Автор: Романенко Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Дубровская СОШ им. Н.П. Сергеенко
Населённый пункт: село Дубровка Суражского района Брянской области
Наименование материала: Урок литературы для учеников 8 класса (по программе В. Я. Коровиной)
Тема: Русские народные песни, отражение в них жизни народа
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 8 классе по программе В.Я. Коровиной
2020 учебный год
Учителя высшей квалификационной категории
МБОУ Дубровской СОШ им. Н.П. Сергеенко
Суражского района Брянской области
Романенко Натальи Николаевны
Тема
: Русские народные песни, отражение в них жизни народа.
Цель:
выявить особенности русской народной песни, её виды.
Задачи:
вызвать интерес у учащихся к изучению фольклора, рассказать об
особенностях народных песен, об отражении в песнях жизни народа; учить
различать обрядовые и лирические, календарные и исторические песни;
формировать навыки выразительного чтения народных песен; развивать
логическое и образное мышление, умение сравнивать, анализировать,
классифицировать; воспитывать уважение к русской литературе и культуре,
к народному слову, к людям, сохраняющим фольклорные традиции.
Оборудование
: учебник В.Я.Коровиной; рабочая тетрадь по литературе для
8 класса (2 части) Р.Г.Ахмадуллиной; репродукции картин «Хоровод»
Н.Рериха, «Хоровод» А.Степанова, «Девичник» А.Корзухина; аудиозапись
народных песен села Дубровка в исполнении народного хора.
Тип урока
: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений.
Ход урока
1.
Организационный этап.
(Звучат народные песни в исполнении народного хора села Дубровка)
«Ой, шёл чумак из Дону до дому на хвилиночку схилився…»
«Солнце низенько, вечер близенько, выйди до мене, моё серденько…»
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Нам с вами очень повезло, потому что мы можем слушать народные песни
не только в записи, но и восхищаться их звучанием непосредственно,
вживую. И сами мы исполняем народные песни в рождественские
святочные вечера, на масленичных гуляниях, вслушиваемся в смысл
обрядовых песен на свадьбах, крестинах, во время похорон.
- Как вы думаете, ребята, почему песни пришли из глубины веков и живут
рядом с нами?
- Почему в каждой местности они разные, хотя имеют много общего?
- Что вас привлекает в русских народных песнях?
3. Работа в тетради (записать тему, выбрать эпиграф к уроку и кратко
прокомментировать свой выбор)
Эпиграф:
слова Н.В. Гоголя «Песня – это народная история, живая,
яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа» или
пословицы:
Сказка – складка, а песня – быль.
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
Песню петь - не поле пахать.
Красна песня ладом, а сказка – складом.
Не наплакавшись, не запоёшь.
3.
Самостоятельная работа с учебником. Виды песен. Анализ примеров
песен из учебника.
4.
Просмотр репродукций картин, беглая беседа по ним.
5.
Работа в Рабочей тетради (2) стр. 7 -9 задания 5 – 8.
6.
Словарная работа
Параллелизм
- (идущий рядом) - один из художественных приёмов
поэтической речи, чаще всего фольклорной, состоящий в
сопоставлении двух явлений путём их параллельного изображения;
подчёркивает сходство или различие явлений.
Белый стих
- нерифмованный стих; название произошло от того,
что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются
незаполненными.
7.
Работа с опорной схемой
Виды необрядовых лирических
песен
бытовые:
любовные
семейные
шуточные
социального содержания:
разбойничьи
удалые
солдатские
отходнические:
бурлацкие
ямщицкие
чумацкие
8.
Работа с памяткой
Основные черты лирических песен:
●
Стихотворение без рифмы (белый стих);
●
Форма – монолог, реже диалог;
●
Разговорная лексика;
●
Мелодичность, напевность;
●
Выражение внутреннего состояния героя;
●
Использование параллелизма;
●
Использование постоянных эпитетов (красна девица, добрый
молодец);
●
Использование символов (символы девушки – «белая лебёдушка»,
«ягодка»; символы молодца – «сизый орёл», «ясный сокол»,
«зелёный дуб»);
●
Повторы;
●
Лирические обращения.
9.
Закрепление изученного: литературный практикум
Выразительное чтение песен с элементами анализа, используя памятку.
10. Подведение итогов урока.
11. Оценки за урок.
12.Рефлексия с помощью интерактивного приёма «Неоконченное
предложение»
❖
Я думаю, что народная песня – это…
❖
Действительно, без песни народ бы не смог…»
13.Домашнее задание
1.
Приготовить чтение наизусть одной из лирических песен нашей
местности или исполнить её в соответствии с традициями.
2.
Подготовить сообщение об эпосе, его жанрах.
3.
Подобрать материал об исторических деятелях, оставивших о себе
память в веках.
17 65 57