Напоминание

"Использование мнемотехники в развитии речи детей"


Автор: Хитрова Татьяна Ефимовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №24
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Калининский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В этом материале можно узнать о таком приёме в обучении

дошкольников как мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания,

технология развития памяти.

Смысл мнемотехники в том, что любое слово можно нарисовать,

проассоциировать со зрительным образом.

Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что для ребенка запомнить

что-либо на слух задача не из легких, в то время как с помощью картинок

даже объемные рассказы и стихотворения он может быстро запомнить.

В

последнее

время

в

дошкольных

учреждениях

приемами

мнемотехники пользуются очень активно и не только для работы с

обычными детками, но и для коррекции состояния у детей с отставанием в

развитии.

У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но

пользоваться им и употреблять слова в верной форме им ещё достаточно

сложно.

Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов,

либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с

места на место.

В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее

действия основываются на том, что у дошкольников очень развита

зрительная память и образное мышление.

В основном мнемотехника – это использование специальных карточек

и схем.

Основные приемы мнемотехники детям 4 -6 лет:

Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько

предметов и он должен придумать о них рассказ – этот способ используется

для развития воображения.

Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по

карточкам,

на

которых

каждой

строчке

стиха

соответствует

свое

изображение.

Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и

предлагают

распределить

их

по

группам.

К

примеру,

карточки

с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители.

Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить

позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него

картинки.

При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные

правила.

Правила при работе с мнемотехникой:

Занятия проводить по принципу – от простого к сложному начиная от

мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.

Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и

легче.

На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать

девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

Не

использовать

более

двух

мнемосхем

в

день,

а

повторное

рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка.

Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по

тематике. В первый день – на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в

третий на математическую и так далее.

Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, очень

важно, чтобы и родители принимали активное участив обучении ребенка.

Мнемотехника дома.

Как можно применить принципы мнемотехники дома?

Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его

день. Время от времени давайте картинки и пусть он составляет по ним

рассказ. Вы можете взять картинки из известной вам обоим книжки и

предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.

Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить

свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.

Эта техника очень полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в

первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и

понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно

чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Литература: Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в

обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных

рассказов / Дошкольное воспитание, 1990, № 10,



В раздел образования