Автор: Беляева Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАНОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Родной язык (русский)" 10 -11 класс
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Лицей № 4»
Рабочая программа по родному языку (русскому)
на 2020-2021 учебный год
10–11 классы
(базовый уровень)
Составитель:
Беляева С.А.,
учитель русского языка и литературы
г. Ленинск-Кузнецкий
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Родной язык (русский)» для 10-11 классов
разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» п.3.6 ст.28; требованиями Государственного образовательного
стандарта общего (среднего) образования; письма Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. N 05-192 «О вопросах изучения родных
языков из числа языков народов РФ»; учебным планом Лицея №4 на 2020-2021 учебный
год.
Программа составлена на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования на 2019-2021 учебный год.
Целями и задачами изучения родного языка (русского) в старшей школе являются:
– воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка;
–
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него
– к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
– совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
– углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
– совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
– развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Содержание
программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом
уровне,
что
соответствует
Образовательной
программе
школы.
Программа
предусматривает
формы организации урока: коллективные, парные, групповые,
индивидуальные.
2.Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского
языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской
культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к
культурно-историческому опыту человечества.
Родной
язык,
выполняя
свои
базовые
функции
общения
и
выражения
мысли,
обеспечивает
межличностное
и
социальное
взаимодействие
людей,
участвует
в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически
мыслить,
успешность
в
овладении
способами
интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других
людей,
извлекать
и
анализировать
информацию
из
различных
текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-
нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
ребенка,
развивает
его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение
русскому
родному
языку
совершенствует
нравственную
и
коммуникативную культуру ученика.
Содержание
учебного
предмета
«Родной
язык
(русский)»
направлено
на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной
язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский)
родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не
может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский
язык».
В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству
языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и
культурой, государством и обществом.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования
русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)» являются
приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей
русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях
русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской
языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-
интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание
учебного
предмета
«Родной
язык
(русский)»
направлено
на
формирование
представлений
о
языке
как
живом,
развивающемся
явлении,
о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных
характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма
учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой
предусматривается
расширение
и
углубление
межпредметного
взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических
образовательных
областях,
но
и
во
всём
комплексе
изучаемых
дисциплин
естественнонаучного и гуманитарного циклов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в образовательную область
«Родной язык (русский) и родная литература (русская)». Федеральный базисный учебный
план
для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации
предусматривает
обязательное изучение родного языка (русского) в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю),
11 класс-52 часа (1,5 часа в неделю), что соответствует учебному плану МАНОУ «Лицей
№4». Курс общего (среднего) образования предполагает изучение предмета «Родной язык
(русский) в количестве 87 часов.
4.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Личностные результаты:
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание
языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей
общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;
-развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
-
понимание
и
истолкование
значения
слов
с
национально-культурным
компонентом,
понимание
и
истолкование
значения
крылатых
выражений;
фразеологических
оборотов
с
национально-культурным
компонентом,
уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли
заимствованной
лексики
в
современном
русском
языке;
распознавание
слов,
заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление
об особенностях освоения иноязычной лексики;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах
в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
стилистическими),
нормами
речевого
этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
В результате изучения родного языка ученик научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
-выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
-подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
-правильно
использовать
лексические
и
грамматические
средства
связи
предложений при построении текста;
-сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
-использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
-извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
-преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
-выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
-соблюдать культуру публичной речи;
-соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
-оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
-использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
-распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
-анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
-комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
-отличать
язык
художественной
литературы
от
других
разновидностей
современного русского языка;
-использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
-иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
-проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
-сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
-создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
-соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
-соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-
научной и официально-деловой сферах общения;
-осуществлять речевой самоконтроль;
-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
-использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
-оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
5.Содержание тем учебного предмета «Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский
язык
и
литература»,
сопровождает
и
поддерживает
его.
Основные
содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной
организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие разделы.
В разделе «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка,
обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения,
выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов
России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Раздел «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В
разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст»
представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и
культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования
языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
10 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и общество
Родной
язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка.
Язык и
речь
Язык и
художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и
содержания. Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел
2.
Культура речи (12 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные
процессы
в
области
произношения
и
ударения.
Типичные
акцентологические ошибки в современной речи. Отражение произносительных вариантов
в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с
речевой
избыточностью.
Современные
толковые
словари.
Отражение
вариантов
лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные
нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические, грамматические;
словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов, синонимов,
антонимов, фразеологические словари русского языка и др.
Работа с нормативными словарями русского языка: орфографическими, орфоэпическими,
грамматическими; со словарями лексических трудностей русского языка; словарями
паронимов, синонимов, антонимов, фразеологическими словарями русского языка и др.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные
ошибки
в
построении
сложных
предложений.
Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и
этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки.
Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное
речевое поведение в ситуациях делового общения.
Этический
компонент
культуры
речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного
кодекса народа; строгий запрет на сквернословие, разговор на «повышенных тонах» в
процессе общения. Осмысление накопленного опыта применения этических норм
поведения в собственной речевой практике. Речевой этикет как правила речевого
поведения (обобщение изученного).
Анализ
текстов различных функциональных разновидностей языка сточки зрения соответствия их
критериям чистоты и вежливости речи. Соблюдение правил речевого поведения во время
обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия). Этикетные формулы выражения
несогласия с собеседником, вежливого отказа в выполнении просьбы. Основные ошибки
аудирования, которые мешают эффективности общения вовремя спора, диспута,
дискуссии. Соблюдение правил речевого поведения при проведении диспута (дискуссии)
на заданную тему.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (17 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого
идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и
элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория:
мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника
импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические
тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы.
Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика
спора. Речевое поведение спорящих.
Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка сточки зрения их
соответствия критериям точности, уместности, содержательности, логичности, ясности,
богатства и выразительности речи. Выбор наиболее точных языковых средств в
соответствии со сферой и ситуацией речевого общения
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного
выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в
публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа:
речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Информационная
переработка
прочитанного
или
прослушанного
текста
как
процесс
извлечения
необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.
Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью
смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста. Основные способы информационной
переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана,
тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.
Использование
определённых стандартных языковых средств (речевые клише, штампы научной речи) при
составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Осознанный
выбор вида чтения(вида аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов,
аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Осознанное использование полученных
знаний и умений, связанных ссоставлением планов, написанием тезисов, аннотаций,
конспектов, рефератов, рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.
Функциональные разновидности языка.
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари
и справочники.
Официально-
деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный
характер,
стандартизированность,
стереотипность
построения
текстов
и
их
предписывающий характер. Анализ образцов официально-делового стиля речи с точки
зрения проявления в них основных признаков данного стиля.
Создание
собственных речевых высказываний по данным образцам. Установление принадлежности
текста
к
определённой
разновидности
(подстилю)
официально-делового
стиля.
Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств
в текстах официально-делового стиля; их уместное употребление в собственных речевых
высказываниях
данного
стиля.
Анализ
и
редактирование
примеров
неуместного
использования речевых штампов. Обобщение собственного опыта построения речевого
высказывания в рамках типовых жанров официально-делового стиля.
Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.
Установление
принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) официально-делового
стиля. Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических
средств в текстах официально-делового стиля; их уместное употребление в собственных
речевых высказываниях данного стиля. Анализ и редактирование примеров неуместного
использования речевых штампов. Обобщение собственного опыта построения речевого
высказывания
в
рамках
типовых
жанров
официально-делового
стиля.
Резюме,
автобиография.
Разговорная
речь.
Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
разговорной
речи.
Невербальные
средства
общения.
Культура разговорной речи.
Публицистический
стиль
речи. Устное
выступление.
Дискуссия.
Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Анализ
образцов
публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков
данного стиля. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.
Характеристика наиболее распространённых жанров публицистического стиля речи.
Язык художественной литературы.
Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их
использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные
на возможностях русского синтаксиса.
4. Повторение изученного по курсу (1ч.)
Повторение основных понятий по изученному материалу разделов.
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)
Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об
активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные
примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов,
их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (23 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее
повторение
фонетики,
орфоэпии.
Основные
нормы
современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская
лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских
писателей. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта
«Русский язык как основа творчества».
Основные
грамматические нормы современного русского литературного языка.
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и
этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы
делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Текст (18 ч.)
Язык и речь
Понятия язык и речь, основные различия. Язык как система знаков. Особенности других
знаковых систем. Понятие языкового знака. Функции языка. Функции речи. Основные
функции
языка:
коммуникативная,
когнитивная,
кумулятивная,
эстетическая
(повторение).
Кумулятивная
(культуроносная)
функция
как
способность
языка
накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта,
культурно-исторической информации.
Элементарный анализ лексических единиц, в которых наиболее ярко проявляется
кумулятивная функция языка (отражение предметов и явлений материального мира,
социальных
факторов,
социального
опыта
народа,
его
деятельности,
насущных
потребностей и т. п.).
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов.
Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования
текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Составление
сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Применение орфографических и
пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и
публицистического стилей.
Раздел 4. Виды речевой
деятельности (7 ч.)
Основные
особенности
устной
речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое
и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при
помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при
наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических
и интонационных норм.
Речевые
жанры
монологической
речи:
доклад,
поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты аннотация.
Раздел 5. Повторение изученного
по курсу (1 ч.)
Повторение основных понятий по
изученному материалу разделов.
6.Тематическое планирование
10 класс
№
разде
ла п/
Раздел, тема
Кол-во
уроков
Характеристика основных
видов учебной деятельности
ученика
п
(на уровне учебных
действий)
1.
Язык и культура
5
Постановка целей и задач на
каждом уроке.
Планирование учебной
деятельности на уроке и
дома. Рефлексия.
Самоконтроль.
Слушание объяснений
учителя.
1.1
Язык и общество.
2
1.2
Язык и речь.
3
2.
Культура речи
12
Постановка целей и задач на
каждом уроке.
Планирование учебной
деятельности на уроке и
дома. Рефлексия.
Самоконтроль.
Работа с раздаточным
материалом.
Сбор и классификация
коллекционного материала.
Выполнение работ
практикума.
Построение гипотезы на
основе анализа имеющихся
данных.
Анализ проблемных
ситуаций.
2.1
Основные орфоэпические
нормы современного русского
литературного языка.
2
2.2
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка.
4
2.3
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка.
4
2.4
Речевой этикет.
2
3.
Речь. Текст. Речевая деятельность.
17
Постановка целей и задач на
каждом уроке.
Планирование учебной
деятельности на уроке и
дома. Рефлексия.
Самоконтроль.
3.1
Язык и речь. Виды речевой
деятельности.
4
3.2
Текст как единица языка и речи
4
3.3
Функциональные разновидности языка.
6
3.4
Язык художественной литературы
3
4.
Повторение изученного по курсу
1
Итого:
35
11 класс
№
разде
ла п/
п
Раздел, тема
Кол-во
уроков
Характеристика основных
видов учебной деятельности
ученика
(на уровне учебных действий)
1.
Язык и культура
3
Постановка целей и задач на
каждом уроке.
Планирование учебной
деятельности на уроке и дома.
Рефлексия. Самоконтроль.
2.
Культура речи
23
Постановка задач в различных
видах деятельности.
Слушание и анализ
выступлений своих
2.1
Основные орфоэпические
нормы современного русского
литературного языка.
5
товарищей.
Самостоятельная работа с
учебником.
Работа с научно-популярной
литературой.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
2.2
Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка.
6
2.3
Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка.
6
2.4
Речевой этикет.
5
2.5
Повторение изученного по разделу.
1
3.
Речь. Текст
18
Постановка задач в различных
видах деятельности.
Выполнение заданий по
разграничению понятий.
Систематизация учебного
материала.
Редактирование текста.
3.1
Язык и речь.
6
3.2
Текст как единица языка и речи.
11
3.3
Повторение изученного по разделу.
1
4.
Виды речевой деятельности
7
Постановка задач в различных
видах деятельности.
Построение гипотезы на
основе анализа имеющихся
данных.
Анализ проблемных ситуаций.
Отбор и сравнение материала
по нескольким источникам.
5.
Повторение изученного по курсу
1
Итого:
52
7.Темы проектов
Богатство русского фразеологизма.
Вводные слова и знаки препинания при них.
Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
Владимир Иванович Даль и его работы.
Влияние СМИ на речь современного школьника.
Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...
Грамотность - залог профессиональной карьеры.
Давайте говорить друг другу комплименты!
Слова-исключения в русском языке.
Этикет делового общения.
8.Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся
1.
Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологиче-
ского профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2008-2011г.
2.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11
классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2015г.
3.
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. /
Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2014.
4.
Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще-
ние, 2017.
5.
Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс/А. Д. Дейкина. -М.:
Дрофа, 2016.
6.
Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов /А. Д.
Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2017.
7.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.:
Дрофа, 2018.
8.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подго-
товки к единому гос. / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика,
2015.
9.
Костомарова И. В. Русский язык. Тексты и задания по культуре речи. – М.: 2008.
10. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Еф-
ремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2014.
11. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы
и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2016.
12. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старше-
классников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2012.
Литература для учителя
1.
Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологиче-
ского профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2008-2011г.
2.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11
классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2015г.
3.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.
-М.: Просвещение, 1994
4.
Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2015.
5.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию
учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении
предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2014.
6.
ЕГЭ-2012. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2012
7.
Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные ма-
териалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2016.
8.
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку.– М., 2014.
9.
Ипполитова Н. А, Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс
лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2017.
10. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. -
Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2016.
11. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -
М.: Аквариум ЛТД, 2017.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
Тема
№
Дата
Форма
Планируемое
Примечан
урока
урока
в
теме
по плану
фактически
контроля
домашнее
задание
ие
Раздел 1. Язык и культура (5 часов)
Цель:
закрепление и углубление знаний о языке как системе, об основных функциях языка,
повторение орфографии, формирование навыков орфографической грамотности, повторение и
закрепление условий выбора гласных в чередующихся корнях, закрепление и углубление знаний о
функциях языка и его месте в современном мире среди других языков, воспитание культуры
межнационального общения.
1.
Язык и общество.
1.
Подготовить
сообщение по
теме.
2.
Система языка,
взаимосвязь и
отношения единиц
разных уровней.
2.
Подобрать
примеры
взаимосвязи
единиц языка
разных
уровней (6-8
примеров).
3.
Язык и речь.
3.
Выучить
конспект в
тетради.
4.
Язык и художественная
литература.
4.
Выписать
примеры
авторских
афоризмов (8-
10 примеров).
5.
Тексты
художественной
литературы как
единство формы и
содержания.
5.
Практическая
работа №1
Анализ
рассказа (по
выбору).
Раздел 2. Культура речи (12 часов)
Цель: совершенствование знаний по культуре речи, расширение и обогащение словарного запаса
школьников; повторение основных правил орфоэпии; повторение и закрепление основных понятий
лексики и фразеологии; повторение и закрепление навыков выполнения лингвистического анализа
текста; закрепление навыков работы со словарями.
6.
Активные процессы в
области произношения
и ударения.
1.
Составить
конспект по
теме
«Современные
орфоэпические
нормы».
7.
Типичные
акцентологические
ошибки в современной
речи.
2.
Выучить
таблицу в
тетради.
8.
Лексическая
сочетаемость слова и
точность.
3.
Практическая
работа №2
Анализ
лексических
ошибок,
привести
примеры (6-7
примеров).
9.
Современные толковые
словари.
4.
Записать
названия и
авторов
толковых
словарей
русского языка.
10.
Речевая избыточность и
точность в речи.
5.
Выучить
конспект в
тетради.
11.
Тавтология. Плеоназм.
6.
Записать
примеры
предложений,
исправить
речевые
ошибки.
12.
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка.
7.
Практическая
работа №3
Составить
таблицу по
теме «Виды
грамматически
х ошибок».
13.
Современные
грамматические
словари и справочники.
8.
Выписать 3-4
словарные
статьи.
14.
Словарная статья.
Словарные пометы.
9.
Привести
примеры
словарных
помет.
15.
Этика и этикет в
электронной среде
общения.
10.
Подготовить
презентацию
по теме.
16.
Этикетное речевое
поведение в ситуациях
делового общения.
11.
Записать
этикетные
выражения
делового
общения (10
примеров).
Повторить
материал по
разделу.
17.
Повторение изученного
по разделу 2.
12.
Контрольная
работа №1
Составить план
ответа по теме
«Этика и
этикет».
Раздел 3. Речь. Текст. Речевая деятельность (17 часов)
Цель: изучение основных понятий речевого общения; повторение сведений о стилях речи; развитие
навыков творческой работы.
18.
Анализ контрольной
работы. Основные
риторические
1.
Выучить
конспект в
тетради.
категории и элементы
речевого мастерства.
19.
Понятие
эффективности
речевого общения.
2.
Записать и
выучить
термины по
теме «Речевое
общение».
20.
Средства речевой
выразительности:
«цветы красноречия».
3.
Записать
примеры
речевой
выразительност
и (8 примеров).
21.
Принципы подготовки
к публичной речи.
Особенности
импровизации.
4.
Практическая
работа №4
Составить план
ответа на
вопрос «Этапы
подготовки к
публичной
речи».
22.
Стратегия и тактика
спора. Речевое
поведение спорящих.
5.
Записать ответ
на вопрос
«Стратегия и
тактика
спорящих».
23.
Категория монолога и
диалога как формы
речевого общения.
6.
Составить
диалог (10-12
предложений).
24.
Риторика делового
общения. Дискуссия,
полемика.
7.
Дать
определение
терминам
«дискуссия»,
«полемика».
25.
Спор и беседа: речевые
роли участников,
возможная типология
ситуаций спора.
8.
Практическая
работа №5
Подготовить
пересказ
конспекта по
теме.
26.
Особенности книжных
стилей языка.
9.
Подготовить
презентацию
по теме
«Книжные
стили языка».
27.
Морфологические и
синтаксические
особенности научного
стиля.
10.
Составить
таблицу по
теме
«Морфологиче
ские и
синтаксические
особенности
научного
стиля».
28.
Основные признаки
официально-делового
стиля.
11.
Записать
признаки
официально-
делового стиля.
29.
Р/р Резюме,
автобиография.
Особенности
письменного жанра.
12.
Сочинение
Написать
автобиографию
.
30.
Публицистический
стиль речи.
13.
Подготовить
сообщение по
теме
«Публицистиче
ский стиль
речи».
31.
Устное выступление.
Дискуссия.
Особенности устного
жанра.
14.
Записать
особенности
устного жанра.
32.
Культура разговорной
речи. Невербальные
средства общения.
15.
Привести
примеры
невербального
общения (5-6
примеров).
33.
Источники богатства и
выразительности
русской речи.
Основные виды тропов.
16.
Выписать из
стихотворений
русских поэтов
примеры
тропов.
34.
Стилистические
фигуры, основанные на
возможностях русского
синтаксиса.
17.
Контрольная
работа №2
Повторить
изученное по
разделу 3.
4. Повторение (1 час)
Цель: анализ наиболее часто встречающихся ошибок; повторение и обобщение изученного по курсу.
35.
Анализ контрольной
работы. Повторение и
обобщение изученного.
1.
12. 11 класс
№
урока
Тема
№
урока
в
теме
Дата
по плану
фактическая
Форма
контроля
Планируемое
домашнее
задание
Примечан
ие
Раздел 1. Язык и культура (3 часа)
Цель: рассмотрение внешних и внутренних факторов языка, знакомство с активными процессами в
современном русском языке.
1.
Внешние факторы
языковых изменений.
1.
Выучить
конспект в
тетради.
2.
Внутренние факторы
языковых изменений.
2.
Заполнить
таблицу по
теме «Факторы
языковых
изменений».
3.
Активные процессы в
3.
Подготовить
современном русском
языке.
сообщение по
теме
«Активные
процессы в
языке».
Раздел 2. Культура речи (23 часов)
Цель:
повторение и закрепление знаний об основных понятиях фонетики, орфоэпии, лексики, морфологии,
синтаксиса;
знакомство с основными орфоэпическими, синтаксическими, морфологическими нормами
русского языка; развитие и обогащение устной речи учащихся.
4.
Фонетика как раздел
языкознания.
1.
Записать
определение
терминов по
теме.
5.
Основные нормы
современного
литературного
произношения в
русском языке.
2.
Практическая
работа №1
Выучить
конспект по
теме.
6.
Орфоэпия как раздел
языкознания.
3.
Выучить
термины по
теме.
7.
Основные нормы
современного
литературного
ударения в русском
языке.
4.
Составить
таблицу по
теме «Нормы
ударения в
русском
языке».
8.
Написания,
подчиняющиеся
морфологическому,
фонетическому,
традиционному
принципам русской
орфографии.
5.
Подготовить
презентацию
по теме
«Принципы
русской
орфографии».
9.
Русская лексика с точки
зрения ее
происхождения и
употребления.
6.
Составить план
ответа на
вопрос
«Лексика:
группы слов по
происхождени
ю».
10.
Русская лексика с точки
зрения ее
происхождения и
употребления.
7.
Привести
примеры
общеупотребит
ельной лексики
(10 примеров).
11.
Фразеология. Роль
фразеологизмов в
произведениях русских
писателей.
8.
Выписать
примеры
фразеологизмо
в (6-8
примеров).
12.
Словари языка
9.
Записать
писателей.
названия,
авторов
словарей.
13.
Лексический анализ
текста. Статья К.
Бальмонта «Русский
язык как основа
творчества».
10.
Практическая
работа №2
Анализ
отрывка текста
статьи.
14.
Морфологические
нормы, их
сочетаемости с другими
формами.
11.
Записать
морфологическ
ие нормы,
привести
примеры.
15.
Определение рода
аббревиатур.
12.
Выучить
конспект по
теме.
16.
Нормы употребления
сложносоставных слов.
13.
Привести
примеры
сложносоставн
ых слов,
определить род
(8-10
примеров).
17.
Синтаксические нормы,
варианты построения
синтаксических
конструкций.
14.
Составить
таблицу по
теме
«Синтаксическ
ие нормы».
18.
Синтаксические нормы,
варианты построения
синтаксических
конструкций.
15.
Записать
примеры
предложений с
синтаксически
ми ошибками
(6 примеров).
19.
Способы оформления
чужой речи.
Цитирование.
16.
Практическая
работа № 3
Выписать
примеры
цитирования из
текста
публицистичес
кого стиля.
20.
Синтаксическая
синонимия как
источник богатства и
выразительности
русской речи.
17.
Выучить
конспект по
теме.
21.
Этика и этикет в
деловом общении.
18.
Подготовить
презентацию
по теме.
22.
Функции речевого
этикета в деловом
общении.
19.
Записать
функции
речевого
этикета.
23.
Этапы делового
общения.
20.
Составить
краткий
конспект по
теме «Этапы
делового
общения».
24.
Протокол делового
общения.
21.
Составить
протокол
делового
общения.
25.
Телефонный этикет в
деловом общении.
22.
Повторить
материал по
разделу.
26.
Повторение изученного
по разделу.
23.
Контрольная
работа №1
Подготовить
устное
сообщение по
теме «Язык,
речь».
Раздел 3. Речь. Текст (18 часов)
Цель: выявление особенностей понятия «язык», «речь»; обобщение знаний по тексту разных стилей;
развитие навыков работы с научной литературой.
27.
Анализ контрольной
работы. Понятия язык и
речь, основные
различия.
1.
Подготовить
пересказ
конспекта.
28.
Язык как система
знаков. Особенности
других знаковых
систем.
2.
Привести
примеры
знаковых
систем.
29.
Понятие языкового
знака.
3.
Выучить
термины по
теме.
30.
Функции языка.
4.
Подготовить
сообщение по
теме «Функции
языка».
31.
Функции речи.
5.
Выучить
конспект в
тетради.
32.
Функции речи.
6.
Привести
примеры
функций языка.
33.
Признаки текста.
7.
Практическая
работа №4
Анализ текста
по плану.
34.
Текст. Особенности
композиции текста.
Абзац.
8.
Работа с
текстом
(разделить
текст на
абзацы).
35.
Текст. Особенности
композиции текста.
Абзац.
9.
Составить план
композиции
текста (по
выбору).
36.
Текст. Конструктивные
приемы текста.
10.
Записать
приёмы текста.
37.
Виды преобразования
текста.
11.
Составить
таблицу по
теме «Виды
преобразования
текста».
38.
Корректировка текста.
12.
Выучить
термины по
теме.
39.
Корректировка текста.
13.
Редактировать
текст.
40.
Тезисы. Выписки.
14.
Практическая
работа №5
Привести
примеры
тезиса,
выписки (по 3
примера).
41.
Конспект. Особенности
текста.
15.
Составить
конспект
статьи
научного
стиля.
42.
Реферат. Особенности
текста.
16.
Подготовить
реферат по
теме
«Особенности
текста».
43.
Составление сложного
плана и тезисов статьи
А. Кони о
Л. Толстом.
17.
Составить
сложный план
статьи.
44.
Повторение изученного
по разделу 3.
18.
Контрольная
работа №2
Повторить
материал по
разделу.
Раздел 4. Виды речевой деятельности (7 часов)
Цель: выявление особенностей жанров монологической, диалогической речи; развитие навыков
составления текстов разных жанров; развитие творческих способностей учащихся.
45.
Анализ контрольной
работы. Речевые жанры
монологической речи.
1.
Привести
примеры
жанров
монологическо
й речи.
46.
Речевые жанры
монологической речи:
доклад.
2.
Подготовить
доклад (темы
по выбору).
47.
Речевые жанры
монологической речи:
поздравительная речь,
презентация.
3.
Подготовить
поздравительну
ю речь.
48.
Речевые жанры
диалогической речи:
4.
Подготовить
вопросы для
интервью.
интервью.
49.
Речевые жанры
диалогической речи:
научная дискуссия.
5.
Составить план
ответа на
вопрос «Этапы
подготовки
научной
дискуссии».
50.
Речевые жанры
диалогической речи:
политические дебаты.
6.
Подготовить
пересказ
конспекта по
теме.
51.
Р/р Речевые жанры
диалогической речи:
аннотация.
7.
Сочинение
Написать
аннотацию на
прочитанную
книгу.
Раздел 5. Повторение (1 час)
Цель: повторение и систематизация знаний по темам курса.
52.
Повторение изученного
по курсу.
1.