Напоминание

Воспитание патриота Отечества


Автор: Марышева Татьяна Евгеньевна
Должность: заместитель директора школы по ВР
Учебное заведение: МБОУ "Пречистенская средняя школа им. И. И. Цапова"
Населённый пункт: с.Пречистое,Гагаринский район ,Смоленская область
Наименование материала: Целевая целевая гражданско-патриотического воспитания
Тема: Воспитание патриота Отечества
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

с. Пречистое , Гагаринский район, Смоленская область

Целевая ПРОГРАММА

гражданско-патриотического воспитания

«Воспитание патриота

Отечества»

на 2019-2025 гг.

Разработчики программы:

Зам.директора школы по ВР

Марышева Татьяна Евгеньевна,

старшая вожатая школы

Ильиных Ольга Павловна

С. Пречистое

2019

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Паспорт программы……………………………………………………………3-5

1 Введение………………………...……………………………………………6-7

2

Концептуальное

обоснование

программы.

Цель

и

задачи

программы…………………………………………..

……………..................................8-10

3 Основные направления работы……………………………………..…….10-17

4. Механизм реализации программы…………………………………………..18

4.1.Этапы реализации программы……………………………………………...18

4.2.

Основные

принципы

организации

воспитания.

Принципы

программы……………………………………………………………….

……………..19-20

4.3. Заповеди, на основе которых строится работа по гражданско-патриоти-

ческому воспитанию …………………………………………………20

4.4. Модель « Гражданина – патриота России»………………..…………...…21

4.5.Методы и оценка эффективности реализации программы……………….22

5. Основные ресурсы реализации программы……………………………23-24

6. Основные риски программы………………………………………………..24

7. Ожидаемые результаты программы……………………..………………….25

Список литературы………………………………………………….……....25-26

Приложение 1.

Тематическое содержание программы для 1-11 классов

………………………………..……………………………………….………27 -31

Приложение 2.Календарь официальных российских праздников………..32-33

Приложение 3. План мероприятий,посвященных 75- летию Победы в ВОВ.34

Приложение 4. Содержание диска «Празднование 75 –летия Великой Победы

в период дистанционного обучения в МБОУ « Пречистенская средняя шко-

ла» в мае 2020 г.»

2

Паспорт программы

Наименование про-

граммы

«Воспитание патриота Отечества». Программа

гражданско-патриотического воспитания

Основание для разра-

ботки программы

Конвенция о правах ребенка;

Декларация прав ребенка;

Конституция РФ;

Закон

РФ

«Об

образовании»

273

от

29.12.2012г;

Постановление Правительства Российской Феде-

рации от 30 декабря 2015 г. N 1493 об утвержде-

нии Государственной программы «Патриотиче-

ское воспитание граждан Российской Федерации

на 2016 - 2020 годы»;

Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-

1230 «Об организации работы в образователь-

ных учреждениях по изучению и использова-

нию государственных символов России»;

Концепция патриотического воспитания молоде-

жи в Ростовской области на период до 2020 года;

Федеральный закон №32-ФЗ от 03 марта 1995г.

«О днях воинской славы и памятных датах Рос-

сии»;

Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

Постановление Правительства Российской Феде-

рации от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотиче-

ских молодежных и детских объединениях»;

Письмо Минобразования Российской Федерации

от 01.03.2002 N 30-51-131/16 «О Рекомендациях

«Об организации воспитательной деятельности

по ознакомлению с историей и значением офици-

альных государственных символов Российской

Федерации и их популяризации»;

Устав школы.

Разработчики про-

граммы

Зам. директора школы по воспитательной работе

Марышева Татьяна Евгеньевна, старшая вожатая

3

школы Ильиных Ольга Павловна

Цель программы

создание условий для развития высокой социаль-

ной активности, гражданской ответственности,

духовности, становления настоящих граждан Рос-

сии, обладающих позитивными ценностями и ка-

чествами, способных проявить их в созидатель-

ном процессе в интересах Отечества, обеспечения

его жизненно важных интересов и устойчивого

развития.

Задачи программы

формировать

осознанное

отношение

к

Отечеству, его прошлому, настоящему и бу-

дущему на основе исторических ценностей

и роли России в судьбах мира;

развивать гражданственность и националь-

ное самосознание учащихся;

создать условия для реализации каждым

учащимся собственной гражданской пози-

ции через деятельность органов учениче-

ского самоуправления;

развивать и углублять знания об истории и

культуре родного края;

формировать у учащихся чувства гордости

за героическое прошлое своей родины;

активизировать

работу

педагогического

коллектива по гражданскому и патриотиче-

скому и правовому воспитанию;

воспитывать у обучающихся готовность к

защите Отечества, действиям в экстремаль-

ных ситуациях;

сформировать психологическую и интел-

лектуальную готовность учащихся к про-

фессиональному и личностному самоопре-

делению;

обеспечить развитие теоретического мыш-

ления, высокий уровень общекультурного

развития;

повышение реального вклада подрастающе-

го поколения в дело процветания родного

края и Отечества.

Исполнители основ-

Классные руководители, библиотекарь, учком,

4

ных мероприятий

родители

Участники програм-

мы

Обучающиеся 1-11 классов

Система организации

контроля за ходом реа-

лизации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осу-

ществляет администрация школы.

Куратор Программы - зам.директора по ВР

Время реализации

программы

2019-2025 годы

Ожидаемые ре-

зультаты реализации

программы

-развитие творческих способностей детей;

-в историко-краеведческой сфере: осозна-

ние ответственности за судьбу страны, формиро-

вание гордости за сопричастность к деяниям пре-

дыдущих поколений;

-в социальной сфере: способность к саморе-

ализации в пространстве российского государ-

ства, формирование активной жизненной пози-

ции; знание и соблюдение норм правового госу-

дарства;

-в духовно-нравственной сфере: осознание

воспитанниками

высших

ценностей,

идеалов,

ориентиров, способность руководствоваться ими

в практической деятельности.

5

Введение

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание

гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов

государственной политики в области образования. Конкретные задачи фор-

мирования патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания

у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нрав-

ственного единства общества определены в Государственной программе Пра-

вительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера-

ции».

Современное российское общество нуждается в такой личности рос-

сийского гражданина, основными качествами которой были бы духовность,

стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины, лю-

бовь к Отечеству, забота о природе, предприимчивость, упорство в достиже-

нии цели, гражданская ответственность, забота о своих близких, о своем здо-

ровье.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России определяет патриотизм как чувство и сформировавшую-

ся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм

включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край. рес-

публику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Па-

триотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению

Отечеству.

К.Д.Ушинский отмечал, что как нет человека без самолюбия, так нет

человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к серд-

цу человека и опору для борьбы с его дурными природными, личными, се-

мейными и родовыми наклонностями.

Данная программа разработана в соответствии с нормативными документа-

ми:

Конвенция о правах ребенка;

Декларация прав ребенка;

6

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г.

N 1493 об утверждении Государственной программы «Патриотическое вос-

питание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;

Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы

в образовательных учреждениях по изучению и использованию государ-

ственных символов России»;

Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на

период до 2020 года;

Федеральный закон №32-ФЗ от 03 марта 1995г. «О днях воинской славы и

памятных датах России»;

Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности

и военной службе»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551

«О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

Письмо Минобразования Российской Федерации от 01.03.2002 N 30-51-

131/16 «О Рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по

ознакомлению с историей и значением официальных государственных сим-

волов Российской Федерации и их популяризации»;

Устав школы.

Актуальность разработки

целевой программы

гражданско - патрио-

тического воспитания «Воспитание патриота Отечества» среди обучающих-

ся 1-11 классов» на 2019 - 2025 годы обусловлена тем

что

,

становление гра-

жданской идентичности как основы развития гражданского общества являет-

ся одной из ключевых задач гражданско-патриотического воспитания в фор-

мировании гражданственности как интегративного качества личности, за-

ключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной вла-

сти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного досто-

инства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических

чувств и культуры межнационального общения.Программа ориентирована на

обучающихся МБОУ «Пречистенская средняя школа им. И. И. Цапова». Она

определяет основные пути развития гражданской культуры подростков.

Программа рассчитана на шестилетний срок работы.

7

Концептуальное обоснование программы

«Человек является, прежде всего, сыном

своей страны, гражданином своего Отечества,

горячо принимающим к сердцу его интересы»

В. Г. Белинский.

Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из

задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к

близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу

и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к

родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства

у детей школьного возраста? Как школьник может эти чувства выразить? К

чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал школьного возраста как периода формирования личности уни-

кален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее

развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти

возможности утрачиваются и упущенное в школьном детстве наверстать в

дальнейшем чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок вос-

примет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят в даль-

нейшем жизненные успехи взрослого человека.

Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств:

удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определен-

ному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с

другими взрослыми: жителями дома, села, работниками образовательной

школы, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательно-

стями.

Цель программы: создание условий для развития высокой социальной

активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоя-

щих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами,

способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества,

обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

8

Задачи Программы:

формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему

и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах

мира;

развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской

позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;

формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей

родины;

активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и па-

триотическому и правовому воспитанию;

воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в

экстремальных ситуациях;

сформировать психологическую и интеллектуальную готовность учащихся к

профессиональному и личностному самоопределению;

обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень обще-

культурного развития;

повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания

родного края и Отечества.

Тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребёнка уважи-

тельно относиться к своему дому, своей семье, традиция своего народа, на-

родным промыслам.

Темы воспитательных мероприятий реализуются в соответствии с трёх-

частной моделью воспитательных результатов, обозначенных в примерных

образовательных программах ФГОС:

- сообщение и усвоение важной социально-значимой информации;

- формирование ценностного отношения к системе социальных ценностей;

9

- приобретение элементарного социального опыта посредством осуще-

ствления социальной пробы.

Тематические мероприятия имеют огромное значение в воспитательной

работе. Такие мероприятия расширяют кругозор, способствуют развитию их

информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулирует

саморазвитие и самовыражение.

Основные формы реализации программы:

- этические беседы;

-игры;

- просмотр и обсуждение видеофильмов;

- викторины;

- круглый стол;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии;

- проекты;

- социальные проекты и акции.

Условия реализации программы

- поддержка идеи коллективом школы, родителями;

- организация активной, эмоционально – насыщенной деятельности воспи-

танников и родителей.

Основные направления работы

1.Учебная деятельность

Гражданско- патриотическое воспитание учащихся осуществляется, преж-

де всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных

предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в

осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память,

интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвова-

ние, гражданственность, Конституция государства и т.д.

10

Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжа-

ется в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволя-

ет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений

Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г.

Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда. Овладение

историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и

укреплением патриотических чувств.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на

примерах положительных героев, художественных произведений, устанавли-

вается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается

чувство гордости за нашу Родину, её народа.

В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у

учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, уча-

щиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в воен-

ном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной тех-

ники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной служ-

бы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На

занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих

программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые

будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой

технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообраз-

но привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патрио-

тической тематике.

В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» кур-

са «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов

изучаются следующие темы:

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;

Вооруженные Силы России;

Боевые традиции Вооруженных Сил страны;

11

Символы воинской чести;

Основы военной службы;

Военнослужащий - защитник своего Отечества.

Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение

учебных сборов с учащимися, юношами 10 классов, по основам военной

службы.

Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уде-

лять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формиру-

ются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота,

гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.

2.Внеурочная деятельность и кружковая работа

В соответствии с нормативными документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-

ской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения об-

разовательных программ образовательной организации); в ред. приказов Ми-

нобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012

№ 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507 (далее - ФГОС НОО);

-приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и

введении в действие федерального государственного образовательного стан-

дарта начального общего образования»;

-приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении и

введении в действие федерального государственного образовательного стан-

дарта основного общего образования»;» в ред. приказа Минобрнауки России

от 29.12.2014 № 1644 (далее -ФГОС ООО)-

работают кружки, секции гражданско-патриотического и правового направ-

ления:

Волонтерский отряд « Мы- Россияне»;

«История моего края»;

Школьный отряд Юнармии,

«Основы православной культуры»

12

На занятиях учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее тра-

дициями и героическим прошлым.

Программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются

ОУ самостоятельно. Возможно использование составительских, авторских

программ. Организация внеурочной деятельности предполагает сотрудниче-

ство ОУ с учреждениями дополнительного образования детей.

Занятия внеурочной деятельности проводятся учителями начальных клас-

сов, учителями-предметниками.

3.Внеклассная работа

Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных

направлений, форм и методов гражданско-патриотической работы во вне-

классной работе. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов

учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной

базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую

помощь.

Внеклассная деятельность осуществляется непосредственно классными

руководителями, вожатой, а также через взаимодействие с общественными

структурами с включением инновационных форм работы: проектной дея-

тельности с использованием ИКТ.

Классные руководители проводят классные часы, беседы, лекции, уроки

мужества, « круглые столы» с учащимися. Организуют экскурсии, походы в

музеи, игры, соревнования внутри класса, научно-исследовательские проек-

ты, участвуют в школьных конкурсах, соревнованиях, субботниках, акциях.

Вожатая школы проводит школьные мероприятия данного направления, го-

товит учащихся к районным конкурсам гражданско-патриотического

направления.

4.Работа с родителями

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание

учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы

личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преем-

13

ственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать вы-

соко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример па-

триотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечествен-

ной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения

педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно

без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организа-

цию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает,

что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, что-

бы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это

невозможно без таких качеств, как ответственность, граждан-ственность, па-

триотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктив-

ность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обу-

словлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей в рамках Программы:

организация и проведение родительских лекториев;

организация деятельности Родительского комитета каждого класса, об-

щешкольного;

проведение общешкольных и классных родительских собраний;

конкурс рисунков и сочинений;

составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;

спортивные соревнования;

сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой

Отечественной войне;

встречи за круглым столом;

конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню за-

щитников Отечества;

проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;

открытые классные мероприятия, классные часы с участием родителей;

организация родителями поездки в музеи;

анкетирование, диагностика;

14

индивидуальные беседы, консультации.

Направление

Дидактические

единицы

Традиционные

мероприятия

«Гражданственность»

Зачем

людям

нужно

жить в государстве?

Человек и общество,че-

ловек и госудаство:фор-

мы

и

их

взаимодей-

ствия.

- беседа «Святые доче-

ри Рос

- классный час «День на-

родного единства»

- экскурсии в музеи го-

рода

-фотовыставка

«Моя

семья – моё богатство»

-Творческая мастерская

«Поздравительная

открытка ко Дню Ма-

тери», 8 марта

- викторины и конкурсы

«Патриотизм»

Герои Советского Со-

юза.

Наши

земляки-

герои СССР.

Война в произведениях

искусства.

Война и её последствия

глазами детей.

Дети тыла.

Знаменитые земляки.

- оформление стендов,

-беседа «Наши земляки-

герои СССР»

-экскурсии в музеи г. Га-

гарина

,

Смоленска,

Москвы.

-беседа « Дети войны»

-просмотр

фильмов

о

ВОВ

Акция «Подарок ветера-

ну»;

Акция «Цветы у обелис-

15

ка»;

Акция «Агитбригада на

колесах «Чтобы помни-

ли…»

-конкурс газет и плака-

тов

-Беседа

«Георгиевская

лента – боль и гордость

моего народа»

-Уроки мужества:

«Воспоминания о войне

и боевых товарищах»

-Викторина «Богатыр-

ская наша сила»

-«Встреча с воинами -

интернационалистами»

-

создание

школьного

музея

16

«Основные

государ-

ственные праздники»

12 декабря – День

конституции

1 октября – День по-

жилого человека

1 мая – день мира и

труда.

1 сентября – День Зна-

ний

5 октября – День Учи-

теля

8 марта - Международ-

ный Женский день.

23 февраля – День за-

щитника Отечества.

9 мая – День Победы.

КТД «Это мы и наши

права»

Акция «Спасибо ветера-

ну ВОВ»

КТД «На радость лю-

дям» (концерт)

Акция «Чистый двор»

Интеллектуальный ма-

рафон «Ученье-свет, а

неученье – тьма»

Выпуск газет к знамена-

тельным датам

КВН «А ну-ка, девочки!»

Конкурс

«Рыцарский

турнир»

Конкурс

презентаций

«Мой

прадед

служил

России»

Ведущей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является

создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры

личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм

выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активно-

сти личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

17

Механизм реализации программы

Этапы реализации Программы

1 этап: организационный - август-сентябрь 2019-2020 учебный год

Цель - выявить позитивный опыт гражданско-патриотического воспи-

тания в школе, определить приоритетные направления его развития и

разработать концепцию, подготовить условия для организации работы.

2 этап: практический – 2019 -2024 год

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспи-

танию.

Задачи: определить содержание деятельности, наиболее эффективные

формы и методы воспитательного воздействия; развивать волонтер-

ское движение; расширять и укреплять связи и отношения классного

коллектива с учреждениями социума; вовлекать в систему гражданско-

патриотического воспитания представителей всех субъектов образова-

тельной деятельности; проводить мониторинг реализации программы;

принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому вос-

питанию различного уровня.

3 этап: аналитический – июнь-август 2025 учебный год

Цель: обобщение результатов практической реализации Программы и

определение приоритетов на перспективу.

18

Основные принципы организации воспитания

Принцип открытости. Ученики планируют жизнь в классе совместно с учи-

телем и родителями, вносят коррективы и предложения. Педагог прислуши-

вается к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела. Педагог должен увлекать уча-

щихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Педагог предлагает учащимся разнообразные вне-

классные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, вы-

глядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

Принцип свободы участия. Предлагая учащимся мероприятия, необходимо

учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных ка-

честв и возможностей.

Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться ре-

флексией.

Принцип сотворчества. Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся

право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результатив-

ность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и

успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной

работе и по достоинству её оценить.

19

Принципы Программы:

• системно - организованный подход; предполагает скоординированную,

целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому

воспитанию школьников;

• адресный подход; предполагает использование особых форм и методов

патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и дру-

гих особенностей учащихся;

• подход «активности и наступательности»; предусматривает настой-

чивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьни-

ков и их ценностных установок, ориентированных на национальные интере-

сы России;

• универсальности основных направлений патриотического воспитания,

предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта

прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных от-

ношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

• учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и

ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма,

характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице,

улице, школе.

Заповеди, на основе которых строится работа по гражданско-патриоти-

ческому воспитанию:

Цени и оберегай свое Отечество!

Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и

культуру своего народа!

Дорожи историей своего народа!

Свято относись к символике своей страны!

Береги красоту своего края!

20

Модель “Гражданина - патриота России”

Методы оценки эффективности

21

Беседа.

Анкета «Диагностика уровня воспитанности учащихся П.В.Степано-

ва».

Педагогическое наблюдение.

Методика А. Лутошкина.

Методика Андреева «Удовлетворённость родителей работой образова-

тельного учреждения»

Творческие работы,

Определение количественного участия обучающихся в акциях, проек-

тах, мероприятиях, конкурсах, викторинах,

Определение количественного участия обучающихся в рядах Юнар-

мии, волонтерского движения.

Оценка эффективности реализации программы

В результате реализации программы ожидается:

развитие творческих способностей детей;

в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу

страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыду-

щих поколений;

в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве рос-

сийского государства, формирование активной жизненной позиции; зна-

ние и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанниками высших

ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в

практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный за-

каз на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной

позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать ак-

тивная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как

основа личности гражданина России.

22

Основные ресурсы реализации программы

Интеллектуальные:

учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками

индивидуального и дифференцированного обучения, решает пробле-

мы развивающего обучения, участвующий в разработке интегриро-

ванных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как

способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в

развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и

создаёт гуманистические отношения с учениками.

координатор программы – заместитель директора по воспитательной

работе, курирует работу школьного отряда Юнармии , работу

классных руководителей, вожатой, работу руководителей кружков и

секций по реализации Программы и планов гражданско-патриотиче-

ского и правового направления.

вожатая школы, курирует работу школьного (ученического) само-

управления, курирует работу волонтерского отряда « Мы – Россияне»,

составляет и реализовывает план школьных мероприятий гражданско-

патриотического направления; предоставляет отчеты о проделанной

работе заместителю директора по воспитательной работе.

Технические:

материально-техническая база позволяет создать условия, необходи-

мые для реализации данной Программы:

учебные кабинеты,

компьютерный класс,

библиотека,

23

спортивная площадка,

специально оборудованный и оформленный кабинет ОБЖ;

компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;

Интернет;

электронная почта.

Информационно-аналитические:

организация выставок по проблемам патриотического воспитания в

школьной библиотеке;

организация информационных стендов, листовок, памяток;

создание условий для более широкого участия средств массовой ин-

формации ученического самоуправления (школьные стенды, школьный му-

зей) в пропаганде патриотизма;

поддержка и содействие расширению патриотической тематики в сред-

ствах массовой информации;

расширение информационного пространства через школьный сайт.

Риски программы

Риск

Пути преодоления риска

1. Сопротивление педагогического

коллектива

Убеждение в необходимости гра-

жданско-патриотического воспитания

школьников

2. Препятствия со стороны учащихся

и их родителей

Осуществление разъяснительной ра-

боты, привлечение на принципе до-

24

бровольности

3. Перегрузка учащихся

Согласование планов работ классных

руководителей, составление единого

плана воспитательной работы школы

4. Недостаточность материальных

средств для реализации программы

Привлечение спонсорских средств

Ожидаемые результаты:

-развитие творческих способностей детей;

-в историко-краеведческой сфере:

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за со-

причастность к деяниям предыдущих поколений;

-в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве россий-

ского государства, формирование активной жизненной позиции;

знание и соблюдение норм правового государства;

-в духовно-нравственной сфере:

осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способ-

ность руководствоваться ими в практической деятельности.

Заключение

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ

на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной по-

зицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать актив-

ная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как осно-

ва личности гражданина России.

Использованная литература:

25

1.

Белоусова Л.Е. «Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-

рассказов».

2.

Методическое пособие «Красота спасет мир. Духовно-нравственное

воспитание школьников».

3.

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников:

Методическое пособие Изд. 2-е.

4.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской на-

родной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е

5.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе:

Сборник сценариев внеурочных мероприятий для 4-11 классов.

6.

Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы: Госу-

дарственная программа "Патриотическое воспитание граждан Россий-

ской Федерации"; Концепция патриотического воспитания граждан

Российской Федерации; Федеральный закон "О днях воинской славы

(Победных днях) России"; Постановление "О военно-патриотических

молодежных и детских объединениях".

7.

Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. Патриотическое воспитание школьни-

ков. Методическое пособие, 2006

8.

Беленко В. Патриотическое воспитание школьников. Выпуск 2; 2005

9.

Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всерос-

сийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

10. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы

и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007.

№7

11. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское

воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и общество-

знания в школе// 2006. №9

12. Сатова Е.В., Еременко Н. И., Миронова М.М. Гражданско-патриотиче-

ское воспитание в школе: Классные часы, общешкольные мероприятия,

интеллектуальные игры, викторины. Учитель, 2006 г.

26

13.

Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание: Классные

часы; Общешкольные мероприятия; Интеллектуальные игры и др.:

Выпуск 2. Серия: Воспитание в школе

14. Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном про-

цессе. Методическое пособие. - (Растим патриотов России), 2007

Приложение 1.

Тематическое содержание программы для 1-11

классов

На протяжении учебного года в каждом классе 1 раз в месяц проводится 1

классный час.

1 класс

Раздел: «Отношения ребенка с миром».

1.Моя малая Родина.

2.Моя родословная.

3.Страна, в которой мы живем.

4.Кого называют гражданином.

5.Помощь окружающим людям.

6.Понятие «сильного» человека, помогающего «слабому». Виды помощи.

7.Оказание услуг постороннему.

8.Помощь мальчика девочке, товарищам.

9.Помощь родителю, учителю, воспитателю

2 класс

Раздел: «Настоящий гражданин – культурный человек».

1.Кого называют культурным человеком?

27

2.Культура обращения с вещами и предметами. Должны ли быть у ребенка

«его» вещи.

3.Культура режима и распорядка дня.

4.Культура поведения в общественных местах.

5.Культурный человек – законопослушный человек.

6.Гордимся славою героев.

7.Понятие гражданин. Я-гражданин России.

8.Культурный человек бережет и охраняет богатства России.

9.Помним, гордимся.

3 класс

Раздел: «Будь приятен окружающим людям».

1.Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?

2.Уважение к собеседнику.

3.Уважение к человеку во время трапезы.

4.Формы проявления уважения: к прохожему, пассажиру, зрителю, продавцу,

нянечкам, родителям, педагогам.

5.Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека.

6.Правда и ложь. Хорошо ли обманывать друг друга и взрослых?

7.Дисциплина и порядок.

8.Что, значит, относится к людям по - братски.

9. «Салют Победы…»

4 класс

Раздел: «Человек, государство, общество».

1. Мой дом-Россия.

2.

Как называется главный Закон государства?

3.Символы России: гимн, герб, флаг.

28

4.Президент – глава государства. Игра: я хочу стать президент.

5.Что такое «общество».

Обязанности перед обществом. Зачем они нужны?

6

.

Есть такая профессия – Родину защищать.

7.Природные богатства России.

8.

Уход за памятниками – добрая память о людях.

9.«Поклонимся великим тем годам»

5 класс

Раздел: «Я – гражданин и патриот России»

1 Малая Родина глазами детей.

2.Порядок в обществе. Отчего он зависит?

3.

Понятие «бедные» и «богатые».

4.

Что означает выражение «Уговор дороже денег»?

5.Флаги России.

6.Защитники Отечества прошлого и настоящего.

7.Наша обязанность - беречь природные богатства России.

8.Патриот - гордо звучит.

9.

Листая страницы истории.

6

Класс

Раздел: «Я – гражданин и патриот России»

1.Мой дом-Россия.

2.

Поступок рождает судьбу.

3.

Гербы России.

4.Мужество, доблесть, слава.

5.

Гражданином быть обязан.

6.

Защитник Родины. Каким ему быть?

29

7.

Зачем охранять памятники государства.

8.

С чего начинается Родина?

9.Память жива!

7 класс

Раздел: «Я – гражданин и патриот России»

1.Россия- наш дом.

2.Понятие Гражданин и Патриот.

3.

«Конституция – закон, по нему мы все живем!»

4.Флаги народов мира.

5. «Горячее сердце». Поступок.Подвиг

6.

Служить России суждено тебе и мне.

7.Культурное наследие страны. Памятники.

8.

Гражданином быть обязан.

9.

Песни, опалённые войной.

8 класс

Раздел: «Я – гражданин и патриот России»

1.Россия- многонациональная страна.

2. Кто он патриот страны?

3.

Свобода взглядов и мнения ребенка.

4.Гербы народов мира.

5.Возьми себе пример героя.

6.«Вооружённые силы России. Каковы их задачи?

7.Береги природные богатства России.

8.Гражданинам быть обязан.

9.

Гордимся славою героев.

9 класс

30

Раздел: «Я-гражданин и патриот России»

1.Россия- судьбы моей исток.

2.

Что такое дружба? Одна душа в двух людях.

3.

Нет прав без обязанностей.

4.

Человек – существо общественное.

5.

История Отечества: события, люди.

6.Защитник Родины.

7.

Патриотизм: знак вопроса.

8.

Береги природные богатства России.

9.

Герои –войны.

10- класс

Раздел: «Я- гражданин и патриот России»

1.Воспитание патриота – гражданский долг.

2.

Честь, идеал, права и обязанности.

3.

Готов ли ты совершить подвиг?

4.

Творцы отечественного оружия.

5.

Есть памятная дата в январе.

6.

Романтика армейской службы. В чём она?

7.Природные святыни России.

8.Я -гражданин и патриот России.

9.Великая Отечественная война в литературе, в живописи, музыке, кинемато-

графии

11 класс

Раздел: «Я- гражданин и патриот России»

1.С чего начинается Родина?

2.Честь, достоинство, любовь, верность.

31

3.Подвиги нашего времени.

4.Наука не стоит на месте.

5.Есть памятная дата в январе.

6.Письма солдата.

7.Природные богатства России.

8.

Я -гражданин и патриот России.

9.

Главные вехи Победы.

Приложение 2. Календарь официальных российских праздников

с 1 по 5 января (нерабочие дни) - Новогодние каникулы

7 января (нерабочий день) - Рождество Христово

12 января - День работника прокуратуры Российской Федерации

13 января - День российской печати

21 января - День инженерных войск

25 января - День российского студенчества

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда (1944)

2 февраля - День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-

фашистских войск в Сталинградской битве (1943)

8 февраля - День российской науки

23 февраля (нерабочий день) - День защитников Отечества. День воинской славы России.

День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918).

8 марта (нерабочий день) - Международный женский день

Третье воскресенье марта - День работников торговли, бытового обслуживания населения

и жилищно-коммунального хозяйства

27 марта - День внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

2 апреля - День единения народов

Первое воскресенье апреля - День геолога

12 апреля - День космонавтики

Второе воскресенье апреля - День войск противовоздушной обороны страны

18 апреля - День воинской славы России. День победы русских воинов князя Александра

Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242)

26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

30 апреля - День пожарной охраны

1 мая (нерабочий день) - Праздник Весны и Труда

7 мая - День радио, праздник работников всех отраслей связи

9 мая (нерабочий день) - День воинской славы России. День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945)

Последнее воскресенье мая - День химика

24 мая - День славянской письменности и культуры

27 мая - Общероссийский День библиотек

28 мая - День пограничника

6 июня - Пушкинский день России

12 июня (нерабочий день) - День принятия Декларации о государственном суверенитете

Российской Федерации

32

Второе воскресенье июня - День работников легкой промышленности

Третье воскресенье июня - День медицинского работника

Последняя суббота июня - День изобретателя и рационализатора

22 июня - День памяти и скорби (День начала Великой Отечественной войны 1941-1945)

27 июня - День молодежи

Первое воскресенье июля - День работников морского и речного флота

10 июля - День воинской славы России. День победы русской армии под командованием

Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709)

Второе воскресенье июля - День рыбака День российской почты

Третье воскресенье июля - День металлурга

Последнее воскресенье июля - День Военно-Морского Флота

Первое воскресенье августа - День железнодорожника

6 августа - День Железнодорожных войск Российской Федерации

9 августа - День воинской славы России. День первой в российской истории морской по-

беды русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут

(1714)

12 августа - День Военно-воздушных сил (праздничные мероприятия, посвященные Дню

Военно-воздушных сил, проводятся в День Воздушного Флота России)

Вторая суббота августа - День физкультурника

Второе воскресенье августа - День строителя

Третье воскресенье августа - День Воздушного Флота России

22 августа - День Государственного флага Российской Федерации

23 августа - День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко -

фашистских войск в Курской битве (1943)

Последнее воскресенье августа - День шахтера

27 августа - День кино

1 сентября - День знаний

3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом

Первое воскресенье сентября - День работников нефтяной и газовой промышленности

8 сентября - День воинской славы России. День Бородинского сражения русской армии

под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812)

11 сентября - День воинской славы России. День победы русской эскадры под командова-

нием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)

Второе воскресенье сентября - День танкистов

21 сентября - День воинской славы России. День победы русских полков во главе с вели-

ким князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве

(1380)

Третье воскресенье сентября - День работников леса

Последнее воскресенье сентября - День машиностроителя

1 октября - День пожилых людей

4 октября - День Военно-космических сил

5 октября - День учителя

25 октября - День таможенника Российской Федерации

Второе воскресенье октября - День работника сельского хозяйства и перерабатывающей

промышленности

Последнее воскресенье октября - День работников автомобильного транспорта и дорож-

ного хозяйства

30 октября - День памяти жертв политических репрессий

4 ноября (нерабочий день) - День национального единства

7 ноября - День Октябрьской революции 1917 года.

10 ноября - День милиции

Третье воскресенье ноября - День Ракетных войск и артиллерии

Последнее воскресенье ноября - День матери

33

1 декабря - День воинской славы России. День победы русской эскадры под командовани-

ем П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)

5 декабря - День воинской славы России. День начала контрнаступления советских войск

против немецко - фашистских войск в битве под Москвой (1941)

12 декабря - День Конституции Российской Федерации

17 декабря - День Ракетных войск стратегического назначения

20 декабря - День работника органов безопасности Российской Федерации

Третье воскресенье декабря - День энергетика

24 декабря - День воинской славы России. День взятия турецкой крепости Измаил русски-

ми войсками под командованием А.В. Суворова (1790)

27 декабря - День спасателя

Приложение 3. План мероприятий, посвященных 75- летию Победы в ВОВ

п/п

Мероприятие

Класс

Дата

проведения

Ответственный за про-

ведение

1

Участие в акции «Бессмерт-

ный полк».

1-11

09.05. 2020

Марышева Т.Е

учком

2

Обновление материалов фонда

«Бессмертный полк».

1-11

В течение

года

учком

3

Оформление рекреации второ-

го этажа стендами: «Города-

герои», «Города воинской сла-

вы», «Бессмертный полк села

Пречистое».

1-11

В течение

года

Табунова Т.Ю.

Сафарпов К.С.

Кудинов Н.Н.

4

Акция «Прочитай книгу о вой-

не».

1-11

09.19-04.20

Боброва Е.А.

учком

5

Участие в творческих конкур-

сов различный уровне посвя-

щенных юбилейной дате.

1-11

В течение

года

Табунова Т.Ю.

6

Поэтический марафон посвя-

щенный 120-летию со дня ро-

ждения Исаковского.

5-11

январь

Караваева Н.Н.

Абраменкова А.В.

7

Экскурсии в краеведческий

музей г. Гагарина

1-6

В течение

года

Кл. рук.

8

Уроки мужества (классные

часы)

1-11

02.09.2019

Кл. рук.

9

Легкоатлетический кросс

1-11

24.09.2019,

Апрель.

Фирсова Н.А.

спорткомитет

10

Митинг у памятника Скорбя-

щей матери

1-11

25.09

Табунова Т.Ю .

учком

11

Агитбригада на колесах «Что-

бы полнили…» (д. Куршево, д.

Липцы, д. Ивино, д. Петушки,

д. Самуйлово, с. Пречистое)

5-8

Май, 2020

Марышева Т.Е.,

Ильиных О.П.,

Табунова Т.Ю.

34

12

«Операция Обелиск»

5,7,8,10

Сентябрь,

апрель

Кл. рук,

учком

13

Военно-патриотическая «игра

Зарница» «Партизаны Смолен-

щины»

1-11

Февраль

Учком, спорткомитет

школы

14

Всемирный день поэзии. Кон-

курс чтецов «Лира в солдат-

ской шинели»

1-11

21.03.2020

Караваева Н.Н.,

Абраменкова А.В.

15

Защита общешкольного

научно-исследовательского

проекта «История села в годы

ВОВ»

1-11

Май.

Мелентьева Н.В.,

Ильиных О.П.

35

Приложение 4. Содержание диска «Празднование 75 –летия Великой По-

беды в период дистанционного обучения в МБОУ « Пречистенская сред-

няя школа» в мае 2020 г.»

Акции:

1.

«Песни, опаленные войной»;

2.

«Читаем детям о войне»;

3.

«Голос Победы»;

4.

«Свеча памяти»;

5.

«Повяжи, если помнишь…»;

6.

«Бессмертный полк»;

7.

«С днем Победы!»;

8.

«Сад памяти дома».

36



В раздел образования