Авторы: Кудинов Николай Николаевич, Сургутанова Светлана Николаевна
Должность: учителя физики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Пречистое,Гагаринский район ,Смоленская область
Наименование материала: Программа
Тема: ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физики и во внеурочное время
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
Гагаринский район, Смоленская область
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________________Е.В. Макаренкова
Утверждаю
директор МБОУ «Пречистенская
средняя школа»
__________________Н.В. Мелентьева
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физики и во
внеурочное время
С. Пречистое
2018 г.
Паспорт программы
Наименование про-
граммы
«ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучающих-
ся на уроках физики и во внеурочное время»
Основание для разра-
ботки программы
Федерального Закона «Об образовании в Россий-
ской
Федерации»
от 29 декабря 2012 года
№273ФЗ;
Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвер-
жденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г.
№1897.
Устав школы.
Разработчики програм-
мы
Учитель высшей категории Кудинов Николай Нико-
лаевич
Учитель первой категории Сургутанова Светлана
Николаевна
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки и
развития творческих способностей обучающихся че-
рез предмет «Физика», создание условий для самореа-
лизации способностей обучающихся через творче-
ство.
Задачи программы
1.
создание системы целенаправленного выявле-
ния детей с высоким уровнем творческого по-
тенциала;
2.
создание системы стимулирования творческой
деятельности обучающихся;
3.
вовлечение обучающихся в систему дополни-
тельного образования;
4.
расширение возможностей для участия школь-
ников в конкурсах, конференциях различного
уровня.
Исполнители основных
мероприятий
Учитель высшей категории Кудинов Николай Нико-
лаевич
Учитель первой категории Сургутанова Светлана
Николаевна
Участники программы
Обучающиеся 7-11 классов
Система организации
контроля за ходом реа-
лизации Программы
Общий контроль за реализацией Программы осуще-
ствляет администрация школы.
Куратор Программы - зам.директора по УВР Мака-
ренкова Е.В.
Время реализации про-
2018-2023 г.г.
граммы
Этапы реализации про-
граммы
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический, включающий реализацию,
анализ и обобщение результатов повседневной рабо-
ты;
3 этап – завершающий, включающий анализ результа-
тивности работы, определение новых задач, способ-
ных совершенствовать пути достижения целей.
Основные направле-
ния реализации програм-
мы
выявление творческих способностей обучаю-
щихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных пе-
дагогических технологий для развития творче-
ских способностей обучающихся;
использование активных форм и методов орга-
низации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направлен-
ных на поддержку одаренных обучающихся при
выстраивании индивидуальной траектории раз-
вития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и вне-
классной деятельности обучающихся, которая позво-
лит школьникам демонстрировать свои достижения
на конкурсах, смотрах различного уровня.
Основные применяе-
мые педагогические тех-
нологии
1.
Технология проблемного обучения;
2.
Технология обучения в малых группах;
3.
Технология проектного обучения;
4.
Технология личностно-ориентированного обу-
чения
Формы работы по выяв-
лению и развитию твор-
ческих способностей обу-
чающихся
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной
направленности;
проектная деятельность;
математические игры;
предметные олимпиады и конкурсы;
конкурсы, конференции творческого и исследова-
тельского характеров.
Ожидаемые результа-
1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и
ты реализации про-
граммы
творческой одарённостью.
2. Изменении шкалы социальных ценностей молоде-
жи лицея на увеличение значимости такой категории
как «знание».
3. Увеличении числа педагогов, владеющих совре-
менными методиками работы с одаренными детьми.
4. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия
творческих способностей учащихся.
5. Организации проектно-исследовательских работ
учащихся.
6. Повышении квалификации педагогов, работающих
с одаренными детьми.
7. Создании системы работы с одаренными детьми.
8. Разработке и апробации новых образовательных
технологий для работы с одаренными детьми.
9. Выявлении проблем по различным аспектам рабо-
ты с одаренными детьми.
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творче-
ской и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных
условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способ-
ностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных
технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности
для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих
конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана на основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года №273ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Рос-
сийской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих
способностей обучающихся через предмет «Физика», создание условий для само-
реализации способностей обучающихся через творчество.
Задачи:
5.
создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем
творческого потенциала;
6.
создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
7.
вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
8.
расширение возможностей для участия школьников в конкурсах, конферен-
циях различного уровня.
Основные направления реализации программы
выявление творческих способностей обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для
развития творческих способностей обучающихся;
использование активных форм и методов организации образовательного
процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных
обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обу-
чающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучаю-
щихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на кон-
курсах, смотрах различного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и
развитию способностей:
принцип доверия и поддержки;
принцип добровольности;
принцип индивидуальности;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип привлекательности результатов;
принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обуча-
ющихся:
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной направленности;
проектная деятельность;
ролевые игры;
предметные олимпиады и конкурсы;
конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на
творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обуча-
ющихся.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
1.
Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступно-
сти, информативной емкости.
2.
Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению
интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3.
Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собесе-
дования.
II.Развитие творческих и познавательных способностей:
1.
привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.
2.
использование в практике работы с одаренными детьми следующих прие-
мов:
творческие ответы;
выполнение творческих тематических заданий;
выполнение проблемных поисковых работ;
выступления в лекторских группах;
назначение ответственными за проведение групповых и коллективных
работ;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий;
интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
1.
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся
(молнии-объявления).
2.
Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родитель-
ских собраниях.
Ожидаемые результаты
формирование системы работы с одарёнными обучающимися;
формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способ-
ных и одарённых детей. Выработка стратегии и тактики функционального, пе-
дагогического, социально-психологического и научно-методического обеспече-
ния для изучения и развития способных и одарённых детей школы.
повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олим-
пиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучаю-
щихся в конкурсах различного уровня.
изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успева-
емости.
расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающих-
ся;
нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на ра-
боту с одаренными детьми;
Педагогические методики:
Методика проектов Л.С. Выготский,
Методика индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,
Методика личностно-ориентированного и развивающего обучения И.С. Яки-
манская.
Диагностики:
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).
Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова
и др.)
Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.
Приложение.
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник).
Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности:
любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р).
Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей
прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спра-
шивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он
постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и
идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, карти-
ны и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о ме-
стах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать пробле-
му, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о
явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и ри-
сунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу раз-
личных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет
интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи;
любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы
достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем
это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи,
не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет
пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; лю-
бит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком оза-
бочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение;
предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя счи-
таете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые опреде-
ленно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке
«В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их
следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не
подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утвер-
ждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить
знаком «Х» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет
правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голо-
ву, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как
можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны
отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая
более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Тест
1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить дета-
ли, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сде-
лаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным ар-
тистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем
здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся
в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что ни-
кому неудавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного от-
вета.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать
другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть,
что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и
не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать
свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как
они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на
практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в буду-
щем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради
выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не при-
ходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне
интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в
них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумыва-
ются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и
дома.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирую-
щие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л),
Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре
«сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на
лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной
форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из
общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в
-1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности лично-
сти осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оценивае-
мых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцени-
ваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творче-
скую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными
на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочита-
ющими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утвержде-
ний относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти
на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть ра-
вен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка
может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется пу-
тем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть»
(+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отно-
шению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением,
способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вы-
шеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также
суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют
сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ре-
бенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впослед-
ствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле
учащегося.
Методика «Направленность на приобретение знаний»
(Е.П. Ильин)
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно вы-
брать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствую-
щую выбранному ответу.
Текст опросника
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по это-
му предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да; б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) познание нового; б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да; б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал непра-
вильно:
а) да; б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли
за него от
метки:
а) да; б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да; б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да; б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя ин-
тересует, о
чем в них идет речь:
а) да; б) нет.
10. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться; б) болеть.
11. Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки; б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6,
8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы
Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобре-
тение знаний
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики ум-
ственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м
классам в современном исчислении).
ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 од-
нородных заданий.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьни-
ков и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей
активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-полити-
ческие термины и понятия.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвер-
тый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахо-
ждение правила построения числового ряда.
Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субте-
ста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разрабо-
тан в двух параллельных формах А и Б.
Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин,
В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статисти-
ческим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.
Руководство по проведению теста.
Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструк-
ции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не
помогать испытуемым при выполнении заданий.
При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из
них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает
за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.
Время проведения субтестов.
Субтест
Число заданий в субтесте
Время выполнения,
мин
1. Осведомленность 1
20
8
2. Осведомленность 2
20
4
3. Аналогии
25
10
4. Классификации
20
7
5. Обобщения
19
8
6. Числовые ряды
15
7
Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у
испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следую-
щими словами:
"Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы
выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира,
находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам прихо-
дится выполнять на уроках.
Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим.
Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набо-
ра дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их реше-
ния.
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать
и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать
строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Ста-
райтесь работать быстро и без ошибок!".
После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и
просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя
учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится.
Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлага-
ет учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он за-
читывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста, далее спрашивает,
есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при отве-
тах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее
место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и на-
чинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секун-
домер (чтобы не фиксировать на этом внимание и не создавать у них чувства
напряженности).
По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, эксперимен-
татор решительно прерывает работу испытуемых словом "стоп", предлагая им по-
ложить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испы-
туемые переворачивают страницы и выполняют другие требования эксперимента-
тора.
Обработка результатов тестирования.
Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен
групповой и индивидуальный анализ данных.
Количественная обработка:
1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субте-
ста 5) - балл по тесту и субтесту - выводятся путем подсчета количества правильно
выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил
13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;
2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 бал-
лами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных отве-
тов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведе-
ны в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синоними-
ческие замены можно оценивать 2 баллами.
Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у
испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа
1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице.
При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие со-
бой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а
также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.
Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в табли-
цах.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выпол-
нении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению
этого субтеста;
3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов,
полученных при сложении результатов решения всех субтестов.
По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития.
С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавлива-
ется процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону рабо-
ты испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных ре-
зультатов ШТУРа. (Психологическая коррекция умственного развития учащихся /
Под ред. К.М.Гуревича, И.В.Дубровиной. - М, 1990. - С. 33-35; 115-117);
4) если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми
показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметиче-
ского.
Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологи-
ческому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение
каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования
на 5 подгрупп:
- первая - наиболее успешные - 10%;
- вторая - близкие к успешным - 20%;
- третья - средние по успешности - 40%;
- четвертая - малоуспешные - 20%;
1
- пятая-наименее успешные-10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполнен-
ных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера под-
групп, по оси ординат - процент выполненных каждой из них заданий. После нане-
сения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение
каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.
Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полу-
ченные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выпол-
нения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов;
5) установлено, что с возрастом от 6 к 8-му классу увеличивается разрыв в ум-
ственном развитии между лучшими учащимися одной и той же выборки, лучшая
часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-пси-
хологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически
остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психолога-
ми: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание
может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по
тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов их умственного развития;
6) при анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного
развития типа "лучше", "хуже", "выше", "ниже", основанные на подсчете баллов,
полученных им при выполнении теста, и в сравнении с группой (или нормой) мало
что дают для понимания своеобразия умственного развития. Однако в качестве
первого шага для получения самого общего впечатления об ученике можно реко-
мендовать подсчитать его общий балл. При этом следует иметь в виду, что общие
баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника ниже 40, восьми- девятиклассника
ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умствен-
ном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие бал-
лы выше 75 у шестиклассника, 90-у семиклассника и 100 - у восьмиклассника.
Ясно, что общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого
субтеста. Поэтому следующий этап анализа - выяснение количества баллов, полу-
ченных учащимися по каждому субтесту.
Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит допол-
нительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выпол-
ненных и невыполненных заданий.
Качественная обработка:
1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведом-
ленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (об-
щественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать про-
центное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;
2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериаль-
ных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие раз-
личия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее
успешных внутри групп.
Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субте-
стов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наи-
менее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые
способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.
По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по
условиям своего развития;
3) анализ качественной стороны субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим
направлениям:
- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
- выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических
связей из следующих заложенных в тест: вид - род, часть -целое, причина - след-
ствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения;
:
- выявление типичных ошибок при установлении логических связей;
характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические опера-
ции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограничен-
ность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8
классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые от-
ражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, име-
ющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может
свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и
явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.
Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных пока-
зателей возможно их сравнение;
4) анализ качественной стороны субтеста 4 "Классификации" проводится по следу-
ющим направлениям:
- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
- выявление типа заданий - с конкретными или абстрактными понятиями, который
провоцирует большое количество ошибок;
5) анализ качественной стороны субтеста 5 "Обобщения" проводится по следую-
щим направлениям:
- определение характера типичных обобщений - по конкретному, видовому, катего-
риальным признакам;
- выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстракт-
ные или конкретные), провоцируя эти ошибки;
6) индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что и груп-
повой: - на основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их
между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет
лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития - осведомленность в
некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны
мышления - представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:
- по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста
усвоена лучше, а какая хуже;
- каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;
7) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех
субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельство-
вать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определен-
ной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку
учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах
и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных
результатов по научно-учебным циклам. ;
Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с
разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и груп-
пы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии мож-
но наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой,
Е.М.Борисовой и др. приведены основные принципы построения коррекционной
программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура
проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б.
Описание и примеры набора заданий № 1А.
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не
хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, кото-
рое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно
слово.
Пример: одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и ....?
а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.
Правильным ответом будет "жизнеописание". Поэтому оно должно быть подчерк-
нуто.
Следующий пример: противоположным к слову "отрицательный" будет слово ... ?
а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово "положительный". Оно и под-
черкнуто.
Задание № 1А.
1. Начальные буквы имени и отчества называются . . .? а) вензель; б) инициалы; в)
автограф; г) индекс; д) анаграмма.
2. Гуманный - это . . .? а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г)
агрессивный; д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общество есть ...? а) мечта; б) оценка; в) миро-
воззрение; г) кругозор; д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова "демократия" и . . .? а) анархия;
б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.
5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется . . .?
а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада -это ...? а)
абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.
7. Начитанность, глубокие и широкие познания - это . . .? а)интеллигентность; б)
опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.
8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это ..? а) ра-
циональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.
9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятель-
ности называется . . .? а) революцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодек-
сом; д) проектом.
10. Противоположностью понятия "лицемерный" будет ...? а)искренний; б) проти-
воречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.
11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о . . .? а)компро-
миссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.
12. Этика - это учение о ...? а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе;
д) искусстве.
13. Противоположностью понятия "идентичный" будет . . .? а)тождественный; б)
единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах -это ...? а)
закон; б) эмиграция; в) воззрение; г) действие; д) эмансипация.
15. Оппозиция - это . . .? а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д)
решение.
16. Цивилизация - это . . . ? а) формация; б) древность; в) производство; г) культу-
ра; д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова "приоритет" и . . .? а) изобретение; б)
идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.
18. Коалиция - это ...? а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объеди-
нение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова "альтруизм" и . . .? а)человеколюбие;
б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм;
д)нравственность.
20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является . . .? а)демокра-
том; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом;
д)анархистом.
Описание и примеры набора заданий 2А.
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предло-
женных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово - сино-
ним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать модно только одно слово.
Пример: век: а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ:
"столетие". Поэтому это слово подчеркнуто.
Следующий пример: прогноз - а) погода; б) донесение;
в)предсказание; г) причина. Здесь правильным ответом будет слово "предсказа-
ние". Оно и подчеркнуто.
Набор заданий № 2 А.
1. Прогрессивный - а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г)отсталый.
2. Аннулирование - а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.
3. Идеал - а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.
4. Аргумент - а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
5. Миф - а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука,
6. Аморальный - а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.
7. Анализ - а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.
8. Эталон - а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.
9. Сферический - а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.
10. Социальный - а) принятый; б) свободный; в) запланированный; г) обществен-
ный.
11. Гравитация - а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.
12. Сентиментальный - а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) стран-
ный. .
13. Экспорт - а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.
14. Эффективный - а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) особый.
15. Мораль - а) этика; б) развитие; в) способности; г) право. .
16. Модифицировать - а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.
17. Радикальный - а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.
18. Негативный - а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.
19. Субъективный - а) практический; б) общественный; в) личный; г) скрытый.
20. Аграрный - а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.
Описание к примеру набора заданий № 3
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует опреде-
ленная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, суще-
ствует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.
Пример: песня: композитор = самолет: ?
а) аэропорт; б) полет; в)конструктор; г) горючее; д) истребитель.
Правильный ответ: "конструктор". Поэтому это слово подчеркнуто Следующий
пример: добро: зло = день:?
а) солнце; б) ночь; в) неделя; г)среда; д)сутки.
Здесь правильным ответом будет слово "ночь", поэтому оно подчеркнуто.
Набор заданий № ЗА.
1. Глагол: спрягать = существительное : ? а) изменять; б) образовывать; в)употреб-
лять; г) склонять; д) писать.
2. Холодно : горячо = движение :? а) инерция; б) покой; в) молекула; г)взаимодей-
ствие.
3. Колумб: путешественник = землетрясение:? а) первооткрыватель; б) образование
гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.
4. Слагаемое : сумма = множители: ?
а) разность; б) делитель; в)произведение; г) умножение; д) число.
5. Рабовладельцы : буржуазия = рабы: ?
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие;
д) пленные.
6. Папоротник : спора = сосна :?
а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д)ель.
7. Стихотворение : поэзия == рассказ ; ?
а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.
8. Горы : высота - климат : ? а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географиче-
ская широта; д) растительность.
9. Растение : стебель = клетка : ? а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) де-
ление.
10. Богатство : бедность = крепостная зависимость :? а) крепостные крестьяне; б)
личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.
11. Старт : финиш = пролог :? а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) дей-
ствие; д) эпилог.
12. Молния : свет = явление тяготения : ?
а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.
13. Первобытно-общинный строй : рабовладельческий строй == рабовладельческий
строй : ?
а) социализм; б) капитализм; в)рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.
14. Роман : глава = стихотворение : ? а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д)
жанр.
15. Тепло : жизнедеятельность = кислород : ? а) газ; б) растение; г)развитие; д) ды-
хание.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества :? а) жидкость; б) движение; в) тем-
пература; г) вода; д) молекула.
17. Роза : цветок = капиталист : ? а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г)
класс; д) фабрика.
18. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?
а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.
19. Прямоугольник : плоскость = куб : ? а) пространство; б) ребро; в) высота; г)
треугольник; д) сторона.
20. Война : смерть = частная собственность : ? а) феодалы; б) капитализм; в)нера-
венство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.
21. Числительное : количество = глагол : ? а) идти; д) действие; в) причастие; г)
часть речи; д) спрягать.
22. Север : юг = осадки : ? а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д)климат.
23. Диаметр : радиус == окружность : ?
а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.
24. Эпителий: ткань = аорта : ?
а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.
25. Молоток : забивать == генератор : ?
а) соединить; б) производить; в)включать; г) изменять; д) нагревать.
Описание и примеры набора заданий № 4. Вам даны пять слов. Четыре из них
объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо
найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.
Пример: а) тарелка, б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, чет-
вертое и пяток слова обозначают посуду, а третье слово -мебель. Поэтому оно под-
черкнуто.
Следующий пример: а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.
Четыре слова обозначают состояние движения, а слово "сидеть" - покоя. Поэтому
подчеркнутое слово "сидеть".
Набор заданий № 4А
1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
3. а) барометр, б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.
4. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.
5. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.
6. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) размножение.
7. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.
8. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.
9. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.
10. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
11. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
12. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
13. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.
14. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
15. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
16. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
17. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.
18. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
19. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.
20. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
Описание к примеру набора заданий № 5
Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Ста-
райтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих
слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.
Пример: ель - сосна. Правильным ответом будет: "хвойные деревья". Эти слова
нужно написать рядом с предложенной парой слов.
Следующий пример: дождь - град. Правильным ответом будет:
"осадки". Это слово и следует написать.
Набор заданий № 5А
1. Азия - Африка.
2. Ботаника - зоология.
3. Феодализм - капитализм.
4. Сказка - былина.
5. Газ - жидкость.
6. Сердце - артерия.
7. Копенгаген - Манагуа.
8. Атом - молекула.
9. Жиры - белки.
10. Наука - искусство.
11. Стойкость - мужество.
12. Ампер - вольт.
13. Канал - плотина.
14. Мозаика - икона.
15. Облачность - осадки.
16. Сумма - произведение.
17. Иносказание - описание.
18. Классицизм-реализм.
19. Цунами-ураган.
Описание и примеры задания № 6
Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша за-
дача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соот-
ветствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В не-
которых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет
пользоваться умножением, делением и другими действиями.
Пример: 2,4,6, 8, 10,...
В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следу-
ет написать 12, которое и будет следующим числом.
Следующий пример: 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12,...
В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно
быть 10. Его и нужно написать.
Набор заданий № 6А.
1) 6 9 12 15 18 21...
2) 9 1 7 1 5 1 ...
3) 2 3 5 6 8 9 ...
4) 10 12 9 11 8 10 ...
5) 1 3 6 8 16 18 ...
6) 3 4 6 9 13 18 ...
7) 15 13 16 12 17 11 ...
8) 1 2 4 8 16 32 ' ...
9) 1 2 5 10 17 26 ...
10) 1 4 9 16 25 36 ...
11) 1 2 6 16 31 56 ...-
12) 31 24 18 13 9 6 ...
13) 174 171 57 54 18 15 ...
14) 54 19 18 14 6 9 ...
15) 301 294 49 44 11 8
Правильные ответы к заданиям формы А теста ШТУР
Номер задания
№ 1А
№2А
№ЗА
№4А
№6А
1.6
1.6
1.г
1.6
1.24
2.6
2.6
2.6
2. а
2.3
З.в
З.г
З.д
З.д
3. 11
4. в
4. а
4. в
4. а
4.7
5. в
5. в
5. г
5. а
5.36
6.Д
6. г
6. г
6. а
6. 24
7. в
7.6
7.д
7. в
7. 18
8.6
8. г
8.6
8. в
8.64
9. г
9.6
9. а
9.Д ,.
9.37
10. а
10. г
10.6
10. г
10.49
11.а
11.а
11.д
11.6
11.92
12.6
12.6
12. в
12.6
12.4
13.
13. в
13.д
13.6
13.5
14. д
14.6
14. в
14. г
14.2 .
15. а
15. а
15. д
15. в
15.4
16. г
16. г
16. а
16.6
17. г
17. а
17. г
17. в
18.д
18. в
18.а
18. г
19. а
19. в
19. а
19. г
20. в
20. в
20. в
20. в
21.6 ^
22. г
23. а
24. в
25.6
Варианты ответов в заданиях субтеста 5А (обобщение)
№№
п/п
Оценка, баллы
2
1
0
1.
Части света
Материки, континен-
ты
Страны, экватор, кли-
мат
2.
Биология, наука о живой
природе
Наука, предмет
Природа
3.
Общественный строй, соци-
ально-экономическая фор-
мация
Общество, ступени
развития
Классы, история, бур-
жуазия, угнетение
4.
Устное народное творче-
ство, фольклор
Литература, муд-
рость, творчество
Предание, выдумка,
легенда, миф
5.
Состояние вещества, агре-
гатное состояние вещества
Вещество, состояние
тела
Химия, физика
6.
Органы кровообращения
Внутренние органы,
органы человека
Биология, сосуды,
анатомия, части тела
7.
Столицы
Города
Страны, острова
8.
Мельчайшие частицы веще-
ства, состав вещества, со-
ставные части вещества
Частица, вещество
Состав клетки
9.
Органические вещества
Состав вещества, ве-
щество
Витамины, углеводы,
состав клетки, моле-
кулы
10.
Культура, виды деятельно-
сти
Творчество
Этика, знание, про-
свещение
11.
Положительные черты ха-
рактера
Качества (черты) ха-
рактера, характер
Сила,храбрость
12.
Электрические единицы из-
мерения
Физические величи-
ны, электричество,
единицы измерения
Единица, учение,
прибор
13.
Искусственные водные соо-
ружения, водные сооруже-
ния
Сооружение, водоем,
водохранилище
Вода, энергия, строе-
ние, природа
14.
Изобразительное искусство,
произведения изобразитель-
ного искусства
Искусство, творче-
ство
Живопись, изобра-
жения, фрески,
церковь
15.
Атмосферное явление, кли-
матические явления
Климат, явление (со-
стояние погоды)
Циклон,природа,
дождь
16.
Результаты математических
действий
Математические дей-
ствия, операции с
числами
Математика, реше-
ние
17.
Литературные приемы .:
Способы изложения
Творчество, рассказ,
сравнение
18.
Направление в искусстве,
художественный стиль
Литературные
направления
Литература, форму-
лировка
19.
Стихийное бедствие
Стихия
Разрушение
См. также
Тесты способностей
Диагностика периферических нарушений речи у детей
Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра
Диагностическая методика "Проблема Эверье"
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
КОСКОМ 2
Корректурная таблица Бентона
Корректурные пробы
Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание
Метод определения яркости и контролируемости представлений путем само-
оценки (опросник Р. Гордона)
Метод оценки устойчивости представлений
... и другое