Автор: Ивакина Любовь Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16
Населённый пункт: Королев, Московская область
Наименование материала: методическая разработка (применение опорных карт,химическая линейка)
Тема: "Предельные углеводороды".
Раздел: полное образование
Предельные углеводороды .
1
.
Предмет: химия
2.Класс: 10 -й
3.Тема: «Предельные углеводороды».
4.Цель: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме:
«Предельные углеводороды: свойства, получение и применение».
Составление опорных карт для работы на уроке.
5.Задачи:
-Образовательные: расширение понятий об алканах ( гомологи, изомеры,
радикал, sp
3
- гибридизация), умений решать задачи с алканами, развитие
навыков написания структурных формул, углубление понятий строения, а
также совершенствование учебно-коммуникативных навыков и умений.
-Воспитательные: Формировать у учащихся познавательный интерес к
изучаемому предмету.
-Развивающие: Развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать,
обобщать, логически излагать свои мысли.
6.Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний при помощи
опорных карт.
7.Методы обучения: использование ИКТ, методического пособия
«химической линейки», тренировочные упражнения в группах, работа с
опорными картами.
8.Ход урока:
1.Организационный момент – 1 мин.
2.Проверка домашнего задания – 5 мин.
3.Объяснение нового материала- 30 мин.
4 Составление опорной карты совместно с учащимися.
5.Групповая работа (в 4группах).
1 группа - внесение в опорную карту физических свойств алканов,
2 группа - внесение в опорную карту химических свойств алканов,
3 группа - внесение в опорную карту получение алканов ,
4 группа – внесение в опорную карту применение алканов.
6.Повторение и закрепление знаний -7 мин.
7.Подведение итогов урока- 2 мин.
9.Структура урока:
1.Сообщение темы, задач урока, мотивация учебной деятельности.
2.Проверка ранее усвоенных знаний - устная фронтальная.
3. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
4. Усвоение навыков и умений по опорным картам.
5.Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания: Стр.11 № 4, 5.- 1 чел.
(пока письменно на рабочем месте Стр.11 № 7 (а) – 1 чел
отвечают, проводится фр. опрос)
Стр.11 № 15 - 1 чел
Фронтальный опрос:
1.Две группы веществ на начало XIX столетия? (минеральные и
органические).
2.Кого называли виталистами? (Учёных, считавших, что органические
вещества могут образовываться только в живых организмах при помощи
«жизненной силы»).
3.Что вам известно об учёном Ф. Вёлере, А.В .Кольбе, М. Бертло, А.М.
Бутлерове, Н.Н. Зинине, С.В. Лебедеве?(открытие щавелевой к-ты, мочевины;
уксусной кислоты; синтез жира; получение сахаристого вещества;
промышленная разработка анилина из бензола, производство синтетического
каучука).
4.Основные положения теории органических веществ:
-1) все атомы, образующие молекулы….
-2)свойства веществ зависят….
-3) по свойствам данного вещества…
-4)атомы и группы атомов….
5.Значение теории строения орг. в-в А.М. Бутлерова. (Теория не только
объяснила строение….).
3. Новый материал.
Тема нашего сегодняшнего урока «Предельные углеводороды (алканы или
парафины)». На прошлом уроке вы увидели структурную формулу молекул
углеводородов метана СН
4,
пропана С
3
Н
8
и бутана С
4
Н
10
. В молекулах алканов
все валентные связи С и Н полностью насыщены, поэтому они не способны к
реакциям присоединения.
И поэтому данному классу можно дать определение: Углеводороды с общей
формулой СnН
2
n
+2
, которые не присоединяют водород и другие элементы,
называются предельными углеводородами или алканами.
Включаю проектор. Вы видите здесь структурные формулы алканов.
Простейший представитель предельных углеводородов – метан СН
4.,
его
структурная и электронная формула. Здесь же и пространственное строение
молекулы. Вспомним о формах электронных облаков и размещении
электронов по энергетическим уровням и подуровням. Эта картина вам
знакома и изучена в 9 классе « Положение элементов подгруппы углерода в
П.С.Х.Э., строении их атомов», (глава V, параграф 28, стр.78-80). Какие
электроны участвуют в гибридизации? Верно. Так как в гибридизации
участвуют один s-электрон и три p-электрона, то вы знаете, что такой её вид
называется = правильно= sp
3
- гибридизацией.
А теперь перейдём к подобным углеводородам, сходных по свойствам и
строению с метаном. На прошлом уроке мы с вами использовали
«химическую линейку» с изображением структурных формул, на которой
справа указаны наименования алканов. Какие вы уже знаете? Обратите
внимание на их структурные формулы. Существует много углеводородов,
сходных с метаном, т.е. гомологов метана (греческое «гомолог» - сходный).
Посмотрите на линейку, назовите гомологи. Правильно. Кто заметил
отличие? Чем отличаются друг от друга эти углеводороды? (СН2). Группу
СН
2
-называют гомологической разностью. А общая формула предельных
углеводородов будет СnН2n+2 . А теперь поверните линейку обратной
стороной и вы увидите, что справа стоят окончания – ил. Это линейка
радикалов. Пользуясь ею, прочтите название первого, второго, третьего и т.д.
радикала алкана, передвигая движущуюся часть вправо. А какие отличия вы
здесь видите? Да. Правильно. Это тот же ряд углеводородов, что и на
обратной стороне... Но, вычисляя из формул по одному атому водорода, мы
получаем группы атомов, которые называются радикалами. Изменение
суффикса –ан на –ил даёт название радикалу : метил, этил…
Многочисленность углеводородов объясняется явлением изомерии. С
возрастанием числа атомов углерода в молекуле число изомеров резко
увеличивается. На экране показаны структурные формулы веществ.
Назовите увиденный углеводород. Правильно. Это бутан. А его изомер
называется изобутан. Изомерия начинается с четвёртого атома углерода, т. е. с
бутана. На следующем уроке мы познакомимся с изомерами подробно и
изучим их построение. А сейчас мы делимся на четыре группы. Вы принесли
чистые листы, в которых запишите результаты опыта и сведения об алканах А
теперь внимание: опыт. Я беру ацетат натрия и и твёрдый гидроксид натрия,
соединяю их и нагреваю. Скажите, что вы наблюдаете при нагревании
ацетата натрия с твёрдым гидроксидом натрия? Да, выделяется газ. Эта
реакция была названа реакцией Вюрца( в 1855 г. её осуществил фр.химик
А.Вюрц).Первая группа , графически обозначьте в цветном изображении на
листе бумаги, что за газ находится в пробирке. Его физические свойства. Да,
правильно заметили, что газ легче воздуха, поэтому пробирка перевёрнута.
Обсудите его свойства, исходя из наблюдения. Вторая группа, посмотрите
на экран и вспомните, в какие реакции могут вступать предельные
углеводороды и почему. Почему их назвали предельными? Значит , в какие
реакции они могут вступать, а в какие нет? Вспомните фильм и слайды об
алканах . Обозначьте все химические свойства на листе бумаги. Третья
группа, посмотрите и вспомните, из каких веществ получился газ. Выполните
то же, что и другие группы. И четвёртая группа - где можно применить
предельные углеводороды. А теперь все посмотрим ещё раз опыт на экране,
на продукты реакции и нахождение в природе, сделаем в группах
необходимые выводы на основе увиденного и услышанного и продолжим
графическое изображение на листах, как вы уже умеете это делать. Ученики
заполняют листы, а я вывешиваю опорную карту предельных углеводородов,
заранее приготовленную. Внимание: группы, теперь обменяйтесь картами
друг с другом так, чтобы у вас осталась одна ваша карта, а другие обменяйте
на другие, чтобы они не повторялись. Посмотрите, вы сделали общую
большую карту, на которой указаны физические, химические свойства,
получение и применение. Сравните её с моей. Вы будете ею пользоваться при
работе на уроках. А теперь напишем общую формулу для предельных
углеводородов. Назовите её. Правильно СnН2n+2.
Предельные углеводороды СnН
2
n+
2
Физические свойства
С
3
-С
4
- под Р (жидк).
С
5
-до пентадекана
С
1
-С
4
С
1
( - Н
2
О)
пентадекан-…
Получение
CH
3
COONa+NaOH
CH
4
+NA
2
CO
3
2CH
3
I +2Na C
2
H
6
+
2NaI
(реакция А.Вюрца)
Химические свойства
H
H
(1)H-C-H + CL-CL H-C-CL + H-CL
H
H
(2)
C
(3) (4) -C-C-C-C-
2H
2
-C-C-C-
CH4 - C -
Применение
-метанол
-уксусная кислота
-синтез-газ
-в холодильных установках:СН
3
CL.
-растворители:СН
2
СL
2,
CH
CL
3
,CCL
4.
-резка, сварка
-типографская краска
-резина
-моторное топливо, растворители
-жирные кислоты, смазочные
масла, синтетические жиры
- высшие алканы
- в медицине
Здесь, на карте, мы собрали все сведения о предельных углеводородах. В
следующий раз при прохождении темы «Циклопарафины (циклоалканы)» я
с классом так же буду составлять опорную карту, и так по всем темам.
При необходимости учащиеся не будут листать учебник «Химия» и
выискивать формулы или свойства. Опорные карты будут под рукой
постоянно.
Закрепление темы:
-представитель 1-й группы - расскажите о физических свойствах, опираясь
на вашу карту: от метана до бутана газы без цвета, без запаха, легче воздуха,
метан плохо растворим в воде. Пропан, декан под давлением жидкости, от
пентана до пентадекана жидкости, а от пентадекана твёрдые вещества.
-представитель 2-й группы – расскажите о химических свойствах, опираясь
на вашу карту:
реакция замещения (1),реакция горения – бесцветным
пламенем(2), реакция разложения (3), реакция изомеризации (4).
- представитель 3-й группы – расскажите о получении, опираясь на вашу
карту: в лаборатории при нагревании ацетата натрия с твёрдым гидроксидом
натрия и при взаимодействии однородных галогенопроизводных
предельных углеводородов с металлическим натрием.
- представитель 4-й группы – расскажите о применении, опираясь на вашу
карту: холодильные установки, тетрахлорметан CCL
4
для тушения пожаров,
для получения синтетического каучука, резины, краски, бензина,
растворителей, при резке и сварке металлов, иодоформ –CHI
3
для ускорения
заживления открытых ран в медицине. И так, вы таким образом повторили и
закрепили новую тему о свойствах алканов. Какие у вас вопросы? Что
непонятно из нового материала? Для закрепления материала – задание:
уравнение : С СН
4
СН
3
CL C
2
H
6
C
2
H
5
CL. Вспомните из 9 класса
тему « Подгруппа углерода» и скажите, в какие химические реакции он
вступает. Какая реакция подходит для нашего уравнения? (окислительные
свойства, С+2Н
2
t СН
4 (метан)
Здесь вы узнали впервые о метане и о
sp
3
-
гибридизации. На опорных картах посмотрите: в какие химические реакции
вступают предельные углеводороды. Да, верно, т.к. все связи насыщены – в
реакцию замещения, здесь с CL
2
: СН
4
+ CL
2
CH
3
CL + HCL(метилхлорид).
Смотрим далее на карту: получение алканов. Да, на примере реакции
А.Вюрца: 2CH
3
CL+2Na C
2
H
6
+2NaCL. Какие продукты реакции? Что
можно сказать о связях? И, это вы уже писали, реакция….да, замещения.
C
2
H
6
+ CL
2
C
2
H
5
CL+ HCL.На примере опорной карты вы повторили
свойства не только теоретически, но и закрепили на практике решением
уравнений.
А теперь посмотрим связь химии с биологией, вернее с разделом «Человек»,
но не о его строении, а о медицинских препаратах, применяемых для
человека. Например, «Розенталя паста»: йод – 0,3 г, спирт этиловый-10 г,
парафин- 15 г, хлороформ – 80 г. Какие вещества вам известны? (новое -
хлороформ - CH
CL
3
). При бронхиальной астме и хроническом бронхите
применяется препарат необензинол (необензинолюм –Neobenzinolum) и его
состав: гексан и гептан по 16% и масло персиковое или прованское 68%. И
какие вещества вам известны? Конечно, это только что изученные
предельные углеводороды.
Домашнее задание: стр.22 № 3,4,5,6,10,11,14.
стр.22 уравнения № 17, 18.
стр.23 задачи 1,2,3.
Отметки за урок.
Урок окончен.
Если позволяет время, повторяем связь химии с другими науками и
готовимся к вопросам для участия во внеклассном мероприятии. А из 9
класса , например, вспоминаем медицинский состав «Локка раствор»:
натрия хлорид, калия хлорид, кальция хлорид, натрия гидрокарбонат,
глюкоза, вода дистиллированная; всем известная марганцовка (калий
тетраоксоманганат) или перманганат калия – формула? (KMnO
4
). И
вспомним состав гипса – сульфат кальция дигидрат (CaSO
4
*2H
2
O). Задаю
вопросы, на вспоминание наименования химических веществ. Например,
нашатырь или (аммоний хлорид)- хлорид аммония (NH4CL).Спрашиваю, как
химия взаимосвязана с такой наукой, как математика? (расчёты на
массовые доли веществ, все математические действия). Прошу привести
пример связи химии с географией (минералы и горные породы). А
вспомнить любую формулу?. К примеру NaCL – каменная соль, добываемая
на Украине, FeO*Fe
2
O
3
магнитный железняк (магнетит)-Урал… А почему
лёд не тонет? Почему под крышкой в кастрюле быстрее закипает вода?
Это связь с физикой…Прошу ответить дома на эти вопросы и начинать
готовиться к внеклассному мероприятию «Неделя химии».
На следующем уроке при подробном изучении изомеров в качестве
тренировки пишем структурные формулы, расширяя кругозор, например,
на лекарственную тему:
Ритосепт -2,2 – метилен – бис (3,4,6 – трихлорфенол) – забегая вперёд к
теме «Фенолы»(показания: дезинфекция рук хирурга перед операцией).
Фторотан – 1,1,1 – трифтор -2 –хлор-бром-этан(показания: применяется
для наркоза при различных хирургических вмешательствах у взрослых и
детей).
Работа учащихся на уроке с «химической линейкой».
Применение
Основная карта. Общие сведения о структурной формуле предельных углеводородов.
Сдвиг
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
C
n
H
2
n+
2
(-ан)
(СН
4
) 1.метан
2.этан
3.пропан
4.бутан
5.пентан
6.гексан
7.гептан
8.октан
9.нонан
10.декан
Н
1
Н
С
Н
Н
ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ФОРМУЛЫ ПРЕДЕЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ.
Структурное строение углеводородных радикалов
Сдвиг
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (
C
n
H
2
n+
2)
-Н
РАДИКАЛ - R
(-
ан
ил
)
(СН3-) 1.метил
2.этил
3.пропил
4.бутил
5.пентил
6.гексил
7.гептил
8.октил
9.нони
л
10.декил
Н
1
Н
С
Н
ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ФОРМУЛ РАДИКАЛОВ
Основная карта. Общие сведения о структурной формуле предельных углеводородов.
Сдвиг
_ _ _ _
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
C
n
H
2
n+
2
(-ан)
1.метан
(С
2
Н
6
) 2.этан
3.пропан
4.бутан
5.пентан
6.гексан
7.гептан
8.октан
9.нонан
10.декан
Н Н
1 2
Н
С С
Н
н
н
_ _ _
Структурное строение углеводородных радикалов
Сдвиг
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (
C
n
H
2
n+
2)
-Н
РАДИКАЛ - R
(-
ан
ил
)
1.метил
(С
2
Н
5
-) 2.этил
3.пропил
4.бутил
5.пентил
6.гексил
7.гептил
8.октил
9.нони
л
10.декил
Н H
1 2
Н
с
с
Н H
Методическое пособие «химическая линейка».
Линейка в работе. Сдвигая вправо движущуюся часть, мы наблюдаем увеличение атомов
углерода, которые пронумерованы и сопоставляем с правой частью наименований. Здесь
на линейке при одном атоме углерода – справа находим СН
4
– метан, на второй линейке
оканчивается на атоме углерода 2С и справа находим второй по счёту С
2
Н
6
- этан.
Передвигая далее, так же будем находить наименование по числу атомов углерода. Эта
линейка удобна для отсутствующих детей на первых уроках занятий и могут
самостоятельно изучить как строение предельных углеводородов, так и их радикалов.
Поэтому на линейке радикалов 1С находим справа СН
3
- - метил, а на второй линейке 2С
радикал С
2
Н
5
- - этил и т.д.. Пользуются в основном до запоминания.
Пояснение: На изучение темы «Предельные углеводороды» отводится 5
уроков. При подготовке к уроку я решила составить и применить опорную
карту по свойствам, получения и применения предельных углеводородов на
один урок, чем освободила время остальных 4- х уроков для тренировочных
заданий по решению задач и составлению структурных формул. На первом
уроке я так же даю краткое понятие электронному и пространственному
строению алканов, а так же о гомологах, изомерах и радикалах, которые
будут рассматриваться полностью и закрепляться на остальных уроках с
применением уравнений и задач.
Список использованной литературы:
1.Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 10 класс,М.,Просвещение,1997 г.
2. Справочник « Лекарственные препараты», Минск, 1968 . стр.443,357.
3.111 вопросов по химии для всех, М.,Просвещение,1994.
Учитель химии МБОУ СОШ № 16
г.Королева Московской области Л.Ю. Ивакина