Напоминание

"Развитие мотивации на занятиях по Основам безопасности жизнедеятельности как один из путей повышения качества образования"


Автор: Шарифгалиева Зенфира Маснавиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ
Населённый пункт: город Набережные Челны Республики Татарстан
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие мотивации на занятиях по Основам безопасности жизнедеятельности как один из путей повышения качества образования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Докладчик:

Шарифгалиева З.М., преподаватель ОБЖ

ГАПОУ «Набережночелнинский

медицинский колледж»

Доклад: «Развитие мотивации на занятиях по Основам безопасности

жизнедеятельности как один из путей повышения качества

образования».

За безопасность необходимо платить,

а за ее отсутствие расплачиваться.

Уинстон Черчилль

Государственным

образовательным

стандартом

среднего

профессионального

образования

определено,

что

одним

из

самых

важных моментов обучения

является

побуждение

студентов

к

самостоятельному «добыванию» и освоению знаний, привитие навыков и

потребностей в учёбе. Своевременная, правильная и яркая мотивация будет

способствовать развитию компетенций.

Высокий

уровень

мотивации

при

обучении

студентов

является

источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение

является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-

познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности,

поэтому важно как эта деятельность осуществляется.

Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов

процесса усвоения новых для студентов видов познавательной деятельности.

Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если студент

не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не

хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем

организовать учебную деятельность преподаватель должен позаботиться о

мотивах их деятельности.

Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот

на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации студентов в

изучении

Основ

безопасности

жизнедеятельности,

соответственно,

и

качество образования»?

На мой взгляд, эта проблема неоспорима для

преподавателей ОБЖ, так как в последние годы по различным причинам

снижается интерес у студентов к этой дисциплине.

Большинство студентов занимают в учебном процессе пассивную роль,

теряют интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования.

Поэтому знания студентов по дисциплине неглубокие, познавательный

интерес и мотивация достаточно низкие. Опрос обучающихся показал, что

студенты учебную дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности»

по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних

мест среди учебных дисциплин, поскольку она не так востребована, как

другие дисциплины.

А, тем не менее, в современном мире знания,

получаемые

на

занятиях

ОБЖ

необходимы

каждому

человеку,

позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.

Перед

преподавателем

встает

проблема,

каким

же

образом

организовать обучение так, чтобы увлечь студентов процессом познания,

пробудить стремление к самостоятельному овладению знаниями и умениями,

как к чему-то для него ценному, привлекательному, то есть, как развить

познавательный интерес, как к «главной», так и к «неглавной» дисциплине?

К дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» как раз

многие относятся как к «второстепенному» и задача преподавателя ещё более

усложняется.

Основными направлениями в работе по повышению качества знаний

стали побуждение студентов к самостоятельному освоению знаний, привитие

навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации.

Мотивация – это внутреннее побуждение личности к тому или иному

виду

активности,

связанному

с

удовлетворением

определённых

потребностей:

- внутренних (удовлетворение познавательной потребности в процессе

обучения),

- внешних (социальный престиж – хорошо учится, удовлетворение

амбиций, лидерства и т.д.)

Существует три вида мотивации:

1. Социальная – это поднятие авторитета обучающегося (стараюсь похвалить

его за хорошее поведение, за усердие в работе на уроке и дома и т. д.)

2. Прагматическая (стремлюсь усилить внимание к дисциплине ОБЖ,

который необходим в жизненных ситуациях)

3. Содержательная (работая со студентами, способствую формированию

знаний, которые пригодятся в нестандартных ситуациях).

Для укрепления и развития мотивации на занятиях неободимо

применять следующие активные методы:

Метод проблемного изложения.

По ходу изложения учебного материала методом проблемного рассказа

и проблемно построенной лекции необходимо размышлять, доказывать,

обобщать, анализировать факты и вести за собой мышление студентов, делая

его

более

активным

и

творческим. Студент является

не

пассивным

слушателем, а активным участником изучения нового материала.

При разборе сложных тем на некоторых этапах предоставлять

возможность студентам самим предложить решение ситуационных задач,

используя уже имеющийся багаж знаний (например, по теме «Чрезвычайные

ситуации техногенного характера можно рассмотреть ситуационную задачу).

Пример. Задача: Группа лиц находилась на железнодорожной станции,

когда услышали взрыв. Вскоре после этого началось завывание сирены.

Затем появился дым, который распространялся от железнодорожной станции

на северо-запад. Люди почувствовали резкий удушающий запах, у некоторых

появилась головная боль, слезотечение и резь в глазах.

Необходимо определить:

что произошло на железнодорожной станции;

какое вещество распространяется, его характеристика;

наиболее целесообразные действия в сложившейся ситуации.

Ответ:

а) на станции произошла авария с выбросом в атмосферу ядовитого

вещества;

б) по внешним признакам можно с достоверностью утверждать, что в

результате аварии произошел выброс в атмосферу аммиака - одного из

наиболее

распространенных

АХОВ.

Признаки

отравления

аммиаком:

насморк, кашель, удушье, учащенное сердцебиение, сильное раздражение

слизистых оболочек и кожных покровов, покраснение, жжение, зуд, резь в

глазах и слезотечение;

в) поскольку отравления аммиаком ещё не произошло, то необходимо

немедленно

покинуть

очаг

поражения,

двигаясь

перпендикулярно

направлению движения ветра. При появлении хотя бы незначительных

признаков поражений надо обратиться в медицинское учреждение.

Частично – поисковый (или эвристический) метод.

На занятиях необходимо часто создавать проблемные ситуации – это

когда человек не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс

действительности не может достичь цели известным ему способом, действие

это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ

действия (например, ситуационная задача: «Венозное кровотечение. Как

правильно наложить повязку?»)

Проблемная

ситуация

есть

закономерность

продуктивной,

познавательной творческой деятельности. На занятиях можно применить

определенную последовательность этапов продуктивной познавательной

деятельности

человека

в

условиях

проблемной

ситуации: проблемная

ситуация

проблема

поиск способов ее решения

решение проблемы. В

качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного

интереса и создания проблемной ситуации применить игровые ситуации. Для

этого

использую

жизненные

факты,

ситуационные

задачи,

научно-

популярные рассказы, отрывки из произведений, документы и т.д.

На занятиях по ОБЖ при объяснении нового материала стараться по

возможности упускать некоторые интересные факты и предлагать студентам

самостоятельно найти их. Это могут быть: тема «Биологические ритмы и их

влияние на работоспособность человека» - умышленно упускать, в каком

временном интервале лучше выполнять те или иные действия (просыпаться,

ложиться спать, заниматься физическими упражнения, уделять время

домашнему заданию и т.д.) предоставляя возможность студентам самим

найти правильные ответы на эти вопросы; биографии тех ученных, которые

изобрели оружие (ядерное, химическое, биологическое и т.д.); применение

тех или иных моделей поведения в разных сферах деятельности человека. На

следующем занятии студенты презентуют свои результаты поиска, затем

анализируют и связывают с темой предыдущего занятия

Исследовательский метод.

Исследовательский метод при обучении ОБЖ – это имитация

творческого поиска исследователя. Студенты открывают новое, но это

новое субъективно новое, известное науке, но не известное студентам. На

занятиях ОБЖ необходимо пытаться организовать мини исследования. В

этом могут помочь знания из других областей (например, при изучении темы

«Вредные привычки, их влияние на здоровье» изучаем состав современных

сигарет и т.д.) Таким образом, стараться обеспечить овладение методами

научного

познания

в

процессе

деятельности

всеми

обучающимися,

формировать

интерес,

потребность

в

творческой

деятельности

и

самообразованию.

В последнее время наблюдается все большая потребность студентов в

проектной и исследовательской деятельности. Максимальной активизации

познавательной деятельности и практической реализации исследовательского

подхода способствует профильное образование. Ведь именно выполнение

заданий высокого уровня сложности требует от студентов изучения

дополнительной

литературы,

научных

источников

и

проведения

теоретического или практического исследования. В ходе работы над сложной

задачей возникают проблемы, решения которых приводят студентов к

научно-исследовательской деятельности более серьезного характера и этим

уже приходится им заниматься внеурочное время.

Игровой метод.

Использование в каждой части занятия игровых методов обучения в

форме

дидактической,

деловой,

ролевой

игры,

позволяют

на

деле

реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения

и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность

обучающихся. Эти компоненты обеспечивают сохранению и развитию

мотивации

на

протяжении

всего занятия, делают

занятия

желанным, ожидаемым.

Например, тема «Режим дня студента». Деловая игра, при которой

студентам дается творческая таблица “Распределение времени на неделю”.

Многие в процессе составления своего режима дня задумываются, а так

ли правильно выстроен их распорядок дня, нет ли необходимости его

пересмотреть или вообще изменить, влияет ли это на их самочувствие.

Или тема «Здоровый образ жизни». Анкета «Изучение алкогенной

ситуации в группе» проводиться среди студентов. Дается ситуационная

задача: «Сегодня наша группа – научно – исследовательский институт. Вы,

студенты, сотрудники этого института. К нам пришли на день открытых

дверей будущие студенты, чтобы получить ответы на интересующие их

вопросы.

Будущие выпускники школ задают вопросы:

Какова история

возникновения алкогольных напитков? В чем притягательная сила алкоголя?

и т.п.

При

изучении

некоторых

тем

возникает

необходимость

применения традиционных методик, таких как:

Иллюстративно-объяснительный.

Рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником – все

это необходимо использовать в случаях, когда учебный материал носит

информационный характер или представляет собой описание способов

практической деятельности. Но здесь обязательно использовать различные

формы визуализации учебного материала, которые делают процесс обучения

понятным и интересным для студентов. Это и использование электронных

презентаций, и интерактивная доска, наглядный материал и т.д. Активное

использование визуальных форм при подаче нового материала обеспечивают

наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое

сохранение полученных знаний.

Репродуктивный.

При

изучении

ОБЖ

нельзя

совсем

исключить

данный

метод.

Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке

практических умений и навыков, так как превращение умения в навык

требует неоднократных действий по образцу. Но и на данном этапе можно

разнообразить работу. Можно организовывать работу в парах, где студенты

проверяют и оценивают друг друга (например, при изучении раздела

«Основы медицинских знаний – наложение иммобилизующих повязок»).

Некоторые вопросы

дисциплины

ОБЖ

кажутся

недостаточно

интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению

материала. Именно в этот период необходимо стремиться раскрыть

притягательные стороны изучаемых вопросов.

Интерес к дисциплине ОБЖ повышается, если есть тесная связь с

личным опытом; даются ситуативные задания, игры, в которых следует

творчески

применить

полученные

знания.

Даже

самые пассивные

студенты включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, обучающиеся

не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в

необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают

фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на

занятия.

Со временем забываются любые знания, особенно полученные «через

силу». Известно, что человеку легче запомнить то, что вызывало у него

эмоции. Поэтому скучную лекцию или информацию из чрезмерно сухо и

сложно написанного учебника вспомнить бывает чрезвычайно сложно.

Выход

из

этой

ситуации

-

сделать

процесс

изучения

того

или

иного дисциплины интересным.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15%

речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда

видит и слушает - 65% получаемой информации.

Учитывая

это,

необходимо

применять

и

информационно

компьютерные технологии (ИКТ), которые воздействуют на различные

органы чувств.

Использование мультимедийного оборудования в работе с новым

материалом

на

занятии

по

основам

безопасности

жизнедеятельности

позволяет повысить внимание студентов, вследствие чего освобождается

дополнительное время для изучения учебного материала. Экономия времени

в данном случае составляет около 30%, а приобретенные знания сохраняются

в памяти обучающихся значительно дольше.

Мультимедийное

сопровождение

объяснения

нового

материала

(презентации, учебные видеоролики) позволяют более наглядно доносить

учебный материал до студентов, и делают занятия ОБЖ более яркими,

запоминающимися. Наиболее востребованными у студентов, стали сюжеты

по темам «Первая помощь при различных переломах», «Вредные привычки

убивают».

Процесс

усвоения

знаний

по

курсу

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

достаточно

своеобразен.

Специфика

преподавания

данного

курса

определяется

практической

направленностью,

которая

заключается в приобретении студентами практических навыков безопасного

поведения в условиях ЧС. Практические занятия всегда вызывают огромный

интерес у студентов. Даже если слабые студенты, если не усвоили материал

на занятии, они с интересом включаются в практикум и постигают

упущенное.

Особенно

нравятся

студентам

практические

занятия

по

темам: «Приемы оказания первой медицинской помощи», «Индивидуальные и

коллективные средства защиты».

Удалось разнообразить содержание учебного курса с помощью

материалов

для

тестового

контроля,

комплектов

заданий

для

самостоятельной

и

групповой

работы,

справочного

материала,

нестандартных

творческих

заданий,

для

решения

которых

требуется

дополнительный поиск, исследования.

Необходимо широко использовать тестовые задания, подготавливать

печатные и раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы,

дидактические карточки для индивидуальной работы).

Если говорить о методике использования тестов, то она очень

разнообразна.

Тесты хороши как средство по организации студентов, собственной

деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Они дают

возможность индивидуализировать задания. Студенты используют тесты

для самоконтроля. Тестовые задания позволяют более объективно оценивать

знания студентов в ходе промежуточного и итогового контроля, помогают

значительно увеличить накапляемость оценок. В результате использования

тестовых

заданий,

наблюдаются

следующие

результаты:

повышение

активности

студентов,

увеличение

объема

самостоятельной

работы

студентов, повышается качество знаний.

Занимательные и игровые задания так же способствуют повышению

качества знаний.

Занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на

любом этапе занятия – они могут использоваться при объяснении нового

материала (переключение внимания), перед закреплением нового материала

и т.д. Их можно применять, подбирать по каждой теме предмета, решением

занимательных

заданий

можно

заниматься

в

домашних

условиях

(Например, по

теме

«Чрезвычайные

ситуации

природного

характера», ситуация: Вы отдыхаете на побережье океана. Вдруг, вода

начинает стремительно уходить, оголяя береговую линию. Прибой смолкает.

Рядом с вами находится собака, которая начинает беспокойно себя вести.

Рвется с поводка в противоположную сторону от моря, скулит, лает. До

вашего отеля порядка 1,5 км, но рядом находятся 5-ти этажные отели.

Вопросы: Чего вам следует опасаться? Сколько времени у вас есть для

принятия решения? Ваши действия? Чего категорически нельзя делать?

Оценка шанса на выживание.

Ответ:

Действия при первых признаках приближения цунами

1. При первых признаках отхода воды срочно перемещаться вглубь

континента, Острова, т.к. вскоре ожидается цунами.

2. Время для действий от 5 до 20 минут, зависит от отдаленности эпицентра

землетрясения.

3. Необходимо переместиться на возвышенности 30-40 метров выше уровня

моря или подняться на верхние этажи зданий (выше 4 этажа).

Нельзя идти вслед за уходящей водой.

Шансы на выживание: чем выше над уровнем моря или чем дальше от

береговой линии – тем выше шанс на выживание. Зависит от быстроты

решения и действий; пример - В истории человечества 26 декабря 2004 года

ознаменовалось, трагедией огромных масштабов, принесшей море страданий

огромному количеству людей. В 00:58 по всемирному координированному

времени (07:58 утра по местному) в глубинах Индийского океана, близ

индонезийского острова Симёлуэ, произошло мощнейшее землетрясение

магнитудой от 9,1 до 9,3 баллов. Оно породило целую серию волн-убийц,

которые в течение нескольких часов принесли чудовищные разрушения на

берега Азии, лишив жизни примерно 300 тысяч человек. Среди стран,

оказавшихся под ударом стихии, были Таиланд, Индонезия, Шри-Ланка и

даже африканской Сомали.

Важен последовательный переход от простых задач к сложным.

Необходимо

только

учитывать

индивидуальные

качества

у студентов, подбирать варианты задач, головоломок различной степени

сложности.

Занимательные задания на занятиях повышают эмоциональный тонус

учебной

деятельности студентов с

недостаточной

работоспособностью,

мобилизуют их внимание и волевых усилия.

За последние десятилетия в педагогических науках «интерес к игре, как

особому виду человеческой деятельности, возрастает» и это объяснимо,

потому, что идет интенсивный поиск, вызванный потребностью открыть

такие формы организации учебной деятельности на занятия, которые

обеспечили бы высокую эффективность преподавания и, вместе с тем,

гармоничность развития личности, повышения качества знаний.

Решение головоломок способствует развитию таких наиболее общих

качеств

продуктивного

мышления,

как

логичность,

гибкость,

сопротивляемость стереотипному влиянию прошлого опыта и т.п. Обладание

же такими обобщенными качествами позволяет человеку решать проблемные

задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются

соответствующие знания.

Необходимо

применять

методику

обыгрывания

ситуации

с

постановкой проблемы и поиском необходимого решения. Пути решения

проблемы обсуждается в группах и вырабатывается алгоритм поведения в

данной ситуации.

Например, Практическое

задание

«Алгоритм

поведения

в

зоне

радиацонного заражения».

Определите последовательность поведения человека в случае аварии на

радиационно-опасном

объекте

(поставьте

в

ячейках

соответствующие

номера). Укажите неверные действия.

1. Снимите верхнюю одежду, обувь и поместите их в пластиковый пакет.

2. Включите радио или телевизор и слушайте сообщения.

3. Тщательно проветрите всю квартиру.

4. Завершите герметизацию квартиры.

5. Сделайте запас питьевой воды в герметичной таре.

6.

Покиньте

квартиру

и

попытайтесь

найти

убежище

или

противорадиационное укрытие.

7. Позвоните родственникам: они могут еще не знать о случившемся.

8. Закройте все окна и двери.

9. Отключите газ.

10. Примите душ.

11. Защитите органы дыхания влажной ватно-марлевой повязкой

12. Не волнуйте соседей, молчите о случившемся.

13. Заверните в пищевую пленку открытые продукты и поместите их в

холодильник.

14. Спуститесь в подвал своего дома

Ответ: 2 – 1 – 8 – 4 – 9 – 5 – 13 – 7 – 11 - 12

Действия 11 и 12 выполняются, если нет указаний службы ГО о

срочной эвакуации. Неверные действия 3, 6, 10, 12.

Изучение дисциплины происходит не только на занятиях, но и во

внеаудиторное

время.

Во

внеаудиторной деятельности,

я

провожу

специально организованные мероприятия. Цель таких мероприятий –

сравнение

уровней

мастерства

участников,

поскольку

конкурсные

программы

являются

мощным

стимулом

к

развитию

человека,

к

совершенствованию

его

навыков.

В

этом

и

заключается

главный

педагогический эффект творческих заданий: развиваться можно, только

сравнивая себя с окружающими.

Можно проводить такие конкурсы как «Брей-ринг». Развивая интерес к

занятиям

ОБЖ

такими

методами

и

приёмами,

убеждаешься

в

их

эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и

качества знаний студентов.

Результаты среза знаний показали, что качество знаний студентов, с

каждым годом возрастает.

Все это подтверждает рост мотивации к изучению предмета ОБЖ,

повышение познавательной активности студентов и повышению качества

знания дисциплины «ОБЖ».



В раздел образования