Напоминание

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС


Автор: Кудинов Николай Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Пречистенская средняя школа им. И. И. Цапова"
Населённый пункт: с.Пречистое,Гагаринский район ,Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Организация проектной деятельности

школьников на уроках технологии

в условиях реализации ФГОС

( из опыта работы).

Учитель технологии

МБОУ «Пречистенская средняя школа »

Кудинов Николай Николаевич

Смоленская область

Гагаринский район

с .Пречистое

2020год.

Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его

творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно,

нестереотипно.

В условиях реализации ФГОС актуальными становятся и задачи воспитания

личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и

находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях.В

процессе проектно - технологического образования происходит постоянное

взаимодействие личностей учителя и учеников.

Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его

убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает

всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия

этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема

необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное ус-

ловие реализации этого на практике — устранение доминирующей роли педагога

в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии

элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не

только и не столько учить, сколько «помогать школьнику учиться», направлять

его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов

исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод

учебных проектов.

Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у

учащихся

целого

комплекса

качеств

творческой

личности:

умственной

активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать

новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать

самостоятельно созданный творческий проект.

Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий

проект, выполняемый каждым учеником 5-8 класса ежегодно. Я начал применять

проектную деятельность на уроках технологии с 2010 года.

Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание,

активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается

продукт, обладающий новизной.

Занимаясь проектной деятельностью на протяжении уже 10 лет,я считаю, что

самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого

консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специ-

фические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и

является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе

проектирования

лежит

присвоение

новой

информации,

но

процесс

этот

осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать,

моделировать. Из опыта работы по подготовке учащимися проектов я пришел к

выводу ,что учащимся трудно:

— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

— искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии

альтернативы;

— осуществлять и аргументировать выбор проекта;

2

— предусмотреть последствия выбора;

— действовать самостоятельно (без подсказки);

— сравнивать полученное с требуемым;

— корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат

проектирования (модель или само изделие и проектную папку)

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или

определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной

учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но я

смотрю , чтобы выбор был обоснованным, продуманным, учитывающим

возможности самого школьника, и материально-технической базы мастерской.

Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только

приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для

ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт

подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее

предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо

знает своих учеников и в состоянии предложить каждому нечто подходящее,

интересное и посильное, с учетом наличия оборудования, инструментов и

материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроков работы и

т.п.

Проектную деятельность учащихся я делю на три этапа: организационно-

подготовительный, технологический и заключительный.

На первом этапе ученики выбирают и обосновывают темы проектов,

проводят мини-маркетинговые исследования, анализируют предстоящую

деятельность, подбирают материал, осуществляют планирование

технологического процесса, определяют цели проекта и решаемые задачи. После

этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций

существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На

основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая

должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

На втором этапе после выполнения эскиза,чертежа ребята выполняют

технологические операции, в котором обязательно указывается порядок

выполнения работы и применяемые инструменты, предусмотренные

технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением

технологической и трудовой дисциплины, культуры труда. Изготовление объекта

проектирования разрешаю только при наличии конструкторской и

технологической документации, а именно эскиза ,чертежаи технологического

процесса изготовления изделия.

На заключительном этапе провожу контроль и испытание изделия, при

необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация,

оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и

экологической оценкой проекта, провожу защиту проекта перед всем классом.

Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным

работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся

3

чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой

состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех,

делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими,

включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои

творческие идеи. Моя задача –объяснить уч-ся основные правила ведения

дискуссий и делового общения, признавать право на существование различных

точек зрения. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие

.

Примерное содержание проекта.

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение:

-цели и задачи данной проектной работы,

-актуальность выбранной темы проекта,

-историческая справка по возникновению данного изделия .

4. Главы основной части:

Глава 1. Конструкция изделия:

-банк идей,

-выбор лучшего варианта изделия.

- эскиз, чертеж изделия.

Глава 2. Технология изготовления:

-технологическая карта по изготовлению данного изделия,

-техника безопасности при изготовлении данного изделия.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта:

-определение себестоимости изделия,

-определение цены изделия.

Глава 4. Экологическая оценка проекта.

5. Заключение:

-вывод по проделанной работе,

-рекламный проспект,

-защита проекта.

4

6. Источники информации.

7. Приложения:

- фото рабочих моментов.

Приведу некоторые пояснения к содержанию проекта

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся

все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они

находятся. Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы,

цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат,

сообщается, в чем состоит новизна проекта.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы

и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умения проектанта

сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.

В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий

обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению

проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта

разрабатываю последовательность

выполнения

объекта.

Она

может

включать

в

себя

перечень

этапов,

технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием

инструментов, материалов и способов обработки

В

экономической

части

представляется

полный

расчет

затрат

на

изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости

от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно

быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка

сбыта.

Особое внимание уделяю экологической оценке проекта: обоснованию

того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за

собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Экологическая

оценка

проекта

включает

в

себя

экологическую

оценку

конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления

изделия

из

материалов

-

отходов

производства,

оценку

возможности

использования отходов, возникающих при выполнении проекта.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают

основную часть работы, помещаю в приложении.

5

О дате защиты проектов я сообщаю заранее. Также заранее до учеников

довожу критерии оценки и порядок проведения защиты.

Как я провожу защиту проекта.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией,

состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других

классов) или перед комиссией, состоящей из учителей

и представителей

администрации

школы.

Обязательно

приглашаю

родителей

учащихся.

Присутствие родителей самоорганизует учащихся ,вызывает у них гордость за

свой труд. Родители же видят своих детей уже совсем другими , не такими как

дама привыкли их видеть(повзрослевшими , ответственными,гордящимися за

свой труд).Родители могут сравнить работу своего ребенка с работами других

детей и сделать соответствующие выводы. Для выступления каждому учащемуся

даю 7-10 минут. В своем выступлении ученик должен: рассказать о цели проекта

(аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии). К защите

ученик представляет пояснительную записку и изделие.

В пояснительной записке ученик должен:

-

рассказать

о

поставленных

перед

собой

задачах:

конструктивных,

технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;

- дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения

изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые

материалы);

- рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература,

конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем,

возникших в ходе практической работы);

- рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия

(исходя

из

анализа

рыночной

цены

аналогичного

изделия,

расчетной

себестоимости изделия и реальных денежных затрат);

- рассказать о решении экологических задач;

6

- сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели,

результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная

модернизация изделия);

После выступления присутствующие задают вопросы, высказывают свое

мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От

учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по

содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на

источники информации.

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую

работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитываю правильность выполнения приемов и

способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное

расходование

материалов,

электроэнергии,

соблюдение

правил

техники

безопасности,

добросовестность

выполнения

работы,

осуществление

самоконтроля.

При оценке изделия учитываю практическая направленность проекта,

качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление

изделия,

выполнение

задания

с

элементами

новизны,

экономическая

эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень

творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки

обращаю внимание на полноту

раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность,

правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитываю аргументированность

выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы,

аргументированность

выводов),

качество

ответов

на

вопросы

(полнота,

аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые

качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению

высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Однако

,оценивание

результатов

творчества

всегда

«драматично»

и

противоречиво, поэтому ближе к объективной оценке будет рейтинговая оценка,

включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и

оценку учителя.

Но самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет

большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает

мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому

знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию

“неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку и

самооценку окружающего мира и себя в этом микро - и макросоциуме.

7

Итоги защиты я отражаю в фотогазете. Лучшие работы использую как

пособия

на

уроках,

организую

выставки

технического

и

декоративно-

прикладного творчества

или учащиеся могут использовать свои изделия в

личных целях: для украшения дома, подарка родителям и т.д.

Порядок защиты

зависит от

творческих возможностей класса, но

обязательно защита проектов должна быть настоящим праздником, не должна

быть заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее

проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями,

творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более

интересным и совершенным.

Процесс подготовки проекта и его защиту я распределяю по часам,

согласно программы.

Примерное распределение времени по урокам при подготовке проектного

материала:

1-2 час – Выбор темы проекта; знакомство с оформлением пояснительной

записки, оформление титульного листа, составление содержания.

3-4 час – Сбор информации по теме проекта: составления введения.

5-6 час – Исследование проблемы: составление исторической справки,

анализ

материалов,

предлагаемых

промышленностью,

соответствие

экономическим возможностям.

7-8 час – Составления банка идей и предложений.

9-10

час

Составление

технологической

карты,

где

описывается

последовательность выполнения изделия.

11-12 час – Экономическая и экологическая оценка проекта.

13-14 час – Составление заключения и списка используемой литературы.

15-16 час – Защита проекта в присутствии класс

Для улучшения организации работы и реализации проекта предлагаю

соблюдение некоторых правил:

- служить примером для подражания. Учителю необходимо самому

профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на

выставках.

-поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению

любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект,

достойный сомнения.

- разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся

думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний,

которые подавляют творческую активность ребят.

- поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже

поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий

потенциал.

8

- поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать

проблему.

- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая

учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только

демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые

будут поощряться.

- готовить к препятствиям, трудностям. Творчество – это не только умение

мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,

трудности, отстаивать свое мнение.

Убежден , что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её

вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью

выполнения

проектов

является

необходимость

затрат

учителем большого

количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится

подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы

сформировать

навыки

творческой

деятельности,

не

подавляя

инициативу

школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень

корректным.

Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес

к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение

довольно сложных для них художественных изделий.

Мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах по технологии на

муниципальном

уровне, где завоевывают призовые места ,становясь

победителями и тем самым получают право участвовать в олимпиаде по

технологии на региональном уровне.

И так подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности

оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям

технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

9



В раздел образования