Автор: Маркович Галина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269
Населённый пункт: города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Роль прогулки в воспитательном процессе"
Раздел: начальное образование
Статья
«Роль прогулки в воспитательном процессе»
Выполнила:
Маркович Г.А., воспитатель
ГБОУ СОШ №269 Кировского
района Санкт-Петербурга
г.Санкт-Петербург
2020 год
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого
деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он
будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре…»
А.С. Макаренко
Использование
игровых
технологий
в
практике
работы
воспитателя
ГПД
способствует развитию индивидуальности школьника.
Это является своего рода
фундаментом всего образовательного процесса.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах
жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в
процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм
человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (про-
цедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой
деятельности («поле творчества»):
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция, аттракция т.п. (чувственная природа игры,(«эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность ее развития.
Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой
формируется человеческое воображение и без которого невозможно творческое развитие
личности. Лишить ребенка игровой практики - значит лишить его главного источника
развития: импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в
игре как форме человеческой радости он становится совершенней.
Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-
воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в
соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения. Педагог-
воспитатель обеспечивает разнообразную полезную деятельность воспитанников после
уроков.
Задача воспитателя ГПД состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих
на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать
установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости,
взаимной ответственности.
Согласно плану воспитательной работы в группе продленного дня в него входит
организация активного отдыха детей на свежем воздухе.
Рассмотрим примеры из практики:
1.Прогулка детей ГПД в зимний период.
Любимая игра детей в зимний период это игра со снегом. Когда ребенок гуляет не
один, а с товарищами его творческая активность заметно возрастает: что не придет в
голову одному, заметит и сделает другой. Сначала дети лепят снежки, а потом
разбиваются на группы и
лепят снеговиков. Следующим этапом кто-то из детей
предлагает строить
крепости из снега. Дети относятся к делу очень серьезно и
эмоционально. Они полностью включены в строительство и готовы ради него
пожертвовать многим другим. Для них значима сама идея постройки секретного убежища.
Дети его как большой «секрет» или «тайник», в который мыслят поместиться сами. Когда
убежище построено, дети забираются туда, чтобы пережить нужные им ощущения. Часто
на этом все завершается, т.к. заканчивается прогулка, но дети обсуждают с воспитателем,
что
завтра
продолжат
обустройство
своей
крепости.
В
процессе
строительства
воспитатель наблюдает за игрой детей и рассказывает им о правилах безопасности при
игре со снегом (обучающая информация).
2.Прогулка детей ГПД в весенне-осенний период.
Большинство младших школьников выбирают из разных игр игру в песок. Песок
нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они
делают, как их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек.
А если к этому добавить небольшие игрушки и тогда появляется целый мир,
разыгрываются жизненные ситуации, и ребенок полностью погружается в игру. К концу
прогулки обязательно воспитатель подводит итоги игры. Дети оценивают постройки
своих товарищей. Высказывают кому, какие больше понравились. Если детям, какие - то
постройки
не
понравились,
задача
воспитателя
поддержать
детей
с
худшими
результатами, обязательно похвалить и дать рекомендации, что он сможет доделать в
своей постройке.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо
оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя
состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые
вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми
отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть
происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее
настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Отзывы учителей. Когда дети возвращаются с прогулки после игры с песком и
снегом, учителя нередко отмечают стабилизацию настроения, способность эффективно
включаться в работу. Дети спокойно реагируют на замечания учителей.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной
жизнью. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно
Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".