Напоминание

«Зеленая тропинка», как условие осуществления двигательной активности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)"


Автор: Ачкасова Юлия Валентиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: «Зеленая тропинка», как условие осуществления двигательной активности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)"
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Зеленая

тропинка»,

как

условие

осуществления

двигательной

активности

детей

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата

(НОДА), в группе комбинированной направленности, в соответствии с

ФГОС ДО.

Ачкасова Юлия Валентиновна,

старший воспитатель МБДОУ « Детский сад № 27»

г. Ачинск, Красноярского края

Каждый ребенок уникален. Однако есть дети, для которых их «непохожесть»

может обозначать не удивительные способности, а его особые потребности. Для таких

детей особенно важным становится реализация желания стать равноценной частью

детского сообщества.

Закон «Об Образовании в Российской Федерации» содержит прямое указание на

то, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть

организовано

совместно

с

другими

обучающимися,

подтверждая

тот

факт,

что

законодательная база нашего государства признает инклюзивное образование одной из

возможных форм получения образования.

В дошкольном образовании инклюзивная

практика может быть осуществлена в различных формах, среди которых наиболее

популярно включение детей с особыми потребностями в группы комбинированной

направленности ‒ как ступени на пути к полной инклюзии детей с особыми нуждами в

среду нормативно развивающихся сверстников. Выбор форм и степеней «включенности»

в случае каждого конкретного ребенка должен определяться индивидуально на основе

глубокого всестороннего анализа возможностей ребенка, состояния его физического

развития, потребностей и возможностей родителей.

Представляя практику работы ДОО, хотелось бы обрисовать общую картину: 10-ти

групповой детский сад на 212 детей, 50 детей имеют статус ребенок с ОВЗ, 7 детей-

инвалидов. Поскольку в статье будет представлена практика работы по созданию

специальных условий для детей с НОДА, считаю нужным отметить то, что в ДОО 4

ребёнка-инвалида

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата.

Двигательные

возможности

детей

следующие:

самостоятельно

передвигаются,

но

отмечается

неуклюжесть и нарушение координации,

сложности в сохранении равновесия, неровная,

шатающаяся походка, напряженный или расслабленный тонус мышц, общая моторная

неловкость; сложно переключаются с одного движения на другое, наблюдаются

нарушение пространственной ориентировки;

пониженная двигательная активность

;

ослабленный мышечный «корсет»; пониженный уровень всех физических способностей

таких, как силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.

Важной задачей при организации коррекционно-развивающей работы с детьми,

имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, становится создание условий,

направленных

на

коррекцию

двигательных

функций.

Основными

принципами

организации коррекционно-развивающего и образовательного процессов для нас стали:

учет общих,

специфических

и индивидуальных

особенностей развития детей с

нарушением опорно-двигательного аппарата; комплексный подход к диагностике и

коррекционной помощи детям с НОДА; дифференцированный подход к детям; создание

специальных условий в ДОО; обеспечение оптимальных условий для двигательной

активности детей с НОДА. Начали создание специальных условий с обеспечения детей с

НОДА услугами ассистента-помощника, осуществляющего техническую поддержку детей

в перемещении внутри здания и на прогулочных участках. Инструктор по физической

культуре проводит с детьми данной нозологии подгрупповые занятия по адаптивной

физической культуре, согласно расписания, 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз в

неделю - занятие на улице. Но организация утренней гимнастики во фронтальной форме

была проблематична по ряду причин: каждый ребёнок с НОДА двигается в своём темпе,

поэтому работа с детьми поточным способом недоступна; темп выполнения некоторых

основных движений (бег, прыжки, ползанье) на данный момент отстаёт от сверстников,

обучающихся в группе. Поэтому дети с НОДА выполняли утреннюю гимнастику

обособленной мини-группой. Дети и родители стали «двигателем» в решении вопроса по

организации утренней гимнастики для всех детей вместе. Взвешивая все аспекты

ответственности, безопасности, мы продолжали искать варианты «включения» детей с

НОДА во фронтальную форму работы с детьми по организации двигательной активности

детей и в один прекрасный момент пришла в голову идея выделения для детей отдельной

территории.

Притупили

к

воплощению

идеи.

На

базе

музыкального

зала,

где

осуществляется утренняя гимнастика у детей данной группы, сделали разметку, для

активации зрительных анализаторов детей с НОДА. За основу взяли круг, который и

обозначил

территорию

для

наших

целей.

С

помощью

полосок

самоклеющейся

бумаги(10х50см) была обозначена окружность с радиусом 1,5 метра. Это и есть «Зелёная

тропинка». Создавая данный ориентир, мы постарались, сделать его ярким, красочным,

контрастным, привлекающим внимание детей и, конечно же функциональным в

возможности

одновременно

выполнять

движения

каждому

в

своём

темпе.

Как

осуществляется это на практике, рассмотрим структурно:

под музыку дети входят в зал;

построение детей в одну шеренгу, дети с НОДА в сопровождении

ассистента помощника завершающие;

по команде инструктора по физической культуре, дети поточным способом

начинают движение по кругу (внешнему), а дети с НОДА в сопровождении

ассистента помощника перемещаются на «Зеленую тропинку» (внутренний

круг) и двигаются в противоположном направлении, в своём темпе;

инструктор по физической культуре, осуществляя дифференцированный

подход имеет возможность регулировать темп, нагрузку и осуществлять

подбор основных видов движений. Например, если дети (норма) двигаясь по

внешнему кругу бегут, то дети с НОДА выполняют упражнение лежа на

спине, под руководством ассистента-помощника.

«Зелёная тропинка» позволяет выполнять основные движения детям и

внешнего и внутреннего круга, каждому в своём темпе.

Таким образом, благодаря созданию специальных условий, для детей с НОДА стала

доступна форма фронтальной работы. В результате проделанной работы стали заметы

как двигательные изменения в развитии детей, данной нозологии так и социальные

эффекты от совместных занятий, организованных фронтальной формой работы с детьми.

К двигательным изменениям мы относим умение произвольно расслаблять и напрягать

мышцы рук и ног, умение совершать точные соизмеримые движения рук и ног,

устойчивость

вертикальной

позы,

сохранение

равновесия

и

уверенной

походки,

способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точно,

свободно, без напряжения и скованности, ощущение правильной осанки и правильной

установки стоп, улучшение координации и повышение двигательной активности. К

социальным

эффектам

мы

относим

следующие

показатели:

рост

социальной

сознательности и развитие у здоровых детей толерантности к сверстникам с ОВЗ;

динамика развития самосознания и самооценки; проявление искренней заботы и дружбы,

чувства взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.

Исходя из того, что методическое сопровождение в вопросах создания оптимальных

условий для детей с ОВЗ на данный момент остаётся недостаточным, искренне надеюсь

на то, что практика работы нашего ДОО по созданию «Зелёной тропинки» поможет Вам

коллеги. Успехов в работе!!



В раздел образования