Автор: Кудинов Николай Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Пречистенская средняя школа им. И. И. Цапова"
Населённый пункт: с.Пречистое,Гагаринский район ,Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование
Организация проектной деятельности
школьников на уроках технологии
в условиях реализации ФГОС
( из опыта работы).
Учитель технологии
МБОУ «Пречистенская средняя школа »
Кудинов Николай Николаевич
Смоленская область
Гагаринский район
с .Пречистое
2020год.
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его
творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно,
нестереотипно.
В условиях реализации ФГОС актуальными становятся и задачи воспитания
личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и
находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях.В
процессе проектно - технологического образования происходит постоянное
взаимодействие личностей учителя и учеников.
Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его
убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает
всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия
этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема
необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное ус-
ловие реализации этого на практике — устранение доминирующей роли педагога
в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии
элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не
только и не столько учить, сколько «помогать школьнику учиться», направлять
его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов
исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод
учебных проектов.
Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у
учащихся
целого
комплекса
качеств
творческой
личности:
умственной
активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать
новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать
самостоятельно созданный творческий проект.
Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий
проект, выполняемый каждым учеником 5-8 класса ежегодно. Я начал применять
проектную деятельность на уроках технологии с 2010 года.
Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание,
активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается
продукт, обладающий новизной.
Занимаясь проектной деятельностью на протяжении уже 10 лет,я считаю, что
самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого
консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специ-
фические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и
является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе
проектирования
лежит
присвоение
новой
информации,
но
процесс
этот
осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать,
моделировать. Из опыта работы по подготовке учащимися проектов я пришел к
выводу ,что учащимся трудно:
— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
— искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии
альтернативы;
— осуществлять и аргументировать выбор проекта;
2
— предусмотреть последствия выбора;
— действовать самостоятельно (без подсказки);
— сравнивать полученное с требуемым;
— корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат
проектирования (модель или само изделие и проектную папку)
Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или
определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной
учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но я
смотрю , чтобы выбор был обоснованным, продуманным, учитывающим
возможности самого школьника, и материально-технической базы мастерской.
Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только
приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для
ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт
подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее
предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо
знает своих учеников и в состоянии предложить каждому нечто подходящее,
интересное и посильное, с учетом наличия оборудования, инструментов и
материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроков работы и
т.п.
Проектную деятельность учащихся я делю на три этапа: организационно-
подготовительный, технологический и заключительный.
На первом этапе ученики выбирают и обосновывают темы проектов,
проводят мини-маркетинговые исследования, анализируют предстоящую
деятельность, подбирают материал, осуществляют планирование
технологического процесса, определяют цели проекта и решаемые задачи. После
этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций
существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На
основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая
должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.
На втором этапе после выполнения эскиза,чертежа ребята выполняют
технологические операции, в котором обязательно указывается порядок
выполнения работы и применяемые инструменты, предусмотренные
технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением
технологической и трудовой дисциплины, культуры труда. Изготовление объекта
проектирования разрешаю только при наличии конструкторской и
технологической документации, а именно эскиза ,чертежаи технологического
процесса изготовления изделия.
На заключительном этапе провожу контроль и испытание изделия, при
необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация,
оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и
экологической оценкой проекта, провожу защиту проекта перед всем классом.
Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным
работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся
3
чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой
состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех,
делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими,
включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои
творческие идеи. Моя задача –объяснить уч-ся основные правила ведения
дискуссий и делового общения, признавать право на существование различных
точек зрения. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие
.
Примерное содержание проекта.
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение:
-цели и задачи данной проектной работы,
-актуальность выбранной темы проекта,
-историческая справка по возникновению данного изделия .
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия:
-банк идей,
-выбор лучшего варианта изделия.
- эскиз, чертеж изделия.
Глава 2. Технология изготовления:
-технологическая карта по изготовлению данного изделия,
-техника безопасности при изготовлении данного изделия.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта:
-определение себестоимости изделия,
-определение цены изделия.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение:
-вывод по проделанной работе,
-рекламный проспект,
-защита проекта.
4
6. Источники информации.
7. Приложения:
- фото рабочих моментов.
Приведу некоторые пояснения к содержанию проекта
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся
все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они
находятся. Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы,
цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат,
сообщается, в чем состоит новизна проекта.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы
и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умения проектанта
сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.
В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий
обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению
проблемы, рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта
разрабатываю последовательность
выполнения
объекта.
Она
может
включать
в
себя
перечень
этапов,
технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием
инструментов, материалов и способов обработки
В
экономической
части
представляется
полный
расчет
затрат
на
изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости
от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно
быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка
сбыта.
Особое внимание уделяю экологической оценке проекта: обоснованию
того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за
собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Экологическая
оценка
проекта
включает
в
себя
экологическую
оценку
конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления
изделия
из
материалов
-
отходов
производства,
оценку
возможности
использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают
основную часть работы, помещаю в приложении.
5
О дате защиты проектов я сообщаю заранее. Также заранее до учеников
довожу критерии оценки и порядок проведения защиты.
Как я провожу защиту проекта.
Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией,
состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других
классов) или перед комиссией, состоящей из учителей
и представителей
администрации
школы.
Обязательно
приглашаю
родителей
учащихся.
Присутствие родителей самоорганизует учащихся ,вызывает у них гордость за
свой труд. Родители же видят своих детей уже совсем другими , не такими как
дама привыкли их видеть(повзрослевшими , ответственными,гордящимися за
свой труд).Родители могут сравнить работу своего ребенка с работами других
детей и сделать соответствующие выводы. Для выступления каждому учащемуся
даю 7-10 минут. В своем выступлении ученик должен: рассказать о цели проекта
(аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии). К защите
ученик представляет пояснительную записку и изделие.
В пояснительной записке ученик должен:
-
рассказать
о
поставленных
перед
собой
задачах:
конструктивных,
технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;
- дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения
изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые
материалы);
- рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература,
конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем,
возникших в ходе практической работы);
- рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия
(исходя
из
анализа
рыночной
цены
аналогичного
изделия,
расчетной
себестоимости изделия и реальных денежных затрат);
- рассказать о решении экологических задач;
6
- сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели,
результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная
модернизация изделия);
После выступления присутствующие задают вопросы, высказывают свое
мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От
учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по
содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на
источники информации.
Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую
работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.
При оценке текущей работы учитываю правильность выполнения приемов и
способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное
расходование
материалов,
электроэнергии,
соблюдение
правил
техники
безопасности,
добросовестность
выполнения
работы,
осуществление
самоконтроля.
При оценке изделия учитываю практическая направленность проекта,
качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление
изделия,
выполнение
задания
с
элементами
новизны,
экономическая
эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень
творчества и степень самостоятельности учащихся.
При оценке пояснительной записки
обращаю внимание на полноту
раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность,
правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.
При оценке защиты творческого проекта учитываю аргументированность
выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы,
аргументированность
выводов),
качество
ответов
на
вопросы
(полнота,
аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые
качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению
высоких результатов, способность работать с перегрузкой).
Однако
,оценивание
результатов
творчества
всегда
«драматично»
и
противоречиво, поэтому ближе к объективной оценке будет рейтинговая оценка,
включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и
оценку учителя.
Но самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет
большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает
мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому
знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию
“неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку и
самооценку окружающего мира и себя в этом микро - и макросоциуме.
7
Итоги защиты я отражаю в фотогазете. Лучшие работы использую как
пособия
на
уроках,
организую
выставки
технического
и
декоративно-
прикладного творчества
или учащиеся могут использовать свои изделия в
личных целях: для украшения дома, подарка родителям и т.д.
Порядок защиты
зависит от
творческих возможностей класса, но
обязательно защита проектов должна быть настоящим праздником, не должна
быть заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее
проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями,
творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более
интересным и совершенным.
Процесс подготовки проекта и его защиту я распределяю по часам,
согласно программы.
Примерное распределение времени по урокам при подготовке проектного
материала:
1-2 час – Выбор темы проекта; знакомство с оформлением пояснительной
записки, оформление титульного листа, составление содержания.
3-4 час – Сбор информации по теме проекта: составления введения.
5-6 час – Исследование проблемы: составление исторической справки,
анализ
материалов,
предлагаемых
промышленностью,
соответствие
экономическим возможностям.
7-8 час – Составления банка идей и предложений.
9-10
час
–
Составление
технологической
карты,
где
описывается
последовательность выполнения изделия.
11-12 час – Экономическая и экологическая оценка проекта.
13-14 час – Составление заключения и списка используемой литературы.
15-16 час – Защита проекта в присутствии класс
Для улучшения организации работы и реализации проекта предлагаю
соблюдение некоторых правил:
- служить примером для подражания. Учителю необходимо самому
профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на
выставках.
-поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению
любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект,
достойный сомнения.
- разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся
думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний,
которые подавляют творческую активность ребят.
- поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже
поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий
потенциал.
8
- поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать
проблему.
- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая
учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только
демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые
будут поощряться.
- готовить к препятствиям, трудностям. Творчество – это не только умение
мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,
трудности, отстаивать свое мнение.
Убежден , что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её
вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью
выполнения
проектов
является
необходимость
затрат
учителем большого
количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится
подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы
сформировать
навыки
творческой
деятельности,
не
подавляя
инициативу
школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень
корректным.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес
к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение
довольно сложных для них художественных изделий.
Мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах по технологии на
муниципальном
уровне, где завоевывают призовые места ,становясь
победителями и тем самым получают право участвовать в олимпиаде по
технологии на региональном уровне.
И так подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности
оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям
технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
9