Автор: Паскевич Наталья Яковлевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Малая академия"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Летняя литературно-краеведческая экспедиция как форма литературного образования и патриотического воспитания школьников
Раздел: дополнительное образование
Летняя литературно-краеведческая экспедиция
как форма литературного образования
и патриотического воспитания школьников
Паскевич Наталья Яковлевна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Малая академия» г. Краснодар
Период
летних
каникул
–
благодатное
время
для
развития
читательских
способностей,
читательской
активности
школьников.
Особенно
успешно
этот
процесс
идёт
в
условиях
специально
организованной
интеллектуально-творческой
деятельности,
которая
обеспечивает накопление читательского опыта и понятийного аппарата,
развитие
эмоционально-эстетической
культуры
и
творче ских
возможностей подростков. Необычные формы занятий,
разнообразные
виды
деятельности
позволяют
каждому
ребёнку
самореализоваться,
ориентируют ребят на увлекательное путешествие в мир русского слова.
Всё
это
обеспечивает мотивирующий
потенциал
образовательной
деятельности.
Весьма
эффективной
формой
работы
являются
образовательные
экспедиции по историко-культурным, литературным местам родного края.
Их основная цель – пробуждение у детей чувства национальной гордости,
патриотизма,
интереса
к
изучению
биографий
и
творческого
наследия
писателей.
Многолетний
опыт
проведения
таких
экспедиций
позволил
нам
выявить некоторые особенности их подготовки.
Образовательная литературно-краеведческая экспедиция включает 7
этапов.
1.Подготовительный
этап
предполагает
изучение
исторической
эпохи, биографий писателей, их связей с Краснодарским краем; чтение и
обсуждение литературных произведений, мемуаров, писем и т.д.
2.
На
проектировочном
этапе составляются
маршрут
будущей
экспедиции,
план
её
проведения;
распределяются
индивидуальные
и
групповые исследовательские задания.
3.Экспедиционный этап включает проведение самого путешествия,
наблюдение, сбор материалов, выполнение практических заданий, фото- и
видеосъёмку.
4.
На
исследовательском
этапе
участники проводят обработку
собранных
материалов;
в
результате
обобщения
и
систематизации
полученных
знаний
ребята
создают
«образовательный
продукт»[4;
5]:
мультимедийную презентацию, научно-исследовательскую работу.
5.
Отчётный
этап предполагает
публичную
презентацию
итогов
экспедиции, творческие отчёты, защиту исследовательских работ.
6. На рефлексивном этапе
проходит подведение итогов; дети и
педагоги дают оценку значимости проведённой работы, своего личного
«образовательного
приращения»[5,
с.49],
полученного
в
результате
экспедиции.
7.
Обобщающий
э т а п включает
педагогическое
обобщение
результатов
деятельности,
формирование
пакета
методических
и
нормативно-организационных документов, обеспечивающих возможность
трансляции опыта; определение дальнейших перспектив.
Остановимся
подробнее
лишь
на
двух
из
перечисленных
выше
этапов:
экспедиционном
и
исследовательском.
В
качестве
примера
предлагаем
описание
опыта
самой
первой
нашей
экспедиции,
состоявшейся в июне 2008 года в объединении юных филологов «Живое
слово»
Центра
дополнительного
образования
детей
«Малая
академия»
Краснодара.
Название литературно-краеведческой образовательной экспедиции –
«Тайны
«Скифских
черепков»».
Её
цели
были
сформулированы
следующим
образом:
воспитание
у
детей
и
подростков
ценностного
отношения
к
историческому
и
культурному
наследию
своей
«малой»
Родины; изучение истории древнейшей территории Краснодарского края –
Анапского района; исследование анапского периода жизни и творчества
Елизаветы Юрьевны Пиленко (Кузьминой-Караваевой, матери Марии) –
поэта Серебряного века, общественного деятеля, героини французского
Сопротивления;
изучение
истории
создания
первого
поэтического
сборника Е.Кузьминой-Караваевой – «Скифские черепки».
Маршрут
экспедиции
проходил
по
территории
Анапского
района
Краснодарского
края
(город-курорт
Анапа,
село
Юровка,
село
Хан-
Чокрак).
В Анапе основная часть работы проходила в Мемориальном зале
Матери Марии. Старший научный сотрудник Анапского археологического
музея
З. Н. Лемякина
подробно познакомила ребят с экспозицией,
отражающей анапский период жизни и творчества Елизаветы Юрьевны
Пиленко (Кузьминой-Караваевой). В ходе теоретических и практических
занятий (работа с подлинными документами, сопоставление автографов)
подростки
приобрели
ценный
исследовательский
и
жизненный
опыт.
Например,
школьники
сверили
текст стихотворения
Е.Ю.Кузьминой-
Караваевой «Нет, Господь, я дорогу не мерю…», опубликованный в книгах
и
интернет-источниках,
с
автографом,
который
был
прислан
отцом
Сергием Гаккелем из Парижа специально для Анапского археологического
музея; попытались расшифровать символику собственноручных рисунков
Кузьминой-Караваевой к её сборнику «Скифские черепки».
Экспозицию
народного музея села Юровка ребятам представил
местный историк-краевед В. Н. Грехно. Особый интерес вызвала работа с
письмами
Кузьминой-Караваевой
к
Александру
Блоку.
Юные
исследователи побывали в селе Хан-Чокрак, где было имение Пиленко, а
сейчас
сохранился
лишь
фамильный
склеп
и
памятник
генералу
Д.В.Пиленко (деду Елизаветы Юрьевны). Рассказ о том, что несколько лет
назад в склепе была захоронена и символическая урна с прахом матери
Марии,
привезённая
из
концлагеря
Равенсбрюк,
вызвал
у
ребят
неподдельное
волнение.
Школьники
возложили
цветы
к
месту
захоронения.
Огромный материал, богатейшие впечатления, полученные детьми,
стали мощным стимулом для последующей исследовательской работы. На
исследовательском
этапе работы каждый участник
экспедиции создал
собственный
«образовательный
продукт»,
в
соответствии
со
своими
интересами и склонностями. Восьмиклассники О.Т. и Г.А. подготовили
мультимедийное
учебное
пособие
–
презентацию «Такая
живая,
такая
красивая…» (о жизни и творчестве Е.Кузьминой-Караваевой), в которую
включили
материалы
фотосъёмок,
проведённых
в
экспедиции.
Десятиклассницы
В.П.,
Д.Е.,
А.А.
написали
очерки
по
материалам,
изученным
в
ходе
путешествия.
Ученица
10
класса
К.Т.
провела
лингвостилистический анализ нескольких стихотворений из
сборника
«Скифские черепки».
Д е сятиклассница
Е.М.
выбра ла
в
каче стве
и т о г о в о г о
«образовательного продукта» научно-исследовательскую работу.
Тема была
определена
следующим
образом:
«Поэтический
сборник
Е.Кузьминой-
Караваевой
«Скифские
черепки»
как
знаковое
явление
культуры
Серебряного
века
в
оценке
Анны
Ахматовой».
В
главе
«Введение»
школьница
отметила: «В
работе,
помимо
литературных
источников,
использованы материалы Анапского археологического музея, в том числе –
«Мемориального
зала
матери
Марии»;
работы
старшего
научного
сотрудника музея З.Н.Лемякиной, а также материалы народного музея
Е.Кузьминой-Караваевой села Юровка Анапского района Краснодарского
края». Не ставя целью анализировать работу
целиком, приведём лишь
несколько цитат, наглядно демонстрирующих, сколь яркими и глубокими
оказались впечатления, полученные девушкой во время образовательной
экспедиции.
В балетном «либретто» к «Поэме без героя», написанном в 1961 г.,
Анна Ахматова создала «групповой портрет» ярчайших представителей
Серебряного
века
–
деятелей
литературы
и
искусства:
Ф.Шаляпина,
А.Павловой, А.Блока, И.Стравинского. Среди вереницы имён, каждое из
которых
–
знаковое
в
русской
культуре,
лишь
одно
упоминание
литературного произведения. И это не произведение Блока, или Гумилёва,
или Мандельштама (что было бы, наверное, вполне логично): «… будущая
bienheureuse
Marie
Лиза
Карав.<аева>
читает
«Скифские
черепки»»[1,
с.420]. «Чем же так выделялся сборник «Скифские черепки» среди других
произведений того времени, если через 50 лет после публикации Ахматова
называет
его
как
единственный
в
своём
роде
памятник
уникальной
культуры
Серебряного
века?
Это
и
определило
проблему
нашего
исследования», – пишет юный автор.
Пытаясь ответить на этот вопрос, школьница ставит перед собой
исследовательские
задачи:
выявить
«точки
пересечения»
личных
и
творческих
биографий
Елизаветы
Кузьминой-Караваевой
и
Анны
Ахматовой; выяснить, какую оценку сборнику «Скифские черепки» как
художественному
явлению
дали
современники
[2];
определить,
в
чём
своеобразие художественного мира входящих в него произведений. Вот что
пишет девочка: «Произведения, вошедшие в сборник, несомненно, навеяны
суровой
романтикой
Северного
Кавказа,
Причерноморья.
Елизавета
Юрьевна выросла на этой
земле и всегда стремилась из «душного»
Петербурга в имения Джемете и Хан-Чокрак, принадлежавшие семье
Пиленко. «Потомок огненосцев-скифов, я с детства в тягостном плену»,
–
так
обозначит
она
впервые
свою
причастность
к
огненному
роду
древней
земли.
Сейчас
этот
экземпляр
с
автографом
хранится
в
мемориальном фонде Анапского археологического музея». Е.М. цитирует
отрывок из брошюры старшего научного сотрудника музея З.Лемякиной:
«Спустя
годы
на
другом
экземпляре
такой
же
поэтической
книги,
хранящейся в Петербурге, мы вдруг открыли для себя ещё один знак
родства
с
нашей
землёй…»[3,
с.1].
Речь
идёт
о
принадлежащих
перу
Кузьминой-Караваевой
рисунке
(силуэт
дома
Пиленко
в
Джемете)
и
надписи: «Анапа замечательна многими курганами…»[3, с.4]. Несомненно,
это
очень
интересный
и
малоизвестный
факт.
Но
для
нас
здесь
примечательно другое. Для подростка – автора научной работы – это не
просто слова, а реальное прикосновение к истории.
В
итоге
исследования
школьница
приходит
к
выводу,
что
в
«Скифских черепках» при помощи поэтических средств формулируются
важнейшие идеи: «Только через историческое прошлое (в данном случае –
«скифство») можно понять настоящее (в той мере, в какой оно близко по
состоянию
духа
этому
прошлому);
Родина
–
понятие
не
только
географическое и историческое, но и духовное; путь к Богу у каждого
свой, часто очень трудный и мучительный…». По мнению Е.М., «эти
идеи за «скифскими» образами не удалось заметить современникам, но
зато они были восприняты и осмыслены Анной Ахматовой. Вот почему
из
всех
произведений,
рождённых
Серебряным
веком,
именно
сборник
«Скифские черепки» символизировал для Ахматовой переломную эпоху,
когда каждый человек (а тем более – художник) должен был выбрать
свой путь
».
С таким утверждением можно соглашаться или спорить, но
нельзя
не
согласиться
с
тем,
что
автор
этой
работы
в
процессе
исследования
приобрёл
бесценный
духовный,
нравственный,
эмоциональный опыт и как читатель, и как гражданин своего Отечества.
Впоследствии работа была успешно представлена на нескольких научно-
практических конференциях.
Небезынтересно
заметить,
что
все
участники
той,
самой
первой,
нашей экспедиции по окончании средней школы поступили в высшие
учебные заведения на специальности «Филология» и «Журналистика», в
настоящее
время
окончили
университеты
в
Москве
и
Краснодаре
и
успешно трудятся в избранной сфере деятельности: занимаются наукой,
журналистикой, преподаванием филологических дисциплин. При этом все
в той или иной форме продолжают литературно-краеведческую работу
Таким образом, на конкретном примере мы убедились, что в ходе
образовательной
экспедиции
происходит
расширение
духовного
опыта
подростков:
от
восприятия
действительности
через
переживание
и
исследование они приходят к знанию и пониманию. Это способствует не
только
формированию
читательских
способностей
детей,
но,
прежде
всего, – патриотическому воспитанию юных граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ахматова
А.А.
Стихотворения.
Поэмы.
Проза.
–
М.:
Рипол-
Классик, 1998.
2.Веленгурин Н.Ф. Пути и судьбы. – Краснодар,1988.
3.Лемякина З.Н. «Мой путь земной, как крест, прими…» – Анапа,
2007.
4.Савенков
А.И.
Содержание
и
организация
исследовательского
обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003.
5.
Хуторской
А.В.
Развитие
одаренности
школьников:
Методика
продуктивного обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000.