Автор: Марышева Татьяна Евгеньевна
Должность: заместитель директора школы по ВР
Учебное заведение: МБОУ "Пречистенская средняя школа им. И. И. Цапова"
Населённый пункт: с.Пречистое,Гагаринский район ,Смоленская область
Наименование материала: Целевая целевая гражданско-патриотического воспитания
Тема: Воспитание патриота Отечества
Раздел: полное образование
МБОУ «Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
с. Пречистое , Гагаринский район, Смоленская область
Целевая ПРОГРАММА
гражданско-патриотического воспитания
«Воспитание патриота
Отечества»
на 2019-2025 гг.
Разработчики программы:
Зам.директора школы по ВР
Марышева Татьяна Евгеньевна,
старшая вожатая школы
Ильиных Ольга Павловна
С. Пречистое
2019
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Паспорт программы……………………………………………………………3-5
1 Введение………………………...……………………………………………6-7
2
Концептуальное
обоснование
программы.
Цель
и
задачи
программы…………………………………………..
……………..................................8-10
3 Основные направления работы……………………………………..…….10-17
4. Механизм реализации программы…………………………………………..18
4.1.Этапы реализации программы……………………………………………...18
4.2.
Основные
принципы
организации
воспитания.
Принципы
программы……………………………………………………………….
……………..19-20
4.3. Заповеди, на основе которых строится работа по гражданско-патриоти-
ческому воспитанию …………………………………………………20
4.4. Модель « Гражданина – патриота России»………………..…………...…21
4.5.Методы и оценка эффективности реализации программы……………….22
5. Основные ресурсы реализации программы……………………………23-24
6. Основные риски программы………………………………………………..24
7. Ожидаемые результаты программы……………………..………………….25
Список литературы………………………………………………….……....25-26
Приложение 1.
Тематическое содержание программы для 1-11 классов
………………………………..……………………………………….………27 -31
Приложение 2.Календарь официальных российских праздников………..32-33
Приложение 3. План мероприятий,посвященных 75- летию Победы в ВОВ.34
Приложение 4. Содержание диска «Празднование 75 –летия Великой Победы
в период дистанционного обучения в МБОУ « Пречистенская средняя шко-
ла» в мае 2020 г.»
2
Паспорт программы
Наименование про-
граммы
«Воспитание патриота Отечества». Программа
гражданско-патриотического воспитания
Основание для разра-
ботки программы
Конвенция о правах ребенка;
Декларация прав ребенка;
Конституция РФ;
Закон
РФ
«Об
образовании»
№
273
от
29.12.2012г;
Постановление Правительства Российской Феде-
рации от 30 декабря 2015 г. N 1493 об утвержде-
нии Государственной программы «Патриотиче-
ское воспитание граждан Российской Федерации
на 2016 - 2020 годы»;
Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-
1230 «Об организации работы в образователь-
ных учреждениях по изучению и использова-
нию государственных символов России»;
Концепция патриотического воспитания молоде-
жи в Ростовской области на период до 2020 года;
Федеральный закон №32-ФЗ от 03 марта 1995г.
«О днях воинской славы и памятных датах Рос-
сии»;
Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Постановление Правительства Российской Феде-
рации от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотиче-
ских молодежных и детских объединениях»;
Письмо Минобразования Российской Федерации
от 01.03.2002 N 30-51-131/16 «О Рекомендациях
«Об организации воспитательной деятельности
по ознакомлению с историей и значением офици-
альных государственных символов Российской
Федерации и их популяризации»;
Устав школы.
Разработчики про-
граммы
Зам. директора школы по воспитательной работе
Марышева Татьяна Евгеньевна, старшая вожатая
3
школы Ильиных Ольга Павловна
Цель программы
создание условий для развития высокой социаль-
ной активности, гражданской ответственности,
духовности, становления настоящих граждан Рос-
сии, обладающих позитивными ценностями и ка-
чествами, способных проявить их в созидатель-
ном процессе в интересах Отечества, обеспечения
его жизненно важных интересов и устойчивого
развития.
Задачи программы
формировать
осознанное
отношение
к
Отечеству, его прошлому, настоящему и бу-
дущему на основе исторических ценностей
и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и националь-
ное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым
учащимся собственной гражданской пози-
ции через деятельность органов учениче-
ского самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и
культуре родного края;
формировать у учащихся чувства гордости
за героическое прошлое своей родины;
активизировать
работу
педагогического
коллектива по гражданскому и патриотиче-
скому и правовому воспитанию;
воспитывать у обучающихся готовность к
защите Отечества, действиям в экстремаль-
ных ситуациях;
сформировать психологическую и интел-
лектуальную готовность учащихся к про-
фессиональному и личностному самоопре-
делению;
обеспечить развитие теоретического мыш-
ления, высокий уровень общекультурного
развития;
повышение реального вклада подрастающе-
го поколения в дело процветания родного
края и Отечества.
Исполнители основ-
Классные руководители, библиотекарь, учком,
4
ных мероприятий
родители
Участники програм-
мы
Обучающиеся 1-11 классов
Система организации
контроля за ходом реа-
лизации Программы
Общий контроль за реализацией Программы осу-
ществляет администрация школы.
Куратор Программы - зам.директора по ВР
Время реализации
программы
2019-2025 годы
Ожидаемые ре-
зультаты реализации
программы
-развитие творческих способностей детей;
-в историко-краеведческой сфере: осозна-
ние ответственности за судьбу страны, формиро-
вание гордости за сопричастность к деяниям пре-
дыдущих поколений;
-в социальной сфере: способность к саморе-
ализации в пространстве российского государ-
ства, формирование активной жизненной пози-
ции; знание и соблюдение норм правового госу-
дарства;
-в духовно-нравственной сфере: осознание
воспитанниками
высших
ценностей,
идеалов,
ориентиров, способность руководствоваться ими
в практической деятельности.
5
Введение
В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание
гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов
государственной политики в области образования. Конкретные задачи фор-
мирования патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания
у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нрав-
ственного единства общества определены в Государственной программе Пра-
вительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера-
ции».
Современное российское общество нуждается в такой личности рос-
сийского гражданина, основными качествами которой были бы духовность,
стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины, лю-
бовь к Отечеству, забота о природе, предприимчивость, упорство в достиже-
нии цели, гражданская ответственность, забота о своих близких, о своем здо-
ровье.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России определяет патриотизм как чувство и сформировавшую-
ся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм
включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край. рес-
публику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Па-
триотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению
Отечеству.
К.Д.Ушинский отмечал, что как нет человека без самолюбия, так нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к серд-
цу человека и опору для борьбы с его дурными природными, личными, се-
мейными и родовыми наклонностями.
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документа-
ми:
Конвенция о правах ребенка;
Декларация прав ребенка;
6
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г.
N 1493 об утверждении Государственной программы «Патриотическое вос-
питание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;
Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы
в образовательных учреждениях по изучению и использованию государ-
ственных символов России»;
Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на
период до 2020 года;
Федеральный закон №32-ФЗ от 03 марта 1995г. «О днях воинской славы и
памятных датах России»;
Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности
и военной службе»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551
«О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;
Письмо Минобразования Российской Федерации от 01.03.2002 N 30-51-
131/16 «О Рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по
ознакомлению с историей и значением официальных государственных сим-
волов Российской Федерации и их популяризации»;
Устав школы.
Актуальность разработки
целевой программы
гражданско - патрио-
тического воспитания «Воспитание патриота Отечества» среди обучающих-
ся 1-11 классов» на 2019 - 2025 годы обусловлена тем
что
,
становление гра-
жданской идентичности как основы развития гражданского общества являет-
ся одной из ключевых задач гражданско-патриотического воспитания в фор-
мировании гражданственности как интегративного качества личности, за-
ключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной вла-
сти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного досто-
инства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических
чувств и культуры межнационального общения.Программа ориентирована на
обучающихся МБОУ «Пречистенская средняя школа им. И. И. Цапова». Она
определяет основные пути развития гражданской культуры подростков.
Программа рассчитана на шестилетний срок работы.
7
Концептуальное обоснование программы
«Человек является, прежде всего, сыном
своей страны, гражданином своего Отечества,
горячо принимающим к сердцу его интересы»
В. Г. Белинский.
Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из
задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу
и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к
родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства
у детей школьного возраста? Как школьник может эти чувства выразить? К
чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал школьного возраста как периода формирования личности уни-
кален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее
развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти
возможности утрачиваются и упущенное в школьном детстве наверстать в
дальнейшем чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок вос-
примет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят в даль-
нейшем жизненные успехи взрослого человека.
Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств:
удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определен-
ному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с
другими взрослыми: жителями дома, села, работниками образовательной
школы, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательно-
стями.
Цель программы: создание условий для развития высокой социальной
активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоя-
щих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами,
способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества,
обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
8
Задачи Программы:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему
и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах
мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской
позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей
родины;
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и па-
триотическому и правовому воспитанию;
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в
экстремальных ситуациях;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность учащихся к
профессиональному и личностному самоопределению;
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень обще-
культурного развития;
повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания
родного края и Отечества.
Тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребёнка уважи-
тельно относиться к своему дому, своей семье, традиция своего народа, на-
родным промыслам.
Темы воспитательных мероприятий реализуются в соответствии с трёх-
частной моделью воспитательных результатов, обозначенных в примерных
образовательных программах ФГОС:
- сообщение и усвоение важной социально-значимой информации;
- формирование ценностного отношения к системе социальных ценностей;
9
- приобретение элементарного социального опыта посредством осуще-
ствления социальной пробы.
Тематические мероприятия имеют огромное значение в воспитательной
работе. Такие мероприятия расширяют кругозор, способствуют развитию их
информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулирует
саморазвитие и самовыражение.
Основные формы реализации программы:
- этические беседы;
-игры;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- викторины;
- круглый стол;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- проекты;
- социальные проекты и акции.
Условия реализации программы
- поддержка идеи коллективом школы, родителями;
- организация активной, эмоционально – насыщенной деятельности воспи-
танников и родителей.
Основные направления работы
1.Учебная деятельность
Гражданско- патриотическое воспитание учащихся осуществляется, преж-
де всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных
предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в
осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память,
интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвова-
ние, гражданственность, Конституция государства и т.д.
10
Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжа-
ется в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволя-
ет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений
Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г.
Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда. Овладение
историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и
укреплением патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на
примерах положительных героев, художественных произведений, устанавли-
вается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается
чувство гордости за нашу Родину, её народа.
В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у
учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, уча-
щиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в воен-
ном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной тех-
ники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной служ-
бы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На
занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих
программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые
будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой
технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообраз-
но привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патрио-
тической тематике.
В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» кур-
са «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов
изучаются следующие темы:
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;
Вооруженные Силы России;
Боевые традиции Вооруженных Сил страны;
11
Символы воинской чести;
Основы военной службы;
Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение
учебных сборов с учащимися, юношами 10 классов, по основам военной
службы.
Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уде-
лять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формиру-
ются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота,
гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
2.Внеурочная деятельность и кружковая работа
В соответствии с нормативными документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-
ской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения об-
разовательных программ образовательной организации); в ред. приказов Ми-
нобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012
№ 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507 (далее - ФГОС НОО);
-приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стан-
дарта начального общего образования»;
-приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стан-
дарта основного общего образования»;» в ред. приказа Минобрнауки России
от 29.12.2014 № 1644 (далее -ФГОС ООО)-
работают кружки, секции гражданско-патриотического и правового направ-
ления:
Волонтерский отряд « Мы- Россияне»;
«История моего края»;
Школьный отряд Юнармии,
«Основы православной культуры»
12
На занятиях учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее тра-
дициями и героическим прошлым.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются
ОУ самостоятельно. Возможно использование составительских, авторских
программ. Организация внеурочной деятельности предполагает сотрудниче-
ство ОУ с учреждениями дополнительного образования детей.
Занятия внеурочной деятельности проводятся учителями начальных клас-
сов, учителями-предметниками.
3.Внеклассная работа
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных
направлений, форм и методов гражданско-патриотической работы во вне-
классной работе. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов
учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной
базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую
помощь.
Внеклассная деятельность осуществляется непосредственно классными
руководителями, вожатой, а также через взаимодействие с общественными
структурами с включением инновационных форм работы: проектной дея-
тельности с использованием ИКТ.
Классные руководители проводят классные часы, беседы, лекции, уроки
мужества, « круглые столы» с учащимися. Организуют экскурсии, походы в
музеи, игры, соревнования внутри класса, научно-исследовательские проек-
ты, участвуют в школьных конкурсах, соревнованиях, субботниках, акциях.
Вожатая школы проводит школьные мероприятия данного направления, го-
товит учащихся к районным конкурсам гражданско-патриотического
направления.
4.Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание
учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы
личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преем-
13
ственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать вы-
соко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример па-
триотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечествен-
ной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения
педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно
без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организа-
цию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает,
что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, что-
бы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это
невозможно без таких качеств, как ответственность, граждан-ственность, па-
триотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктив-
ность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обу-
словлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.
Формы взаимодействия педагогов и родителей в рамках Программы:
•
организация и проведение родительских лекториев;
•
организация деятельности Родительского комитета каждого класса, об-
щешкольного;
•
проведение общешкольных и классных родительских собраний;
•
конкурс рисунков и сочинений;
•
составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
•
спортивные соревнования;
•
сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой
Отечественной войне;
•
встречи за круглым столом;
•
конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню за-
щитников Отечества;
•
проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;
•
открытые классные мероприятия, классные часы с участием родителей;
•
организация родителями поездки в музеи;
•
анкетирование, диагностика;
14
•
индивидуальные беседы, консультации.
Направление
Дидактические
единицы
Традиционные
мероприятия
«Гражданственность»
Зачем
людям
нужно
жить в государстве?
Человек и общество,че-
ловек и госудаство:фор-
мы
и
их
взаимодей-
ствия.
- беседа «Святые доче-
ри Рос
- классный час «День на-
родного единства»
- экскурсии в музеи го-
рода
-фотовыставка
«Моя
семья – моё богатство»
-Творческая мастерская
«Поздравительная
открытка ко Дню Ма-
тери», 8 марта
- викторины и конкурсы
«Патриотизм»
Герои Советского Со-
юза.
Наши
земляки-
герои СССР.
Война в произведениях
искусства.
Война и её последствия
глазами детей.
Дети тыла.
Знаменитые земляки.
- оформление стендов,
-беседа «Наши земляки-
герои СССР»
-экскурсии в музеи г. Га-
гарина
,
Смоленска,
Москвы.
-беседа « Дети войны»
-просмотр
фильмов
о
ВОВ
Акция «Подарок ветера-
ну»;
Акция «Цветы у обелис-
15
ка»;
Акция «Агитбригада на
колесах «Чтобы помни-
ли…»
-конкурс газет и плака-
тов
-Беседа
«Георгиевская
лента – боль и гордость
моего народа»
-Уроки мужества:
«Воспоминания о войне
и боевых товарищах»
-Викторина «Богатыр-
ская наша сила»
-«Встреча с воинами -
интернационалистами»
-
создание
школьного
музея
16
«Основные
государ-
ственные праздники»
12 декабря – День
конституции
1 октября – День по-
жилого человека
1 мая – день мира и
труда.
1 сентября – День Зна-
ний
5 октября – День Учи-
теля
8 марта - Международ-
ный Женский день.
23 февраля – День за-
щитника Отечества.
9 мая – День Победы.
КТД «Это мы и наши
права»
Акция «Спасибо ветера-
ну ВОВ»
КТД «На радость лю-
дям» (концерт)
Акция «Чистый двор»
Интеллектуальный ма-
рафон «Ученье-свет, а
неученье – тьма»
Выпуск газет к знамена-
тельным датам
КВН «А ну-ка, девочки!»
Конкурс
«Рыцарский
турнир»
Конкурс
презентаций
«Мой
прадед
служил
России»
Ведущей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является
создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры
личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм
выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активно-
сти личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
17
Механизм реализации программы
Этапы реализации Программы
1 этап: организационный - август-сентябрь 2019-2020 учебный год
Цель - выявить позитивный опыт гражданско-патриотического воспи-
тания в школе, определить приоритетные направления его развития и
разработать концепцию, подготовить условия для организации работы.
2 этап: практический – 2019 -2024 год
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспи-
танию.
Задачи: определить содержание деятельности, наиболее эффективные
формы и методы воспитательного воздействия; развивать волонтер-
ское движение; расширять и укреплять связи и отношения классного
коллектива с учреждениями социума; вовлекать в систему гражданско-
патриотического воспитания представителей всех субъектов образова-
тельной деятельности; проводить мониторинг реализации программы;
принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому вос-
питанию различного уровня.
3 этап: аналитический – июнь-август 2025 учебный год
Цель: обобщение результатов практической реализации Программы и
определение приоритетов на перспективу.
18
Основные принципы организации воспитания
Принцип открытости. Ученики планируют жизнь в классе совместно с учи-
телем и родителями, вносят коррективы и предложения. Педагог прислуши-
вается к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела. Педагог должен увлекать уча-
щихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности. Педагог предлагает учащимся разнообразные вне-
классные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, вы-
глядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
Принцип свободы участия. Предлагая учащимся мероприятия, необходимо
учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных ка-
честв и возможностей.
Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться ре-
флексией.
Принцип сотворчества. Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся
право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результатив-
ность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и
успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной
работе и по достоинству её оценить.
19
Принципы Программы:
• системно - организованный подход; предполагает скоординированную,
целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому
воспитанию школьников;
• адресный подход; предполагает использование особых форм и методов
патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и дру-
гих особенностей учащихся;
• подход «активности и наступательности»; предусматривает настой-
чивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьни-
ков и их ценностных установок, ориентированных на национальные интере-
сы России;
• универсальности основных направлений патриотического воспитания,
предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта
прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных от-
ношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
• учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и
ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма,
характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице,
улице, школе.
Заповеди, на основе которых строится работа по гражданско-патриоти-
ческому воспитанию:
Цени и оберегай свое Отечество!
Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и
культуру своего народа!
Дорожи историей своего народа!
Свято относись к символике своей страны!
Береги красоту своего края!
20
Модель “Гражданина - патриота России”
Методы оценки эффективности
21
Беседа.
Анкета «Диагностика уровня воспитанности учащихся П.В.Степано-
ва».
Педагогическое наблюдение.
Методика А. Лутошкина.
Методика Андреева «Удовлетворённость родителей работой образова-
тельного учреждения»
Творческие работы,
Определение количественного участия обучающихся в акциях, проек-
тах, мероприятиях, конкурсах, викторинах,
Определение количественного участия обучающихся в рядах Юнар-
мии, волонтерского движения.
Оценка эффективности реализации программы
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей детей;
в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу
страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыду-
щих поколений;
в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве рос-
сийского государства, формирование активной жизненной позиции; зна-
ние и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанниками высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный за-
каз на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной
позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать ак-
тивная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как
основа личности гражданина России.
22
Основные ресурсы реализации программы
Интеллектуальные:
учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками
индивидуального и дифференцированного обучения, решает пробле-
мы развивающего обучения, участвующий в разработке интегриро-
ванных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как
способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в
развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и
создаёт гуманистические отношения с учениками.
координатор программы – заместитель директора по воспитательной
работе, курирует работу школьного отряда Юнармии , работу
классных руководителей, вожатой, работу руководителей кружков и
секций по реализации Программы и планов гражданско-патриотиче-
ского и правового направления.
вожатая школы, курирует работу школьного (ученического) само-
управления, курирует работу волонтерского отряда « Мы – Россияне»,
составляет и реализовывает план школьных мероприятий гражданско-
патриотического направления; предоставляет отчеты о проделанной
работе заместителю директора по воспитательной работе.
Технические:
материально-техническая база позволяет создать условия, необходи-
мые для реализации данной Программы:
учебные кабинеты,
компьютерный класс,
библиотека,
23
спортивная площадка,
специально оборудованный и оформленный кабинет ОБЖ;
компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;
Интернет;
электронная почта.
Информационно-аналитические:
•
организация выставок по проблемам патриотического воспитания в
школьной библиотеке;
•
организация информационных стендов, листовок, памяток;
•
создание условий для более широкого участия средств массовой ин-
формации ученического самоуправления (школьные стенды, школьный му-
зей) в пропаганде патриотизма;
•
поддержка и содействие расширению патриотической тематики в сред-
ствах массовой информации;
•
расширение информационного пространства через школьный сайт.
Риски программы
Риск
Пути преодоления риска
1. Сопротивление педагогического
коллектива
Убеждение в необходимости гра-
жданско-патриотического воспитания
школьников
2. Препятствия со стороны учащихся
и их родителей
Осуществление разъяснительной ра-
боты, привлечение на принципе до-
24
бровольности
3. Перегрузка учащихся
Согласование планов работ классных
руководителей, составление единого
плана воспитательной работы школы
4. Недостаточность материальных
средств для реализации программы
Привлечение спонсорских средств
Ожидаемые результаты:
-развитие творческих способностей детей;
-в историко-краеведческой сфере:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за со-
причастность к деяниям предыдущих поколений;
-в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве россий-
ского государства, формирование активной жизненной позиции;
знание и соблюдение норм правового государства;
-в духовно-нравственной сфере:
осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способ-
ность руководствоваться ими в практической деятельности.
Заключение
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ
на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной по-
зицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать актив-
ная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как осно-
ва личности гражданина России.
Использованная литература:
25
1.
Белоусова Л.Е. «Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-
рассказов».
2.
Методическое пособие «Красота спасет мир. Духовно-нравственное
воспитание школьников».
3.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников:
Методическое пособие Изд. 2-е.
4.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской на-
родной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е
5.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе:
Сборник сценариев внеурочных мероприятий для 4-11 классов.
6.
Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы: Госу-
дарственная программа "Патриотическое воспитание граждан Россий-
ской Федерации"; Концепция патриотического воспитания граждан
Российской Федерации; Федеральный закон "О днях воинской славы
(Победных днях) России"; Постановление "О военно-патриотических
молодежных и детских объединениях".
7.
Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. Патриотическое воспитание школьни-
ков. Методическое пособие, 2006
8.
Беленко В. Патриотическое воспитание школьников. Выпуск 2; 2005
9.
Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всерос-
сийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
10. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы
и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007.
№7
11. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское
воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и общество-
знания в школе// 2006. №9
12. Сатова Е.В., Еременко Н. И., Миронова М.М. Гражданско-патриотиче-
ское воспитание в школе: Классные часы, общешкольные мероприятия,
интеллектуальные игры, викторины. Учитель, 2006 г.
26
13.
Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание: Классные
часы; Общешкольные мероприятия; Интеллектуальные игры и др.:
Выпуск 2. Серия: Воспитание в школе
14. Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном про-
цессе. Методическое пособие. - (Растим патриотов России), 2007
Приложение 1.
Тематическое содержание программы для 1-11
классов
На протяжении учебного года в каждом классе 1 раз в месяц проводится 1
классный час.
1 класс
Раздел: «Отношения ребенка с миром».
1.Моя малая Родина.
2.Моя родословная.
3.Страна, в которой мы живем.
4.Кого называют гражданином.
5.Помощь окружающим людям.
6.Понятие «сильного» человека, помогающего «слабому». Виды помощи.
7.Оказание услуг постороннему.
8.Помощь мальчика девочке, товарищам.
9.Помощь родителю, учителю, воспитателю
2 класс
Раздел: «Настоящий гражданин – культурный человек».
1.Кого называют культурным человеком?
27
2.Культура обращения с вещами и предметами. Должны ли быть у ребенка
«его» вещи.
3.Культура режима и распорядка дня.
4.Культура поведения в общественных местах.
5.Культурный человек – законопослушный человек.
6.Гордимся славою героев.
7.Понятие гражданин. Я-гражданин России.
8.Культурный человек бережет и охраняет богатства России.
9.Помним, гордимся.
3 класс
Раздел: «Будь приятен окружающим людям».
1.Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?
2.Уважение к собеседнику.
3.Уважение к человеку во время трапезы.
4.Формы проявления уважения: к прохожему, пассажиру, зрителю, продавцу,
нянечкам, родителям, педагогам.
5.Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека.
6.Правда и ложь. Хорошо ли обманывать друг друга и взрослых?
7.Дисциплина и порядок.
8.Что, значит, относится к людям по - братски.
9. «Салют Победы…»
4 класс
Раздел: «Человек, государство, общество».
1. Мой дом-Россия.
2.
Как называется главный Закон государства?
3.Символы России: гимн, герб, флаг.
28
4.Президент – глава государства. Игра: я хочу стать президент.
5.Что такое «общество».
Обязанности перед обществом. Зачем они нужны?
6
.
Есть такая профессия – Родину защищать.
7.Природные богатства России.
8.
Уход за памятниками – добрая память о людях.
9.«Поклонимся великим тем годам»
5 класс
Раздел: «Я – гражданин и патриот России»
1 Малая Родина глазами детей.
2.Порядок в обществе. Отчего он зависит?
3.
Понятие «бедные» и «богатые».
4.
Что означает выражение «Уговор дороже денег»?
5.Флаги России.
6.Защитники Отечества прошлого и настоящего.
7.Наша обязанность - беречь природные богатства России.
8.Патриот - гордо звучит.
9.
Листая страницы истории.
6
Класс
Раздел: «Я – гражданин и патриот России»
1.Мой дом-Россия.
2.
Поступок рождает судьбу.
3.
Гербы России.
4.Мужество, доблесть, слава.
5.
Гражданином быть обязан.
6.
Защитник Родины. Каким ему быть?
29
7.
Зачем охранять памятники государства.
8.
С чего начинается Родина?
9.Память жива!
7 класс
Раздел: «Я – гражданин и патриот России»
1.Россия- наш дом.
2.Понятие Гражданин и Патриот.
3.
«Конституция – закон, по нему мы все живем!»
4.Флаги народов мира.
5. «Горячее сердце». Поступок.Подвиг
6.
Служить России суждено тебе и мне.
7.Культурное наследие страны. Памятники.
8.
Гражданином быть обязан.
9.
Песни, опалённые войной.
8 класс
Раздел: «Я – гражданин и патриот России»
1.Россия- многонациональная страна.
2. Кто он патриот страны?
3.
Свобода взглядов и мнения ребенка.
4.Гербы народов мира.
5.Возьми себе пример героя.
6.«Вооружённые силы России. Каковы их задачи?
7.Береги природные богатства России.
8.Гражданинам быть обязан.
9.
Гордимся славою героев.
9 класс
30
Раздел: «Я-гражданин и патриот России»
1.Россия- судьбы моей исток.
2.
Что такое дружба? Одна душа в двух людях.
3.
Нет прав без обязанностей.
4.
Человек – существо общественное.
5.
История Отечества: события, люди.
6.Защитник Родины.
7.
Патриотизм: знак вопроса.
8.
Береги природные богатства России.
9.
Герои –войны.
10- класс
Раздел: «Я- гражданин и патриот России»
1.Воспитание патриота – гражданский долг.
2.
Честь, идеал, права и обязанности.
3.
Готов ли ты совершить подвиг?
4.
Творцы отечественного оружия.
5.
Есть памятная дата в январе.
6.
Романтика армейской службы. В чём она?
7.Природные святыни России.
8.Я -гражданин и патриот России.
9.Великая Отечественная война в литературе, в живописи, музыке, кинемато-
графии
11 класс
Раздел: «Я- гражданин и патриот России»
1.С чего начинается Родина?
2.Честь, достоинство, любовь, верность.
31
3.Подвиги нашего времени.
4.Наука не стоит на месте.
5.Есть памятная дата в январе.
6.Письма солдата.
7.Природные богатства России.
8.
Я -гражданин и патриот России.
9.
Главные вехи Победы.
Приложение 2. Календарь официальных российских праздников
с 1 по 5 января (нерабочие дни) - Новогодние каникулы
7 января (нерабочий день) - Рождество Христово
12 января - День работника прокуратуры Российской Федерации
13 января - День российской печати
21 января - День инженерных войск
25 января - День российского студенчества
27 января - День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда (1944)
2 февраля - День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-
фашистских войск в Сталинградской битве (1943)
8 февраля - День российской науки
23 февраля (нерабочий день) - День защитников Отечества. День воинской славы России.
День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918).
8 марта (нерабочий день) - Международный женский день
Третье воскресенье марта - День работников торговли, бытового обслуживания населения
и жилищно-коммунального хозяйства
27 марта - День внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации
2 апреля - День единения народов
Первое воскресенье апреля - День геолога
12 апреля - День космонавтики
Второе воскресенье апреля - День войск противовоздушной обороны страны
18 апреля - День воинской славы России. День победы русских воинов князя Александра
Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242)
26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
30 апреля - День пожарной охраны
1 мая (нерабочий день) - Праздник Весны и Труда
7 мая - День радио, праздник работников всех отраслей связи
9 мая (нерабочий день) - День воинской славы России. День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945)
Последнее воскресенье мая - День химика
24 мая - День славянской письменности и культуры
27 мая - Общероссийский День библиотек
28 мая - День пограничника
6 июня - Пушкинский день России
12 июня (нерабочий день) - День принятия Декларации о государственном суверенитете
Российской Федерации
32
Второе воскресенье июня - День работников легкой промышленности
Третье воскресенье июня - День медицинского работника
Последняя суббота июня - День изобретателя и рационализатора
22 июня - День памяти и скорби (День начала Великой Отечественной войны 1941-1945)
27 июня - День молодежи
Первое воскресенье июля - День работников морского и речного флота
10 июля - День воинской славы России. День победы русской армии под командованием
Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709)
Второе воскресенье июля - День рыбака День российской почты
Третье воскресенье июля - День металлурга
Последнее воскресенье июля - День Военно-Морского Флота
Первое воскресенье августа - День железнодорожника
6 августа - День Железнодорожных войск Российской Федерации
9 августа - День воинской славы России. День первой в российской истории морской по-
беды русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
(1714)
12 августа - День Военно-воздушных сил (праздничные мероприятия, посвященные Дню
Военно-воздушных сил, проводятся в День Воздушного Флота России)
Вторая суббота августа - День физкультурника
Второе воскресенье августа - День строителя
Третье воскресенье августа - День Воздушного Флота России
22 августа - День Государственного флага Российской Федерации
23 августа - День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко -
фашистских войск в Курской битве (1943)
Последнее воскресенье августа - День шахтера
27 августа - День кино
1 сентября - День знаний
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом
Первое воскресенье сентября - День работников нефтяной и газовой промышленности
8 сентября - День воинской славы России. День Бородинского сражения русской армии
под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812)
11 сентября - День воинской славы России. День победы русской эскадры под командова-
нием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)
Второе воскресенье сентября - День танкистов
21 сентября - День воинской славы России. День победы русских полков во главе с вели-
ким князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве
(1380)
Третье воскресенье сентября - День работников леса
Последнее воскресенье сентября - День машиностроителя
1 октября - День пожилых людей
4 октября - День Военно-космических сил
5 октября - День учителя
25 октября - День таможенника Российской Федерации
Второе воскресенье октября - День работника сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности
Последнее воскресенье октября - День работников автомобильного транспорта и дорож-
ного хозяйства
30 октября - День памяти жертв политических репрессий
4 ноября (нерабочий день) - День национального единства
7 ноября - День Октябрьской революции 1917 года.
10 ноября - День милиции
Третье воскресенье ноября - День Ракетных войск и артиллерии
Последнее воскресенье ноября - День матери
33
1 декабря - День воинской славы России. День победы русской эскадры под командовани-
ем П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)
5 декабря - День воинской славы России. День начала контрнаступления советских войск
против немецко - фашистских войск в битве под Москвой (1941)
12 декабря - День Конституции Российской Федерации
17 декабря - День Ракетных войск стратегического назначения
20 декабря - День работника органов безопасности Российской Федерации
Третье воскресенье декабря - День энергетика
24 декабря - День воинской славы России. День взятия турецкой крепости Измаил русски-
ми войсками под командованием А.В. Суворова (1790)
27 декабря - День спасателя
Приложение 3. План мероприятий, посвященных 75- летию Победы в ВОВ
№
п/п
Мероприятие
Класс
Дата
проведения
Ответственный за про-
ведение
1
Участие в акции «Бессмерт-
ный полк».
1-11
09.05. 2020
Марышева Т.Е
учком
2
Обновление материалов фонда
«Бессмертный полк».
1-11
В течение
года
учком
3
Оформление рекреации второ-
го этажа стендами: «Города-
герои», «Города воинской сла-
вы», «Бессмертный полк села
Пречистое».
1-11
В течение
года
Табунова Т.Ю.
Сафарпов К.С.
Кудинов Н.Н.
4
Акция «Прочитай книгу о вой-
не».
1-11
09.19-04.20
Боброва Е.А.
учком
5
Участие в творческих конкур-
сов различный уровне посвя-
щенных юбилейной дате.
1-11
В течение
года
Табунова Т.Ю.
6
Поэтический марафон посвя-
щенный 120-летию со дня ро-
ждения Исаковского.
5-11
январь
Караваева Н.Н.
Абраменкова А.В.
7
Экскурсии в краеведческий
музей г. Гагарина
1-6
В течение
года
Кл. рук.
8
Уроки мужества (классные
часы)
1-11
02.09.2019
Кл. рук.
9
Легкоатлетический кросс
1-11
24.09.2019,
Апрель.
Фирсова Н.А.
спорткомитет
10
Митинг у памятника Скорбя-
щей матери
1-11
25.09
Табунова Т.Ю .
учком
11
Агитбригада на колесах «Что-
бы полнили…» (д. Куршево, д.
Липцы, д. Ивино, д. Петушки,
д. Самуйлово, с. Пречистое)
5-8
Май, 2020
Марышева Т.Е.,
Ильиных О.П.,
Табунова Т.Ю.
34
12
«Операция Обелиск»
5,7,8,10
Сентябрь,
апрель
Кл. рук,
учком
13
Военно-патриотическая «игра
Зарница» «Партизаны Смолен-
щины»
1-11
Февраль
Учком, спорткомитет
школы
14
Всемирный день поэзии. Кон-
курс чтецов «Лира в солдат-
ской шинели»
1-11
21.03.2020
Караваева Н.Н.,
Абраменкова А.В.
15
Защита общешкольного
научно-исследовательского
проекта «История села в годы
ВОВ»
1-11
Май.
Мелентьева Н.В.,
Ильиных О.П.
35
Приложение 4. Содержание диска «Празднование 75 –летия Великой По-
беды в период дистанционного обучения в МБОУ « Пречистенская сред-
няя школа» в мае 2020 г.»
Акции:
1.
«Песни, опаленные войной»;
2.
«Читаем детям о войне»;
3.
«Голос Победы»;
4.
«Свеча памяти»;
5.
«Повяжи, если помнишь…»;
6.
«Бессмертный полк»;
7.
«С днем Победы!»;
8.
«Сад памяти дома».
36