Напоминание

Питание грудного ребенка


Автор: Васильченко Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ
Населённый пункт: Санкт-петербург
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: Питание грудного ребенка
Дата публикации: 14.09.2020
Раздел: среднее профессиональное





Назад




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

Васильченко Е.В.

Учебно-методическое пособие для преподавателей

Тема: «Питание грудного ребенка»

ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий»

МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение»

Р 01.01.01. «Здоровый ребенок. Периоды детского возраста»

для специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие по теме «Питание грудного ребенка»

составлено в соответствии с программой и требованиями ФГОС. На данном

занятии у студентов формируется современное представление об

особенностях пищеварительной системы детей периода младенчества, видах

вскармливания детей первого года, преимуществах грудного вскармливания,

правилах вскармливания ребенка грудью, гипогалактию, ее причины и

профилактику, режим кормления новорожденных и детей периода

младенчества, сроки и правила введения прикормов, сестринские проблемы

при вскармливании детей грудного возраста. На занятии осуществляется

формирование профессиональных компетенций ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3,

также общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 12.

На занятии используются педагогические методы:

- Блиц-опрос

- Работа «малыми группами» при решении ситуационных задач

- Решение тестовых заданий

- Деловая игра – « Медсестра кабинета здорового ребенка – проводит

«Школу молодых матерей», прием здоровых детей и консультации для

матерей по вопросам грудного вскармливания»

Тема: «Питание грудного ребенка»

Место проведения занятий:

Кабинет доклинической практики

Оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, куклы-фантомы,

наборы для пеленания, наборы для проведения утреннего туалета

новорожденного, весы медицинские, ростомер горизонтальный, лента

сантиметровая весы, центильные таблицы, куклы, наборы белья,

градуированные бутылочки, соски, смеси.

Продолжительность занятия – 360 мин.

Актуальность темы:

Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:

ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

неинфекционных заболеваний.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести

за них ответственность

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, пациентами

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной

безопасности

Цель занятия: Сформировать знания о значение естественного

вскармливания для здоровья ребенка. На основе лекционного материала и

самоподготовки научить студентов правильно составлять примерное меню

для ребёнка грудного возраста при разных видах вскармливания

Задачи:

Учебная: Формирование знаний о принципах грудного вскармливания,

составление меню для ребенка грудного возраста при различных видах

вскармливания

Развивающая: Формировать способность организовывать собственную

деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

профессиональных задач

Воспитательная: Формировать понимание сущности и социальной

значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Мотивация:

питание ребенка относится к важнейшим факторам формирования

его здоровья, обеспечения оптимального уровня физического и

интеллектуального развития, а в случае заболеваний – одним из наиболее

доступных и безопасных методов лечения. Основной продукт питания грудного

ребенка – молоко матери, которое остается незыблемым «золотым стандартом»

детской диетологии.

Задача современной медицинской сестры (фельдшера, акушерки) формировать

уверенность матери в успешном грудном вскармливании и обучать правилам

грудного вскармливания, методам поддержания длительной лактации.

При обучение студентов по данной теме применяется моделирования

профессиональной деятельности, игровые технологии, которые помогают более

качественно усвоить знания и практические умения, отработка действий

медицинской сестры в конкретной ситуации, близкой к реально существующей в

работе медсестры детской поликлиники, способствует развитию клинического

мышления и созданию атмосферы творческого труда. Применение элементов

киноурока создает наглядность, активизирует внимание и развивает зрительную

память.

Грудное вскармливание является не имеющим себе равных способом

обеспечения идеальным питанием грудных детей для их полноценного развития и

роста и оказывает уникальное биологическое и эмоциональное воздействие на

здоровье, как матери так и ребенка. У детей первого года жизни потребность в

пище большая, а функциональная способность пищеварения ограничена.

Слюна у детей в первые месяцы жизни выделяется в небольшом количестве, так

как слюнные железы новорожденного недостаточно дифференцированы и

полноценно начинают функционировать только с 3-4 месяцев жизни. У

новорожденных в слюне отсутствует амилаза и снижено содержание птиалина.

Емкость желудка увеличивается у детей на 1-м году жизни постепенно: у

новорожденного 2-го дня жизни она равна 10-20 мл, к 10 , дню жизни - 80 мл, к 3

месяцам - 120 мл, к году она достигает 200-250 мл. Желудочный сок, имея тот же

состав, что и у взрослого человека (соляную кислоту, пепсин, сычужный фермент

и липазу), отличается по основным ингредиентам в количественном отношении.

У детей грудного возраста снижена активность пепсина и сычужного фермента,

принимающих участие в усвоении белка. Сила пепсина у детей первого года

жизни ниже, чем у взрослого приблизительно в 10-15 раз. Содержание липазы в

желудочном соке, невелико и повышается с возрастом, что

затрудняет переваривание жира. Недостаточно дифференцирована

поджелудочная железа. Она продуцирует те же, что и у взрослых ферменты

(липазу, амилазу, трипсин) но их активность, особенно липазы, значительно ниже.

В первые месяцы жизни относительно мало вырабатывается желчи, причем в ней

меньше содержится жирных кислот.

Подготовка организма женщины к кормлению своего ребенка начинается еще во

время беременности, но для обеспечения достаточной лактации после

беременности кормящая женщина должна соблюдать определенный режим,

который предусматривает легкий физический труд, сон не менее 7-8 часов в

сутки, прогулки 3-4 часа в день, обязательное ношение белья, не стягивающего

грудь, питаться обычной пищей, но с достаточным количеством белков, жиров,

углеводов и витаминов. Калораж пищи во время кормления должен быть на 700-

1000 ккал больше, а количество жидкости не менее 2 л (включая 0,5 л молока).

Женщине, кормящей грудью целесообразно принимать пищу 5 – 6 раз в день, за

30 – 40 минут до кормления ребенка. Во время кормления грудью необходимо

исключить алкоголь, исключить курение, ограничить употребление лука, чеснока,

хрена и пряностей.

Конкретные задачи

Номер и название

компетенции

Студент должен

знать

Студент должен

уметь

Студент должен

владеть

ПК 1.1

Проводить

мероприятия по

сохранению и

укреплению здоровья

населения, пациента

и его окружения.

-Виды вскармливания

детей грудного

возраста и их

характеристику.

-Преимущества

грудного

вскармливания.

-Правила

вскармливания

ребенка грудью.

-Основы

рационального

вскармливания.

-Понятие

гипогалактии, ее

причины и

профилактику.

-Сестринские

проблемы при

вскармливании детей

грудного возраста.

-Собрать

информацию о

вскармливании

ребенка.

-Выявить проблемы

вскармливания.

-Определить цели и

составить схемы

кормления ребенка.

-Обеспечить

выполнение

мероприятий по

удовлетворению

потребности «есть».

-Подготовить мать и

ребенка к кормлению

грудью.

-Объяснить

правильное

прикладывание

ребенка к груди.

-Объяснить правила

введения прикорма.

-Провести

контрольное

кормление.

- Приемами сбора

информации о

вскармливании

ребенка

- Методикой

выявления

проблем

вскармливания

-Правилами и

техникой

кормления

ребенка

-Методикой

подготовки матери

и ребенка к

кормлению

-Методикой

прикладывания

ребенка к груди

-Методикой

введения

прикорма

-Методикой

проведения

контрольного

кормления

ПК 1.2

Проводить

санитарно-

гигиеническое

воспитание

населения.

- Цели и задачи

патронажей к ребенку

до 1 года обучение

уходу и

вскармливанию

- Составлять план

проведения

патронажа к

новорожденному и

ребенку первого года

жизни

- Методикой

проведения

патронажа к

новорожденному и

ребенка первого

года жизни

ПК 1.3

Участвовать в

проведении

профилактики

инфекционных и

неинфекционных

заболеваний.

- Факторы, влияющие

на развитие и рост

плода и

новорожденного

- Алгоритмы

манипуляций по

уходу за

новорожденным и

ребенком первого

года жизни с

- Выполнять

манипуляции по

уходу за

новорожденным и

ребенком первого

года жизни строго по

алгоритму

- Приемами

выполнения

манипуляций по

уходу за

новорожденным и

ребенком первого

года жизни

соблюдением

антисептики

ОК 1.

Понимать сущность

и социальную

значимость своей

будущей профессии,

проявлять к ней

устойчивый интерес.

- Сущность и

особенность будущей

профессиональной

деятельности

- Демонстрировать

интерес к будущей

профессиональной

деятельности

-Информацией о

профессиональной

деятельности

среднего

медперсонала

ОК 2.

Организовывать

собственную

деятельность ,

выбирая типовые

методы и способы

выполнения

профессиональных

задач, оценивать их

выполнение и

качество.

- Методы решения

профессиональных

задач

- Применять

различные методы

решения

профессиональных

задач

- Методами

организации

собственной

деятельности

- Способами

решения

профессиональных

задач

- Методами

оценки качества

выполнения

профессиональных

задач

ОК 3.

Принимать решения

в стандартных и

нестандартных

ситуациях, нести за

них ответственность

- Методы решения

профессиональных

задач при

стандартных и

нестандартных

ситуациях

- Принимать решение

при стандартных и

нестандартных

ситуациях

- Методами

решения в

стандартных и

нестандартных

ситуациях

ОК 6.

Работать в

коллективе и в

команде, эффективно

общаться с

коллегами,

руководством,

пациентами

- Принципы этики и

медицинской

деонтологии

- Налаживать

контакты со

студентами в «малых

группах»

- Прислушиваться у

мнению коллег

- Отстаивать

правильную точку

зрения

- Методами и

приемами

общения в

команде

ОК 12.

Организовывать

рабочее место с

соблюдением

требований охраны

труда,

производственной

санитарии,

инфекционной и

противопожарной

безопасности

- Принципы охраны

труда,

противопожарной и

инфекционной

безопасности

- Организовать

рабочее место при

выполнении

манипуляций в

соответствие с

правилами

инфекционной,

противопожарной

безопасности

- Методами

организации

рабочего места в

соответствие с

правилами

инфекционной,

противопожарной

безопасности

Перечень манипуляций

1.

Контрольное кормление

2.

Кормление ребенка через бутылочку

3.

Обработка бутылочек и сосок

4.

Проведение антропометрии

Хронологическая карта занятия

1.

Организационная часть 2 мин

2.

Определение цели и задач занятия 2 мин

3.

Мотивация занятия 3 мин

4.

Предварительный контроль 30 мин

5.

Демонстрационная часть 30 мин

6.

Самостоятельная работа студентов 260 мин

7.

Итоговый контроль 30 мин

8.

Подведение итогов. Домашнее задание 3 мин

Вопросы для самоподготовки

1.

Понятие о естественном вскармливании (основная терминология), его

преимущества перед другими видами вскармливания;

2.

Иммунобиологическая ценность грудного молока;

3.

Молозиво, его состав и ценность;

4.

Режим и питание кормящей матери; факторы, влияющие на лактацию

5.

Правила грудного вскармливания: первое прикладывание к груди,

число кормлений в зависимости от возраста, длительность каждого

кормления;

6.

Способы определения количества молока, необходимого ребенку в

сутки: объемный и калорийный способы расчета питания;

7.

Противопоказания к грудному вскармливанию, затруднения при

грудном вскармливании со стороны матери и ребенка;

8.

Сроки и правила введения прикормов ребенку, находящемуся на

естественном и искусственном вскармливании;

9.

Понятие о гипогалактии и лактационном кризе, профилактика

гипогалактии;

10.Понятие о смешанном вскармливании, показания к назначению

смешанного вскармливания со стороны матери;

11.Правила и техника смешанного вскармливания, отличие докормов от

прикормов, сроки введения прикормов у детей, находящихся на

смешанном вскармливании, потребность в белках, жирах и углеводах;

12.Понятие об искусственном вскармливании, показания к назначению

искусственного вскармливания, его недостатки и достоинства, сроки

введения прикормов у детей, находящихся на искусственном

вскармливании;

13.Характеристика смесей, используемых для искусственного

вскармливания;

Глоссарий.

Ареола - околососковый кружок.

Альбумин (простой белок) - белок грудного молока.

Естественное вскармливание - это вскармливание, при котором кормление

осуществляется грудным молоком при непосредственном прикладывании

ребенка к груди его биологической матери.

Гипогалактия - сниженная секркторная функция молочных желез.

Галакторея - самопроизвольное истечение молока.

Искусственное вскармливание - вскармливание, при котором грудное

молоко или полностью отсутствует, или его доля составляет менее 1/5

суточного объема пищи.

Казеин (сложный белок) - белок молока.

Лактостаз (застой молока) - молоко остается в груди ,а не вытекает.

Липаза - фермент для расщепления жиров.

Молозиво - жидкость, которая выделяется грудными железами в первые 2-

3 дня после родов.

Смешанное вскармливание - вскармливание , при котором количество

докорма составляет 1/5 - 4/5 суточного объема пищи.

Прикорм - все новые продукты , используемые в питании детей первого

года жизни.

Окситоцин - гормон, который действует на мышечную ткань молочной

железы и способствует выделению молока наружу.

Пролактин - гормон, который воздействует на железистую ткань

молочной железы, способствуя выработке молока.

Релактация - возобновление выработки молока после небольшого

перерыва.

Трещина - нарушение целостности кожи соска.

Задание №1

Проведение блиц опроса

Уважаемый студент, внимательно прочитайте начало фразы и закончите ее

1.

Ребенку первого года жизни предпочтительно обеспечить

вскармливание-естественное, смешанное, искуственное,

парентеральное.

2.

Преимущество грудного молока перед коровьим - высокое содержание

белка, высокое содержание витаминов, высокая калорийность,

оптимальное соотношение пищевых веществ

3.

Контрольное кормление ребенка проводят для определения - массы

тела, количество высосанного молока, количества прикорма,

количества докорма …

Задание №2

Решение ситуационных задач

Уважаемый студент, внимательно прочитайте условие задачи и дайте ответ

на поставленные вопросы

ЗАДАЧА №1

Ребенок родился с массой тела 3500 г., длина - 53 см. Закричал сразу, громко.

Оценка по шкале Апгар 9 баллов.

1.Определить признаки доношенности.

2.Когда нужно провести первое прикладывание к груди?

3. Какого режима кормлений следует придерживаться в родильном доме,

если ребенок находится:

а) в детской палате б) в палате "мать и дитя" ?

Эталон ответа

1. Доношен.

2. В первые 30 минут после рождения.

3. а) кормить 6 раз в день, через 3-3,5 часа днем и 6-6,5 - часовым ночным

перерывом,

б) кормить ребенка по его требованию (до 10-12 р. в сутки), без ночного

перерыва - метод свободного вскармливания.

Задача 2. При патронаже новорожденного ребенка мать сообщила, что

при выписке из родильного дома (9-й день жизни) масса ребенка не достигла

массы при рождении (на 100 г меньше). При осмотре ребенок здоров, активно

сосет. Пупочная ранка почти эпителизировалась. Врач рекомендовал прийти

в поликлинику на прием через неделю.

При посещении поликлиники на 17-й день жизни мать сообщила, что в

течение первой недели пребывания дома ребенок оставался спокойным,

активно сосал. Стул был нормальным. При осмотре - видимых отклонений в

развитии ребенка не обнаружено. Масса ребенка превысила массу при

рождении на 50 г. Кормят ребенка по часам 7 раз в день каждые 3 часа.

Эталон ответа:

Ребенок здоров. С целью проверки, сколько молока

высасывает ребенок, произведено контрольное взвешивание до и после

кормления. Ребенок высосал 80,0 мл молока. После кормления в груди

оставались излишки молока. Рекомендовано кормить ребенка по требованию.

Повторно прийти на прием через неделю.

Задача 3. Мать с ребенком в возрасте одного месяца была приглашена в

поликлинику патронажной сестрой.

Ребенок родился доношенным, массой 3600 г. Во время патронажного

посещения семьи врачом после выписки из родильного дома ребенок был

здоров. Мать сообщила, что за последние 7 дней ребенок стал беспокойным,

беспричинно кричит после кормления и в промежутках между кормлениями.

Сосет грудь жадно, но реже мочится, стул стал более густым. Ночью ребенок

просыпается, кричит. Мать кормит ребенка 7 раз в день.Мать обеспокоена,

так как считает, что у нее мало молока и просит выписать рецепт для

получения молочных смесей. В последнюю неделю в связи с семейными

обстоятельствами мать вынуждена была нарушить свой режим, очень

волнуется и мало спит.

При осмотре кожа ребенка розовая, но менее бархатистая, чем была. Со

стороны остальных органов отклонений не выявлено. Масса ребенка в

возрасте 1 мес- 4 кг.

При контрольном взвешивании до и после кормления оказалось, что

ребенок высосал всего 70 г молока. Излишков молока в груди не оказалось.

Ребенок сосал активно, но и после кормления оставался беспокойным.

Эталон ответа:

клинические признаки (беспокойство ребенка после

кормления и в промежутках между ними, недостаточная прибавка массы - в

1-й мес прибавил всего 400 г при норме 600 г, редкое мочеиспускание и

изменение стула) указывают на голодание. Однократное кормление ребенка

показывает, что ребенок высасывает недостаточное количество молока (70 г

вместо 100 г). Рекомендовано кормление по требованию, советы по

Задание №3

Решение тестовых заданий

Уважаемый студент, внимательно прочитайте тестовые задание, дайте один

правильный ответ

1. Ребенку первого года жизни предпочтительно обеспечить вскармливание

а) естественное (грудное)

б) смешанное

в) искусственное

г) парентеральное

2. Преимущество грудного молока перед коровьим

а) высокое содержание белка

б) высокое содержание витаминов

в) высокая калорийность

г) оптимальное соотношение пищевых веществ

3. Продолжительность кормления ребенка грудью не должна превышать

(мин.)

а) 10

б) 20

в) 30

г) 40

4. Контрольное кормление ребенка проводят для определения

а) массы тела

б) количества высосанного молока

в) количества прикорма

г) количества докорма

5. Фруктовые соки дают ребенку грудного возраста

а) перед кормлением грудью

б) после кормления грудью

в) между кормлениями грудью

г) только на ночь

6. Фруктовые соки и яблочное пюре вводят в рацион грудного ребенка для

обеспечения его

а) белками

б) жирами

в) водорастворимыми витаминами

г) жирорастворимыми витаминами

7. Введение новой пищи, постепенно заменяющей кормление грудью — это

а) докорм

б) прикорм

в) искусственное вскармливание

г) смешанное вскармливание

8. Цель введения прикорма

а) удовлетворение возросших потребностей в пищевых веществах +

б) обеспечение потребности в жирах

в) обеспечение потребности в углеводах

г) обеспечение потребности в поваренной соли

9. Первым прикормом для ребенка грудного возраста является

а) фруктовый сок

б) овощное пюре

в) молочная каша

г) кефир

10. Первый прикорм вводят грудному ребенку в возрасте (мес.)

а) 2,5–3

б) 3,5–4

в) 4,5–5

г) 5,5–6

11. Вторым прикормом для ребенка грудного возраста является

а) фруктовый сок

б) овощное пюре

в) молочная каша

г) кефир

12. Третий прикорм вводят грудному ребенку в возрасте (мес.)

а) 4,5–5

б) 5.5–6

в) 6,5–7

г) 7,5–8

13. Третьим прикормом для ребенка грудного возраста является

а) фруктовый сок

б) овощное пюре

в) молочная каша

г) кефир

14. Ребенка рекомендуется отнимать от груди

а) в жаркий период года

б) в холодный период года

в) при заболеваниях

г) при контакте с инфекционными больными

15. Клинический признак, возникающий у грудного ребенка при

недостаточном поступление пищевых веществ

а) малая прибавка массы тела

б) частое мочеиспускание

в) обильный стул

г) лихорадка

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

г

б

б

б

в

б

а

б

г

в

г

г

б

а

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

«5» -0 –2 ошибки

«4» -3 –4 ошибки

«3» -5 –9 ошибок

«2» -10 ошибок и более

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Вид контроля Баллы

1.Блиц-опрос

2.Решение ситуационных задач

3. Изучение манипуляций

4.Фронтальный устный опрос

5.Самостоятельное решение задач

6.Итоговый тест – контроль

Общий рейтинг занятия - 30 баллов

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ЗАНЯТИЕ:«5» -91% и более –27 баллов и

более

«4» -90 –81% -26 –24 балла

«3» -80 –51% -23 –15 баллов

«2» -50% и менее –14 баллов и менее

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Крюкова Д.А., Здоровый человек и его окружение: учеб. Пособие/ Д.А.

Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д :

Феникс, 2018. – 474 с.:- (Среднее медицинское образование).

2. Соколова Н.Г. Сестринский уход за здоровым новорожденным: учебное

пособие – Ростов н/Д : Феникс 2014.-252с.:- (Среднее медицинское

образование).

3. Тульчинская В.Д. Здоровье детей: учебное пособие – Ростов н/Д : Феникс

2017.-202 с.:- (Среднее медицинское образование).

4. Педиатрия: Учебник для медицинских вузах; под ред.Н.П. Шабалова, 5-ое

изд, Санкт-Петербург, СпецЛит, 2010г.



В раздел образования