Автор: Ачкасова Юлия Валентиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: «Зеленая тропинка», как условие осуществления двигательной активности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)"
Раздел: дошкольное образование
«Зеленая
тропинка»,
как
условие
осуществления
двигательной
активности
детей
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата
(НОДА), в группе комбинированной направленности, в соответствии с
ФГОС ДО.
Ачкасова Юлия Валентиновна,
старший воспитатель МБДОУ « Детский сад № 27»
г. Ачинск, Красноярского края
Каждый ребенок уникален. Однако есть дети, для которых их «непохожесть»
может обозначать не удивительные способности, а его особые потребности. Для таких
детей особенно важным становится реализация желания стать равноценной частью
детского сообщества.
Закон «Об Образовании в Российской Федерации» содержит прямое указание на
то, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано
совместно
с
другими
обучающимися,
подтверждая
тот
факт,
что
законодательная база нашего государства признает инклюзивное образование одной из
возможных форм получения образования.
В дошкольном образовании инклюзивная
практика может быть осуществлена в различных формах, среди которых наиболее
популярно включение детей с особыми потребностями в группы комбинированной
направленности ‒ как ступени на пути к полной инклюзии детей с особыми нуждами в
среду нормативно развивающихся сверстников. Выбор форм и степеней «включенности»
в случае каждого конкретного ребенка должен определяться индивидуально на основе
глубокого всестороннего анализа возможностей ребенка, состояния его физического
развития, потребностей и возможностей родителей.
Представляя практику работы ДОО, хотелось бы обрисовать общую картину: 10-ти
групповой детский сад на 212 детей, 50 детей имеют статус ребенок с ОВЗ, 7 детей-
инвалидов. Поскольку в статье будет представлена практика работы по созданию
специальных условий для детей с НОДА, считаю нужным отметить то, что в ДОО 4
ребёнка-инвалида
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата.
Двигательные
возможности
детей
следующие:
самостоятельно
передвигаются,
но
отмечается
неуклюжесть и нарушение координации,
сложности в сохранении равновесия, неровная,
шатающаяся походка, напряженный или расслабленный тонус мышц, общая моторная
неловкость; сложно переключаются с одного движения на другое, наблюдаются
нарушение пространственной ориентировки;
пониженная двигательная активность
;
ослабленный мышечный «корсет»; пониженный уровень всех физических способностей
таких, как силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.
Важной задачей при организации коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, становится создание условий,
направленных
на
коррекцию
двигательных
функций.
Основными
принципами
организации коррекционно-развивающего и образовательного процессов для нас стали:
учет общих,
специфических
и индивидуальных
особенностей развития детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата; комплексный подход к диагностике и
коррекционной помощи детям с НОДА; дифференцированный подход к детям; создание
специальных условий в ДОО; обеспечение оптимальных условий для двигательной
активности детей с НОДА. Начали создание специальных условий с обеспечения детей с
НОДА услугами ассистента-помощника, осуществляющего техническую поддержку детей
в перемещении внутри здания и на прогулочных участках. Инструктор по физической
культуре проводит с детьми данной нозологии подгрупповые занятия по адаптивной
физической культуре, согласно расписания, 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз в
неделю - занятие на улице. Но организация утренней гимнастики во фронтальной форме
была проблематична по ряду причин: каждый ребёнок с НОДА двигается в своём темпе,
поэтому работа с детьми поточным способом недоступна; темп выполнения некоторых
основных движений (бег, прыжки, ползанье) на данный момент отстаёт от сверстников,
обучающихся в группе. Поэтому дети с НОДА выполняли утреннюю гимнастику
обособленной мини-группой. Дети и родители стали «двигателем» в решении вопроса по
организации утренней гимнастики для всех детей вместе. Взвешивая все аспекты
ответственности, безопасности, мы продолжали искать варианты «включения» детей с
НОДА во фронтальную форму работы с детьми по организации двигательной активности
детей и в один прекрасный момент пришла в голову идея выделения для детей отдельной
территории.
Притупили
к
воплощению
идеи.
На
базе
музыкального
зала,
где
осуществляется утренняя гимнастика у детей данной группы, сделали разметку, для
активации зрительных анализаторов детей с НОДА. За основу взяли круг, который и
обозначил
территорию
для
наших
целей.
С
помощью
полосок
самоклеющейся
бумаги(10х50см) была обозначена окружность с радиусом 1,5 метра. Это и есть «Зелёная
тропинка». Создавая данный ориентир, мы постарались, сделать его ярким, красочным,
контрастным, привлекающим внимание детей и, конечно же функциональным в
возможности
одновременно
выполнять
движения
каждому
в
своём
темпе.
Как
осуществляется это на практике, рассмотрим структурно:
под музыку дети входят в зал;
построение детей в одну шеренгу, дети с НОДА в сопровождении
ассистента помощника завершающие;
по команде инструктора по физической культуре, дети поточным способом
начинают движение по кругу (внешнему), а дети с НОДА в сопровождении
ассистента помощника перемещаются на «Зеленую тропинку» (внутренний
круг) и двигаются в противоположном направлении, в своём темпе;
инструктор по физической культуре, осуществляя дифференцированный
подход имеет возможность регулировать темп, нагрузку и осуществлять
подбор основных видов движений. Например, если дети (норма) двигаясь по
внешнему кругу бегут, то дети с НОДА выполняют упражнение лежа на
спине, под руководством ассистента-помощника.
«Зелёная тропинка» позволяет выполнять основные движения детям и
внешнего и внутреннего круга, каждому в своём темпе.
Таким образом, благодаря созданию специальных условий, для детей с НОДА стала
доступна форма фронтальной работы. В результате проделанной работы стали заметы
как двигательные изменения в развитии детей, данной нозологии так и социальные
эффекты от совместных занятий, организованных фронтальной формой работы с детьми.
К двигательным изменениям мы относим умение произвольно расслаблять и напрягать
мышцы рук и ног, умение совершать точные соизмеримые движения рук и ног,
устойчивость
вертикальной
позы,
сохранение
равновесия
и
уверенной
походки,
способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точно,
свободно, без напряжения и скованности, ощущение правильной осанки и правильной
установки стоп, улучшение координации и повышение двигательной активности. К
социальным
эффектам
мы
относим
следующие
показатели:
рост
социальной
сознательности и развитие у здоровых детей толерантности к сверстникам с ОВЗ;
динамика развития самосознания и самооценки; проявление искренней заботы и дружбы,
чувства взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.
Исходя из того, что методическое сопровождение в вопросах создания оптимальных
условий для детей с ОВЗ на данный момент остаётся недостаточным, искренне надеюсь
на то, что практика работы нашего ДОО по созданию «Зелёной тропинки» поможет Вам
коллеги. Успехов в работе!!