошкольников умения видеть
красоту в осеннем листопаде, падающих снежинках зимой, молодой траве и
первоцветах весной, пышных цветах и разнотравье летом и т.п. поможет
привить дошкольникам истинное чувство красоты. Работа по ознакомлению
с временами года раскрывает широкие возможности для воспитания у
дошкольников желания создавать прекрасное, например, когда дети
высаживают комнатные растения в цветочные вазоны, рассаду на клумбу.
При этом они учатся украшать землю, видят результаты своей работы.