Напоминание

Летняя литературно-краеведческая экспедиция как форма литературного образования и патриотического воспитания школьников


Автор: Паскевич Наталья Яковлевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Малая академия"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Летняя литературно-краеведческая экспедиция как форма литературного образования и патриотического воспитания школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Летняя литературно-краеведческая экспедиция

как форма литературного образования

и патриотического воспитания школьников

Паскевич Наталья Яковлевна,

педагог дополнительного образования

МУ ДО «Малая академия» г. Краснодар

Период

летних

каникул

благодатное

время

для

развития

читательских

способностей,

читательской

активности

школьников.

Особенно

успешно

этот

процесс

идёт

в

условиях

специально

организованной

интеллектуально-творческой

деятельности,

которая

обеспечивает накопление читательского опыта и понятийного аппарата,

развитие

эмоционально-эстетической

культуры

и

творче ских

возможностей подростков. Необычные формы занятий,

разнообразные

виды

деятельности

позволяют

каждому

ребёнку

самореализоваться,

ориентируют ребят на увлекательное путешествие в мир русского слова.

Всё

это

обеспечивает мотивирующий

потенциал

образовательной

деятельности.

Весьма

эффективной

формой

работы

являются

образовательные

экспедиции по историко-культурным, литературным местам родного края.

Их основная цель – пробуждение у детей чувства национальной гордости,

патриотизма,

интереса

к

изучению

биографий

и

творческого

наследия

писателей.

Многолетний

опыт

проведения

таких

экспедиций

позволил

нам

выявить некоторые особенности их подготовки.

Образовательная литературно-краеведческая экспедиция включает 7

этапов.

1.Подготовительный

этап

предполагает

изучение

исторической

эпохи, биографий писателей, их связей с Краснодарским краем; чтение и

обсуждение литературных произведений, мемуаров, писем и т.д.

2.

На

проектировочном

этапе составляются

маршрут

будущей

экспедиции,

план

её

проведения;

распределяются

индивидуальные

и

групповые исследовательские задания.

3.Экспедиционный этап включает проведение самого путешествия,

наблюдение, сбор материалов, выполнение практических заданий, фото- и

видеосъёмку.

4.

На

исследовательском

этапе

участники проводят обработку

собранных

материалов;

в

результате

обобщения

и

систематизации

полученных

знаний

ребята

создают

«образовательный

продукт»[4;

5]:

мультимедийную презентацию, научно-исследовательскую работу.

5.

Отчётный

этап предполагает

публичную

презентацию

итогов

экспедиции, творческие отчёты, защиту исследовательских работ.

6. На рефлексивном этапе

проходит подведение итогов; дети и

педагоги дают оценку значимости проведённой работы, своего личного

«образовательного

приращения»[5,

с.49],

полученного

в

результате

экспедиции.

7.

Обобщающий

э т а п включает

педагогическое

обобщение

результатов

деятельности,

формирование

пакета

методических

и

нормативно-организационных документов, обеспечивающих возможность

трансляции опыта; определение дальнейших перспектив.

Остановимся

подробнее

лишь

на

двух

из

перечисленных

выше

этапов:

экспедиционном

и

исследовательском.

В

качестве

примера

предлагаем

описание

опыта

самой

первой

нашей

экспедиции,

состоявшейся в июне 2008 года в объединении юных филологов «Живое

слово»

Центра

дополнительного

образования

детей

«Малая

академия»

Краснодара.

Название литературно-краеведческой образовательной экспедиции –

«Тайны

«Скифских

черепков»».

Её

цели

были

сформулированы

следующим

образом:

воспитание

у

детей

и

подростков

ценностного

отношения

к

историческому

и

культурному

наследию

своей

«малой»

Родины; изучение истории древнейшей территории Краснодарского края –

Анапского района; исследование анапского периода жизни и творчества

Елизаветы Юрьевны Пиленко (Кузьминой-Караваевой, матери Марии) –

поэта Серебряного века, общественного деятеля, героини французского

Сопротивления;

изучение

истории

создания

первого

поэтического

сборника Е.Кузьминой-Караваевой – «Скифские черепки».

Маршрут

экспедиции

проходил

по

территории

Анапского

района

Краснодарского

края

(город-курорт

Анапа,

село

Юровка,

село

Хан-

Чокрак).

В Анапе основная часть работы проходила в Мемориальном зале

Матери Марии. Старший научный сотрудник Анапского археологического

музея

З. Н. Лемякина

подробно познакомила ребят с экспозицией,

отражающей анапский период жизни и творчества Елизаветы Юрьевны

Пиленко (Кузьминой-Караваевой). В ходе теоретических и практических

занятий (работа с подлинными документами, сопоставление автографов)

подростки

приобрели

ценный

исследовательский

и

жизненный

опыт.

Например,

школьники

сверили

текст стихотворения

Е.Ю.Кузьминой-

Караваевой «Нет, Господь, я дорогу не мерю…», опубликованный в книгах

и

интернет-источниках,

с

автографом,

который

был

прислан

отцом

Сергием Гаккелем из Парижа специально для Анапского археологического

музея; попытались расшифровать символику собственноручных рисунков

Кузьминой-Караваевой к её сборнику «Скифские черепки».

Экспозицию

народного музея села Юровка ребятам представил

местный историк-краевед В. Н. Грехно. Особый интерес вызвала работа с

письмами

Кузьминой-Караваевой

к

Александру

Блоку.

Юные

исследователи побывали в селе Хан-Чокрак, где было имение Пиленко, а

сейчас

сохранился

лишь

фамильный

склеп

и

памятник

генералу

Д.В.Пиленко (деду Елизаветы Юрьевны). Рассказ о том, что несколько лет

назад в склепе была захоронена и символическая урна с прахом матери

Марии,

привезённая

из

концлагеря

Равенсбрюк,

вызвал

у

ребят

неподдельное

волнение.

Школьники

возложили

цветы

к

месту

захоронения.

Огромный материал, богатейшие впечатления, полученные детьми,

стали мощным стимулом для последующей исследовательской работы. На

исследовательском

этапе работы каждый участник

экспедиции создал

собственный

«образовательный

продукт»,

в

соответствии

со

своими

интересами и склонностями. Восьмиклассники О.Т. и Г.А. подготовили

мультимедийное

учебное

пособие

презентацию «Такая

живая,

такая

красивая…» (о жизни и творчестве Е.Кузьминой-Караваевой), в которую

включили

материалы

фотосъёмок,

проведённых

в

экспедиции.

Десятиклассницы

В.П.,

Д.Е.,

А.А.

написали

очерки

по

материалам,

изученным

в

ходе

путешествия.

Ученица

10

класса

К.Т.

провела

лингвостилистический анализ нескольких стихотворений из

сборника

«Скифские черепки».

Д е сятиклассница

Е.М.

выбра ла

в

каче стве

и т о г о в о г о

«образовательного продукта» научно-исследовательскую работу.

Тема была

определена

следующим

образом:

«Поэтический

сборник

Е.Кузьминой-

Караваевой

«Скифские

черепки»

как

знаковое

явление

культуры

Серебряного

века

в

оценке

Анны

Ахматовой».

В

главе

«Введение»

школьница

отметила: «В

работе,

помимо

литературных

источников,

использованы материалы Анапского археологического музея, в том числе –

«Мемориального

зала

матери

Марии»;

работы

старшего

научного

сотрудника музея З.Н.Лемякиной, а также материалы народного музея

Е.Кузьминой-Караваевой села Юровка Анапского района Краснодарского

края». Не ставя целью анализировать работу

целиком, приведём лишь

несколько цитат, наглядно демонстрирующих, сколь яркими и глубокими

оказались впечатления, полученные девушкой во время образовательной

экспедиции.

В балетном «либретто» к «Поэме без героя», написанном в 1961 г.,

Анна Ахматова создала «групповой портрет» ярчайших представителей

Серебряного

века

деятелей

литературы

и

искусства:

Ф.Шаляпина,

А.Павловой, А.Блока, И.Стравинского. Среди вереницы имён, каждое из

которых

знаковое

в

русской

культуре,

лишь

одно

упоминание

литературного произведения. И это не произведение Блока, или Гумилёва,

или Мандельштама (что было бы, наверное, вполне логично): «… будущая

bienheureuse

Marie

Лиза

Карав.<аева>

читает

«Скифские

черепки»»[1,

с.420]. «Чем же так выделялся сборник «Скифские черепки» среди других

произведений того времени, если через 50 лет после публикации Ахматова

называет

его

как

единственный

в

своём

роде

памятник

уникальной

культуры

Серебряного

века?

Это

и

определило

проблему

нашего

исследования», – пишет юный автор.

Пытаясь ответить на этот вопрос, школьница ставит перед собой

исследовательские

задачи:

выявить

«точки

пересечения»

личных

и

творческих

биографий

Елизаветы

Кузьминой-Караваевой

и

Анны

Ахматовой; выяснить, какую оценку сборнику «Скифские черепки» как

художественному

явлению

дали

современники

[2];

определить,

в

чём

своеобразие художественного мира входящих в него произведений. Вот что

пишет девочка: «Произведения, вошедшие в сборник, несомненно, навеяны

суровой

романтикой

Северного

Кавказа,

Причерноморья.

Елизавета

Юрьевна выросла на этой

земле и всегда стремилась из «душного»

Петербурга в имения Джемете и Хан-Чокрак, принадлежавшие семье

Пиленко. «Потомок огненосцев-скифов, я с детства в тягостном плену»,

так

обозначит

она

впервые

свою

причастность

к

огненному

роду

древней

земли.

Сейчас

этот

экземпляр

с

автографом

хранится

в

мемориальном фонде Анапского археологического музея». Е.М. цитирует

отрывок из брошюры старшего научного сотрудника музея З.Лемякиной:

«Спустя

годы

на

другом

экземпляре

такой

же

поэтической

книги,

хранящейся в Петербурге, мы вдруг открыли для себя ещё один знак

родства

с

нашей

землёй…»[3,

с.1].

Речь

идёт

о

принадлежащих

перу

Кузьминой-Караваевой

рисунке

(силуэт

дома

Пиленко

в

Джемете)

и

надписи: «Анапа замечательна многими курганами…»[3, с.4]. Несомненно,

это

очень

интересный

и

малоизвестный

факт.

Но

для

нас

здесь

примечательно другое. Для подростка – автора научной работы – это не

просто слова, а реальное прикосновение к истории.

В

итоге

исследования

школьница

приходит

к

выводу,

что

в

«Скифских черепках» при помощи поэтических средств формулируются

важнейшие идеи: «Только через историческое прошлое (в данном случае –

«скифство») можно понять настоящее (в той мере, в какой оно близко по

состоянию

духа

этому

прошлому);

Родина

понятие

не

только

географическое и историческое, но и духовное; путь к Богу у каждого

свой, часто очень трудный и мучительный…». По мнению Е.М., «эти

идеи за «скифскими» образами не удалось заметить современникам, но

зато они были восприняты и осмыслены Анной Ахматовой. Вот почему

из

всех

произведений,

рождённых

Серебряным

веком,

именно

сборник

«Скифские черепки» символизировал для Ахматовой переломную эпоху,

когда каждый человек (а тем более – художник) должен был выбрать

свой путь

».

С таким утверждением можно соглашаться или спорить, но

нельзя

не

согласиться

с

тем,

что

автор

этой

работы

в

процессе

исследования

приобрёл

бесценный

духовный,

нравственный,

эмоциональный опыт и как читатель, и как гражданин своего Отечества.

Впоследствии работа была успешно представлена на нескольких научно-

практических конференциях.

Небезынтересно

заметить,

что

все

участники

той,

самой

первой,

нашей экспедиции по окончании средней школы поступили в высшие

учебные заведения на специальности «Филология» и «Журналистика», в

настоящее

время

окончили

университеты

в

Москве

и

Краснодаре

и

успешно трудятся в избранной сфере деятельности: занимаются наукой,

журналистикой, преподаванием филологических дисциплин. При этом все

в той или иной форме продолжают литературно-краеведческую работу

Таким образом, на конкретном примере мы убедились, что в ходе

образовательной

экспедиции

происходит

расширение

духовного

опыта

подростков:

от

восприятия

действительности

через

переживание

и

исследование они приходят к знанию и пониманию. Это способствует не

только

формированию

читательских

способностей

детей,

но,

прежде

всего, – патриотическому воспитанию юных граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ахматова

А.А.

Стихотворения.

Поэмы.

Проза.

М.:

Рипол-

Классик, 1998.

2.Веленгурин Н.Ф. Пути и судьбы. – Краснодар,1988.

3.Лемякина З.Н. «Мой путь земной, как крест, прими…» – Анапа,

2007.

4.Савенков

А.И.

Содержание

и

организация

исследовательского

обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003.

5.

Хуторской

А.В.

Развитие

одаренности

школьников:

Методика

продуктивного обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000.



В раздел образования