Напоминание

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников


Автор: Клименко Виталина Вячеславовна
Должность: воспитатель группы ОРН для детей от 3 до 7 лет
Учебное заведение: МДОУ № 48
Населённый пункт: г. Нерюнгри РС (С)
Наименование материала: презентациЯ
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проектная деятельность

как средство развития

познавательной

активности дошкольника»

Китайская пословица гласит: «Расскажи –

и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать – и я пойму». Усваивается все

прочно и надолго, когда ребенок слышит,

видит и делает сам.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об

образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования от

«17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г,

в

системе

дошкольного

образования

происходят

серьёзные

изменения:

дошкольное образование становится первым уровнем общего образования.

Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в

педагогической

теории

и

практике

дошкольных

учреждений,

совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному

образованию должно прийти продуктивное обучение, которое направлено

на,

формирование

у

детей

потребности

к

активной

созидательной

деятельности, развитие творческих способностей.

Одним

из

перспективных

методов,

способствующих

решению

этой

проблемы,

является

метод

проектов.

Основываясь

на

личностно-

ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он формирует навыки

сотрудничества,

развивает

познавательный

интерес

к

различным

областям знаний

.

Что же такое «ПРОЕКТ»?

В

словаре

слово «проект» заимствовано

из

латыни

и

означает «выброшенный

вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Метод проектов - способ организации педагогического процесса,

основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ

взаимодействия

с

окружающей

средой,

поэтапная

практическая

деятельность

по

достижению

поставленной

цели.

Метод

проектов

как

педагогическая

технология —

это

совокупность

исследовательских,

поисковых,

проблемных методов, творческих по своей сути

Достоинства метода проектов

Метод

проектов полностью

соответствует

требованиям

ФГОС

дошкольного образования:

Работа

по проектам помогает

реализовать

принцип

интеграции

образовательных областей и может быть направлена на организацию

игровой,

познавательно-исследовательской,

коммуникативной,

продуктивной

детской

деятельности.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в

различные

виды

творческой

и

практически

значимой

деятельности,

в

непосредственном контакте с различными объектами социальной среды

(экскурсии,

разведки,

встречи

с

людьми

разных

профессий,

игры

на

объектах социальной среды, практические полезные дела).

Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать

“деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности,

навыки партнерского взаимодействия.

Метод

проектов соответствует

комплексно-

тематическому

принципу

построения

образовательного

процесса,

так

как

предполагает

погружение

ребенка

в

определенную

тему

или

проблему.

Таким

образом,

получается

целостный,

а

не

разбитый

на

части

образовательный

процесс.

Это

позволит

ребенку «прожить» тему

в

разных

видах

деятельности,

усвоить больший объем информации по предлагаемой теме,

осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной целью проектного метода в ДОУ является

развитие свободной творческой личности ребёнка, которое

определяется

задачами

развития

и

задачами

исследовательской деятельности детей.

Классификация проектов

индивидуальные

коллективные

групповые

Проект – это «пять П»

С

чего

начать

проект?

Как

заинтересовать

детей?

Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что

хочет взрослый?

В

младших

группах

выбор

проекта

осуществляет

воспитатель,

основываясь

на

интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста –

выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со

своими

желаниями

и

уровнем

развития.

Дети

это

участники

планирования,

их

вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора

содержания проекта.

Что может послужить источником темы проекта?

Предпосылки к выбору темы проекта:

1. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)

2. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать,

рассказывать стихи и пр.)

3. Что-то внести (вещь, предмет,.)

4. Что-то убрать…

5. Организовать ситуацию (перекрыть воду в кране, сменить мыло на кирпичик)

6. Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя.

7. Внести героя.

Метод проектов предполагает:

Постановку проблемы (1этап) Поисковый: определение темы и

целей проекта; педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него

задачу на определенный отрезок времени.

Её обсуждение (2 этап) Планирование деятельности по достижению цели, определение

источников информации:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

-

Обсуждение способов сбора и анализа информации, способов представления результатов.

Работу над проектом (3этап) Практический: (основной этап) поиск информации детьми

совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.).

Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт

деятельности др.

При организации проектной деятельности

дошкольников полезно учитывать их возраст.

Дети 3-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте

«на

вторых

ролях»,

выполняют

действия

по

прямому

предложению

взрослого

или

путём

подражания

ему,

что

не

противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё

существует

потребность

установить

и

сохранить

положительное

отношение

к

взрослому

и

подражать

ему.

Несмотря

на

различный

возраст

детей,

специфика

использования

метода

проектов

в

дошкольной

практике

заключается

в

том,

что

взрослым

необходимо

«наводить»

ребёнка,

помогать

ему

обнаруживать

проблему

или

даже

провоцировать

её

возникновение,

вызвать

к

ней

интерес

и

«втягивать»

детей

в

совместный

проект,

но

при

этом

не

переусердствовать с помощью и опекой.

Задачи исследовательской деятельности

специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

В старшем дошкольном возрасте это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а

затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной

задачи, с использованием различных вариантов;

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и

практических задач;

Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

Развитие важнейших компетенций для современной жизни.

Развитие

желания

пользоваться

специальной

терминологией,

ведение

конструктивной

беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Практические

Практические

Создание развивающей

среды

Создание развивающей

среды

Экскурсии,

наблюдения

Экскурсии,

наблюдения

Оформление уголков

в группах для

познавательного

развития детей

Оформление уголков

в группах для

познавательного

развития детей

Словесные

Словесные

Беседы,

наблюдения

Беседы,

наблюдения

Чтение

художественной

литературы,

заучивание

стихотворений

Чтение

художественной

литературы,

заучивание

стихотворений

Дидактические игры,

сюжетно-ролевые

игры, подвижные игры

Дидактические игры,

сюжетно-ролевые

игры, подвижные игры

Наглядные

Наглядные

Выставки,

конкурсы

Выставки,

конкурсы

Сбор

фотоматериалов

Сбор

фотоматериалов

Рассматривание

иллюстраций

Рассматривание

иллюстраций

Личный пример

взрослых

Личный пример

взрослых

Оформление проекта

Название проекта

Руководитель

Вид проекта

Масштаб (возраст детей)

Длительность

Проблема или гипотеза (если это исследовательская

деятельность)

Девиз проекта (может быть пословица, поговорка,

стихотворение)

Цель взрослая

Цель детская

Задачи проекта

Подготовительный этап (подбор литературы, иллюстраций,

музыки, изготовление игр, костюмов и т.д.)

Оформление проекта

-

Основной

этап

(через

какие

виды

деятельности

осуществляется

реализация проекта: проведение НОД, чтение художественной

литературы,

экскурсия,

наблюдения,

продуктивная

деятельность, проведение праздников ,развлечений, сюжетно-

ролевые игры, дидактические игры и т. д.

-

Заключительный

этап

(оформление

проекта,

итоговое

занятие, концерт, выпуск стенгазеты, журнала, изготовление

макета и т.д.; защита проекта).

- Оценка знаний детей до и после реализации проекта.

В качестве приложения в папку вкладываются конспекты

НОД, развлечений, беседы, рисунки детей, фотографии, схемы,

графики, диагностики и т.д.

Литература

:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.

Образовательные проекты

в

детском

саду.

Пособие

для

воспитателей/Н.

А.

Виноградова,

Е.

П.

Панкова.

М.:

Айрис-пресс,

2008.

208

с.

– (Дошкольное

воспитание и развитие).

Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4.

3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. -

2003. - № 3.

4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников//

Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное

воспитание. - 2007. - № 2.

6.

Проектный

метод

в

деятельности

дошкольного

учреждения:

Пособие

для

руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А.

Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

7.

Штанько

И.

В.

Проектная

деятельность

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004.



В раздел образования