Автор: Фролова Наталья Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР -детский сад "Сказка" ОП "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Ковылкино, республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационный подход к логопедической работе
Раздел: дошкольное образование
Инновационный подход к логопедической работе
Инновационные процессы на современном этапе развития общества
затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как
начальную ступень формирования личности. На смену традиционным
методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные
на активизацию познавательного развития ребенка.
Учителя-логопеды в детских садах не остаются в стороне от процесса
творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии,
они активно используют инновационный подход к обучению и воспитанию
детей с речевыми нарушениями, внимательно следят за методическими
новинками в области коррекционных технологий. На фоне комплексной
логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий,
оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению
всего организма.
Немного подробнее о каждом из методов.
1. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и
увеличивающих
объём
памяти
путём
образования
дополнительных
ассоциаций.
Такие
приёмы
особенно
важны
для
дошкольников,
так
как
мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних
средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование
мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи,
позволяет детям
эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,
перекодировать,
сохранять
и
воспроизводить
её
в
соответствии
с
поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не
изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это
значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
2. Компьютерные технологии. Использование в коррекционной работе
новых
информационных
технологий,
основанных
на
применении
компьютера, имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой
среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче учебного
материала,
и
постоянный
контроль
над
действиями
обучаемого,
и
регулирование оптимального темпа прохождения каждым учеником заданий,
их сложности. Включение игровых компьютерных технологий в систему
логопедической работой с дошкольниками обусловлено необходимостью
преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном
процессе. При использовании компьютерных технологий происходит не
только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно
целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной
координации, познавательной активности. Также развивается произвольная
регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность
заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы,
планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.
3. Палочки Кюизенера.
Комплект цветных счетных палочек наравне с развитием математических
представлений позволяет одновременно закрепить у детей в практической
деятельности грамматические категории - употреблять порядковые и
количественные числительные; учить задавать вопросы и отвечать на них,
используя предложения с однородными определениями. Пособие является
хорошим
материалом
для
развития
мелкой
моторики,
психических
процессов, таких как память, воображение, логическое мышление.
Рекомендуется использовать их, как часть занятий по обучению грамоте: -
выкладывая буквы, слоги, слова. В игровой форме дети быстрее запоминают
буквы, элементы, из которых они состоят. Выкладывание слогов и слов
ускоряет процесс освоения звукового и слогового состава слова, что
становится базой для овладения чтению.
4. Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити
контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития
не только познавательной, но и речевой активности.
В процессе работы над составлением картин с использованием техники
ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание,
сочетать
образы
и
предметы
между
собой
по
величине,
окраске,
пространственному расположению.
Ниткографию
можно
сочетать
с
развитием
связной
речи.
После
прослушивания сказки или рассказа имеет смысл дать ребенку задание
изобразить его героев. Также можно загадать загадки или задать вопросы,
ответами на которые послужат «рисунки» нитью.
5. Танграм. Игру "Танграм" можно использовать в детском саду, как на
занятиях по математике, так и в свободное от занятий время на
математических викторинах и досугах, в индивидуальной работе с детьми и
дома, в семье. Дети выкладывают картинки из танов, заучивают лексический
материал к ним. При этом у детей развивается и тренируется память,
автоматизируются
поставленные
логопедом
звуки,
решаются
образовательные и коррекционные задачи.
В логопедических группах детского сада работа ведется по лексико-
грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания
детей об окружающем мире. По многим темам разработаны картинки к игре
“Танграм” (дикие и домашние животные и птицы, деревья, дома, мебель,
игрушки, посуда, транспорт, человек, семья, цветы, грибы, насекомые, рыбы
и др.). По теме “Дикие животные” разработаны картинки: заяц, лиса, волк,
медведь, белка, лев, кенгуру . Играя с картинками, выкладывая их, дети
заучивают
разнообразный
речевой
материал,
а
также
закрепляют
и
автоматизируют поставленные логопедом звуки.
Использование
этих
форм
работы
помогает
организовать
занятия
интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и
творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего
обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения
программного материала в полном объёме.