Напоминание

Проектирование дидактического руководства самостоятельной познавательной деятельностью студентов


Автор: Токтобаев Шерик Кадырбердиевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский горный техникум"
Населённый пункт: пгт.Шахтерск, Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование дидактического руководства самостоятельной познавательной деятельностью студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектирование дидактического руководства

самостоятельной познавательной деятельностью студентов

Педагогическое

руководство

система

планирования,

организация,

контроль,

стимулирование,

управление

и

самоуправление

деятельности

является

основным

направлением в формировании самостоятельности студентов

Педагогическое руководство – это не только успешное выполнение педагогом учебно-

воспитательных задач, но и формирование системы планирования, контроля, стимулирования,

управления деятельностью студентов во всех сферах.

Педагогическое руководство самостоятельной работой осуществляется при изучении

дисциплин профессиональных циклов путем включения студентов в НИР. В педагогическом

руководстве самостоятельной работой нуждаются студенты всех курсов, но особенно оно

важно для 1-2 курсов.

Успехи студентов в учебной деятельности зависят как от преподавателей, так и от

быстрой

адаптации

студентов

к

студенческой

жизни.

Педагог

должен

научить

первокурсников готовиться к занятиям, подбирать литературу, конспектировать, развивать

самостоятельность.

Основной

базой

руководства

самостоятельной

работой

студентов

со

стороны

преподавателей являются учебные занятия: лекции, семинарские и практические занятия,

консультации, различные виды практики, курсовые и дипломные работы. Весьма важными

формами СРС во внеучебное время являются студенческие конференции.

Задача обучения состоит в создании таких условий, которые позволили бы основным

подсистемам обучаемого достичь зрелости уже в техникуме. Одним из таких условий можно

считать организацию самостоятельной работы студента.

В современной дидактике и психологии существует большое число разнообразных

подходов к трактовке понятия «активности», что затрудняет формирование единой точки

зрения. Познавательная активность и самостоятельность часто отождествляются. Однако это

не совсем верно. Самостоятельность и активность – понятия не идентичные. Они тесно

взаимосвязаны и в реальном процессе обучения постоянно сопутствуют друг другу. Обычно в

любых самостоятельных действиях проявляются элементы активности, направляющие

личность к самостоятельности.

Из всего многообразия в толковании понятия «активность» можно выделить два

основных: во-первых, оно рассматривается как деятельность, во-вторых – как черта личности.

Эти

подходы

не

следует

противопоставлять

друг

другу.

Полезнее

найти

точки

соприкосновения и рассматривать их в диалектическом единстве.

Активность, состоящая в стремлении к эффективному овладению знаниями и

способами

деятельности,

в

мобилизации

волевых

усилий

на

достижение

учебно-

познавательной деятельности, выступает как условие и средство достижения этой цели. Одной

из важнейших составляющих цели обучения специалиста является формирование ведущих

качеств его личности и в первую очередь, как познавательная самостоятельность. Значит, в

основе формирования самостоятельности лежит ее активность.

В то же время активность, будучи условием познания, сама формируется в процессе

познавательной деятельности, постепенно превращаясь в устойчивое стремление к познанию,

т.е. чертой личности и в свою очередь влияет на качество деятельности. Таким образом,

активность студента в обучении выступает как черта личности и как качество ее деятельности,

т.е. выступает в двуедином качестве. По отношению к познавательной самостоятельности она

является

необходимым

условием.

Как

будет

организовано

включение

студентов

в

познавательную деятельность на лекции, практическом и лабораторном занятии будет

зависеть успешность формирования и развития их познавательной самостоятельности.

Активность

студента

состоит

в

актуализации

освоенных

знаний

и

способов

познавательной деятельности и в «эффекте включенности», в поиске научной истины при

разрешении учебных проблем. Чтобы возбудить активность студента в познавательной

деятельности, преподавателю нужно специально организовывать ситуации интеллектуальной

активности, творческого напряжения, в которых на передний план выступает актуализация

знаний и способ деятельности. Этот процесс функционирования (актуализация) знаний может

протекать у студента на различных уровнях и не всегда завершается включенностью студента

в поиск научной истины.

Легко и быстро актуализируются приобретенные ранее знания и умения, если педагог

преднамеренно ставит студентов в ситуацию припоминания именно тех ранее усвоенных

знаний, которые необходимы для дальнейшего восприятия и осмысления нового материала

(целенаправленная актуализация).

Как общечеловеческие процесс познания учебный процесс оперирует ощущениями,

восприятиями, понятиями, суждениями, умозаключениями и пр. познавательными процессами

и логическими формами мышления. Но в то же время учебный процесс находится в иной,

специально созданной для обучения системе научного познания.

Познавательная

деятельность

студента

в

процессе

обучения

сближается

с

исследовательской и приобретает учебно-исследовательский характер.

Как всякая черта личности, познавательная самостоятельность формируется на основе

разнообразных психологических процессов. Проявляясь в решении различного рода учебных

и практических задач, она теснейшим образом связана с мышлением.

Любое самостоятельное применение студентами усвоенных знаний в качестве

инструмента познания, метода объяснения различных более частных явлений, перенос

усвоенных способов деятельности в различные ситуации уже предполагает

процесс

мышления, в котором происходит развитие самого мышления. Это самая элементарная

ступень учебного познания, которой мышление и знания вступают в первоначальную

взаимосвязь. Активность студентов в этом не велика, а познавательная самостоятельность

может быть сформулирована только на самом низком уровне как воспроизводящая

самостоятельность. В ситуациях, когда необходима избирательная актуализация ранее

усвоенных знаний, уровни взаимообусловленности мышления и знаний более высокие. В этих

случаях из всех имеющихся знаний студентами актуализируются именно те, которые

осознаются в соответствии с последовательностью предпринимаемых действий и способов их

выполнения в ходе решения задач. Активность студента возрастает еще больше, если

соответствие условий задачи, ее требований и знаний обнаруживает познавательное

противоречие, осознание которого студентами и представляет собой «эффект включенности»

в поиске научной истины. Такой навык вырабатывается не сразу, а лишь на уровне активности

и возможен только в условиях создания проблемной ситуации и решения вытекающих из нее

проблем. В этом случае мышление студента продуктивно, оно сопровождается, как правило,

широким

межсистемным

переносом

знаний,

опирающимся

на

внутрипредметные

и

межпредметные связи. Познавательная самостоятельность при этом формируется на более

высоких уровнях (частично-поисковая и творческая самостоятельность).

В познавательной деятельности студентов во всех формах учебных занятий должны

разумно сочетаться воспроизводящие и творческие процессы, репродуктивная и продуктивная

деятельность, положительно влияющие на эмоциональное состояние и работоспособность

студентов. Это позволит создать оптимальные условия для усвоения знаний и способов

деятельности и применения их в различных ситуациях, т.е. в конечном итоге будет

способствовать формированию познавательной самостоятельности студентов.

Сочетание непродуктивной и продуктивной деятельности определяется спецификой

содержания,

логической

структурой

учебного

материала,

методами

его

познания,

закономерностями психического развития личности, а также уровнем образовательной

подготовки студентов к моменту изучения данной личности.

Степень самостоятельности обучающихся при выполнении различных видов работ

связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем

усложняется и имеет свои высшие проявления в творческих самостоятельных работах,

требующих инициативы, реализации собственных замыслов, выражений своих мыслей,

постановки новых задач и самостоятельного решения при помощи вновь добытых знаний.

Проблема активации познавательной деятельности может быть эффективна при

условии рассмотрения внутренней активности, внутренних побудительных сил как результата

процесса обучения в целом.

Поиск путей совершенствования процесса обучения, а вместе с этим и путей

повышения эффективности самостоятельной работы осуществляется по двум основным

направлениям: первое направление связано с активизацией исполнительской деятельности;

второе предполагает широкую организацию творческой познавательной деятельности.

Управление самостоятельной познавательной деятельности рассматривается как

двусторонний процесс, в котором управляющие функции выполняются преподавателем и

самими обучающимися, и этот процесс определяется и осуществляется поэтапно. Система

приемов управления самостоятельной деятельностью должна быть направлена на учет

познавательных возможностей и формирование положительных мотивов деятельности, на

усвоение новых знаний и умений, на воспитание новых качеств личности. Особенность этих

приемов состоит в том, что исходя из требований общей теории управления, они отражают

уровень самостоятельной познавательной деятельности.

Проблема формирования самостоятельности личности – это проблема перехода от

управления

внешнего

к

управлению

внутреннему,

к

самоуправлению.

Структура

самоуправления (как любого управления) включает планирование, руководство и контроль,

которые в самостоятельной деятельности выступают как самоуправление, саморуководство,

самоконтроль. Такой подход дает возможность определить основной путь формирования

самостоятельности: путь перехода от деятельности субъекта под руководством другого

человека к деятельности под собственным руководством.



В раздел образования