Автор: Шаповалов Юрий Алексеевич
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных методик развивающего обучения на уроках ОБЖ.
Раздел: среднее образование
Использование современных методик
развивающего обучения на уроках ОБЖ.
«Школа
должна
быть
педагогической
лабораторией,
учитель
в
своей
учебно-
воспитательной
работе
должен
проявлять
самостоятельное
творчество»
Л.Н.Толстой.
XXI век – век высоких технологий. У учителей появилась возможность
использовать на уроке различные технические средства, такие как
компьютер,
видео-
и
аудиоаппаратуру,
спутниковое
телевидение,
интернет и многое другое. А это позволяет сделать уроки ОБЖ более
интересными и продуктивными, повысить у учащихся мотивацию к
изучению материала.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не
только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и
развивать
их
творческую
самостоятельность,
обучать
работе
с
различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий
"снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к
подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так
как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном
счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету.
Метод использования компьютерных технологий на уроках ОБЖ
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют
значительно повысить эффективность процесса обучения предмета
ОБЖ.
Использование
мультимедийных
программ
при
обучении
особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить
операции
с
неподвижными
изображениями,
динамическими
изображениями
(видеофильмами,
анимированными
графическими
образами),
текстом
и
звуковым
сопровождением.
Синхронное
воздействие на слух и зрение человека повышает объем и степень
усвоения передаваемой в единицу времени информации.
Объектом данного метода является - процесс обучения материала
обучающимися средней школы при помощи компьютерных технологий.
Использование компьютера представляет определенные удобства и для
учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все
нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших
затрат времени.
Современные технологии привлекают обучающихся и являются одним
из главных их интересов. Презентация помогает проиллюстрировать
любое выступление, как учителя, так и ученика.
Используя
возможности
компьютера,
составляются
уроки-
презентации.
Серии
уроков
по
конкретной
теме
постепенно
складываются в систему. На таких уроках показывается большое
количество материала за короткий отрезок времени. Картинки, рисунки,
комментарии к ним меняют друг друга, вовлекая каждого ученика в
процесс обучения. В конце презентации обязательно проводится
проверка
понимания
материала.
Это
могут
быть
вопросы
по
содержанию увиденного,
кроссворд,
тест на выбор
правильного
варианта.
При осуществлении
контроля
интересно
и приемлемо
интерактивное тестирование.
Обучающиеся быстро адаптируются к новым средствам обучения и с
желанием включаются в работу.
Использование видео-урока
Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на
обучающихся.
Поэтому
внимание
должно
быть
направлено
на
формирование у школьников личностного отношения к увиденному.
Использование видеофильма помогает также развитию различных
сторон
психической
деятельности
обучающихся,
прежде
всего,
внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера
совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже
невнимательный ученик становится внимательным.
Эффективность кино- (видео-) и телевизионных уроков впрямую
зависит от подготовки обучающихся к восприятию содержания учебной
ленты, от характера поставленных перед ними до начала просмотра
вопросов и заданий. По окончании просмотра экранного пособия
рекомендуется провести краткую беседу, чтобы выяснить степень
усвоения изложенного в нем материала.
Глобальная сеть Интернет – одно из новых направлений методики
обучения предмета ОБЖ.
Одним
из
наиболее
революционных
достижений
за
последние
десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс
во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети Интернет.
Использование
кибернетического
пространства
в
учебных
целях
является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной
методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны
учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая
изменением требований к академическому уровню обучающихся.
Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных,
интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и
адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных
высказываний.
Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное
техническое
средство
обучения,
и
для
достижения
оптимальных
результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в
процесс урока.
Использование арт-технологий в обучении предмета ОБЖ в средней
школе. (5 класс)
В основе арт-технологий, применяемых в педагогике и психологии,
лежит использование техник и приемов арт-терапии.
Под арт-терапией в школе понимается одно из направлений в работе
педагогов подразумевающее разработку и организацию развивающих
занятий с детьми, направленную на эффективное развитие творческого
начала школьников.
К арт-технологиям относится использование: средств иллюстративной
наглядности
(фотографий,
картин,
карикатур,
диаграмм,
коллажа,
слайдов); cказок; песен; рифмовок и стихотворений; игр; кинематографа;
компьютерного творчества; театральных постановок; танца; рисования.
Спонтанность,
креативность
и
творчество
являются
важнейшими
составными частями арт-технологии. Данный подход позволяет учителю
повысить мотивацию обучаемых, и вследствие этого улучшить их
успеваемость. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает
материал на уроке в том случае, когда он заинтересован. Применение
элементов арт-технологий включает фантазию, воображение, интуицию,
творческое мышление, что благотворно сказывается на эмоциональном
состоянии обучающихся.
Многие
учителя
отмечают
большие
потенциальные
возможности
творческой игры в качестве средства обучения предмета.
Благодаря
играм
активизируются
все
познавательные
процессы
обучающихся: внимание, память, мышление, творческие способности.
Игра
может стать эффективным средством, помогающим учителю
превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и
любимое учащимися занятие.
Игры могут использоваться на любом этапе обучения и с любой
возрастной группой. Дети (5 класс) лучше воспринимают и усваивают
материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, в этом хорошую
помощь оказывают стихотворения, песни и сказки. Использование на
уроке песен, рифмовок, стихотворений позволяет учащимся овладеть
темой без особых усилий.
На эмоциональное состояние обучающихся позитивно воздействуют
сказки. Они снижают тревогу и негативные проявления учеников.
Например, можно проигрывать эпизоды сказки, и тем самым развивать
навыки мышления.
Применение арт-технологий позволяет сделать
обучение предмета ОБЖ в средней школе творческим, интересным,
нескучным, очень живым и разнообразным.
Метод проектов.
Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий
детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип
сотрудничества
ребенка
и
взрослого,
позволяющий
сочетать
коллективное
и
индивидуальное
в
образовательном
процессе.
Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности
учащихся, на формирование универсальных учебных действий.
Основные этапы проектной деятельности.
- Выбор темы проекта.
- Работа с разными источниками.
- Выбор формы предъявления проекта.
- Работа над проектом.
- Оформление результатов.
- Защита проектов.
-
Подведение итогов.
В конце работы ученик должен ответить на вопросы:
-
Выполнил ли я то, что задумал?
-
Что было сделано хорошо?
-
Что было сделано плохо?
-
Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
При работе над проектом обучающиеся активно используют компьютер
и Интернет-ресурсы.
Здесь важно показать свои способности, скрытые таланты, найти свою
модель демонстрации, защитить свою позицию, мнение. Проект
развивает
у
обучающихся
умение
находить
соответствующую
информацию, отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить.
Тем самым решаются такие социальные и воспитательные задачи, как:
- развитие творческого потенциала;
- формирование коммуникабельности;
-повышение эффективности самостоятельной работы учащихся;
-поддержание образовательной инициативы школьников.
Главным
критерием
при
оценке
проекта
является
оформление.
Анализируются высказывания обучающихся, определяется, как усвоена
тема, правильно ли они употребляют данный материал. Имеющиеся
ошибки
обязательно
разбираются,
исправляются,
а
пробелы
отрабатываются на последующих уроках.
Пары и группы.
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и
взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения
принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы
достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями
партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.
Проблемные методы.
Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической
мотивационной сфер личности.
Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных
усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить,
выделить наиболее важные положения.
Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих
друг друга точек зрения.
Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи
и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.
Вывод.
Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения:
- они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и
образной форме;
- способствуют лучшему усвоению знаний;
- вызывают интерес к познанию;
-
формируют
коммуникативную,
личностную,
социальную,
интеллектуальную компетенции.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не
только для обучающихся, но и для педагогов. Но бессистемное,
непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому
очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские
игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями
своего класса.
Надо применять разнообразные методы и находить новые.