Напоминание

Обучения младших школьников элементами игры в баскетбол через подвижные игры


Автор: Терентьев Ефим Семёнович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Игровая технология в баскетболе
Тема: Обучения младших школьников элементами игры в баскетбол через подвижные игры
Раздел: дополнительное образование





Назад




Игровая технология в баскетболе

Обучения младших школьников элементами игры в баскетбол через

подвижные игры

Цель: Ознакомить слушателей с технологией проведения подвижных игр для

эффективного обучения элементам баскетбола детей младшего школьного

возраста.

Задачи:

1. Теоретически обосновать взаимосвязь подвижных игр и элементов баскетбола

для детей младшего школьного возраста.

2. Обосновать особенности подбора и методики проведения подвижных игр для

обучения элементам баскетбола детей младшего школьного возраста.

План:

1.

Теоретическая часть

2.

Практическая часть

3.

Заключительная часть

1.Теоретическая часть

В процессе обучения школьников игре в баскетбол большое значение имеют

подвижные игры, которые весьма эффективно можно использовать как на

начальном этапе обучения, так и в дальнейшем, при совершенствовании

отдельных элементов игры. Многолетняя практика работы показала. Что обучение

тактике игры, закрепление и совершенствование технических упражнений

наиболее успешно можно проводить в процессе специальных подвижных игр.

Наилучшим образом такая методика подходит для обучения игре в баскетбол в

условиях общеобразовательной школы.

Баскетбол – это игра, следовательно к ней гораздо проще перейти после

подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Подбирая подвижные

игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны

максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом

игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание

игроков, потому что первыми из игры выбывают наиболее слабые учащиеся,

которым и необходимо больше тренироваться и, в частности, участвовать в играх.

Использование подвижных игр дает возможность,

Во-первых - повысить у школьников интерес к занятиям физкультурой;

Во-вторых - улучшить качество обучения;

В-третьих - сократить период начального обучения игре в баскетбол;

Несмотря на свою общеизвестность и кажущуюся простоту, игры обладают

уникальным спектром педагогического воздействия, позволяющего решать

комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач подготовки

баскетболистов. Эта особенность подвижных игр обусловлена тем. Что они

являются родовыми предшественниками спортивных игр и, поэтому полностью

воспроизводят их специфику.

Одна из особенностей школы- небольшой спортивный зал. Другой особенностью

обычной школы является то, что физкультурой на уроках занимаются все дети без

исключения. Среди них есть физически развитые очень хорошо и те, кто

физически развиты слабо, есть способные и неспособные, ловкие и неловкие.

Относящиеся к разным физкультурным группам. Наконец, есть те, кто желают

играть в баскетбол, и те кто не желают.

Учитель обязан сделать так, чтобы всех школьников занятия физкультурой были

не только полезными, но и интересными. Поэтому в играх необходимо занимать

всех учащихся класса, и в ходе игр не должно быть выбывания игроков. В тех

играх, где выбывание необходимо, школьник может выбывать из игры лишь на

короткое время.

При подборе игр для уроков учителю следует ориентироваться на уровень

подготовки игроков, их возможности, учитывать возраст.

Ниже приведены описания игр, рекомендованных для школьников разных

возрастов.

2.Практическая часть.

Игры включающие перемещение и ведение мяча.

ИГРА «Броуновское движение» («Молекулы»)

Эта игра используется на начальном этапе (1-2 класс) обучения и подходит для

разминки.

Вариант№1

Все играющие – «молекулы». Они свободно перемещаются, бегают по площадке в

разных направлениях и с разной скоростью. Задача-не задевать друг друга.

Сначала все перемещаются медленно, а по мере освоения - быстро. В игре

используются разные варианты бега, грудью, спиной или боком вперед,

приставными шагами

Вариант№2

Игра дополняется двумя чередующимися командами: «жарко»-

все молекулы летают быстро; « холодно» – ходят спокойно. По мере освоения

правил игры вместо команды можно использовать зрительные сигналы.

Вариант№3

Игра проводится с подсчетом штрафных очков. За касание какого –либо игрока или

предмета дается 1 штрафное очко. За столкновение – 3 штрафных. И тд.

Вариант№4

Все играющие выполняют ведение мяча. Можно медленно, а по мере освоения –

бегом быстро. Ведение по заданию (левой, правой рукой).

ИГРА «СВЕТОФОР»

Вариант 1. Все играющие выполняют ведение мяча, свободно перемещаясь по

площадке в разных направлениях. Один игрок с двумя флажками в руках

располагается в центре площадки или свободно перемещается. Если его руки с

флажками опущены вниз, то все игроки выполняют ведение шагом; если вверх

поднят красный флажок - ведение на месте; если вверх поднят зеленый флажок -

ведение бегом.

Если учащиеся еще слабо владеют ведением мяча, то перемещение выполняется

в двух направлениях (по правой половине зала - в одном направлении, а по левой

- в другом).

Вариант 2. Игроки получают штрафные очки за потерю мяча, за столкновение и

за нарушение команд, соответствующих сигналам светофора.

ИГРА «СВОБОДНЫЕ ПЕРЕБЕЖКИ»

Вариант 1. Учащиеся выполняют свободные перебежки по всей площадке от

одной лицевой линии до другой (не наступая на них). По сигналу учителя,

например учитель поднимает руку вверх, ученики останавливаются и выполняют

различные упражнения (каждое упражнение по 3-5 раз): поднимают и опускают

руки, наклоны вперед, приседают, прыгают На одной ноге, пробегают с ускорением

5 м и т.п. Выполняемые по Сигналу упражнения заранее оговариваются.

Вариант 2. Можно вводить сразу два и более упражнений, которые следует

выполнять на разные сигналы.

Вариант 3. Учащимся показывают 6-8 упражнений и оговаривают

последовательность их выполнения. По Первому сигналу выполняется первое

упражнение, по второму - второе и т.д. В этом случае каждое упражнение

повторяют 10 раз.

ИГРА СВОБОДНЫЕ ПЕРЕБЕЖКИ» С ВЕДЕНИЕМ

Вариант 1. Игра аналогична игре «Свободные перебежки», отличие в том, что все

игроки выполняют ведение мяча. По сигналу учителя все останавливаются, Кладут

на пол мячи и выполняют упражнения, затем берут мячи и продолжают ведение.

Вариант 2. Упражнения категории ОРУ могут быть заменены упражнениями с

мячами (например, вращение мяча вокруг туловища, имитация броска и т.п.).

Вариант 3. Аналогичен варианту 2, но учащиеся не знают заранее, какое

упражнение им надо будет выполнять. Сигналом для начала выполнения

упражнения является показ учителем этого упражнения.

ИГРА «САЛКИ С ВЕДЕНИЕМ»

Вариант 1. Игра напоминает обычную игру в салки, но при этом ведение мяча

выполняют все играющие. Водящий игрок может салить других игроков свободной

рукой, но он не должен терять мяч и допускать ошибок при ведении, так как в этом

случае осаливание не будет засчитано. Игрок, которого осалили, становится

водящим. Новый водящий не имеет права салить игрока, который его осалил. Это

можно делать только спустя некоторое время. Если игрок, которого водящий

старался осалить, теряет мяч или допускает ошибку при ведении, то он становится

водящим. Но подобные нарушения не относятся к другим игрокам. Перед началом

своих действий водящий не подает другим игрокам никаких сигналов, лишь на 2-3 с

поднимает руку вверх, поэтому все игроки должны внимательно следить за

происходящим на площадке.

Вариант 2. Игру проводят в двух группах (например, группа мальчиков и группа

девочек), которые одновременно играют на одной площадке, но отдельно друг от

друга. Либо каждая группа играет на своей половине площадки.

Вариант 3. Аналогичен варианту 1, но играют в парах (первый игрок убегает,

второй - догоняет).

ИГРА «ВЫБЕЙ МЯЧ»

Все игроки выполняют ведение мяча. Каждый старается свой мяч не терять, а у

другого мяч выбить. Если игрок выбил мяч, а свой при этом не потерял, то он

получает 2 очка. Игрок, у которого выбили мяч, получает минус 1 очко. Игрок,

который не дает выбить мяч - себя» но и не шатается выбить его у других,

Получает минус 10 (20) очков в конце игры. Игру проводят в течение

определенного времени.

ИГРА «ПЕРЕДАЧИ ПО НОМЕРАМ»

Вариант 1. Игру можно проводить в одной или двух самостоятельных группах.

Учащиеся образуют круг, стоя на расстоянии 1-2 м друг от друга. У одного игрока в

руках мяч. Все игроки рассчитываются по порядку, каждый запоминает свой номер.

Учитель (или специально выделенный игрок) называет номер (число). Игрок,

получивший этот номер, поднимает руку вверх, и ему тут же делают передачу. Во

время передачи называют следующий номер и т.д.

Игрок, допустивший задержку передачи или подъема руки, либо тот, кто поднял

руку, когда ему не следовало этого делать, а также совершивший ошибку при

передаче или приеме мяча, получает штрафное очко. Побеждает игрок, у которого

меньше штрафных очков или их нет совсем.

Для того чтобы, называя номера игроков, случайно не пропускать некоторые из

них, можно написать номера в строчку и вычеркивать по одному. Либо следует

использовать фишки с номерами из игры «Пятнашки».

Вариант 2.

Игроки, предварительно рассчитавшись по номерам, встают в круг, но

не друг за другом, а вперемешку. Мяч в руках любого игрока. В данном варианте

игроки самостоятельно поднимают руки и громко называют свои номера, но

делают это в строго определенной последовательности. Например: по порядку

номеров; в обратном порядке номеров; вначале четные числа, затем нечетные, и

т.д.

Если Игроки выполняют задание легко, то свой номер называет только игрок, с

которого начинают, все остальные играют молча.

ИГРА "МЯЧ СВОБОДНОМУ»

Вариант 1. Игра подобна варианту 2 игры «Передачи по номерам», но здесь все

игроки с мячами в руках, кроме игрока № 1. По сигналу о начале игры игрок № 2

передает мяч игроку № 1. Как только игрок № 2 освободился от мяча, ему

передает мяч игрок № 3, и т.д. Игру можно проводить без остановки несколько

кругов. Игроки, допустившие ошибки, получают штрафные очки.

Вариант 2. Аналогичен варианту 1, отличие состоит в том, что все игроки

выполняют ведение мяча на месте.

Вариант 3. Подобен варианту 2, но все игроки, выполняя ведение мяча, свободно

перемещаются по всей площадке. При этом каждый обязан все время видеть того

игрока, которому должен сделать передачу, и игрока, от которого должен получить

мяч.

ИГРА «ГОНКА С ПЕРЕДАЧАМИ»

Вариант 1. Играющие делятся в группы по четверо. Условно обозначим игроков в

четверках символами «крестик», «нолик», «кружок» и «полосатик». Четверки

располагаются на одном краю площадки (рис.). «Крестик» бежит, «нолик» и

«кружок» выполняют передачи, «полосатик» - в роли судьи. Все четверки начинают

выполнение заданий по общему сигналу.

* Крестик» бежит до противоположной боковой линии и возвращается обратно.

Касание «крестиком» финишной линии считается окончанием упражнения.

Вариант: «крестик» может бежать не один раз, а два-три раза подряд.

* Нолик и «кружок» начинают выполнять передачи на максимальное количество

раз до момента касания линии «крестиком». "Нолик" и «кружок» получают столько

очков, сколько раз выполнено упражнение.

* Полосатик» считает количество передач до момента окончании бега и следит за

правильностью выполнения заданий.

Затем игроки меняются ролями: «кружок» бежит, «крестик» судит, а «нолик» и

«полосатик» выполняют передачи. Потом меняются ролями еще два раза.

Побеждает тот, кто заработал больше очков.

Вариант 2. Аналогичен варианту 1, но игрок бежит с ведением МИМО.

Вариант 3. Игроки разделяются в группы по трое. «Нолик» выполняет передачи

мяча в стену. Учитывают количество пойманных мячей. Передачи можно

выполнять параллельно полу или с отскоком мяча от пола. Расположение игроков

показано на рисунке.

Вариант 4. Аналогичен варианту 1, но «крестик» прыгает со скакалкой. «Нолик» и

«кружок» выполняют передачи и громко их считают «Полосатик» считает

количество прыжков за 10 (20)

Варианты 4-7 можно выполнять в два круга и более, в зависимости от уровня

подготовки игроков.

ИГРА "ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»

Две пятерки игроков соревнуются между собой. Расположение игроков показано на

рис. 27. Каждая пятерка имеет мяч. Мячи находятся у игроков, стоящих друг

напротив друга. По сигналу игроки начинают передавать мячи в левую сторону,

стараясь догнать своим мячом мяч соперников. Команда, которая своим мячем

обгоняет мяч соперников, получает 1 очко. Или же через 20 -30 с после начала

игры подают свисток, и та команда, чей мяч оказался ближе к мячу соперников,

получает 1 очко. Затем игру повторяют в другую сторону. Игру можно проводить

один или несколько раз. Побеждает команда, которая наберет наибольшее

количество очков.

ИГРА « ГОНКА МЯЧА»

Вариант 1. Все участники игры разделены на пары. Условно обозначим игроков в

парах символами «крестик» и «нолик». Первые три-четыре пары располагаются за

лицевой линией волейбольной площадки, как показано на рис. 26, А. В руках у

Одного из игроков («нолика») мяч. По сигналу «крестик» («крестики») выбегает на

3 м вперед и останавливается, повернувшись лицом к «нолику». «Нолик» передает

мяч «крестику», бежит вперед и останавливается на расстоянии 3 м от «крестика»

(на трехметровой линии волейбольной площадки). «Крестик» передает ему мяч, и

так далее. Гонку заканчивают, когда «нолик», оказавшись на лицевой линии

волейбольной площадки, получает мяч и поднимает его вверх (либо касается им

лицевой линии). По тому, в каком порядке поднимают вверх мячи, определяют

места, занятые каждой из пар на данном этапе.

Затем в игру вступают следующие пары. После того как в игре побывают все пары,

создают новые группы из пар, занявших одинаковые места. Первыми в

дальнейшую борьбу вступают группы пар, занявших четвертые места. Затем те,

кто занял третьи места, вторые места и наконец первые места. Таким образом, все

пары распределяют по местам с 1-го по 16-е (или иное).

В данной игре важно четко обозначить места остановки игроков, Если этого не

сделать, бывает, что некоторые учащиеся выбегают очень далеко и получают в

связи с этим незаслуженное преимущество.

Вариант 2. Аналогичен варианту 1, но игроки в парах располагаются и выполняют

перемещение так, как показано на рис. 26, Б. Перемещение можно выполнять

грудью или боком вперед (по заданию), В данном варианте соревнуются только

две пары.

Вариант 3. Аналогичен вариантам 1 и 2, но перемещение ВЫПОЛНЯЮТ в обе

стороны, туда и обратно.

Две пятерки игроков соревнуются между собой. Расположение игроков показано на

рис. 27. Каждая пятерка имеет мяч. Мячи Находятся у игроков, стоящих друг

напротив друга. По сигналу игроки начинают передавать мячи в левую сторону,

стараясь догнать своим мячом мяч соперников. Команда, которая своим мячем

обгоняет мяч соперников, получает 1 очко. Или же через 20 -30 с после начала

игры подают свисток, и та команда, чей мяч оказался ближе к мячу соперников,

получает 1 очко. Затем игру повторяют в другую сторону. Игру можно проводить

один или несколько раз. Побеждает команда, которая наберет наибольшее

количество очков.

ИГРА «БОРЬБА ЗА МЯЧ»

Вариант. 1. Играют пара на пару. На одной половине площадки могут находиться

только две пары (при высоком уровне подготовки игроков может быть и четыре

пары, но играют они отдельно! Одна пара владеет мячом. По сигналу игроки одной

пары начинаю! выполнять передачи друг другу, при этом считают передачи громка

вслух. Ведение мяча выполнять нельзя, а перемещаться без мяч! можно. Игроки

стараются выполнить как можно больше передач Вторая пара старается

перехватать мяч и сделать то же самое.

Количество выполненных передач суммируют, подсчет идет нарастающим итогом.

Например, пара выполнила 5 передач и потеряла мяч, затем, перехватив мяч,

выполнила еще 3 передачи сумма составит 8 передач. Побеждает пара, которая

первой набрала 20 передач. Если уровень подготовки игроков слабый или

ограничено время игры, то можно набирать 10 передач.

Вариант 2. Аналогичен варианту 1, но игру проводят на время 11нру, у которой

через 1 мин игры сумма передач больше, чем у другой, считают победителем.

Вариант 3. Аналогичен вариантам 1 и 2, проводят на время, но вместо общей

суммы количества передач в зачет идет наибольшее количество передач,

выполненных подряд (до перехвата).

Броски

ИГРА «БРОСКОВАЯ ШКОЛА»

«Бросковая школа» включает несколько' «школ» (или уровней) - начальную,

среднюю, старшую и высшую (или школу мастеров).

В игре «Бросковая школа» можно выбрать один из двух вариантов: большой или

малый.

Схема расположения точек для выполнения бросков по варианту большой школы

показана на рис. 34 (в правой его части).

Расположение точек для выполнения бросков на уровне начальной школы

обозначено на рисунке малой окружностью (точечной линией). В программу

начальной школы входят все броски, выполняемые с близкого расстояния,

программа включает в себя 3 точки, показанные на малой окружности.

Расположение точек для выполнения бросков на уровне средней школы

обозначено на рисунке средней окружностью (мелкой пунктирной линией). В

программу средней школы входят все броски, выполняемые с близкого и среднего

расстояний. Она включает в себя 8 точек (3 + 5).

Расположение точек для выполнения бросков на уровне старшей школы

обозначены на рисунке большой окружностью (крупной пунктирной линией). В нее

входят все броски, выполняемые с близкого, среднего и дальнего расстояний.

Старшая школа включает в себя 15 точек (3 + 5 + 7).

Программа высшей школы (школы мастеров) включает в себя все 18 точек,

изображенных в правой части рисунка (3 + 5 + 7 + 3).

Схема расположения игроков (точек), занимающихся по программе малой

«Бросковой школы», показана в левой части рис. 34. В малый вариант входят лишь

начальная, средняя и старшая школы. Малая «Бросковая школа» включает в себя

всего 9 точек (3 + 3 + 3).

В зависимости от условий занятий й от того, какие задачи предстоит решать в ходе

обучения, учащимся следует предложить программу одной из «Бросковых школ».

Но в Любом случае, начиная обучение, игроки последовательно должны пройти

все точки начальной школы, затем все точки средней школы, потом - старшей и

наконец приступить к программе высшей школы.

Вариант 1. Игру проводят в парах. Первый игрок выполняет броски, стараясь

пройти все точки начальной школы, второй подает ему мяч. Если первый игрок

справился с начальной школой, он переходит к освоению средней школы, й т.д.

Если при выполнении бросков первый игрок допускает промах, то к прохождению

школы приступает второй игрок. Если второй промахивается, то опять начинает

первый.

Для прохождения начальной школы необходимо выполнить по 3 броска с каждой

точки с близкого расстояния и каждый раз попасть мячом в кольцо. Другими

словами, игрок должен выполнить всего 9 бросков и 9 раз попасть в кольцо (9 из

9). После каждого промаха игрок начинает прохождение школы сначала.

Для прохождения средней школы следует вначале выполнить по одному броску с

каждой точки с близкого расстояния, затем по 3 броска с каждой точки со среднего

расстояния и каждый раз попасть мячом в кольцо. Игрок должен выполнить всего

18 бросков и 18 раз попасть в кольцо (18 из 18). После каждого промаха игрок

начинает прохождение средней школы сначала.

Для прохождения старшей школы необходимо вначале выполнить по одному

броску с каждой точки с близкого и среднего расстояний, затем по 3 броска с

каждой точки с дальнего расстояния и каждый раз попасть мячом в кольцо. Игрок

должен выполнить всего 29 бросков и 29 раз попасть в кольцо (29 из 29). После

каждого промаха игрок начинает прохождение старшей школы сначала.

Для прохождения высшей школы необходимо вначале выполнить по одному

броску с каждой точки с близкого, среднего и дальнего расстояний, а затем по 3

броска с каждой точки самого дальнего расстояния и каждый раз попасть мячом в

кольцо. Игрок должен выполнить всего 24 броска и 24 раза попасть в кольцо (24 из

24). После каждого промаха игрок начинает прохождение высшей школы сначала.

При выполнении бросков игроки могут проходить точки одного уровня в строго

определенной последовательности или в произвольном порядке, что заранее

оговаривает учитель (тренер).

Вариант 2 (упрощенный). Аналогичен варианту 1. Отличие заключается в том, что

игроку разрешается несколько раз допустить промахи по кольцу. Один раз - при

прохождении начальной Школы (попасть 9 из 10). Два раза - при прохождении

средней школы (попасть 18 из 20). Три раза при прохождении старшей школы

(попасть 29 из 32). Четыре раза - при прохождении высшей школы (попасть 24 из

28).

После промаха игрок продолжает выполнение упражнения до тех пор, пока не

исчерпает допустимое количество промахов.

Вариант 3.

Игроки соревнуются между собой, кто дальше сумеет пройти

«Бросковую школу» до первого промаха (до второго или третьего). Возможен

вариант, при котором бросать можно по одному разу с каждой точки.

Вариант 4. Так называемый «лучевой» вариант «Бросковой школы». В данном

случае преимущественно используют позиции малой «Бросковой школы». В левой

части рис. 34 обозначены три линии бросков (три «луча»). Броски выполняются «по

лучам». Первый бросок (или броски) выполняют с близкого расстояния на одном из

«лучей». Второй бросок - со среднего расстояния на том же «луче». Третий - с

дальнего расстояния на том же «луче». Когда удачно пройден один «луч»,

переходят к следующему, и Т.Д: С каждой точки можно выполнять от одного до

трех бросков (по заданию или договоренности).

Защитные действия и овладение мячом

ИГРА "ПРИЛИПАЛА"

Вариант 1. Играют в паре игрок свободно бегает по всей Площадке. Второй

располагается рядом с первым и старается находиться как можно ближе к нему.

Разрешается небольшое касание рукой (тыльной стороной). Через некоторое

время игроки Меняются ролями*

Вариант 2: Аналогичен варианту 1. Отличие заключается в том, что игроки

должны все время видеть мяч в руках учителя (тренера). Если мяч в правой руке

учителя (справа), то первый игрок убегает, а второй «прилипает». Если мяч в

левой руке учителя (слева), то второй убегает, а первый «прилипает».

3.Подведение итогов семинара.

(Все игры были показаны на обучающихся ДЮСШ г. Углича юноши 2005-2006гг.р.)

1.

Перейдя из детского сада в школу, родители сталкиваются с проблемой

нежелания ребенка ходить на уроки физической культуры.

Первоклассникам строгие уроки физкультуры, кажутся скучными и

неинтересными, после веселых, игровых физкультурных занятий в

детском саду. И именно в начальной школе дети теряют интерес к

физической культуре и спорту на всю жизнь.

2.

И это нам, как педагогам необходимо исправить. Для этого нам

приходиться применять много методов. Сегодня я вас познакомлю с

игровым методам.

3.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает

законам, заложенным самой природой в развивающемся организме

ребенка.

4.

Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод

воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм

обыденное становится необычным, а потому особенно

привлекательным. Игра всегда связана с инициативой, фантазией,

творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную

активность. В игре используются естественные движения большей

частью в развлекательной ненавязчивой форме.

5.

Для успешного выполнения учебных заданий, предлагаемых детям на

тренировке необходимо вызвать у них положительное отношение к

предстоящей работе.

6.

Программа последовательно решает задачи приобретения детьми

новых двигательных умений; уверенное владение мячом; ориентации

детей на дальнейшие занятия в секциях баскетбола; отсутствия

или снижения страха перед выполнением контрольных тестов,

индивидуальных выступлений, показов; знания подвижных игр и

умения их организовать.

7.

Поскольку программа основана на одном виде спорта, то во все

используемые в процессе обучения подвижные игры были внесены

элементы баскетбола (ведение, броски, ловля, передача мяча).

8.

При разучивании подвижных игр соблюдается принцип от «простого к

сложному», простраивается возможность для подготовки детей в ходе

этих игр к игре в баскетбол. Такие методические приемы, как показ

и объяснение являются ключевыми на занятии с детьми младшего

школьного возраста. В «Школе мяча» показав детям движение,

предлагаю выполнить его в течение одной минуты, не акцентируя

внимания на правильности выполнения. Дети, более точно

справившиеся с упражнением, демонстрируют свое умение. После

такой нехитрой процедуры мы продолжаем выполнение упражнения, а

ребята, у которых оно получилось, поправляют, объясняют ошибки

своим партнерам.Есть игры, используемые только на определенных

этапах обучения. Так на начальном этапе обучения броски двумя

руками от груди мы используем игру «Не пропусти мяч». При

проведении данной игры тренеру достаточно просто отследить

правильность выполнения бросков, постановку ног. Дети же

отрабатывают бросок в упрощенных условиях. При совершенствовании

броска от груди двумя руками играем в «10 передач». В данной игре

дети выполняют те же броски, но уже в условиях близких к игровым,

где необходимо решать тактические задачи. И есть такие игры, в

которые дети играют практически на каждом занятии, это

всевозможные «ловишки», «догонялки», заменяющие традиционный

бег по залу. При выполнении общеразвивающих упражнений к

знакомым играм типа «Воробьи – вороны» добавляем элементы

баскетбола, упражнения с баскетбольными мячами и старая игра

становится новой, интересной и увлекательной. Иногда в одной игре

объединяем несколько баскетбольных элементов. Так, в игре «15»,

дети выполняли броски в баскетбольный щит (т.к. в кольцо детям

попадать еще очень сложно), стараясь быстрее другой команды набрать

15 очков. Таким образом, они выполняли два движения: прицельный

бросок в щит, ловля мяча после отскока. Играя в «Салки в два круга»

ребята совершенствуют стойку баскетболиста, ведение мяча правым,

левым боком, остановку.

9. Выполнение обязанности водящего оказывает на ребенка

серьезное воспитательное воздействие. Поэтому стараюсь,

чтобы в этой роли побывали все дети. Водящих мы

выбираем несколькими способами: по желанию, по

считалке, водящим может стать победитель предыдущей

игры. Обычно, от этой роли ни кто не отказывается, и

желающих всегда много. В ходе игры слежу за

правильностью выполнения движений, соблюдением

правил игры, поощряя детей словами и принимая во

внимание их умение, физическое и психическое состояние.

У нас нет проигравших. По окончании занятия дети

получают звания самых прыгучих, терпеливых, упорных,

трудолюбивых, ловких, смекалистых, шустрых.

10.Но при проведении игр с мячом часто происходит скопление игроков возле мяча

или дети все вместе бегут за мячом, что ведет к возникновению опасных и

неконтролируемых ситуаций. Детям присущ бесконтрольный азарт. Поэтому на 1

– 2 году обучения мы используем только половину площадки, небольшое

количество игроков в команде (3х3,4х4) Мини-баскетбол. В данном варианте, во-

первых, дети не получают перегрузки, и, во-вторых, у них не теряется интерес к

игре, т.к. при большом количестве игроков мяч достается ребенку редко и

поиграть практически не удается.

11. На каждом занятии мы изучаем одну новую игру и играем в 4 – 5 «старых»,

дети хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения

показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются,

если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же

варианте, ничего не изменяя. Поэтомумы играем в каждую игру не более 5

минут, добавляем мяч (мячи) и играем с использованием элементов баскетбола,

изменяя, добавляя по ходу игры новые условия, правила.

12.Предлагаемый материал легок и интересен в применении, не требует

дополнительных затрат, успешно решает задачу оптимального физического

развития. Данную методику могут применять как учителя физической

культуры, так и тренеры – преподаватели различных игровых

специализаций лишь заменяя баскетбольный мяч на волейбольный,

футбольный, гандбольный и т.д. Предложенными играми можно заниматься

дополнительно как с мячом, так и без мяча на любой игровой площадке.

13.На первом этапе применения игровой технологии определяются организующие

элементы и их мотивационно – целевая основа:

- определяется назначение игр;

- устанавливается количество игр, необходимых для отработки спортивных элементов,

игровое время, количество повторений.

Второй этап предполагает:

- разработку игры с учетом решаемых на занятии задач, уровня развития детей;

- отбираются игры: определяются задания, правила, действия участников;

- разрабатывается план тренировочного занятия и содержание учебного материала;

- разрабатывается преемственность игр.

Постоянная опора на игровую технологию помогает перевести физические упражнения

в осмысленные действия



В раздел образования