Напоминание

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физики и во внеурочное время


Авторы: Кудинов Николай Николаевич, Сургутанова Светлана Николаевна
Должность: учителя физики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Пречистое,Гагаринский район ,Смоленская область
Наименование материала: Программа
Тема: ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физики и во внеурочное время
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________Е.В. Макаренкова

Утверждаю

директор МБОУ «Пречистенская

средняя школа»

__________________Н.В. Мелентьева

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физики и во

внеурочное время

С. Пречистое

2018 г.

Паспорт программы

Наименование про-

граммы

«ПРОГРАММА

по выявлению и развитию способностей обучающих-

ся на уроках физики и во внеурочное время»

Основание для разра-

ботки программы

Федерального Закона «Об образовании в Россий-

ской

Федерации»

от 29 декабря 2012 года

№273ФЗ;

Федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования, утвер-

жденного приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г.

№1897.

Устав школы.

Разработчики програм-

мы

Учитель высшей категории Кудинов Николай Нико-

лаевич

Учитель первой категории Сургутанова Светлана

Николаевна

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и

развития творческих способностей обучающихся че-

рез предмет «Физика», создание условий для самореа-

лизации способностей обучающихся через творче-

ство.

Задачи программы

1.

создание системы целенаправленного выявле-

ния детей с высоким уровнем творческого по-

тенциала;

2.

создание системы стимулирования творческой

деятельности обучающихся;

3.

вовлечение обучающихся в систему дополни-

тельного образования;

4.

расширение возможностей для участия школь-

ников в конкурсах, конференциях различного

уровня.

Исполнители основных

мероприятий

Учитель высшей категории Кудинов Николай Нико-

лаевич

Учитель первой категории Сургутанова Светлана

Николаевна

Участники программы

Обучающиеся 7-11 классов

Система организации

контроля за ходом реа-

лизации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуще-

ствляет администрация школы.

Куратор Программы - зам.директора по УВР Мака-

ренкова Е.В.

Время реализации про-

2018-2023 г.г.

граммы

Этапы реализации про-

граммы

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический, включающий реализацию,

анализ и обобщение результатов повседневной рабо-

ты;

3 этап – завершающий, включающий анализ результа-

тивности работы, определение новых задач, способ-

ных совершенствовать пути достижения целей.

Основные направле-

ния реализации програм-

мы

выявление творческих способностей обучаю-

щихся;

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм работы;

внедрение в учебный процесс современных пе-

дагогических технологий для развития творче-

ских способностей обучающихся;

использование активных форм и методов орга-

низации образовательного процесса;

создание образовательных курсов, направлен-

ных на поддержку одаренных обучающихся при

выстраивании индивидуальной траектории раз-

вития обучающихся;

развитие системы внеурочной учебной и вне-

классной деятельности обучающихся, которая позво-

лит школьникам демонстрировать свои достижения

на конкурсах, смотрах различного уровня.

Основные применяе-

мые педагогические тех-

нологии

1.

Технология проблемного обучения;

2.

Технология обучения в малых группах;

3.

Технология проектного обучения;

4.

Технология личностно-ориентированного обу-

чения

Формы работы по выяв-

лению и развитию твор-

ческих способностей обу-

чающихся

наблюдения;

диагностика;

беседы с участниками образовательного процесса;

консультации;

дифференцированные задания;

учебные задания практикоориентированной

направленности;

проектная деятельность;

математические игры;

предметные олимпиады и конкурсы;

конкурсы, конференции творческого и исследова-

тельского характеров.

Ожидаемые результа-

1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и

ты реализации про-

граммы

творческой одарённостью.

2. Изменении шкалы социальных ценностей молоде-

жи лицея на увеличение значимости такой категории

как «знание».

3. Увеличении числа педагогов, владеющих совре-

менными методиками работы с одаренными детьми.

4. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия

творческих способностей учащихся.

5. Организации проектно-исследовательских работ

учащихся.

6. Повышении квалификации педагогов, работающих

с одаренными детьми.

7. Создании системы работы с одаренными детьми.

8. Разработке и апробации новых образовательных

технологий для работы с одаренными детьми.

9. Выявлении проблем по различным аспектам рабо-

ты с одаренными детьми.

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творче-

ской и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных

условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способ-

ностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных

технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности

для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих

конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана на основании:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 года №273ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Рос-

сийской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих

способностей обучающихся через предмет «Физика», создание условий для само-

реализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи:

5.

создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем

творческого потенциала;

6.

создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;

7.

вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;

8.

расширение возможностей для участия школьников в конкурсах, конферен-

циях различного уровня.

Основные направления реализации программы

выявление творческих способностей обучающихся;

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм работы;

внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для

развития творческих способностей обучающихся;

использование активных форм и методов организации образовательного

процесса;

создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных

обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обу-

чающихся;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучаю-

щихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на кон-

курсах, смотрах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и

развитию способностей:

принцип доверия и поддержки;

принцип добровольности;

принцип индивидуальности;

принцип выбора;

принцип творчества и успеха;

принцип привлекательности результатов;

принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обуча-

ющихся:

наблюдения;

диагностика;

беседы с участниками образовательного процесса;

консультации;

дифференцированные задания;

учебные задания практикоориентированной направленности;

проектная деятельность;

ролевые игры;

предметные олимпиады и конкурсы;

конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на

творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обуча-

ющихся.

Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика:

1.

Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступно-

сти, информативной емкости.

2.

Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению

интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.

Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем

анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собесе-

дования.

II.Развитие творческих и познавательных способностей:

1.

привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.

2.

использование в практике работы с одаренными детьми следующих прие-

мов:

творческие ответы;

выполнение творческих тематических заданий;

выполнение проблемных поисковых работ;

выступления в лекторских группах;

назначение ответственными за проведение групповых и коллективных

работ;

приобщение (в различных формах) к работе учителя;

повышение степени сложности заданий;

интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

1.

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся

(молнии-объявления).

2.

Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родитель-

ских собраниях.

Ожидаемые результаты

формирование системы работы с одарёнными обучающимися;

формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способ-

ных и одарённых детей. Выработка стратегии и тактики функционального, пе-

дагогического, социально-психологического и научно-методического обеспече-

ния для изучения и развития способных и одарённых детей школы.

повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олим-

пиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучаю-

щихся в конкурсах различного уровня.

изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успева-

емости.

расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающих-

ся;

нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на ра-

боту с одаренными детьми;

Педагогические методики:

Методика проектов Л.С. Выготский,

Методика индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,

Методика личностно-ориентированного и развивающего обучения И.С. Яки-

манская.

Диагностики:

Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);

Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)

Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).

Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова

и др.)

Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.

Приложение.

Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник).

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности:

любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р).

Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей

прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спра-

шивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он

постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и

идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, карти-

ны и т. д., чтобы познать как можно больше.

• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о ме-

стах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать пробле-

му, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о

явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и ри-

сунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу раз-

личных идей и событий.

• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет

интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи;

любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы

достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем

это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи,

не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет

пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; лю-

бит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком оза-

бочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение;

предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя счи-

таете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые опреде-

ленно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке

«В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их

следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не

подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утвер-

ждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить

знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет

правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голо-

ву, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как

можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны

отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая

более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тест

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить дета-

ли, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сде-

лаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным ар-

тистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем

здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся

в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что ни-

кому неудавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного от-

вета.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать

другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед группой.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть,

что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и

не менялись.

35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать

свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как

они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на

практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в буду-

щем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради

выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не при-

ходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне

интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в

них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумыва-

ются.

50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и

дома.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка данных теста

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирую-

щие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л),

Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре

«сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на

лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной

форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;

• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из

общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;

• отрицательные ответы: 28;

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;

• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в

-1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

• отрицательные: 14, 20, 39;

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности лично-

сти осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оценивае-

мых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцени-

ваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творче-

скую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными

на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочита-

ющими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утвержде-

ний относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти

на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть ра-

вен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка

может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется пу-

тем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть»

(+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отно-

шению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением,

способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вы-

шеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также

суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют

сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ре-

бенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впослед-

ствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле

учащегося.

Методика «Направленность на приобретение знаний»

(Е.П. Ильин)

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно вы-

брать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствую-

щую выбранному ответу.

Текст опросника

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по это-

му предмету будет еще через день.

2. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) да; б) нет.

4. Что для тебя учеба:

а) познание нового; б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал непра-

вильно:

а) да; б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли

за него от

метки:

а) да; б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) да; б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

а) да; б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя ин-

тересует, о

чем в них идет речь:

а) да; б) нет.

10. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:

а) учиться; б) болеть.

11. Что для тебя важнее — отметки или знания:

а) отметки; б) знания.

Обработка результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6,

8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Выводы

Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобре-

тение знаний

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики ум-

ственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м

классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 од-

нородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьни-

ков и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей

активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-полити-

ческие термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвер-

тый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахо-

ждение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субте-

ста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разрабо-

тан в двух параллельных формах А и Б.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин,

В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статисти-

ческим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Руководство по проведению теста.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструк-

ции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не

помогать испытуемым при выполнении заданий.

При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из

них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает

за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

Время проведения субтестов.

Субтест

Число заданий в субтесте

Время выполнения,

мин

1. Осведомленность 1

20

8

2. Осведомленность 2

20

4

3. Аналогии

25

10

4. Классификации

20

7

5. Обобщения

19

8

6. Числовые ряды

15

7

Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у

испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следую-

щими словами:

"Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы

выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира,

находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам прихо-

дится выполнять на уроках.

Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набо-

ра дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их реше-

ния.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать

и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать

строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Ста-

райтесь работать быстро и без ошибок!".

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и

просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя

учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится.

Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлага-

ет учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он за-

читывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста, далее спрашивает,

есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при отве-

тах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее

место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и на-

чинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секун-

домер (чтобы не фиксировать на этом внимание и не создавать у них чувства

напряженности).

По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, эксперимен-

татор решительно прерывает работу испытуемых словом "стоп", предлагая им по-

ложить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испы-

туемые переворачивают страницы и выполняют другие требования эксперимента-

тора.

Обработка результатов тестирования.

Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен

групповой и индивидуальный анализ данных.

Количественная обработка:

1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субте-

ста 5) - балл по тесту и субтесту - выводятся путем подсчета количества правильно

выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил

13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;

2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 бал-

лами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных отве-

тов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведе-

ны в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синоними-

ческие замены можно оценивать 2 баллами.

Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у

испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа

1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.

При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие со-

бой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а

также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.

Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в табли-

цах.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выпол-

нении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению

этого субтеста;

3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов,

полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития.

С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавлива-

ется процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону рабо-

ты испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных ре-

зультатов ШТУРа. (Психологическая коррекция умственного развития учащихся /

Под ред. К.М.Гуревича, И.В.Дубровиной. - М, 1990. - С. 33-35; 115-117);

4) если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми

показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметиче-

ского.

Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологи-

ческому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение

каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования

на 5 подгрупп:

- первая - наиболее успешные - 10%;

- вторая - близкие к успешным - 20%;

- третья - средние по успешности - 40%;

- четвертая - малоуспешные - 20%;

1

- пятая-наименее успешные-10%.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполнен-

ных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера под-

групп, по оси ординат - процент выполненных каждой из них заданий. После нане-

сения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение

каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.

Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полу-

ченные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выпол-

нения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов;

5) установлено, что с возрастом от 6 к 8-му классу увеличивается разрыв в ум-

ственном развитии между лучшими учащимися одной и той же выборки, лучшая

часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-пси-

хологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически

остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психолога-

ми: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание

может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по

тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов их умственного развития;

6) при анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного

развития типа "лучше", "хуже", "выше", "ниже", основанные на подсчете баллов,

полученных им при выполнении теста, и в сравнении с группой (или нормой) мало

что дают для понимания своеобразия умственного развития. Однако в качестве

первого шага для получения самого общего впечатления об ученике можно реко-

мендовать подсчитать его общий балл. При этом следует иметь в виду, что общие

баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника ниже 40, восьми- девятиклассника

ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умствен-

ном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие бал-

лы выше 75 у шестиклассника, 90-у семиклассника и 100 - у восьмиклассника.

Ясно, что общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого

субтеста. Поэтому следующий этап анализа - выяснение количества баллов, полу-

ченных учащимися по каждому субтесту.

Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит допол-

нительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выпол-

ненных и невыполненных заданий.

Качественная обработка:

1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведом-

ленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (об-

щественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать про-

центное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;

2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериаль-

ных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие раз-

личия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее

успешных внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субте-

стов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наи-

менее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые

способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.

По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по

условиям своего развития;

3) анализ качественной стороны субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим

направлениям:

- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

- выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических

связей из следующих заложенных в тест: вид - род, часть -целое, причина - след-

ствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения;

:

- выявление типичных ошибок при установлении логических связей;

характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические опера-

ции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограничен-

ность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8

классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые от-

ражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, име-

ющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может

свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и

явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.

Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных пока-

зателей возможно их сравнение;

4) анализ качественной стороны субтеста 4 "Классификации" проводится по следу-

ющим направлениям:

- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;

- выявление типа заданий - с конкретными или абстрактными понятиями, который

провоцирует большое количество ошибок;

5) анализ качественной стороны субтеста 5 "Обобщения" проводится по следую-

щим направлениям:

- определение характера типичных обобщений - по конкретному, видовому, катего-

риальным признакам;

- выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстракт-

ные или конкретные), провоцируя эти ошибки;

6) индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что и груп-

повой: - на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их

между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет

лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития - осведомленность в

некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны

мышления - представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:

- по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста

усвоена лучше, а какая хуже;

- каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;

7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех

субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельство-

вать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определен-

ной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку

учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах

и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных

результатов по научно-учебным циклам. ;

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с

разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и груп-

пы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии мож-

но наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой,

Е.М.Борисовой и др. приведены основные принципы построения коррекционной

программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура

проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б.

Описание и примеры набора заданий № 1А.

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не

хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, кото-

рое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно

слово.

Пример: одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и ....?

а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.

Правильным ответом будет "жизнеописание". Поэтому оно должно быть подчерк-

нуто.

Следующий пример: противоположным к слову "отрицательный" будет слово ... ?

а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.

В этом случае правильным ответом является слово "положительный". Оно и под-

черкнуто.

Задание № 1А.

1. Начальные буквы имени и отчества называются . . .? а) вензель; б) инициалы; в)

автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Гуманный - это . . .? а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г)

агрессивный; д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на природу и общество есть ...? а) мечта; б) оценка; в) миро-

воззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Одинаковыми по смыслу являются слова "демократия" и . . .? а) анархия;

б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется . . .?

а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада -это ...? а)

абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

7. Начитанность, глубокие и широкие познания - это . . .? а)интеллигентность; б)

опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.

8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это ..? а) ра-

циональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.

9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятель-

ности называется . . .? а) революцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодек-

сом; д) проектом.

10. Противоположностью понятия "лицемерный" будет ...? а)искренний; б) проти-

воречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.

11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о . . .? а)компро-

миссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.

12. Этика - это учение о ...? а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе;

д) искусстве.

13. Противоположностью понятия "идентичный" будет . . .? а)тождественный; б)

единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.

14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах -это ...? а)

закон; б) эмиграция; в) воззрение; г) действие; д) эмансипация.

15. Оппозиция - это . . .? а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д)

решение.

16. Цивилизация - это . . . ? а) формация; б) древность; в) производство; г) культу-

ра; д) общение.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова "приоритет" и . . .? а) изобретение; б)

идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

18. Коалиция - это ...? а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объеди-

нение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова "альтруизм" и . . .? а)человеколюбие;

б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм;

д)нравственность.

20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является . . .? а)демокра-

том; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом;

д)анархистом.

Описание и примеры набора заданий 2А.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предло-

женных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово - сино-

ним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать модно только одно слово.

Пример: век: а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ:

"столетие". Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример: прогноз - а) погода; б) донесение;

в)предсказание; г) причина. Здесь правильным ответом будет слово "предсказа-

ние". Оно и подчеркнуто.

Набор заданий № 2 А.

1. Прогрессивный - а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г)отсталый.

2. Аннулирование - а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.

3. Идеал - а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.

4. Аргумент - а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.

5. Миф - а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука,

6. Аморальный - а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.

7. Анализ - а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.

8. Эталон - а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.

9. Сферический - а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.

10. Социальный - а) принятый; б) свободный; в) запланированный; г) обществен-

ный.

11. Гравитация - а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.

12. Сентиментальный - а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) стран-

ный. .

13. Экспорт - а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.

14. Эффективный - а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) особый.

15. Мораль - а) этика; б) развитие; в) способности; г) право. .

16. Модифицировать - а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.

17. Радикальный - а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.

18. Негативный - а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.

19. Субъективный - а) практический; б) общественный; в) личный; г) скрытый.

20. Аграрный - а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.

Описание к примеру набора заданий № 3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует опреде-

ленная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, суще-

ствует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Пример: песня: композитор = самолет: ?

а) аэропорт; б) полет; в)конструктор; г) горючее; д) истребитель.

Правильный ответ: "конструктор". Поэтому это слово подчеркнуто Следующий

пример: добро: зло = день:?

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г)среда; д)сутки.

Здесь правильным ответом будет слово "ночь", поэтому оно подчеркнуто.

Набор заданий № ЗА.

1. Глагол: спрягать = существительное : ? а) изменять; б) образовывать; в)употреб-

лять; г) склонять; д) писать.

2. Холодно : горячо = движение :? а) инерция; б) покой; в) молекула; г)взаимодей-

ствие.

3. Колумб: путешественник = землетрясение:? а) первооткрыватель; б) образование

гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.

4. Слагаемое : сумма = множители: ?

а) разность; б) делитель; в)произведение; г) умножение; д) число.

5. Рабовладельцы : буржуазия = рабы: ?

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие;

д) пленные.

6. Папоротник : спора = сосна :?

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д)ель.

7. Стихотворение : поэзия == рассказ ; ?

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

8. Горы : высота - климат : ? а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географиче-

ская широта; д) растительность.

9. Растение : стебель = клетка : ? а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) де-

ление.

10. Богатство : бедность = крепостная зависимость :? а) крепостные крестьяне; б)

личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.

11. Старт : финиш = пролог :? а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) дей-

ствие; д) эпилог.

12. Молния : свет = явление тяготения : ?

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.

13. Первобытно-общинный строй : рабовладельческий строй == рабовладельческий

строй : ?

а) социализм; б) капитализм; в)рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.

14. Роман : глава = стихотворение : ? а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д)

жанр.

15. Тепло : жизнедеятельность = кислород : ? а) газ; б) растение; г)развитие; д) ды-

хание.

16. Фигура : треугольник = состояние вещества :? а) жидкость; б) движение; в) тем-

пература; г) вода; д) молекула.

17. Роза : цветок = капиталист : ? а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г)

класс; д) фабрика.

18. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?

а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.

19. Прямоугольник : плоскость = куб : ? а) пространство; б) ребро; в) высота; г)

треугольник; д) сторона.

20. Война : смерть = частная собственность : ? а) феодалы; б) капитализм; в)нера-

венство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.

21. Числительное : количество = глагол : ? а) идти; д) действие; в) причастие; г)

часть речи; д) спрягать.

22. Север : юг = осадки : ? а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д)климат.

23. Диаметр : радиус == окружность : ?

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

24. Эпителий: ткань = аорта : ?

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

25. Молоток : забивать == генератор : ?

а) соединить; б) производить; в)включать; г) изменять; д) нагревать.

Описание и примеры набора заданий № 4. Вам даны пять слов. Четыре из них

объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо

найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример: а) тарелка, б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, чет-

вертое и пяток слова обозначают посуду, а третье слово -мебель. Поэтому оно под-

черкнуто.

Следующий пример: а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Четыре слова обозначают состояние движения, а слово "сидеть" - покоя. Поэтому

подчеркнутое слово "сидеть".

Набор заданий № 4А

1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.

2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.

3. а) барометр, б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.

4. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.

5. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.

6. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) размножение.

7. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.

8. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.

9. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.

10. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.

11. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.

12. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.

13. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.

14. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.

15. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.

16. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.

17. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.

18. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.

19. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.

20. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

Описание к примеру набора заданий № 5

Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Ста-

райтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих

слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Пример: ель - сосна. Правильным ответом будет: "хвойные деревья". Эти слова

нужно написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример: дождь - град. Правильным ответом будет:

"осадки". Это слово и следует написать.

Набор заданий № 5А

1. Азия - Африка.

2. Ботаника - зоология.

3. Феодализм - капитализм.

4. Сказка - былина.

5. Газ - жидкость.

6. Сердце - артерия.

7. Копенгаген - Манагуа.

8. Атом - молекула.

9. Жиры - белки.

10. Наука - искусство.

11. Стойкость - мужество.

12. Ампер - вольт.

13. Канал - плотина.

14. Мозаика - икона.

15. Облачность - осадки.

16. Сумма - произведение.

17. Иносказание - описание.

18. Классицизм-реализм.

19. Цунами-ураган.

Описание и примеры задания № 6

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша за-

дача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соот-

ветствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В не-

которых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет

пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример: 2,4,6, 8, 10,...

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следу-

ет написать 12, которое и будет следующим числом.

Следующий пример: 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12,...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно

быть 10. Его и нужно написать.

Набор заданий № 6А.

1) 6 9 12 15 18 21...

2) 9 1 7 1 5 1 ...

3) 2 3 5 6 8 9 ...

4) 10 12 9 11 8 10 ...

5) 1 3 6 8 16 18 ...

6) 3 4 6 9 13 18 ...

7) 15 13 16 12 17 11 ...

8) 1 2 4 8 16 32 ' ...

9) 1 2 5 10 17 26 ...

10) 1 4 9 16 25 36 ...

11) 1 2 6 16 31 56 ...-

12) 31 24 18 13 9 6 ...

13) 174 171 57 54 18 15 ...

14) 54 19 18 14 6 9 ...

15) 301 294 49 44 11 8

Правильные ответы к заданиям формы А теста ШТУР

Номер задания

№ 1А

№2А

№ЗА

№4А

№6А

1.6

1.6

1.г

1.6

1.24

2.6

2.6

2.6

2. а

2.3

З.в

З.г

З.д

З.д

3. 11

4. в

4. а

4. в

4. а

4.7

5. в

5. в

5. г

5. а

5.36

6.Д

6. г

6. г

6. а

6. 24

7. в

7.6

7.д

7. в

7. 18

8.6

8. г

8.6

8. в

8.64

9. г

9.6

9. а

9.Д ,.

9.37

10. а

10. г

10.6

10. г

10.49

11.а

11.а

11.д

11.6

11.92

12.6

12.6

12. в

12.6

12.4

13.

13. в

13.д

13.6

13.5

14. д

14.6

14. в

14. г

14.2 .

15. а

15. а

15. д

15. в

15.4

16. г

16. г

16. а

16.6

17. г

17. а

17. г

17. в

18.д

18. в

18.а

18. г

19. а

19. в

19. а

19. г

20. в

20. в

20. в

20. в

21.6 ^

22. г

23. а

24. в

25.6

Варианты ответов в заданиях субтеста 5А (обобщение)

№№

п/п

Оценка, баллы

2

1

0

1.

Части света

Материки, континен-

ты

Страны, экватор, кли-

мат

2.

Биология, наука о живой

природе

Наука, предмет

Природа

3.

Общественный строй, соци-

ально-экономическая фор-

мация

Общество, ступени

развития

Классы, история, бур-

жуазия, угнетение

4.

Устное народное творче-

ство, фольклор

Литература, муд-

рость, творчество

Предание, выдумка,

легенда, миф

5.

Состояние вещества, агре-

гатное состояние вещества

Вещество, состояние

тела

Химия, физика

6.

Органы кровообращения

Внутренние органы,

органы человека

Биология, сосуды,

анатомия, части тела

7.

Столицы

Города

Страны, острова

8.

Мельчайшие частицы веще-

ства, состав вещества, со-

ставные части вещества

Частица, вещество

Состав клетки

9.

Органические вещества

Состав вещества, ве-

щество

Витамины, углеводы,

состав клетки, моле-

кулы

10.

Культура, виды деятельно-

сти

Творчество

Этика, знание, про-

свещение

11.

Положительные черты ха-

рактера

Качества (черты) ха-

рактера, характер

Сила,храбрость

12.

Электрические единицы из-

мерения

Физические величи-

ны, электричество,

единицы измерения

Единица, учение,

прибор

13.

Искусственные водные соо-

ружения, водные сооруже-

ния

Сооружение, водоем,

водохранилище

Вода, энергия, строе-

ние, природа

14.

Изобразительное искусство,

произведения изобразитель-

ного искусства

Искусство, творче-

ство

Живопись, изобра-

жения, фрески,

церковь

15.

Атмосферное явление, кли-

матические явления

Климат, явление (со-

стояние погоды)

Циклон,природа,

дождь

16.

Результаты математических

действий

Математические дей-

ствия, операции с

числами

Математика, реше-

ние

17.

Литературные приемы .:

Способы изложения

Творчество, рассказ,

сравнение

18.

Направление в искусстве,

художественный стиль

Литературные

направления

Литература, форму-

лировка

19.

Стихийное бедствие

Стихия

Разрушение

См. также

Тесты способностей

Диагностика периферических нарушений речи у детей

Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра

Диагностическая методика "Проблема Эверье"

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

КОСКОМ 2

Корректурная таблица Бентона

Корректурные пробы

Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание

Метод определения яркости и контролируемости представлений путем само-

оценки (опросник Р. Гордона)

Метод оценки устойчивости представлений

... и другое



В раздел образования