Напоминание

"Роль прогулки в воспитательном процессе"


Автор: Маркович Галина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269
Населённый пункт: города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Роль прогулки в воспитательном процессе"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

«Роль прогулки в воспитательном процессе»

Выполнила:

Маркович Г.А., воспитатель

ГБОУ СОШ №269 Кировского

района Санкт-Петербурга

г.Санкт-Петербург

2020 год

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого

деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он

будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре…»

А.С. Макаренко

Использование

игровых

технологий

в

практике

работы

воспитателя

ГПД

способствует развитию индивидуальности школьника.

Это является своего рода

фундаментом всего образовательного процесса.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие,

воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах

жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в

процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм

человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка,

ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (про-

цедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой

деятельности («поле творчества»):

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,

конкуренция, аттракция т.п. (чувственная природа игры,(«эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и

временную последовательность ее развития.

Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой

формируется человеческое воображение и без которого невозможно творческое развитие

личности. Лишить ребенка игровой практики - значит лишить его главного источника

развития: импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в

игре как форме человеческой радости он становится совершенней.

Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-

воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в

соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения. Педагог-

воспитатель обеспечивает разнообразную полезную деятельность воспитанников после

уроков.

Задача воспитателя ГПД состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих

на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать

установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости,

взаимной ответственности.

Согласно плану воспитательной работы в группе продленного дня в него входит

организация активного отдыха детей на свежем воздухе.

Рассмотрим примеры из практики:

1.Прогулка детей ГПД в зимний период.

Любимая игра детей в зимний период это игра со снегом. Когда ребенок гуляет не

один, а с товарищами его творческая активность заметно возрастает: что не придет в

голову одному, заметит и сделает другой. Сначала дети лепят снежки, а потом

разбиваются на группы и

лепят снеговиков. Следующим этапом кто-то из детей

предлагает строить

крепости из снега. Дети относятся к делу очень серьезно и

эмоционально. Они полностью включены в строительство и готовы ради него

пожертвовать многим другим. Для них значима сама идея постройки секретного убежища.

Дети его как большой «секрет» или «тайник», в который мыслят поместиться сами. Когда

убежище построено, дети забираются туда, чтобы пережить нужные им ощущения. Часто

на этом все завершается, т.к. заканчивается прогулка, но дети обсуждают с воспитателем,

что

завтра

продолжат

обустройство

своей

крепости.

В

процессе

строительства

воспитатель наблюдает за игрой детей и рассказывает им о правилах безопасности при

игре со снегом (обучающая информация).

2.Прогулка детей ГПД в весенне-осенний период.

Большинство младших школьников выбирают из разных игр игру в песок. Песок

нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они

делают, как их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек.

А если к этому добавить небольшие игрушки и тогда появляется целый мир,

разыгрываются жизненные ситуации, и ребенок полностью погружается в игру. К концу

прогулки обязательно воспитатель подводит итоги игры. Дети оценивают постройки

своих товарищей. Высказывают кому, какие больше понравились. Если детям, какие - то

постройки

не

понравились,

задача

воспитателя

поддержать

детей

с

худшими

результатами, обязательно похвалить и дать рекомендации, что он сможет доделать в

своей постройке.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо

оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя

состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые

вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми

отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть

происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее

настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Отзывы учителей. Когда дети возвращаются с прогулки после игры с песком и

снегом, учителя нередко отмечают стабилизацию настроения, способность эффективно

включаться в работу. Дети спокойно реагируют на замечания учителей.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной

жизнью. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно

Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".



В раздел образования