Автор: Ермолаева Юлия Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Младший школьный возраст
Раздел: начальное образование
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
- период жизни ребенка от 7 до 10 лет,
когда он проходит обучение в начальных классах современной школы.
Младший школьник
– это человек, активно овладевающий навыками
общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских
контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой
сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач
развития
на
этом
возрастном
этапе.
В младшем школьном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои
личностные
нравственные
качества,
осознавать,
дифференцировать
эмоциональные состояния себя и других детей и взрослых.
Младшие
школьники, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения
сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими
родителями, учителями.
В этом возрасте у ребенка ведущей деятельностью становится учебная. В
процессе школьного обучения ребенок усваивает человеческий опыт,
представленный в виде научных знаний. Учебная деятельность в этом
возрасте развивает у ребенка новые психологические качества:
1.
умение произвольно регулировать собственные психические процессы
(контролировать свои чувства);
2.
умение выстраивать внутренний план действий.
На основе учебной деятельности формируются 2 основных психологических
навыка — произвольность психических процессов и внутренний план
действий (их выполнение в уме).
Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения
друг с другом, с взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на
основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том,
что они более уравновешены, чем у детей-дошкольников. Младшие
школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя
обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а
порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная
впечатлительность и отзывчивость.
Дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их
жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.).
Утверждать, что социализация ребенка начинается в школе совершенно не
верно. Социализация начинается в семье, в детском саду, а школа
продолжает работу в этом плане.
Проблемы социализации младших школьников: нетерпимость к другим
детям (есть только я), несоблюдение элементарных правил поведения в
школе, правил этикета, неумение решать конфликты. Основы социализации
закладываются в семье и закрепляются в произвольной деятельности, в том,
что ребенок наблюдает вокруг себя. Поступки окружающих его взрослых, их
поведение, разговоры бытового плана ребенок копируют модель поведения.
Итак, основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного
взаимодействия младших школьников в классном коллективе:
являются: - трудности, связанные с неумением вести себя;
незнанием, что и как сказать;
- трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;
- трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной
сформированностью собственной перцептивной стороны общения;
- трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения
по отношению к партнеру.