Автор: Азизова Хатира Джаваншир Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№70
Населённый пункт: Свердловская обл. г. Каменск- Уральский
Наименование материала: статья
Тема: использование ИКТ
Раздел: дошкольное образование
Социализация и социальная адаптация детей
раннего возраста в процессе игровой деятельности
в период адаптации к детскому саду
Ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач
воспитания личности ребенка дошкольного возраста.
В.А.Сухомлинский
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно
актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования является создание
условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей
возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе соответствующих
дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в зоне его ближайшего развития. Социализация детей
дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В
зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно
принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за
шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиям
и социума.
В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с
ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые
знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой
ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к
детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь
существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей
или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный
контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого
неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша
одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
В группе для ребенка создается атмосфера домашнего тепла. Для того
чтобы ближе узнать детей и родителей, проводится анкетирование, которое
позволяет выявить средние данные о возрасте родителей и детей, семейное
положение, образование родителей, здоровье детей и подготовленность их к
поступлению в детское учреждение.
Анкетирование дает возможность вести работу в индивидуальном
направлении при адаптации, а также в дальнейшей работе. К каждому
ребенку подход всегда индивидуален, с родителями происходит ежедневный
тесный контакт.
Дальнейшая работа по социализации детей раннего возраста проходит
исходя из поставленных перед собой целей:
усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой
деятельности и самообслуживании;
расширить ориентировку в ближайшем окружении;
научить умению играть и действовать рядом.
К внутренним факторам социализации относят возрастные и
индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в
субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании
картины мира.
Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной
социализации детей:
– Эмоциональное благополучие ребенка — это прежде всего комфорт в душе
ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка,
способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков
созидательной деятельности и достижения жизненного успеха;
– Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание
уважения и терпимости;
– Развитие коммуникативной компетентности ребенка — способность
устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с
другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать
эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать
собственные эмоции;
– Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают
установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в
любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность
адаптироваться;
– Обогащение развивающий предметно-пространственной среды, наполнение
которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации
ребёнка.
Работая с детьми группы раннего возраста в своей практике
используем следующее:
Правило первое. Не предлагаем малышам для постоянного пользования
игрушки, с которыми проводим игры, чтобы у них не пропал интерес к ним.
Правило второе. Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние
предметы. Все лишнее убираем из поля зрения малыша.
Правило третье. Пусть игры будут достаточно простыми и совсем
короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Всегда стремимся, чтобы
ребенок довел начатое дело до конца. А после этого заменяем игру на новую
внимание ребенка снова оживает.
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционально контакта,
доверяя детей воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное
общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых
улыбкой интонацией, проявляет заботу к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает
взрослый.
Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и
т.д. Например, Игры занятие.
знакомство с приемной комнатой. «Домик для моей одежды». Учить детей
находить свой шкафчик с одеждой по картинке. Под .игра « Пальчики
здоровается»
умывальная комната-учить детей правильной последовательности действий
(засучить рукава, намочит руки,взять мыло,намылить ладошки,смыть мыло
водой) чтение потешки «Водичка,водичка…»
В целях знакомство с группой- запоминания места нахождения игрушек в
групповой комнате и класть их на свои места. Проводится
дидактическое
упражнение .
Знакомство с кукольным уголком . (рассмотреть кукол, называя их по
именам. предложить их покормить, спросить куда сядет кукла, из чего будет
есть).
Знакомство с уголком доктора . (для чего он нужен ,как называется предметы
,которые находятся в уголке)игра «лечим Машеньку» познакомить детей с
частями тела (голова, живот, руки, ноги, нос, глаза)
Знакомство с уголком «Парикмахерская» ( с предметами, находящимися там,
для чего они нужны, какие действия можно с ними совершать)
Знакомство с кухонной посудой. учить детей действовать с предметами
домашнего обихода, учитывая их способности и назначение. Игры с
кухонной посудой.
Знакомство с книжным уголком. рассматривание и чтение сказки (колобок,
репка, теремок) чтение потешки .
Знакомство с уголком природы (наблюдение за полив цветов)
Знакомство с машинами в строительном уголке ( их свойство, строение)
Игры со строительном материалом. обыгрывания постройки.
Учить детей за завтраком и обедом правильно держать ложку, аккуратно есть
за столом, бережно относится хлебу. Игра» Накормим куклу» «Игра с
собачкой»
Социализация ребенка через наблюдение
Для детей раннего возраста игры с водой всегда являются ярким
эмоциональным событием. При правильном поведении взрослого эти игры
не просто расширяют чувственный опыт малышей, но и становится для них
эмоциональной школой. Дети, помимо развития психических функций,
посредством этих игр знакомятся со свойствами предметов, с неживой
природой, а также с действиями людей (лепить, строить, ловить рыбу). На
прогулках дети имеют возможность наблюдать и за живой природой:
рассматривают растения, птичек и животных, их повадки и внешность. В
разное время года ребятишки наблюдают различные явления природы. Не
забывают они рассмотреть и людей: действия (убирают мусор, гуляют),
одежду (по погоде).
Пальчиковые игры
«Ум ребенка находится в кончиках пальцев». В любой пальчиковой игре
помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребенка : он
общается и с взрослыми, и с детьми. Развиваются речевые центры, ибо игра
обязательно сопровождается проговариванием . Включаются эстетические
переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга - слуховые,
зрительные и тактильные. Таким образом, пальчиковые игры приводят
центральную нервную систему в активное творческое состояние, что и
обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
Пальчиковая игра - Разбитые по темам пальчиковые игры социализируют
детей («Овощи», «Мебель», «Транспорт»)
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков
общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на
формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение
любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим.
всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей – это
факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в
будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как
личность.
Игры драматизации
--Для проведение игр -театрализаций подбираем художественное
произведение с возрастными возможностями детей и программными
требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и
семеро козлят» «Три медведя»)
Сюжетно-ролевая игра имеет не маловажную роль в развитии
социализации детей раннего возраста. Дети желают и стремятся быть
похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В
сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и
дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы,
понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер,
повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин)
Мы понемногу начинаем знакомить наших детей с правилами дорожного
движения. Так как формировать у них навыки правильного поведения на
дороге необходимо с самого раннего возраста, потому что знания,
полученные в детстве, наиболее прочные; а правила, усвоенные ребенком,
впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью
человека. Мы все вместе рассматриваем транспорт на картинках, а также
непосредственно на улице.
В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается
способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то,
что он получил в непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел,
слышал.