Автор: Кулакова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦДТ Промышленного района
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: конспект занятия для старших дошкольников
Тема: "Песенка дождя"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Промышленного района
«Песенка дождя»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: Кулакова Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Оренбург 2019
Цель: Обогащать и развивать слуховые представления детей о явлении
природы - дожде.
Задачи занятия
Образовательные
-Формировать первоначальные представления детей об изобразительных
возможностях музыки.
-Учить слушать музыкальные произведения о дожде, различать оттенки
настроений в музыке, стихах.
Развивающие
-Развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах.
-Учить различать тембры музыкальных инструментов.
-Развивать образную речь, расширять словарный запас в процессе
обсуждений музыкальных произведений
Воспитательные
-Воспитывать наблюдательность, интерес к окружающему миру, явлению
природы – дождю
-Воспитывать доброжелательность, внимание к высказываниям сверстников.
Материалы:
Детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, флеш- карта с
записью программной музыки, иллюстрации- дождевые тучи: грустная и
весёлая,зонтик
Ход занятия
Дети входят в зал под спокойную музыку, садятся на стульчики
Музыкальное приветствие
Педагог: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку и вы узнаете, о чём мы будем
говорить сегодня на занятии.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Ответы детей)
Педагог: Правильно. Сегодня мы будем говорить о дожде, слушать музыку
дождя. А чтобы научиться этому, нужно помнить, что музыка всегда
начинается с тишины. Давайте и мы попробуем внимательно прислушаться к
окружающим звукам.
Спросить детей, что они услышали.
А сейчас я хочу рассказать вам, что услышала однажды.
Кто стучит за окном?
- Дождь идёт по траве.
Кто шуршит за окном?
- Ветер в мокрой листве.
Кто журчит за окном?
- Ручейки, ручейки…
Кто кричит за окном?
- Стаи птиц у реки.
Кто молчит за окном?
- Там никто не молчит:
Там и дождик стучит,
Там и птица кричит.
Только я и молчу –
Всех послушать хочу.
Педагог: Вот как много интересного можно услышать. Ребята, вы все знаете,
что какое сейчас время года. Мы с вами уже говорили об осенних приметах,
и одной из таких примет является дождь. Он может быть сильным,
проливным, но чаще всего осенью идет долгий моросящий дождик. А какое
настроение у нас бывает, когда на улице пасмурно, дождик моросит.(ответы
детей)Ребята, а как вы думаете, откуда появляется дождик (Ответы детей)
правильно, набегут осенние тучки и начинается дождик.А когда дождик
бывает грустным?
Дети: Чаще всего осенью, когда на улице пасмурная, хмурая и холодная
погода. В такую погоду даже не хочется идти гулять, а хочется посидеть
дома – в тепле.
Педагог: А осенью чаще всего идет долгий моросящий дождик. А какое
настроение у нас бывает, когда идет дождь, конечно, грустное(Картинка
грустная тучка)А сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение
Шопен «Вальс дождя»
(Прослушав музыкальное произведение, дети определяют его характер,
рассказывают, что они представили).
Педагог: Ребята, а как вы думаете, для чего нужен дождь в природе?
Ответы детей.
Дождь нужен каждой травинке, цветочку, деревцу, животным. Без воды не
может жить ни одно существо. В давние времена, чтобы собрать осенью
хороший урожай, люди в начале лета заказывали дождь короткими стишками
– закличками. Давайте вспомним их:
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик лей сильней,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На кругленьком лужочке
Педагог: А сейчас к нам прилетела веселая тучка (Иллюстрация) посмотрим
на весёлую тучку и поговорим о весёлом дождике. А когда же бывает
весёлый дождик?
Дети: Летом. Когда на улице тепло, ведь летом и дождик теплый. Под
летним дождиком можно побегать, поиграть. Летом дождик может идти,
даже когда светит солнышко
Педагог: А мы с вами тоже знаем попевку про дождик
«Дождик, дождик,веселей, чтобы травка зеленей,
Дождик, дождик, пуще, чтобы травка гуще»
Педагог: Ребята, я сейчас сыграю вступление, а вы отгадайте песню. Давайте
её исполним.
Песня «Кап -кап»(Музыка и слова Л. Куклиной)
Педагог: А теперь пришла пора, поиграть нам детвора.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик, дождик, кап – кап – кап (пальчиком стучат по ладошке)
Подожди немножко (грозят пальчиком)
Погуляют малыши,
По сырой дорожке.
(хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять –
Малыши идут гулять.
(хлопают ладошками по коленкам)
Брызги разлетаются,
(разводят руки в стороны)
Ребята улыбаются.
Педагог: А сейчас про весёлый дождик исполним песенку на музыкальных
инструментах.(Спросить какие инструменты подойдут для исполнения
песенки дождя) Прохлопать ритмический рисунок песни.
Игра на музыкальных инструментах-Песня «Весёлый дождик».
(Музыка М. Парцхаладзе, слова Н. Соловьёвой)
Педагог: Ребята, отгадайте – ка загадку:
Если дождь идёт,
Погода плачет,
Что тогда всех ребяток
От дождя спрячет?
Дети: Зонтик.
Вот сейчас мы с вами и поиграем в интересную игру.
Игра «Зонтик».
Дети стоят в кругу и под музыку передают зонтик, с окончанием музыки, тот
ребенок, у которого оказался зонтик, выходит в центр круга и выполняет
движения
1.Зонтик прыгает на ножке, а мы хлопаем в ладошки
2.Будет зонтик наш кружиться, а мы топать, веселиться
3.Будет зонтик приседать, а мы ножки выставлять
Подведение итога занятия
- О чем мы говорили сегодня на занятии
- Какие музыкальные произведения прозвучали
- Что вам понравилось делать на занятии
Рефлексия
Какое настроение осталось после занятия
(Выбрать капельки веселые, если настроение у вас веселое или грустные,
если вам немножко грустно после занятия и прикрепить на магнитную доску)
Выход из зала под музыку «Дождя не боимся» М. Минков