Автор: Токтобаев Шерик Кадырбердиевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский горный техникум"
Населённый пункт: пгт.Шахтерск, Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование дидактического руководства самостоятельной познавательной деятельностью студентов
Раздел: среднее профессиональное
Проектирование дидактического руководства
самостоятельной познавательной деятельностью студентов
Педагогическое
руководство
–
система
планирования,
организация,
контроль,
стимулирование,
управление
и
самоуправление
деятельности
–
является
основным
направлением в формировании самостоятельности студентов
Педагогическое руководство – это не только успешное выполнение педагогом учебно-
воспитательных задач, но и формирование системы планирования, контроля, стимулирования,
управления деятельностью студентов во всех сферах.
Педагогическое руководство самостоятельной работой осуществляется при изучении
дисциплин профессиональных циклов путем включения студентов в НИР. В педагогическом
руководстве самостоятельной работой нуждаются студенты всех курсов, но особенно оно
важно для 1-2 курсов.
Успехи студентов в учебной деятельности зависят как от преподавателей, так и от
быстрой
адаптации
студентов
к
студенческой
жизни.
Педагог
должен
научить
первокурсников готовиться к занятиям, подбирать литературу, конспектировать, развивать
самостоятельность.
Основной
базой
руководства
самостоятельной
работой
студентов
со
стороны
преподавателей являются учебные занятия: лекции, семинарские и практические занятия,
консультации, различные виды практики, курсовые и дипломные работы. Весьма важными
формами СРС во внеучебное время являются студенческие конференции.
Задача обучения состоит в создании таких условий, которые позволили бы основным
подсистемам обучаемого достичь зрелости уже в техникуме. Одним из таких условий можно
считать организацию самостоятельной работы студента.
В современной дидактике и психологии существует большое число разнообразных
подходов к трактовке понятия «активности», что затрудняет формирование единой точки
зрения. Познавательная активность и самостоятельность часто отождествляются. Однако это
не совсем верно. Самостоятельность и активность – понятия не идентичные. Они тесно
взаимосвязаны и в реальном процессе обучения постоянно сопутствуют друг другу. Обычно в
любых самостоятельных действиях проявляются элементы активности, направляющие
личность к самостоятельности.
Из всего многообразия в толковании понятия «активность» можно выделить два
основных: во-первых, оно рассматривается как деятельность, во-вторых – как черта личности.
Эти
подходы
не
следует
противопоставлять
друг
другу.
Полезнее
найти
точки
соприкосновения и рассматривать их в диалектическом единстве.
Активность, состоящая в стремлении к эффективному овладению знаниями и
способами
деятельности,
в
мобилизации
волевых
усилий
на
достижение
учебно-
познавательной деятельности, выступает как условие и средство достижения этой цели. Одной
из важнейших составляющих цели обучения специалиста является формирование ведущих
качеств его личности и в первую очередь, как познавательная самостоятельность. Значит, в
основе формирования самостоятельности лежит ее активность.
В то же время активность, будучи условием познания, сама формируется в процессе
познавательной деятельности, постепенно превращаясь в устойчивое стремление к познанию,
т.е. чертой личности и в свою очередь влияет на качество деятельности. Таким образом,
активность студента в обучении выступает как черта личности и как качество ее деятельности,
т.е. выступает в двуедином качестве. По отношению к познавательной самостоятельности она
является
необходимым
условием.
Как
будет
организовано
включение
студентов
в
познавательную деятельность на лекции, практическом и лабораторном занятии будет
зависеть успешность формирования и развития их познавательной самостоятельности.
Активность
студента
состоит
в
актуализации
освоенных
знаний
и
способов
познавательной деятельности и в «эффекте включенности», в поиске научной истины при
разрешении учебных проблем. Чтобы возбудить активность студента в познавательной
деятельности, преподавателю нужно специально организовывать ситуации интеллектуальной
активности, творческого напряжения, в которых на передний план выступает актуализация
знаний и способ деятельности. Этот процесс функционирования (актуализация) знаний может
протекать у студента на различных уровнях и не всегда завершается включенностью студента
в поиск научной истины.
Легко и быстро актуализируются приобретенные ранее знания и умения, если педагог
преднамеренно ставит студентов в ситуацию припоминания именно тех ранее усвоенных
знаний, которые необходимы для дальнейшего восприятия и осмысления нового материала
(целенаправленная актуализация).
Как общечеловеческие процесс познания учебный процесс оперирует ощущениями,
восприятиями, понятиями, суждениями, умозаключениями и пр. познавательными процессами
и логическими формами мышления. Но в то же время учебный процесс находится в иной,
специально созданной для обучения системе научного познания.
Познавательная
деятельность
студента
в
процессе
обучения
сближается
с
исследовательской и приобретает учебно-исследовательский характер.
Как всякая черта личности, познавательная самостоятельность формируется на основе
разнообразных психологических процессов. Проявляясь в решении различного рода учебных
и практических задач, она теснейшим образом связана с мышлением.
Любое самостоятельное применение студентами усвоенных знаний в качестве
инструмента познания, метода объяснения различных более частных явлений, перенос
усвоенных способов деятельности в различные ситуации уже предполагает
процесс
мышления, в котором происходит развитие самого мышления. Это самая элементарная
ступень учебного познания, которой мышление и знания вступают в первоначальную
взаимосвязь. Активность студентов в этом не велика, а познавательная самостоятельность
может быть сформулирована только на самом низком уровне как воспроизводящая
самостоятельность. В ситуациях, когда необходима избирательная актуализация ранее
усвоенных знаний, уровни взаимообусловленности мышления и знаний более высокие. В этих
случаях из всех имеющихся знаний студентами актуализируются именно те, которые
осознаются в соответствии с последовательностью предпринимаемых действий и способов их
выполнения в ходе решения задач. Активность студента возрастает еще больше, если
соответствие условий задачи, ее требований и знаний обнаруживает познавательное
противоречие, осознание которого студентами и представляет собой «эффект включенности»
в поиске научной истины. Такой навык вырабатывается не сразу, а лишь на уровне активности
и возможен только в условиях создания проблемной ситуации и решения вытекающих из нее
проблем. В этом случае мышление студента продуктивно, оно сопровождается, как правило,
широким
межсистемным
переносом
знаний,
опирающимся
на
внутрипредметные
и
межпредметные связи. Познавательная самостоятельность при этом формируется на более
высоких уровнях (частично-поисковая и творческая самостоятельность).
В познавательной деятельности студентов во всех формах учебных занятий должны
разумно сочетаться воспроизводящие и творческие процессы, репродуктивная и продуктивная
деятельность, положительно влияющие на эмоциональное состояние и работоспособность
студентов. Это позволит создать оптимальные условия для усвоения знаний и способов
деятельности и применения их в различных ситуациях, т.е. в конечном итоге будет
способствовать формированию познавательной самостоятельности студентов.
Сочетание непродуктивной и продуктивной деятельности определяется спецификой
содержания,
логической
структурой
учебного
материала,
методами
его
познания,
закономерностями психического развития личности, а также уровнем образовательной
подготовки студентов к моменту изучения данной личности.
Степень самостоятельности обучающихся при выполнении различных видов работ
связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем
усложняется и имеет свои высшие проявления в творческих самостоятельных работах,
требующих инициативы, реализации собственных замыслов, выражений своих мыслей,
постановки новых задач и самостоятельного решения при помощи вновь добытых знаний.
Проблема активации познавательной деятельности может быть эффективна при
условии рассмотрения внутренней активности, внутренних побудительных сил как результата
процесса обучения в целом.
Поиск путей совершенствования процесса обучения, а вместе с этим и путей
повышения эффективности самостоятельной работы осуществляется по двум основным
направлениям: первое направление связано с активизацией исполнительской деятельности;
второе предполагает широкую организацию творческой познавательной деятельности.
Управление самостоятельной познавательной деятельности рассматривается как
двусторонний процесс, в котором управляющие функции выполняются преподавателем и
самими обучающимися, и этот процесс определяется и осуществляется поэтапно. Система
приемов управления самостоятельной деятельностью должна быть направлена на учет
познавательных возможностей и формирование положительных мотивов деятельности, на
усвоение новых знаний и умений, на воспитание новых качеств личности. Особенность этих
приемов состоит в том, что исходя из требований общей теории управления, они отражают
уровень самостоятельной познавательной деятельности.
Проблема формирования самостоятельности личности – это проблема перехода от
управления
внешнего
к
управлению
внутреннему,
к
самоуправлению.
Структура
самоуправления (как любого управления) включает планирование, руководство и контроль,
которые в самостоятельной деятельности выступают как самоуправление, саморуководство,
самоконтроль. Такой подход дает возможность определить основной путь формирования
самостоятельности: путь перехода от деятельности субъекта под руководством другого
человека к деятельности под собственным руководством.