Напоминание

"Игрушка и ее значение в жизни дошкольника"


Автор: Ирина Ивановна Осинцева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Куриловский детский сад комбинированного вида МДОУ
Населённый пункт: Московская обл. г.Серпухов-15
Наименование материала: Презентация
Тема: "Игрушка и ее значение в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Куриловский детский сад комбинированного вида «Звёздочка»

ДОКЛАД к презентации

Тема: «Игрушка и ее значение в жизни дошкольника»

Выполнила воспитатель:

Осинцева Ирина Ивановна

Серпухов -15,2020 г.

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

Глава

I.

История

игрушки

как

предмета

искусства

и

средства

воспитания……………………………………………………………………..4-6

Глава II. Значение игрушки в жизни дошкольника………………………..…7

2.1. Игрушка как эффективный инструмент развития ребенка……………7-8

2.2. Игрушка как способ привлечения внимания…………………………..8-9

Глава

III.

Игрушка

как

средство

общения

детей

дошкольного

возраста…………………………………………………………………………10

3.1. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми…………………...10-12

3.2. Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками………………..12-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Игрушка

неизменный

спутник

ребенка

с

первых

дней

рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб

подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Главная

функция игрушки заключается в активизации самостоятельной детской

деятельности.

Игрушка должна стимулировать осмысленную деятельность ребёнка,

создавать необходимые условия для его самостоятельной активности и тем

самым способствовать его развитию. Развивающий и образовательный

эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия.

Если это действие осмыслено и активно, оно всегда способствует

развитию тех или иных сторон психики и личности ребёнка.

В каждом возрасте существует главная линия развития, которой

соответствует ведущая

деятельность. Приоритетные

виды игрушек на

каждом этапе возрастного развития определяются, прежде всего, этой

ведущей деятельностью и связаны с её обеспечением. Это вовсе не означает,

что у ребёнка в 2 или в 4 года должны быть только однотипные игрушки.

Очевидно, что и социально-личностное, и умственное и физическое развитие

ребёнка происходит во всех возрастах. Поэтому ребёнку всегда нужны

разные виды игрушек.

Кроме того, существуют определённые игрушки, которые открывают

бесконечно разнообразные по возможности игры и которые нужны во всех

возрастах (например, мячи, вкладыши, мозаики, куклы и пр.).

И всё-таки, для каждого возраста существуют свои особенные игрушки,

которые предполагают определённый способ действия и наиболее тесно

связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного

периода.

Глава I. История игрушки как предмета искусства и средства воспитания

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей

деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум,

физические и нравственные качества.

Не только у первобытных, но и у народов с древней, высокой

культурой мы находим рядом с ребенком его игрушку. По существу эти

игрушки мало разнятся от современных: изменяется лишь форма, детали и

техника изготовления. Уже в древнем Египте известны были игрушки,

которые по древнему обычаю клались рядом с умершими детьми, и таким

образом, они сохранились до наших времен.

Как

и

сегодня,

первой

игрушкой

ребенка

в

древности

была

погремушка.

В

Древней

Греции

и

Риме

погремушки

дарили

новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы

напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение.

От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом

отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Это были погремушки

различных видов: трещотки, систра.

Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются

серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем

Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом. Позднее в

игрушке возник образ коня. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э.

Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Большинство миниатюр коней и всадников сделано из глины.

В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как

кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми

игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаем в древних

могилах маленьких египтян. Античные Греция и Рим оставили довольно

большое количество кукол. Многие из них носили культовый характер.

Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы

приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы.

Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги

прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих

материалов выполнялись куклы для детей знати.

Известно было тогда уже и серсо, но не в виде деревянного обруча, а

железного, с надетыми на него колечками для шума и звона. Качели в форме

скамеечки на четырех ножках, игра в волчок, калики, чурки, бабки, кости,

орехи - все это были излюбленные детские забавы, как и в наши дни.

Первые сведения о игрушках в средние века относятся уже к

нарождающейся новой западноевропейской жизни. Производством игрушек

занимались почти исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в

горах Юры и примитивные ремесленники старого Нюренберга. Парижские

игрушечники мало заботились о создании дешевой игрушки, предпочитая

делать из гипса украшения, лепные работы и только изредка – кукол.

Дешевой игрушки не существовало, кроме кукол из гипса.

В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную

специальность, изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были

очень высоки. Дешевые городские игрушки (первоначально - куклы) во

Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки

тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и

игрушка не служила предметом специальной торговли.

На территории России древнейшие игрушки найдены среди предметов

фатьяновской культуры (2-е тысячелетие до н. э.) – глиняные топорики и

посуда. К эпохе бронзы и раннего железа относятся игрушки из астрагалов

(косточек) – погремушки, сосуды и др. Известны скифские игрушки -

всадники и повозки из глины (II в. до н. э.). Глиняные фигурки конников и

погремушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего

Приднепровья (VI – VIII вв. н. э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки,

куклы, посуда – из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (X – XVIII вв.).

В феодальном обществе игрушка отличались небывалой роскошью

(куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полной обстановкой, резная

мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости, фарфора). Эти

игрушки часто служили украшением комнат и хранились как фамильные

ценности.

В России в XVIII в. широкое развитие получила народная кустарная

деревянная и гончарная игрушка. Центры гончарной игрушки - село Гжель

Московской области, Дымковская слобода под г. Кировом, село Опошня на

Украине и др.

Только с конца XVIII-го века можно говорить о возникновении в России

массовой игрушечной продукции. Спрос на игрушку во многом объяснялся

ростом городов, характерным для периода правления Екатерины II. Но в

этом можно усмотреть и усиление интереса к миру детей. Обилие лесных

массивов

в

России,

многовековые

традиции

деревообработки

способствовали

тому,

что

дерево

стало

основным

материалом

для

игрушечного производства.

«Игрушка

зеркало

жизни»,

-

сказал

известный

художник

и

исследователь Н.Д. Бартрам. И это утверждение подтверждается при

знакомстве с русской деревянной игрушки. Если в одних игрушках очевидны

традиции, идущие из глубины веков, то в других отразились текущие

исторические события, окружающая жизнь.

Рубеж XIX-XX-го веков – особый период в истории игрушки, когда она

стала не только объектом интереса коллекционеров, исследователей,

художников, но и результатом творческих поисков. Этот период расцвета

художественной игрушки не был продолжительным – к концу 1910-х годов

на первый план выходит воспитательная и развивающая функция игрушки.

Глава II. Значение игрушки в жизни дошкольника

2.1. Игрушка как эффективный инструмент развития ребенка

Игрушка для ребенка — не просто забава, но и эффективный

инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов

чувств, понимания речи.

Игрушки — это фактически первые книжки ребенка. Какие они? Чему

учат? Игрушка может значительно обогатить представления, если играть

ребенку помогают взрослые. Очень важно соблюдать в играх постепенность,

последовательность

в

обучении,

учитывать

возрастные

особенности

ребенка.

Следует учитывать также что, чем активнее взрослый, тем реактивнее

ребенок.

Поэтому

необходимо,

чтобы

ребенок

был

не

пассивным

наблюдателем, а активным участником в действии с игрушкой. Нельзя

забывать о том, что все попытки ребенка следует поощрять. Нельзя

заставлять ребенка смотреть на кого-то или на что-то. Однако, необходимо

предложить ему помощь в овладении той или иной игрушкой, привлечь его

внимание к ней. Действия с игрушкой лучше проводить один на один с

ребенком, сводя все посторонние раздражители к минимуму. Если ребенка

интересуют посторонние предметы, необходимо поместить игрушку рядом с

лицом взрослого и посодействовать, чтобы ребенок смотрел на него. При

общении с ребенком очень важен как контакт глаза в глаза, так и

эмоциональный контакт, будь то пение, речь, действие с игрушкой.

Психологи

отмечают,

что

речь

развивается

лучше

во

время

деятельности. Малыш, научившись ходить, может выполнять все больше

действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку,

вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку. В

процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия

действий, которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому

детям

раннего

возраста

больше

подходят

игрушки,

развивающие

простейшую конструктивную деятельность: крупные разноцветные кубики,

легкие

в

сборе

пирамидки,

состоящие

из

нескольких

колец;

вкладывающиеся друг в друга коробочки разного размера и др. подобные

игрушки, с которыми можно что-то построить, составить, перестроить.

Летом во дворе ребенок играет с песком: насыпает и высыпает песок

совочком, лепит пирожки, с помощью формочек выкладывает из песка

различные фигурки. Все эти действия, игры будут способствовать не только

развитию моторики, но и речи, особенно, если рядом будет находиться

взрослый, который прокомментирует все действия ребенка: насыпал,

высыпал, налил, вылил, перелил.

2.2. Игрушка как способ привлечения внимания

Игрушка — способ привлечения внимания ребенка, попытка вызвать у

малыша направленный взгляд на новый для него объект (это может быть

деревянная ложка, пустая банка, мамины бусы, яркий платок). Следуйте за

направлением

внимания

малыша.

Самые

простые

предметы

могут

превратиться для него в занимательную игрушку.

Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические)

игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения

ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для

полноценного развития малыша играть в них нужно часто.

В дошкольный период игра является основным источником познания

и развития. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, это

способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения,

основные умения и навыки. А игрушка для ребенка – с одной стороны это

средство самовыражения, с другой - определенный идеал, образ, который

закладывается в подсознание. Ребенок не способен воспринимать игрушку

неэмоционально, он пропускает через себя образ той игрушки, с которой

играет. И поэтому очень важно обращать внимание на то, что она собой

представляет и какие качества может сформировать.

Детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними.

У ребенка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые

действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна

вмешаться

мама,

предложив

устроить

кукольный

день

рождения

с

угощением для всех кукол, или игру «в зоопарк», в которой примут участие

все мягкие игрушки.

Сколько бы ни было игрушек у ребенка, и какими бы разнообразными

они ни были, задача – научить ребенка играть и через игру развивать

собственный интеллекта.

Глава III. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста

3.1. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение

игрушек

находится

в

соответствии

с

ведущими

деятельностями, которые определяют особенности психического развития

ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью

является ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, также

манипулирование с предметами, игрушками.

Общение – один из важнейших факторов общего психического

развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно

усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Общение

рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование

и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения

общего результата (М.И. Лисина). У ребенка в возрасте до семи лет

сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная,

ситуативно-деловая,

внеситуативно-познавательная

и

внеситуативно-

личностная (М.И. Лисина).

Взрослый для ребенка раннего возраста - это, прежде всего, соучастник

предметной

деятельности

и

игры.

Со

стороны

взрослого

важны

внимательность и доброжелательность.

Общение младенца со взрослыми является необходимым условием

его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у

ребенка постепенно развивается важнейшая потребность в положительных

эмоциях со стороны взрослого. При нормальном развитии улыбка при

общении со взрослым является закономерной уже у 2-х месячного ребенка,

а у 3-х месячного появляется новая эмоционально-двигательная реакция -

комплекс

оживления.

К

4-м

месяцам

у

ребенка

формируется

ориентировочная реакция перед комплексом оживления. В данном возрасте

имеет место ситуативно-личностное общение, где общение ребенка со

взрослым является непосредственным, то есть не предполагающим никаких

специальных средств или предметов. С самого начала мама и другие члены

семьи обращаются с младенцем так, будто тот может включатся в игру, в

общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение

посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка или

слева или справа от его взора.

При правильных методах воспитания непосредственное общение,

характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по

поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность

взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир,

привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует возможные

способы

действия

с

ними,

часто

непосредственно

помогает

ребенку

выполнить действие, направляя его движение. Ребенок направлен на

взрослого: пристально смотрит, как мама действует с его игрушками. Теперь

и он сможет повторить некоторые действия вслед за ней. Именно в

присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими

игрушками.

С 6 месяцев до 3 лет складывается ситуация "ребенок - предмет -

взрослый". Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-

деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое

сотрудничество по поводу действий с предметами и действием с ним.

Средства

общения

-

это

привлечение

внимания

к

предмету,

обмен

игрушками, обучение использования предметов по назначению, совместные

игры.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-

образное мышление, поэтому взрослый использует невербальные средства

общения - показывает игрушки, обыгрывает сказки. Но и речь играет

большую

роль.

Складывается

внеситуативно-познавательная

форма

общения. Далее общение развертывается на фоне практического познания

мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.

Совместная деятельность ребенка и взрослого состоит в том, что

взрослый руководит действиями ребенка, а также в том, что ребенок, будучи

не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и

содействию взрослого.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет

изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с

вхождением

в

мир

постоянных

предметов,

игрушек,

с

овладением

предметной деятельности.

Таким образом, взрослый, особенно в раннем возрасте, является

главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его

предметами, в частности с игрушками.

3.2. Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками

Особое значение в развитии социальной активности занимает развитие

специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками

осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в игре

более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение

богаче по назначению и функциям. На протяжении дошкольного возраста

сменяются три формы общения: эмоционально-практическая (да 2-х лет),

ситуативно-деловая (2-4 года), внеситуативно-деловая (6-7 лет).

В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг

другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются

демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Самый

эффективный стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый

и дети стоят по отношению друг к другу с позиции дружеского понимания.

Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции,

уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной

деятельности. Игра оказывает большое влияние на развитие общения со

сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует

развитие связной речи.

К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками -

эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной

деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание.

Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить

определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает

оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться

игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь

другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно

понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети

начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой

деятельности

дети

учатся

языку

общения,

взаимопонимания

и

взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-

деловое общение с ровесниками, которое связано с развитие сюжетно-

ролевой игры, которая приобретает коллективный характер. В данном

возрасте дети стремятся действовать совместно, уступая друг другу игрушки,

обмениваясь ими и т.д.

В старшем возрасте главным средовом общения является речь.

Игрушки остаются важными в жизни ребенка. Дети начинают конкурировать,

соревноваться: кто лучше построит, кто дальше кинет и т.д.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение

ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является

важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу

игры или игрушки, различных других предметов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игрушка для ребенка — не просто забава, но и эффективный

инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов

чувств, понимания речи.

Игра – это универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Главное

преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная

деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих

действий. Играет малыш всегда по собственному желанию, с удовольствием

и ради самого процесса, а не его результата.

Игра и связанные с ней игрушки – одно из важных средств познания

окружающего мира. Она способствует поддержанию у него хорошего

настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-

образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы

творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более

высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях,

успешнее учатся.Поэтому прежде, чем купить игрушку, необходимо серьезно

задуматься над тем, какую она несет педагогическую и психологическую

нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? Играя с игрушками, ребенок

примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так

давайте

постараемся,

чтобы

ему

пришлась

по

вкусу

роль

доброго,

заботливого, благородного человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова, В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и

игрушках. // Дошкольное воспитание. [Текст] / В. Абраменкова. - М., 2005 г.

2. Абрамян, Л.А., Антонова, Т.В., Артемова, Л.В. Игра дошкольника. Под

ред. С.Л. Новоселовой. [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова. -

М.: Просвещение, 1989 г.

3. Аркин, Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание [Текст] /

Е.А. Аркин. - М., 1995 г.

4. Батурина, Е. Игрушки в семье//Дошкольное воспитание. [Текст] / Е.

Батурина. - М., 1974 г.

5. Васильева, О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников.

[Текст] / О.К. Васильева. - СПб.: Детство-Пресс, 2003 г.

6.

Ганзикова,

Г.С.

История

книг-игрушек/Г.С.

Ганзикова,

Н.Р.

Мавлютова//Мир библиографии. [Текст] / Г.С. Ганзикова. - М., 2000 г.

7. Калиниченко, А.В., Микляева, Ю.В. Развитие игровой деятельности

дошкольников: Методическое пособие. [Текст] / А.В. Калиниченко, Ю.В.

Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2004.

8. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. [Текст] / С.А.

Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2006 г.

9. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. [Текст] / Д.В.

Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982 г.

10. Павлова, Л. Какие игрушки предпочитают малыши. Дошкольное

воспитание, [Текст] / Л. Павлова. – М., 1997 г.

11. Ядэшко, В.И., Сохина, Ф.А.Дошкольная педагогика: - 2-е издание,

исправленное и дополненное. [Текст] / В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. - М.:

Просвещение, 1986



В раздел образования