Автор: Хитрова Татьяна Ефимовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №24
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Калининский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Раздел: дошкольное образование
В этом материале можно узнать о таком приёме в обучении
дошкольников как мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания,
технология развития памяти.
Смысл мнемотехники в том, что любое слово можно нарисовать,
проассоциировать со зрительным образом.
Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что для ребенка запомнить
что-либо на слух задача не из легких, в то время как с помощью картинок
даже объемные рассказы и стихотворения он может быстро запомнить.
В
последнее
время
в
дошкольных
учреждениях
приемами
мнемотехники пользуются очень активно и не только для работы с
обычными детками, но и для коррекции состояния у детей с отставанием в
развитии.
У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но
пользоваться им и употреблять слова в верной форме им ещё достаточно
сложно.
Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов,
либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с
места на место.
В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее
действия основываются на том, что у дошкольников очень развита
зрительная память и образное мышление.
В основном мнемотехника – это использование специальных карточек
и схем.
Основные приемы мнемотехники детям 4 -6 лет:
Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько
предметов и он должен придумать о них рассказ – этот способ используется
для развития воображения.
Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по
карточкам,
на
которых
каждой
строчке
стиха
соответствует
свое
изображение.
Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и
предлагают
распределить
их
по
группам.
К
примеру,
карточки
с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители.
Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить
позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него
картинки.
При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные
правила.
Правила при работе с мнемотехникой:
Занятия проводить по принципу – от простого к сложному начиная от
мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и
легче.
На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать
девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
Не
использовать
более
двух
мнемосхем
в
день,
а
повторное
рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка.
Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по
тематике. В первый день – на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в
третий на математическую и так далее.
Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, очень
важно, чтобы и родители принимали активное участив обучении ребенка.
Мнемотехника дома.
Как можно применить принципы мнемотехники дома?
Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его
день. Время от времени давайте картинки и пусть он составляет по ним
рассказ. Вы можете взять картинки из известной вам обоим книжки и
предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить
свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
Эта техника очень полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в
первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и
понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно
чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.
Литература: Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в
обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных
рассказов / Дошкольное воспитание, 1990, № 10,